Не так давно один мой товарищ задумался, на что сменить свой Ford Focus, купленный три года назад и «набегавший» уже почти сотню тысяч километров. Самой прозрачной мыслью, конечно, было посещение своего дилера с вопросами о трейд-ине и приобретении нового автомобиля – допустим, такого же. Однако визит выявил одно крайне неприятное (хоть и очевидное) обстоятельство: за 681 тысячу рублей, потраченную при покупке неплохо упакованной версии Trend Sport его нынешнего Focus сейчас можно рассчитывать лишь на Fiesta, причем в более скромной комплектации без боковых подушек безопасности – да и то с учетом восьмидесятитысячной скидки за трейд-ин!
Дауншифтинг во всей красе: если ты ездил на новой машине и наслаждался жизнью последние два–три года – то теперь либо закрывай глаза и довольствуйся меньшим, либо усерднее работай или бери кредит пожирнее. Третьего не дано. Если, конечно, не считать за альтернативу отказ от смены машины каждые три года – мы уже выяснили, что новые технологии и завышенные ожидания потребителей изрядно потрепали «ресурсность» нынешней автотехники.
Суммарным результатом гонки технологий, неугасающим стремлением ездить на новых машинах и, в главной степени, пертурбаций с курсом рубля стала новая ценовая реальность на первичном автомобильном рынке. Классы сместились, а понятия поменялись – теперь вполне бюджетным считается автомобиль стоимостью в 600–900 тысяч рублей. А ведь еще недавно миллион был психологической планкой, за которой начинался бизнес-класс…
Бюджетные автомобили
Изменения в сегменте «бюджетников», пожалуй, стали наиболее заметными – просто в силу того, что изменение низкой цены даже на 50 тысяч рублей уже изрядно сказывается на процентном подорожании.
Взять, например, лидеров первичного рынка по объемам продаж – вазовские Lada. Самая дешевая комплектация Lada Granta, «Стандарт», в 2013 году обходилась покупателям в 279 тысяч рублей – при этом уже за 343 тысячи можно было приобрести версию «Норма» с кондиционером, а за 354 получить ABS, EBD и вторую фронтальную подушку безопасности. Самым «нескромным» по цене и максимальным по упакованности значился «Люкс» за 430 тысяч, в котором наличествует и климат-контроль, и датчики дождя и света, и парктроники, и магнитола с Bluetooth, и вершина городского комфорта – АКПП. Теперь же цены на вазовский ультрабюджетник только стартуют с 384 тысяч рублей, наличие в машине кондиционера предполагает 442 тысячи рублей в кармане, а АКПП можно получить, имея полмиллиона. Самая же богатая комплектация (которая, справедливости ради, несомненно, богаче той, что была в 2013 году) стоит 561 400 рублей. Удорожание базовой версии составило 38% или 105 тысяч рублей, а топовой – 31% или 131 тысячу. Не будем ворошить прошлое и вспоминать, что базовая Granta презентовалась как замена уходящей с конвейера «семерке», которая стоила чуть меньше двухсот тысяч – времена не те, да и толку от этого нет.
Немного более оптимистичная картина – с семейством Kalina. Второе ее поколение тогда только укреплялось на рынке, комплектаций было не так много, а их оснащение – не столь разнообразно как сейчас. Поэтому ценник приведем просто для общего представления: вилка цен 2013 года была в диапазоне от 341 до 465 тысяч рублей, теперь же – от 435 до 584 тысяч. Повторимся, штатная мультимедийная система с навигацией, система помощи при трогании на подъеме, система курсовой устойчивости, круиз-контроль и другие опции – это новшества, которые стоят денег, поэтому отчаянно негодовать при виде ценника топовой версии явно не стоит. Но вот то, что нынешняя «база» практически равна по цене «топу» трехлетней давности – факт очевидный…
Не обошли стороной обновления прайсов и старушку-Ниву. Три года назад разброс цен между «пустой» и «чуть менее пустой» версией трехдверки укладывался в 11 000 рублей – от 354 до 364,5 тысяч рублей. Сегодняшняя Нива стала современнее, обзавелась кондиционером и некоторыми подогревами – и стала на сотню–полторы дороже: 466 тысяч за «Стандарт» и 493 тысячи рублей за «Люкс» с пресловутым кондиционером.
Любите читать новости про отечественный АВТОВАЗ, приправляя подорожания крепким словцом и негативными прогнозами? Напрасно: обернитесь, вокруг все тоже не идеально. Вот вам картина: 2013 год, суперпопулярный бюджетник Hyundai Solaris вот уж третий год победоносной поступью шествует по стране. И тому есть основания: цены на седан начинаются от 459 тысяч рублей, а чуть менее чем за полмиллиона можно заиметь «иномарку с автоматом» – пусть даже с 1,4-литровым двигателем и без кондиционера, который стоит дополнительные 20 тысяч. Вполне подъемно, в общем, – особенно с учетом того, что все более дорогие исполнения укладываются в 600 тысяч рублей, за исключением версии Family, резко выделяющейся ценой в 689 тысяч. А теперь вернемся в наши дни: прайс-лист Hyundai красочно сообщает о специальном «промо-предложении», в рамках которого стартовая цена на Solaris составит не 620, а всего 590 тысяч рублей. Что характерно, тоже без кондиционера. «Автомат» дешевле чем за 700 тысяч не купить, ну а «верхушка» списка цен увенчана 807 тысячами рублей – с учетом промо, разумеется. Вот и выходят в нашей зарождающейся статистической базе цифры удорожания на 29% или 131 тысячу за базовое исполнение и на 17% или 118 тысяч рублей за «максималку».
Подробно описывать подорожание всех представителей бюджетного сегмента нет никакого смысла, достаточно еще нескольких сухих цифр, чтобы резюмировать суть. «Народный седан» от Volkswagen прошел путь от 450 тысяч за начальное исполнение и 641 тысячу за «конечное» до 580 тысяч за «базу» и 890 тысяч рублей за «топ» в исполнении GT: подорожание на 29% или 130 тысяч и 39% или 249 тысяч рублей соответственно. «Старый» Renault Logan в прошлом месяце исчез из списка актуальных моделей на официальном сайте – но мы-то помним, что в июне он стоил от 409 до 575 тысяч рублей.
А три года назад – от 349 до 500 тысяч рублей, то есть тут подорожание стало не таким мощным, не более 75 тысяч или 17%. Зато если вспомнить о существовании еще одного «супербюджетника» под названием Daewoo Matiz и восстановить в памяти, что в 2013 году у него была комплектация Low Cost за 204 тысячи рублей, а самая оснащенная версия Best Luxe с литровым мотором стоила 339 тысяч, нынешние стартовые 314 тысяч и «топовые» 414 (к слову, уже безо всяких литровых моторов) тысяч покажутся высокими. Особенно если выразить их процентах – шутка ли, базовый автомобиль подорожал на 54%, более чем в полтора раза, и даже относительно «реальной базы» Standart Base 2013 года, стоившей 261 тысячу рублей, прибавил 20%.
C-класс
А что же пресловутый Focus? Он, да и его «товарищи» из среднего класса С, где горят (или горели) такие нешуточные баталии – сколько же они прибавили за это время? Вопрос хороший – а для ответа на дургой вопрос, сколько они стоили раньше, можно просто посмотреть чуть выше.
Тут мы не в первый и не в последний раз повторим тезис о «смещении классов». Та ценовая вилка, которая в 2013 году считалась нормальной для автомобиля С-класса, теперь превратилась в диапазон прайсов именитых седанов В-класса, о которых мы только что поговорили. Судите сами: Ford Focus в «босяцкой» комплектации Ambiente без кондиционера три года назад можно было урвать за 562 тысячи рублей – сегодня даже базовый Solaris на тридцатку дороже! Полный же Titanium с двухлитровым дизелем и коробкой PowerShift приобретался за суровые 872 тысячи – при том, что то же, но с двухлитровым бензиновым мотором, предлагалось за 802. Сегодняшний Focus стал машиной серьезной: все та же Ambiente без кондиционера и с «эксклюзивно дохлым» 85-сильным мотором стоит уже 834 тысячи. На нее, правда, можно получить целый ворох скидок, начиная от всеобщего «дармового» дисконта в 50 тысяч и 25 тысяч при покупке в кредит до солидных 110 тысяч рублей за трейд-ин, тем самым «уронив» цену до демпинговых 649 000 рублей. Но даже с учетом всей этой «халявы» разница с ценником трехлетней давности составит почти сто тысяч! Максимальное же исполнение седана с тем же именем Titanium, что и ранее, но без дизеля, уже щеголяет ценником в 1 206 000 рублей – если быть корректными и сравнивать бензиновые версии напрямую, то подорожание составляет полновесные 404 тысячи.
Golf – как много в этом слове. Один из эталонов класса, он всегда был автомобилем чуть более дорогим, но обладающим немецкой харизмой и качеством, которыми и предполагалось оправдать эту цену. В 2013 году свежевышедший Golf седьмого поколения в пятидверном кузове стоил от 634 тысяч рублей – мотор на 1,2 литра механическая КПП… За Highline с 1,4-литровым TSI на 140 л. с. и DSG просили 958 тысяч рублей – как ни крути, а меньше миллиона. Открывая нынешний прайс-лист, сразу видишь семизначную цифру: 1 197 000 – и это за базу. Тут, конечно, уже никаких 1,2 – либо 1,6-литровый «атмосферник», либо 1,4 TSI, ранее бывший прерогативой дорогих версий. Но и цена – «старшее» исполнение теперь стоит почти полтора миллиона, 1 472 тысячи рублей. Стоит ли считать подорожание? Стоит ли напрямую сравнивать стартовые комплектации 2013 и 2016 года? Вопрос открытый, но статистика неумолима: подорожание составило 89% – это ведь почти в два раза…
Или вот, например, Skoda Octavia. Крупный лифтбек нового поколения на немецкой платформе за 590 тысяч рублей – вот оно, счастье 2013 года. Хорошо-хорошо, приличные комплектации обходились покупателям тысяч в 800, а самая дорогая версия – опять же, из-за дизеля – стоила 985 тысяч, снижаясь до 940 тысяч рублей при условии выбора 1,8-литрового бензинового агрегата. Нынче задумываться о покупке Octavia можно только располагая 887 тысячами рублей – а максимально оснащенная версия (конечно, отбрасывая исполнения Laurin&Klement) обойдется в 1 342 тысячи с дизелем и 1 307 тысяч рублей с 1,8-литровым TSI. Удорожание «базы» на 50% и «максималки» на 36% – это, конечно, не совсем то будущее, которого мы ждали.
Бизнес-класс
Бизнес-класс три года назад жил по своим правилам: стартовая цена – до миллиона, максимальная – немного выше этого самого миллиона. Психологический порог в миллион рублей принадлежал именно бизнес-классу – тратящего такую сумму покупателя надо было убедить. Теперь-то мы уже знаем, что этот диапазон цен тоже сдвинулся в сторону С-класса. Ну а подобрать наглядный пример для сравнения в классе D сейчас не так-то просто: одни модели ушли с рынка, другие пережили не только подорожание, но и смену поколений, делающую прямое сравнение некорректным. Осталась буквально пара вариантов…
Вот, например, Toyota Camry – самый выгодный и любимый автомобиль бизнес-сегмента. Несмотря на недавний рестайлинг, поколение осталось тем же – а цены, разумеется, поменялись. В 2013 году Camry щеголяла стартовой ценой меньше миллиона – исполнение «Стандарт» стоило 969 тысяч рублей. «Люкс» с 3,5-литровым V6 венчал прайс-лист 1 479 тысячами, а «Престиж» с 2,5-литровым мотором был значительно дешевле – 1 307 тысяч рублей. Сегодняшняя Camry в версии «Стандарт» стоит 1 364 тысячи рублей – дороже тогдашнего «Престижа», а «Люкс» смело подобрался к двухмиллионной отметке с ценником в 1 960 000 рублей. Это означает подорожание стартовой версии на 41%, а топовой – на 33% (или полмиллиона в денежном выражении).
Еще один участник, «отделавшийся» за эти три года только рестайлингом, – Hyundai i40. Согласно корейской традиции, он оказался дешевле «японцев» и «европейцев»: начальная комплектация Comfort в недавнем прошлом предлагалась за 849 тысяч рублей. Триумф корейских технологий в комплектации Triumph стоил 1 249 тысяч – тем более, что выбора двигателя все равно не было.
Сегодня двигателей у модели три, а ценник изменился чуть менее драматично, чем у многих: «база» с 1,6 GDI стоит 1 099 тысяч рублей, а «топ» с 1,7 TDI – 1 599 тысяч. Прибавив пропорциональные 29% в первом случае и 28% во втором, седан продолжил борьбу, в то время как некоторые в лице Opel Insignia, Nissan Teana, Honda Accord и Citroen C5 от нее отказались.
Кроссоверы
Стан кроссоверов – самый уютный и удобный. Если ты кроссовер – тебя все любят, ты стоишь больше миллиона, и колебания твоей цены не так сильно заметны на общем фоне. Пока кто-то дотошный не решает приглядеться…
Не лидирующий, но вполне уверенный игрок сегмента – Volkswagen Tiguan, который, несмотря на выход нового поколения, продолжает продаваться у нас в том же виде, что и в 2013 году. Одно только обстоятельство: тогда он стоил от 899 000 рублей за переднеприводный 1,4-литровый экземпляр на «механике», до 1 331 000 за двухлитровый полноприводный дизельный автомобиль.
Теперь все сдвинулось ровно по границе водораздела: цены на немецкий кроссовер стартуют от 1 329 000 и растут до 1 591 000 в исполнении Track & Field – но новая версия Sport поднимает сегодняшнюю верхнюю планку до 1 955 000 рублей. Таким образом, самая недорогая версия прибавила полновесные 48%, а «топ», который уже традиционно нельзя сравнивать с его предшественником, чуть меньше в процентном соотношении – 47%, но ощутимо больше в денежном – 624 тысячи рублей.
Вернемся к Ford еще разок – ведь у них в продуктовой линейке есть Kuga, которая не меняла поколений в последние три года. Зато меняла ценник: в 2013-м начальное исполнение Trend с передним приводом и «механикой» стоило 899 тысяч рублей, а двухлитровый дизельный Titanium Plus с PowerShift – 1 473 тысячи. В наши дни покупателю без машины, которую можно сдать в трейд-ин, и не нуждающемуся в кредите, базовое исполнение Trend (правда, уже с АКПП) обойдется в 1 435 000 рублей. Дизель из списка доступных двигателей пропал, и покупателю самого упакованного Titanium Plus придется довольствоваться 1,6-литровым EcoBoost, предварительно заплатив за него 2 050 000 рублей. Стоит отметить, что в Ford на Kuga, как и на другие свои модели, предлагают общедоступную скидку – тут она составит от 110 тысяч за «базу» и 200 за «топ». Но даже с учетом этого щедрого предложения подорожание составило 47% для начальной версии и 26% для «конечной».
Внедорожники
Дальше – больше. Ну а больше в данном случае – это еще и дороже: крупные внедорожники и в «старые добрые» времена не отличались гуманностью к кошельку. Вот, например, еще один проверенный японский крейсер – Toyota Land Cruiser 200. В 2013 году, еще в ожидании второго рестайлинга, он был доступен тем, кто располагал хотя бы 3 252 000 рублей за его пятиместную бензиновую версию, а семиместная дизельная стоила 3 406 000. Комплектация в любом случае была одна – «Люкс». Сегодня комплектаций пять, не считая специальных исполнений вроде Brownstone, и самое «бюджетное» из них – «Комфорт» – стоит 3 983 000 рублей. На вершине же этой цепочки значится имя «Executive», которое отличается не только внешним обвесом, но и ценой в 5 234 000 рублей. Такой немалый разброс по сравнению со скромным выбором трехлетней давности не может не означать нововведений в комплектациях и их расширение – а еще стартовая цена поменялась «всего» на 731 тысячу, которая, впрочем, означает довольно скромные 22%. Изменение максимальной стоимости на 54% или 1 828 тысяч рублей близко к сердцу воспринимать не стоит – многое поменялось. Но рост, тем не менее, налицо.
В компанию LC 200 вполне гармонично вписывается еще один Volkswagen – Touareg, который тоже не менял поколения с рассматриваемого нами момента. В 2013 году в ассортименте значились и дизельные, и бензиновые V8, и даже гибридная модификация, которую мы учитывать не будем.
Впрочем, она была всего на 178 тысяч дороже V8 TDI, который стоил 3 062 тысячи рублей. Самый же «скромный» ценник Touareg с бензиновым V6 был показательно меньше двух миллионов: 1 996 тысяч, если быть точным. Сегодня «крупный немец» требует для покупки минимум 2 600 000 рублей, а дизельное исполнение R-line тянет на 3 890 000 – самый дешевый и самый дорогой автомобиль стали дороже на 30 и 27 процентов соответственно.
Премиум-класс
Разумеется, рост цен не обошел стороной и премиум-сегмент, переписав ценники весьма заметно. Однако в этом случае куда ярче воспринимается «дельта цен» как таковая, нежели итоговый прайс, увеличившийся на несколько сотен тысяч, а то и на несколько миллионов. Вот лишь несколько примеров.
Не верится в «несколько миллионов»? Взгляните на бессмертный Mercedes G-class: в 2013 году G 350 CDI стоил 4 150 000 рублей, а G 500 – 5 300 000. Сегодня цены на эти исполнения составляют 6 650 000 (+60%) и 8 330 000 (+57%) соответственно. На фоне подорожания Gelandewagen на три миллиона чуть менее шокируют изменения GL, который прибавил не только букву в индексе, но и два с половиной миллиона в ценнике: GL 500 подорожал с 5 200 000 до GLS за 7 770 000 (+49%), а GL 350 вместо 3 470 000 стал стоить 5 360 000 рублей (+54%).
Даже «входной билет» в премиум заметно прибавил в цене. А-class от того же Mercedes вместо 875–1 170 тысяч рублей стал стоить 1 490–1 810 тысяч (+55-70%), а «копейка» от BMW подорожала с 895–2 050 тысяч рублей до 1 490–2 660 тысяч (+30-66%). Тем не менее эти цифры гуманнее, чем могли быть: например, на старте продаж цены на российский E-class в рублевом выражении были почти на миллион рублей ниже, чем в Европе.
Не стоит никого винить
Прочитав всю эту статистику, каждый сделает для себя свой вывод. Кто-то не удивится благодаря хорошей памяти, кто-то ностальгически вздохнет, а кто-то будет весьма поражен – если не сказать, шокирован такими изменениями. Но вот чего делать категорически не следует – так это делать вывод «опять автопроизводители на нас наживаются».
Посудите сами, ведь все прозрачно: курсы валют выросли не на 15, не на 30 и даже на 50 процентов – а меж тем даже самые жесткие подорожания, как правило, уложились в эти пределы. Автопроизводители продолжают искать пути к сердцам и кошелькам российских потребителей, заодно пытаясь всячески сократить издержки и прийти к минимальному подорожанию. Получается у них с переменным успехом – ценники все равно переписываются практически ежемесячно. Но винить их в корректировке цен все же не стоит. В общем, поберегите нервы – они вам еще пригодятся.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
алексей написал депрессивную статью :|
Нет, просто годную аналитическую статью... ЗЫ: мои доходы (и моих друзей и знакомых) даже сократились с 2013 года, а жизнь стала дороже вдвое :(