Досье: Владимир, ник «Mono» – основатель сайта rd-forum. 32 года, живет в Москве. Учился во ВГИКе на операторском факультете, работает на телевидении, интересуется автомобилями, компьютерной техникой и фотографией. Любит путешествовать.
К: Расскажите для начала про РД-форум и его сообщество – как и почему они возникли?
В: Ресурс я создал в 2009 году. Так как никакого опыта в организации чего-либо подобного до этого у меня не имелось, было сложно, но безумно интересно – как с точки зрения налаживания работы ресурса, так и в плане проникновения в суть тематики. На тот момент достоверная информация на русском языке о радар-детекторах и о радарах практически отсутствовала, и крупные бренды и интернет-магазины в России этим успешно пользовались.
Существовало, однако, довольно большое количество дискуссий на эту тему на клубных автомобильных форумах, но информация была разрозненна, далека от понимания сути проблемы и овеяна массой суеверий. Правда, уже на тот момент становилось ясно, что практически все российские бренды (использовавшие копеечную китайскую элементную базу) не работают, либо работают очень плохо по нашим радарам. Мне же, как и некоторым другим энтузиастам, с которыми я тогда познакомился на различных ресурсах по этой тематике, было безумно интересно докопаться до истины.
Я до сих пор считаю эту тематику одной из (если не самой!) сложной в области потребительской электроники, а тогда же это усиливалось практически полным информационным вакуумом. С чего-то надо было начинать – и появился наш форум.
К: Что обсуждали на форуме в те стародавние времена?
В: В первую очередь нам захотелось найти прибор, способный уверенно детектировать российские радары, и первым источником какой-то достоверной информации стал для нас старый американский форум Radardetector.net . И хотя стандарты и системы, применяемые в США, довольно сильно отличались от наших реалий, там существовала довольно неплохая европейская секция. В ней тусовалось некоторое количество грамотных людей, с радостью делившихся с нами своим опытом.
А так как в то время в некоторых странах Восточной Европы использовали российские радары, мы смогли совместно составить список американских детекторов, способных, судя по всему, довольно хорошо с ними справляться. Ими были практически все модели Whistler и специально адаптированные для Европы модели Beltronics и Escort. Однако самым интересным и загадочным для меня оказался Valentine One – радар-детектор с двумя рупорными антеннами, способный определять направление исходящего излучения. Его и решено было заказать на пробу.
Он не просто работал по любым российским радарам – это происходило на таком расстоянии, что можно было спокойно успеть заварить себе кофе до момента встречи с патрулем ГИБДД!
А указатели направления источника сигнала были настолько удобны, что прибор вселял просто безграничную уверенность за рулем. Мне очень хотелось поделиться своим положительным опытом со всеми и обязательно подкрепить слова примерами. Я стал снимать и выкладывать видео на форум. Моему примеру последовали форумчане, и ресурс начал стремительно расти и наполняться информацией, отличительной чертой которой была достоверность и наглядность.
К: Фирменная фишка форума – практически профессиональные тесты, проводимые энтузиастами-любителями. Как она зародилась?
В: Хотелось двигаться дальше, хотелось объективного обобщения данных – так появилась идея тестов, чтобы на собственном опыте и примере показать, как в реальности обстоят дела на рынке радар-детекторов. В то время в нашей стране по сегодняшним меркам все было относительно просто.
Самым распространенным был ручной радар Искра (на сленге все его называли «феном»), также использовались применяемые до сих пор треноги Крис и Арена, плюс некоторые другие стационарные и ручные радары. Собрав детекторы участников форума, первое тестовое мероприятие мы провели в Риге, где нам помог латвийский дистрибьютор американских радаров для местной полиции. У него была Искра и некоторые радары из США, применявшиеся в Латвии.
Первый тест показал очевидную несостоятельность и слепоту к Искре детекторов российских брендов и подтвердил практически стопроцентную работоспособность американских. Затем последовало еще много тестов, и, отчасти благодаря и нашей информации, постепенно российские бренды научились адаптировать свою продукцию к реалиям, хотя по железу это все еще был китайский ширпотреб с небольшой дальностью и слабой помехозащищенностью. Но рынок стремительно рос и через 4-5 лет стал уже совершенно другим...
К: В чем заключаются ваши методики тестирования?
В: Бесценный опыт мы накопили, пройдя через многочисленные ошибки. По сути, основа любой методики измерений и сравнений – обеспечение идентичных условий. Если нет повторяемых равных условий, ни о какой достоверности теста не может быть и речи!
Поэтому первое, что нельзя делать – это включать два или более приборов в машине одновременно. Приемники радар-детекторов используют супергетеродинное усиление, благодаря которому сами имеют слабое излучение гетеродина. Если рядом включено более одного детектора, из-за этого излучения они могут наводить помехи друг на друга, и возникают либо непредсказуемые реакции, либо потеря чувствительности одним из приборов…
Если мы, к примеру, пытаемся определить максимальную дальность реакции на какой-либо радар (особенно если он «стреляет» в спину) стабильности условий мешает дорожное движение. От наличия машин интенсивность отраженного излучения радара ежесекундно меняется, что может сыграть в плюс одному прибору и в минус другому, искажая результат. Чтобы этого избежать, тесты на Крис-П мы проводим на заброшенных аэродромах, либо специальных закрытых полигонах. Если мы говорим про ручные радары, тут все несколько проще: по сути, здесь нам нужно определить стабильность детектирования одиночных выстрелов «в лоб» – это можно делать и на дорогах общего пользования, спецусловия не нужны.
К: Наверняка в практике тестирования радар-детекторов были какие-то любопытные эпизоды, неожиданные результаты?
В: Были, разумеется! Например, на одном из тестов детектор довольно авторитетной марки Whistler полностью провалил заезд на дальность определения треноги в спину, тогда как средненькие приборы российских брендов справились с этим гораздо лучше. Адаптация прибора к нашим условиям оказалась явно недостаточной...
Или вот еще случай: во время теста на дальность прямого обнаружения на Дмитровском полигоне недорогое комбо-устройство Sho-me переплюнуло некоторые американские премиум-детекторы! Впрочем, чуда и тут не было: все оказалось связано с плохой помехозащищенностью данной модели, сигнализирующей иногда непонятно на что…
К: Какие ключевые моменты эволюции радаров и радар-детекторов в последние годы вы бы отметили?
В: По моим наблюдениям за 7 лет, в области средств измерений и средств защиты произошло несколько важных революционных перемен.
Во-первых, тот самый закон об обязательной фото- и видеофиксации нарушений, сдвинувший карательную концепцию из «ручной сферы» в сферу автоматической фиксации. Так повсеместные Искры были заменены на Стрелки, а деньги из карманов инспекторов ГИБДД обильным потоком потекли в бюджеты регионов.
В сфере радар-детекторов произошел качественный рывок – многие наши бренды научились адаптировать свою продукцию сначала к Искре, потом к Стрелке, писать эффективное программное обеспечение и работать с конечным пользователем.
Затем наступила эра GPS – уже невозможно представить рынок радар-детекторов без использования баз данных координат установки радаров. Ведь даже самый высокочувствительный и избирательный прибор не справится с радарами, которые не излучают – такими, как Автоураган-ВС (определяющие скорость по видеоряду), Автодория (измеряющая скорость по времени прохождения участка между двумя комплексами), да и маломощные радарные системы (Кордон, Кречет, Multaradar) весьма непросто детектировать, особенно, если они «стреляют» в спину.
А буквально месяц назад появились первые представители сигнатурных радар-детекторов: технология, аналогов применения которой нет ни на одном рынке, и которая в потенциале позволяет полностью избавиться от ложных срабатываний. В таких устройствах записана база образцов сигналов реальных радаров, которые прибор сравнивает с принятыми по эфиру – благодаря этому он не реагирует на похожие, но ложные сигналы и помехи соответствующей частоты.
По брендам тенденция такая: российские марки становятся более актуальными, так как лучше понимают потребности рынка и используют актуальные базы данных. Американские же производители уходят с рынка – отчасти из-за курса, отчасти из-за некоторых проблем с адаптацией, отсутствием прямого контакта с потребителем и не очень качественной базой радаров. Однако их продукцией до сих пор пользуются многие энтузиасты, для которых важна дальность работы по классическим треногам и ручным радарам – они используют параллельно с радар-детектором смартфон с базой координат стационарных точек.
Сегодня средняя цена на относительно качественный радар-детектор с GPS российского бренда (к ним можно отнести продукцию Supra, Inspector, Silverstone и других марок) находится в районе 5-6 тыс. рублей.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Я вот любитель всяческих новых гаджетов и технологий, это отражается во всё и в моём автомобиле так же. Вот не так давно узнал о новых корейских радар-детекторах из серии INTEGO Grand Prix, прочитав все характеристики остановился на модели GOLD - она мне показалась, тем что мне нужно. Самая главная фишка, которая мне понравилась в отличие от других многих радарах, есть режим smart, который позволяет автоматом выбирать режим в зависимости от того с какой скоростью я еду.