Новый старый вездеход
На площадке «Тракторных заводов» вездеход стоял во всей своей красе, и даже в боевой арктической раскраске под снега и льды Крайнего Севера. Впрочем, знатоки без труда признали в нем снегоболотоход «Четра» ТМ-140. Напомним, что под этим брендом чебоксарское ОАО «Четра – Промышленные машины», торговая компания, также входящая в состав концерна, реализует его продукцию на российском рынке гражданской спецтехники.
Машина эта в гражданском варианте была представлена входящим в состав концерна «Курганмашзаводом» в рамках московской специализированной выставки средств повышенной проходимости «Вездеход» еще в феврале 2012 года. Действительно, сходство было не только внешнее: совпадают практически все технические характеристики – во всяком случае, публично озвученные специалистами ОАО «Курганмашзавод».
Что ж – это не беда: за три года машина, продолжившая модельный ряд ТМ-120, ТМ-130, ТМ-140 успела неплохо зарекомендовать себя в тундре и тайге Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, Мурманской и Архангельской областей. Десять таких машин работает на предприятиях и обеспечивает поселки Норильского промышленного района.
И опять-таки не удивительно, что гражданские вездеходы, которые производит военный завод, рано или поздно окажутся на военной службе.
Техника двойного назначения
«Изделия двойной тематики» или «двойного назначения» (гражданского и военного) – так называют их специалисты. Кстати, «Курганмашзавод» уже производит «Болотоход пожарный плавающий» на базе ТМ-140 – соответственно, для нужд МЧС и лесных хозяйств, несущий помимо прочего снаряжения целую пожарную насосную станцию.
Впрочем, есть и отличия. Так, моторный отсек ТМ-140А выполнен отдельным модулем, что позволяет ремонтировать и обслуживать двигатель, оставаясь под защитой брони.
Да, на машине может быть установлена противопулевая защита кабины и десантного модуля. Вариант бронирования узлов кабины, разработанный московским НИИ Стали, был также представлен на демонстрационной площадке «Тракторных заводов» в рамках форума «Армия-2015».
Фото пресс-службы ККУ "Концерн "Тракторные заводы"
Кабина, рассчитанная на семь человек, выполнена с теплошумоизоляцией и установлена на резиновых амортизаторах (что немаловажно: пользователи ТМ-140 ранее жаловались на его жестковатую подвеску).
На военный вариант при необходимости можно установить и дистанционно управляемый модуль вооружения – к примеру, позаимствовать готовый у БТР-82А или проектируемый у ВПК-7829 «Бумеранг».
Цена и интерес
Стоимость военно-арктической ТМ-140А не объявляется. По всей видимости, она выше, чем у гражданской версии (около 10 млн рублей). Обычно в таких случаях необходимо повысить надежность и провести полное импортозамещение, а это конструкцию не удешевляет. Впрочем – всякое бывает, законы «военного ценообразования», как правило, непостижимы. К примеру, военный «Тигр» (ГАЗ-2330) оказался дешевле своей гражданской VIP-модификации.
«На форуме машины вызвали определенный интерес у военных в связи со стратегическими планами Вооруженных Сил России по укреплению арктических регионов РФ», – так, пока осторожно, комментируют итоги показа арктического вездехода в пресс-службе концерна.
Напомним, что ранее заместитель министра обороны РФ Дмитрий Булгаков как-то говорил журналистам, что до конца 2015 года российская армия собирается принять на вооружение новую гусеничную и автомобильную технику, испытанную минувшей зимой в Заполярье. Всего там «гоняли» 15 видов различных машин, включая снегоходы, двухзвенные тягачи и, вроде как, ТМ-140 (правда, неизвестно, в какой именно модификации).
Он еще и плавает
ТМ-140А – универсальная плавающая транспортная машина, предназначенная для перевозки личного состава в условиях арктического климата и других труднопроходимых районах. Она способна обеспечить транспортные потребности войск в условиях бездорожья, включая снежную целину и болота. Для самовытаскивания имеется лебедка.
Даже с максимальной загрузкой (до 4 тонн полезного груза) вездеход способен самостоятельно преодолевать водные преграды со скоростью до 4 км/час. Правда, только в стоячей воде: водометных двигателей машина не имеет. Передвигается она по воде, подобно большинству своих собратьев-вездеходов, с помощью гусениц. Зато имеются автоматические помпы для откачки воды. Нельзя забывать: это все же не катер, и как ни задраивай технические лючки в днище (предназначенные для слива масла и топлива), вода внутрь корпуса просочится почти всегда.
Фото: www.kmz.ru
Конструкции гусениц производители уделяют особое внимание, постоянно подчеркивая, что они не просто обеспечивают высокую проходимость и маневренность вездехода в тяжелых дорожно-климатических условиях, но и «бережно взаимодействуют с хрупкой экосистемой приполярной тундры».
Вообще завод выпускает три вида гусениц с резинометаллическими шарнирами, резинотканевой лентой и металлическими уширителями: стандартная ТМ-130-35-сб102, предназначенная для скалистых грунтов ТМ-130-35-сб109 с укороченными металлическими уширителями и ТМ-130-35-сб101 для грунтов с низкой несущей способностью.
Штурвал вместо рычагов
Управлять вездеходом ТМ140А быстро обучается любой солдат-срочник, хоть раз сидевший за рулем обычного автомобиля (а хоть бы и ни разу не сидевший). У машины нет рычагов и манипуляторов, как у старых танков и гусеничных тракторов. Вместо них имеется джойстик, выполненный в виде штурвала. Он регулируется по высоте, а такая возможность есть не у всех отечественных внедорожников. Для разворота на месте достаточно резко повернуть штурвал до упора, все остальное электроника сделает сама: нет необходимости останавливать одну из гусениц вручную.
Система управления гидромеханической коробкой передач – также электрогидравлическая, шестиступенчатая. Реверс (задний ход) включается отдельной кнопкой. Включение стояночного тормоза автоматически переключает коробку передач в нейтральное положение, для этого также не надо производить две отдельные манипуляции.
Для преодоления особо сложных препятствий имеется пониженная передача. Угловой редуктор в составе трансмиссии передает крутящий момент от гидромеханической коробки передач к двум планетарным двухступенчатым механизмам поворота.
Двигатель и корпус
Двигатель ЯМЗ-236Б-2 – шестицилиндровый V-образный четырехтактный дизель с турбонаддувом и системой непосредственного впрыска топлива. Моторный отсек расположен в средней части машины (бескапотное исполнение). В развале двигателя установлены генератор и агрегаты топливной аппаратуры. Справа по ходу машины к блоку цилиндров прикреплен электрический стартер.
Cистема отопления состоит из двух независимых контуров. Автономный контур включает тепловентилятор с устройством автоматического поддержания заданной температуры (в гражданской модификации оно импортное – Eberspächer или Webasto). Зависимый контур – от системы охлаждения двигателя.
На корме расположены буксирные крюки. Средняя часть заднего борта платформы откидная со ступеньками-скобами, что немаловажно для высокого кузова – далеко не вся военная техника может такими похвастаться, впрочем, бронированный модуль вряд ли будет оснащен откидными бортами.
Корпус стальной сварной, каркасный. В переднем наклонном листе для доступа к механизму натяжения гусениц и гидроамортизаторам имеется два проема с крышками. В отсеке силовой установки имеются двери – с левой и правой стороны, на его крыше предусмотрено окно для установки выхлопной трубы. В полу платформы имеется четыре люка для доступа к заднему топливному баку и трансмиссии. Все эти технические решения позволяют долговременно эксплуатировать машину в автономном режиме, что немаловажно для труднодоступных районов Крайнего Севера.
Технические характеристики
Длина/ширина/высота, мм | 7800/3100/3105 |
Размеры грузовой платформы, мм | 3575х2700 |
Двигатель | ЯМЗ-236Б-2 с газотурбинным наддувом |
Мощность, л. с. | 250 |
Напряжение бортовой электросети, В | 24 |
Эксплуатационная масса, т | 11,2 (без брони) |
Грузоподъемность (в т.ч. на плаву), т | 4 (3,5 — на платформе и 0,5 — в кабине, включая экипаж) |
Удельное давление на грунт, кгс/кв. см | 0,22 |
Клиренс, мм | 450 |
Скорость по шоссе, км/ч | 45 |
Скорость на плаву, км/ч | 4 |
Преодолеваемый склон, град. | 30/15 (на сухих/сырых грунтах) |
Температура эксплуатации | –40…+40˚С |
Запас хода, км | 800 |
Для комментирования вам необходимо авторизоваться