Прогрессивный и необычный
К тому времени компоновка автомобиля уже была проработана самими чехами. Главное отличие будущей 613-й от предшественниц заключалось в том, что двигатель должен был разместиться над задней осью, а не за ней. По сути, эта компоновка являлась чем-то средним между задне- и среднемоторной, что в итоге могло обеспечить практически идеальную развесовку. А ведь именно распределение массы по осям является ахиллесовой пятой машин с задним расположением силового агрегата, что не лучшим образом сказывается на управляемости. В своё время конструкторы Татры боролись с этой проблемой и нестандартными приёмами. К примеру, на легендарной Tatra 87 заводская инструкция предписывала поддерживать в задних шинах "обычные" 2 атмосферы, в то время как в передних – всего 1,2!
Почему же чехи обратились именно к итальянцам? Скорее всего, именно из-за того, что дизайнеры этой страны на тот момент считались законодателями автомобильной моды, а в Италии работало несколько известных кузовных ателье, которые постоянно выполняли подобные заказы "на сторону", то есть по просьбе производителей автомобилей.
Прототип выглядел очень стильно и современно. Салон – под стать внешности
Надо отдать должное художникам из Vignale – внешность 613-й получилась самобытной и запоминающейся, но при этом она вполне вписывалась в новое время, полностью соответствуя тенденциям автодизайна начала семидесятых. Угловатый силуэт был стремительным и легким одновременно, благодаря чему довольно крупная машина оставалась изящной. Современников удивляли пропорции кузова с длинным багажником, расположенным спереди, и скошенной задней частью, что лишний раз намекало на необычность компоновки и технических решений этого чешского лимузина.
Отсутствие мотора спереди дало возможность итальянским кузовщикам добиться хорошей пассивной безопасности, ведь у машины появились большие сминаемые зоны, которые могли эффективно поглотить энергию удара. Если прибавить к этому немалую массу и травмобезопасную конструкцию деталей интерьера, то становится понятно, что 613-я была весьма продвинутым автомобилем своего времени.
Большая площадь остекления положительно сказалась не только на внешности, но и обеспечила отличную обзорность, а практически прямоугольные задние двери позволяли уважаемым пассажирам легко проникать в салон новой Татры.
От тестов – к производству
В 1970 году новая модель уже существовала в виде трех опытных образцов с разными типами кузова – седан и купе. Впоследствии от не самой практичной двухдверки отказались.
В социалистической реальности не нашлось места двухдверной версии
Опытные образцы прошли ряд испытаний – в том числе и на полигоне в подмосковном Дмитрове. Всесторонняя проверка помогла выявить отдельные недостатки в конструкции, которые к моменту запуска автомобиля в серийное производство были ликвидированы.
Три года спустя, в 1973-м, Татру 613 впервые продемонстрировали на пражской выставке, а уже в 1975 на филиале в Пршиборе началось мелкосерийное производство люксовых «легковушек». В то время основное предприятие в Копршивнице было загружено производством грузовиков и работало на полную мощность, а люксовому седану конвейерные технологии не требовались, ведь 613-ю собирали почти вручную, выпуская в год всего-то до тысячи экземпляров.
Сдуть стереотипы
Технически Татра 613 радикально отличалась не только от автомобилей представительского класса, но и от большинства машин вообще. Судите сами: двигатель этого большого седана имел не только необычное расположение, но и... охлаждался воздухом! Да-да, именно так – пятиметровый автомобиль по компоновке и конструкции силового агрегата недалеко ушел от советского Запорожца!
Традиционно для Татры у 613-й было заднее расположение двигателя, который имел восемь цилиндров и воздушное охлаждение
Правда, «воздушник» оказался под стать габаритам и назначению автомобиля – под коротким капотом скрывалась V-образная «восьмерка» рабочим объемом 3,5 литра, которая благодаря четырем распредвалам (!), паре карбюраторов и бесконтактной системе зажигания выдавала вполне приличные по тем временам 165 л. с.
Правда, физику не обманешь: мотор с воздушным охлаждением напоминал Запорожец не только по схеме, но и по звуку. Такое "звуковое сопровождение" для представительского седана, конечно, не совсем комильфо, но концептуально легковая Татра могла быть только такой.
Зато стрекочущее сердце позволяло массивному автомобилю разгоняться до 200 км/ч, да и по динамике она превосходила большинство массовых «легковушек» того времени. Восемь цилиндров любили пить бензин через два карбюратора Jikov: расход топлива легко достигал 18-20 литров. Впрочем, потенциальных "владельцев" это нисколько не смущало, ведь заправлялись Татры за казенный счет!
Многие технические решения автомобиля не выглядят архаичными и сегодня: передняя подвеска типа МакФерсон, рулевая рейка с гидроусилителем, вентилируемые дисковые тормоза на всех колесах... Высокий статус 613-й подтверждала и комплектация, которая уже в базе предусматривала электроприводы стекол, кондиционер (!) и две автономные салонные «печки», работающие на бензине (еще одна аналогия с Запорожцем).
Таким образом, по оснащению и уровню «штучности» сборки чешский седан заметно опережал «ширпотребные» советские Волги, являясь, скорее, аналогом Чайки ГАЗ-14. К слову, советские чиновники, которым ГАЗовская Чайка была не по статусу, любили эту «иномарку», ведь она превосходила не только «двадцать четвертую» Волгу, «положенную» им в табели о рангах, но и новейший ГАЗ-3102.
Внешне у Татры есть неуловимое сходство с Чайкой ГАЗ-14. Но советский лимузин был еще монументальнее
Сквозь годы
За годы выпуска, кроме основной модели 613 в различных исполнениях, существовали и версии, отличавшиеся колесной базой и типом кузова. «Специальная» улучшенная версия 613S, кабриолет, карета скорой помощи – какие только задачи Татре не приходилось выполнять! Впрочем, это была обычная практика для правительственных лимузинов, которые и в СССР выпускались в виде автомобилей специального назначения.
Уже в 1980 году модель получила обозначение 613-2, что указывало на модернизацию автомобиля. Действительно, двигатель стал чуть мощнее, хотя внешне 613-я второй итерации не сильно отличалась от первой модификации.
А вот Tatra 613-3 образца 1984 года легко отличить от предшественниц: в духе времени машина получила пластиковые бамперы вместо хромированных, а передняя часть также несколько видоизменилась. Машина стала выглядеть современнее и дешевле одновременно. Увы, мода тех лет предполагала минимум внешнего декора даже на машинах такого класса, что не лучшим образом сказалось на представительности 613-й.
Поздние версии смотрелись более современно, но не так солидно, как машины первых лет выпуска
Tatra 613-4, выпускавшаяся с 1991 года, отличалась более современным интерьером, ну а вершиной в линейке модификаций стала версия с индексом 613-5, которая появилась уже в новом государстве, образовавшемся после распада социалистической Чехословакии на две отдельные страны – Чехию и Словакию. Машина была изрядно напичкана "наворотами", в числе которых был говорящий компьютер, CD-чейнджер, кожано-деревянная отделка интерьера и многое другое.
Интерьер Tatra 613 разных лет заметно отличался
Увы, эпоха 613-й закончилась в 1996 году, поскольку в новой стране в служебных автомобилях такого класса необходимости не было, а простым автомобилистам прожорливый большой седан с расположенным сзади «воздушником» был и не по карману, и не по душе. Татра 613 не являлась объектом вожделения «простых смертных» – скорее, во времена ЧССР они мечтали о благах, которые олицетворяла такая «персоналка». За двадцать лет в Пршиборе было выпущено около 11 тысяч 613-х, ставших последними представительскими седанами социалистического периода Чехии.
Чехи пытались осовременить свою «легковушку» всеми доступными средствами
Последняя попытка Tatra
Впрочем, Татра предприняла еще одну попытку остаться производителем легковых автомобилей, создав модель Т700. От 613-й "семисотка" отличалась радикально не только внешностью, но и силовым агрегатом – 200-сильный двигатель c распределенным впрыском имел традиционное жидкостное охлаждение. Предусматривалась и «заряженная» версия, 4,4-литровый двигатель которой развивал ни много ни мало 430 «лошадок»!
Модель Т700 оказалась невостребованной
Увы, и такие автомобили не нашли своего покупателя. В Европе все места под солнцем к тому времени были давно поделены между немецкими грандами, а в самой Чехии основным служебным автомобилем стала Шкода новой генерации, созданная совместно с немцами. Именно поэтому Tatra прекратила производство «семисоток», выпустив эту модель ограниченным тиражом в 65 экземпляров. В 1999-м году легковая Татра окончательно стала достоянием истории, а компания с тех пор занималась исключительно производством грузовиков.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться