Как бы не так! Да, продажи относительно прошлого сентября действительно сократились. Однако если посмотреть на продажи в абсолютном, штучном исчислении в этом августе, то можно увидеть цифру в 138 670, а каковы объемы в сентябре? 140 867 штук!
Это, конечно, тоже еще не признак оздоровления рынка и не повод делать глобальные выводы. Тем не менее из этих цифр можно понять простую динамику: в прошлом сентябре был небольшой положительный скачок, который хорошо сказался на общих годовых объемах, а в этом сентябре продажи подросли незначительно. В общем-то, это совсем неудивительно, более того, даже немного странно, что окончание летних скидок и всеобщее повышение цен из-за валютных колебаний не оказали пагубного влияния на планы населения по покупке нового автомобиля. Но прогнозы по итоговым объемам продаж на этот год связаны именно с результатами прошлого. Результат? Эти прогнозы остались скромными. Более чем скромными.
Позволим себе полностью процитировать г-на Йорга Шрайбера, Председателя Комитета автопроизводителей АЕБ: «Продажи сентября не позволили существенно улучшить ни показатели рынка по отношению к прошлому году, ни прогноз на оставшиеся 3 месяца. Согласно последнему опросу членов АЕБ прогноз на весь 2015 год остался практически без изменений на уровне 1,57 млн. шт., включая пассажирские и легкие коммерческие автомобили, что на 37% меньше, чем в 2014 году». Статистика – наука холодная и жестокая. Меньше – значит меньше. И вот теперь давайте все-таки выясним, где меньше, а где нет.
Премиум-сегмент
И тут в группе лидеров у нас появился новый участник! Audi практически впервые нарушила гегемонию Porsche и Lexus, выйдя «в плюс» по результатам месяца, причем плюс этот – честный. А вот Lexus, похоже, кто-то сглазил: продажи у японцев упали почти на 400 машин относительно АППГ и на целую тысячу по сравнению с августом этого года. Итог – 1 523 проданных авто и -20% в статистике. Зато Porsche рвет и мечет: уже второй месяц немцы лидируют в общем зачете в процентном выражении, причем в сентябре эти проценты выросли вдвое (Datsun оставим на потом, как Brilliance в августе). Теперь парням из Porsche удалось реализовать 509 машин против 232 годом ранее, что на 119% больше, да и по сравнению с 473 в прошлом месяце это неплохо. Теперь, глядя на таблицу, уже всерьез задаешься вопросом, что тут не так: продажи у немцев идентичны таковым у Peugeot, Citroen и Honda! Ну а теперь – к Audi: другие немцы тоже, наконец, прервали свое затяжное, пусть и не крутое, пике и показали положительную динамику продаж: +2% и 2 607 машин против 2 557 в прошлом сентябре. Для полноты картины скажем, что в этом августе объемы были куда меньше: 2 201 авто. Так что можно поздравить Audi: новый Q7 сотоварищи приносят свои плоды. Из представителей «Большой немецкой тройки» осталось упомянуть о Mercedes и BMW. Первый слегка укрепился, и в штуках, и в процентах продав больше, чем в августе: спад составил 23% при 3 355 реализованных автомобилях против 4 336 за АППГ. Зато, к слову, коммерческий транспорт у Mercedes продается значительно лучше, и прирост относительно августа – двукратный, а относительно минувшего сентября – на 54%. BMW же, напротив, не удалось даже удержать «нулевой баланс» прошлого месяца, но в основном из-за прироста продаж в сентябре 2014 года. Итог такой: -11% или 2 130 машин относительно 2 400 годом ранее, хотя в августе цифра продаж была немногим больше – 2 190 штук. Переходим ко «второму эшелону» абсолютных продаж. Здесь результаты интересны своей схожестью в относительном исчислении: второй месяц подряд у Land Rover и Infiniti продажи сокращаются на 38% и 25% соответственно, хоть и подросли в сентябре по сравнению с августом. В штучном выражении это 1 089 против 1 766 за АППГ для англичан и 480 против 639 для японцев. А вот у шведов из Volvo все лучше: спад уменьшился и составил 29%, в штуках это 873 машины относительно 1 228 в прошлом году. «Третий эшелон» в лице Jaguar, Acura и Cadillac, как всегда, не хвастает высокими продажами, да и в процентном исчислении все более-менее только у Acura: 70 машин против 64 в прошлом году и 9% прироста. Jaguar потерял 26%, продав 102 машины по сравнению со 138 в минувшем сентябре, а у Cadillac продажи «упали» на 47%, составив 54 штуки против 101. Почему слово «упали» в кавычках? Да просто в августе 2015 года было продано 63 машины, и это означало 5% прироста, так что падение в этом сентябре спровоцировано прошлогодним ростом. Хотя мы, скорее всего, зря сотрясаем воздух: разница на несколько десятков автомобилей вообще лежит в пределах статистической погрешности. Традиционно в конце вспомним про smart: малыши перестали показывать высокие процентные результаты, но все же 43 машинки своих хозяев (или, скорее, хозяек) нашли, а по сравнению с прошлогодними 42 это 2% прироста.Средний сегмент
Возвращаемся к серьезным цифрам. Правда, не умаляя их серьезности, стоит сказать, что в относительном выражении они упали – чуда не произошло, и относительно августа процентное выражение продаж стало хуже. Но вот в абсолютном исчислении дела обстоят несколько по-разному…Героем прошлого месяца был Ford. Ему удалось вывести продажи в плюс, и он был полон решимости продолжать рост и по сей день частенько напоминает о себе. Псс, парень, не хочешь немного нового Mondeo? А Focus? А, может, Fiesta? Должны признать: это работает. Несмотря на то, что относительно АППГ (когда было продано 5 268 машин) результат Ford составил -8%, продажи по сравнению с августом подросли еще на три сотни штук и составили 4 828 экземпляров. Все остальные, за исключением разве что Mazda, показали сильно просевшие процентные результаты. Mazda тоже не герой, но продажи относительно августа подняла на те же 300 машин, что и Ford, и теперь расположилась на 14 строчке абсолютного зачета с 3 196 реализованными автомобилями против 4 031 за АППГ, что дает ей -21% в относительном исчислении. Кстати, в августе спад составил тот же 21%. Все прочие организовали большую группу, в которой объемы продаж относительно аналогичного периода предыдущего года упали процентов на 40 и более. Можно просто перечислять в порядке уменьшения абсолютных продаж: Toyota «упала» на 45% с 7 144 реализованными машинами против 13 067 годом ранее, Nissan – на 44% (6 646 против 11 844), Skoda – на 37% (4 595 против 7 294), Chevrolet – на 48% (4 276 против 8 260), Mitsubishi – на 52% (3 002 против 6 304). Ниже них лежит пропасть, в которую в Спарте сбрасывали слабых, больных и продававших мало машин: там на пригорке покоится Opel, с которым мы давно прощаемся, показавший -72% относительно АППГ (1 340 авто против 4 726), а еще чуть ниже – Suzuki с -54% (670 против 1 461), Honda с -62% (505 против 1 346) и французы, чьи автомобили в России уже стали столь же редкими, как Porsche. Citroen продал 525 машин, показав -59% по сравнению с сентябрем 2014 года, а Peugeot – 514, выдав -62% и 514 автомобилей против 1 343. Ниже них – только Subaru, которые, как известно, случайно не покупают, а которыми болеют, и SsangYong, у которого просто опустели склады. Японцы выдали «заболевшим» 412 средств передвижения и лечения, что на 64% меньше 1 130 в прошлом сентябре, а корейцы нашли хозяев для 186 кроссоверов против 1 977, что означает тотальный 91% падения продаж. Но, говоря о падении продаж, для объективности нужно уточнить, что оно не всегда показательно. Кто-то и правда реализовал существенно меньше, а некоторые не так уж и оплошали по сравнению с продажами августа. Для Skoda, например, относительные результаты остались на уровне конца лета, а вот абсолютные выросли почти на 300 машин. Та же Mazda при сохранении, как и Skoda, процентных показателей, нарастила продажи почти на 300 автомобилей. Но в целом итоги, конечно, неутешительные, особенно учитывая то, что у отдельных автопроизводителей даже по сравнению с августом 2015 года объемы реализации сократились на тысячу и более единиц.
Бюджетный сегмент
В бюджетном сегменте цифры тоже не везде отражают действительное положение дел. Например, тут есть дичайший результат почти в 400% прироста – 396%, если быть точными, – у Datsun. Однако это всего лишь следствие того, что продажи Datsun вообще начались в сентябре прошлого года, то есть это был первый, разогревочный, период, когда покупательская аудитория только присматривалась и приценивалась к новинкам. Не исключено, что в ближайшие несколько месяцев подобный тренд сохранится и Datsun будет показывать фантастически высокие результаты, – просто нужно держать в голове подоплеку такой фантастики. Хотя в целом Datsun идет неплохо – стабильно, если хотите. Продажи невысоки, но 2 621 автомобиль в августе и 2 578 в сентябре – достаточно ровный показатель. Обратная ситуация с Lada: по сравнению с 20 174 автомобилями в августе, 21 658 – это вроде на 7 процентов больше. Зато, взглянув на результаты прошлого августа-сентября, когда продажи осенью взмыли вверх аж на 10 000 штук, понимаешь, откуда взялся -41% в графе «относительно АППГ». Вывод тут понятен: даже в это непростое время отечественный производитель смог удержать продажи на уровне и даже слегка их нарастить, но не так мощно, как годом ранее. К слову, это удалось не только Lada, но и некоторым другим участникам бюджетного сегмента: Kia, например, второй месяц показывает положительную процентную динамику, да и в абсолютных продажах преуспевает: 11% прироста и 16 096 машин против 14 501 годом ранее. Идущий следом «бронзовый призер» Hyundai, хоть и не показал прироста по сравнению с прошлым сентябрем, продал немногим меньше: 15 106 против 15 398, что дало итог в -2%.Renault – марка стабильная, мы уже говорили об этом в прошлый раз. Доказывает она это и сейчас: несмотря на то, что относительный показатель в сентябре ухудшился, ситуация та же, что и у Lada: реализация выросла на 400 машин до 10 376 единиц, а -33% – это результат, «подпорченный» ростом продаж в начале минувшей осени. У Volkswagen результаты практически не изменились относительно августовских: -23% и 6 827 выданных покупателям автомобилей – тому подтверждение. Схожая ситуация и у Daewoo, правда, объемы значительно меньше: 1 746 машин против 2 350 за АППГ дают результат в -26%. Кстати, с Daewoo в последнее время происходит очень много интересного. Во-первых, именно сегодня объявили, что Daewoo как бренда у нас больше нет. Это произошло из-за ограничений на его использование, теперь под этим именем будет производить автомобили GM, правда, не у нас и не для нас. Их заменят представленные сегодня же обновленный Matiz, новая Nexia и еще пара новых моделей. Ну почти новых: они нам уже знакомы, просто теперь получили узбекскую прописку. Как это поможет Daewoo – покажет время. А пока результаты продаж – есть результаты продаж. Китайцы, у которых в августе сменился лидер, вообще на удивление демонстрируют постоянство результатов. В штучном исчислении они не в первых рядах, но свою аудиторию находят стабильно: так, Geely в сентябре реализовала 1 630 машин, что на целых 30% больше 1 258 в сентябре 2014 и лучше 1 431 в августе 2015. Lifan пусть и не подрос, но показал очень стабильный результат, идентичный августовскому: -25% и 1 451 автомобиль против 1 930 в прошлом году. Ниже них расположилась Chery, которая тоже показала результаты, как в конце лета: 492 авто против 1 171 и 58% спада. Great Wall по-прежнему не может вернуть своих покупателей, продажи хуже прошлого сентября на 83%, что в штучном выражении составляет 182 машины против 1 079. Ну а Brilliance, продавая меньше Great Wall, все равно на 17% улучшила статистику: 125 выпущенных в свет машин больше, чем 107. Результаты Dongfeng пока не с чем сравнивать – марка представлена у нас меньше года, ну а остальные в лице Haima, BAW и JAC еще не придумали, как продавать хотя бы 100 автомобилей в месяц.
Что мы приобрели
В самом начале сентября дилеры Toyota начали продажи нового пикапа HiLux, который мы уже тестировали. Для пикапа предлагаются два двигателя и две коробки передач, причем плюс в том, что оба мотора – дизельные. Базовый имеет объем 2,4 литра и мощность 150 л.с., развивая 400 Нм крутящего момента, а «старший» может похвастаться 2,8 литрами объема, что обеспечивает ему 177 л.с. и 450 Нм. Выбор КПП при этом зависит от двигателя: 2,4-литровый агрегат работает только в паре с «механикой», а 2,8-литровый – с «автоматом». Цены на новинку лежат в диапазоне от 1 499 000 до 2 135 000 рублей. Немного позже Chevrolet объявила о старте российских продаж нового компактного кроссовера Tracker. Модель, основанная на хорошо знакомом Opel Mokka, будет предлагаться у нас с двумя двигателями идентичной мощности – 140 л.с. Первый – «атмосферник» объемом 1,8 литра, выдающий 178 Нм крутящего момента, может сочетаться с пятиступенчатой «механикой» и передним приводом либо шестиступенчатым «автоматом» и приводом на все колеса. Второй мотор – меньшего объема: 1,4 литра, но с наддувом, благодаря чему он имеет аналогичную мощность и более высокий крутящий момент – 200 Нм, доступный, как водится у турбированных агрегатов, уже с малых оборотов. Такой двигатель сочетается только с механической КПП и полным приводом. Цены на новинку заявлены в пределах от 1 100 000 до 1 325 000 рублей, однако до конца октября на нее предлагаются гигантские скидки – с максимальной выгодой автомобиль можно приобрести за 660 000 в базовой комплектации и за 885 000 рублей – в топовой.Третьей новинкой сентября стала Skoda Superb. Новая модель должна составить достойную конкуренцию «японцам», и у нее для этого есть практически все: широкий выбор двигателей объемом 1,4, 1,8 и 2 литра в разных вариантах мощности, механическая КПП в компании двух DSG на 6 и 7 ступеней и даже возможность приобрести полноприводную модификацию. А еще «Роллс-Ройс по-чешски», как его называют на официальном сайте, можно заказать в фирменном исполнении Laurin & Klement, отличающемся особой отделкой. Диапазон цен – от 1 184 000 до 2 329 000 рублей, прием заказов открылся в конце сентября. Kia в сентябре представила автомобиль, способный в чем-то даже превзойти Superb: новый Quoris. Лучше всего вам о нем расскажет наш свежий тест-драйв, ну а мы лишь заметим, что у флагмана корейской марки появился новый двигатель V8 объемом 5 литров и мощностью 424 л.с., с которым седан разгоняется до сотни за 5,7 секунды. «Старый» мотор на 3,8 литра и 334 л.с. обеспечивает выполнение этого упражнения за 6,8 секунд, а в паре с обоими двигателями устанавливается восьмиступенчатый «автомат». Но все это – не главное. Главное – впечатления и ощущения. А за ними – добро пожаловать в тест-драйв. Кстати, цены на обновленный Quoris – от 2 339 900 до 3 299 900 рублей. АВТОВАЗ в начале осени начал производство модели, для которой цифра разгона до сотни как раз играет немаловажную роль, – Kalina NFR. Мы уже успели на ней прокатиться, и из тест-драйва также можно почерпнуть всю основную информацию, ну а здесь мы упомянем, что у «заряженной» Калины 140-сильный двигатель и иные по сравнению со стандартной версией подвеска и тормоза. Ну и раз уж мы сказали о важности цифры разгона 0-100: Kalina NFR проделывает это за 8,5 секунд. Так что те, кто ждал от отечественного автопроизводителя по-настоящему заточенного под активную езду автомобиля, уже могут оформлять заказы: стоить «хот-хэтч» должен на 100 тысяч больше «обычной» Kalina Sport.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться