Ока: о судьбе уникальной машинки и почему нам ее не хватает

Грех жаловаться, АВТОВАЗ сейчас предлагает столь доступные автомобили, что альтернативу в том же ценовом диапазоне найти невозможно. Но все-таки кое-чего не хватает… Малолитражной машинки, наследницы Оки! Вспомним ее историю и обоснуем, зачем она нужна теперь.

Прежде чем рассуждать о будущем, неплохо бы вспомнить прошлое. Тем более что далеко ходить не придется — Ока появилась на свет немногим раньше, чем рухнул СССР.

1988 год

На Волжском автозаводе начинается производство нового микролитражного автомобиля ВАЗ-1111 Ока, ранее разрабатывавшегося на Серпуховском автомобильном заводе с 70-х годов. Автомобиль отличается достаточно современной для своего времени внешностью, простым в эксплуатации и ремонте двухцилиндровым карбюраторным двигателем объемом 0.65 л (с уполовиненным блоком цилиндров от "восьмерочного" 1.3), двухконтурной системой тормозов, малым расходом топлива и демократичной ценой.

Производство автомобиля параллельно стартует на Серпуховском автомобильном заводе и Заводе малолитражных автомобилей в Набережных Челнах.

vaz_1111_oka.jpeg

На фото: ВАЗ-1111 Ока


1995 год

АВТОВАЗ останавливает производство Оки, мотивируя это низкой рентабельностью производства столь дешевого автомобиля на основных производственных мощностях. Производство Оки полностью передается на СеАЗ и ЗМА.

АВТОВАЗ разрабатывает для ВАЗ-1111 новый двигатель объемом 0.75 л (опять же, сделанный из мотора "восьмерки", но уже 1.5-литровой его версии) и налаживает поставку моторов на сборочные производства. Обновленная модель получает индекс ВАЗ-11113.


autowp.ru_vaz_11113__oka__2.jpg

На фото: Ваз-1113 Ока


1996 год

Журнал "Авторевю" проводит первый независимый краш-тест Оки. Он показывает несколько неожиданный результат: несмотря на то, что общая безопасность микролитражки, разумеется, неутешительна, она, тем не менее, показывает лучший балл относительно вазовской "классики" — 2 балла против одного. Водитель и пассажир в лобовом столкновении имеют шансы выжить. Деформация кузова значительна, но она вкупе с малым весом гасит часть удара. Негативное влияние на результат оказывает расположенная под капотом "запаска", но в целом показатели смещения педального узла и рулевой колонки лучше, чем у ВАЗ-2107 и ИЖ Ода.


autowp.ru_vaz_oka_11.jpg

На фото: Ваз-1111 "Ока"


2002 год

"Авторевю" проводит второй краш-тест Оки, которая на этот раз оснащена инерционными ремнями безопасности вместо статических. Вторая Ока показывает немного более печальные результаты — сильнее деформация кузова, а инерционные ремни, как ни странно, оказываются менее эффективны по сравнению с примитивными статическими. Однако общее количество баллов сравнимо с автомобилем образца 1996 года.


chery_amulet_sel-boom_25_1024.jpg

На фото: ВАЗ-1113 Ока, фото "Авторевю"


2003 год

Широкой публике представлен проект Ока-2 (ВАЗ-1121). Он выполнен в виде полноразмерного ходового макета. Позднее, в 2004 году, сообщалось, что он был замечен при прохождении испытаний в Тольятти. Для модели предполагалось использовать как двухцилиндровый двигатель, оснащенный системой впрыска топлива, так и четырехцилиндровый инжекторный силовой агрегат от семейства 2110. К сожалению, пойти в серию ему было не суждено.


autowp.ru_vaz_oka_2_prototip_1.jpg
autowp.ru_vaz_oka_2_prototip_4.jpg

На фото: ВАЗ 1121 Ока-2 концепт


2005 год

Этот год стал первым переломным моментом в судьбе микролитражки: и ВАЗ, и КАМАЗ решают продать дочерние компании, занимавшиеся ее сборкой. КАМАЗ избавляется от непрофильных активов, концентрируясь на выпуске грузовиков, а ВАЗ просто считает производство на СеАЗе нерентабельным. К тому же на горизонте маячит ужесточение экологических норм, в которые карбюраторный двигатель Оки, разумеется, не укладывается…


autowp.ru_kamaz_oka_2.jpg
autowp.ru_kamaz_oka_1.jpg

На фото: ЗМА 1111 Ока, КАМАЗ


2006 год

В этом году ЗМА переходит в собственность компании "Северсталь-авто" и прекращает выпуск ВАЗ-11113. СеАЗ, в свою очередь, пытается разрешить проблему введения более строгих экологических требований путем установки нового двигателя — литрового трехцилиндрового инжекторного "сердца" мощностью 53 л.с., выпускаемого китайской FAW, сочетавшегося с пятиступенчатой коробкой передач.

Но, к сожалению, это уже агония. Если обычная карбюраторная Ока стоила на тот момент около $3 300 или 90 000 рублей, то обновленная ее версия удержать эту ценовую планку, разумеется, не могла — ее цена достигала $4 500, то есть 125 000 рублей и даже более.


autowp.ru_prochie_seaz-11116_3.jpg
autowp.ru_prochie_seaz-11116_1.jpg

На фото: СеАЗ 11116 Ока


Растущая цена и производственные издержки убивают спрос на автомобиль, в какой-то момент его стоимость практически сравнивается со стоимостью вазовской "семерки", хотя она выступает уже в другом сегменте. СеАЗ останавливает производство в связи с затовариванием складов, впоследствии оно возобновляется, но уже лишь для того, чтобы распродать заготовленные машинокомплекты. Оку не спасает ни модификация Гном, представлявшая собой коммерческий фургон особо малого класса, ни модернизация, затронувшая не только силовой агрегат, но и салон, ходовую часть и экстерьер…

2008 год, ноябрь

СеАЗ прекращает производство Оки, так как слабый спрос окончательно угас в связи с начавшимся очередным экономическим кризисом.


seaz_11116-60_oka_1.jpg

На фото: СеАЗ 11116-60 Ока Пикап с мягким тентом и увеличенным на 300 мм задним свесом


Такова невеселая история этого славного автомобильчика, который, в общем-то, даже не успел по-настоящему состариться (вспомним "классическое" семейство, корнями уходящее в шестидесятые, а верхушкой дотянувшееся до 2012 года). Но самое драматичное во всей этой ситуации то, что Ока фактически представляла собой целый класс, большой пласт машин для самых разных слоев населения, и с ее уходом этот класс полностью вымер. Ведь никакой альтернативы ни по цене, ни по размерности, ни по другим параметрам не существует по сей день.

Автомобили модели ВАЗ-11113 несли социальную функцию, так как ими на бесплатной основе обеспечивались ветераны и инвалиды. Большие двери обеспечивали легкий доступ в салон, что было немаловажно для людей с ограниченными физическими возможностями, а низкая стоимость содержания, легкость управления из-за скромных габаритов и переднего привода, а также малый расход топлива лишь укрепляли позиции микролитражки как "средства социальной поддержки".


autowp.ru_vaz_1111__oka__1.jpg
vaz_1111_oka_1.jpeg

На фото: Ваз-1111 Ока


Ока была лучшим решением для семей с ограниченным доходом, которые в силу каких-либо обстоятельств испытывали потребность в автомобиле. Например, жители деревень и поселков, которым порой жизненно необходима возможность попасть в районный центр, малообеспеченные многодетные семьи, живущие на окраинах и в пригородах и не имеющие возможности обслуживать и содержать полноразмерный подержанный автомобиль, и многие другие.

Если отбросить субъективность, то Ока не так уж плохо подходила и для города. Да, для того, чтобы держаться в потоке, нужно нещадно крутить хилый 33-сильный моторчик, сокращая его ресурс, и активно орудовать рычагом КПП… Но, с другой стороны, двухконтурные тормоза с вакуумным усилителем и дисками спереди, реечное рулевое управление (а не червячный механизм, как на "классике") и привод на передние колеса по удобству ставят Оку в один ряд с семейством Самара и другими "большими" переднеприводными ВАЗами, а малые габариты даже дают определенное преимущество.


autowp.ru_vaz_oka_6.jpg


Трудно не согласиться, что наличие на первичном рынке на сегодняшний момент автомобиля стоимостью 140-180 тысяч рублей (не забудем про инфляцию) могло бы значительно облегчить жизнь множеству людей, для которых покупка подержанного автомобиля не является оптимальным выбором. Ведь его нужно не только купить, но и "прокормить", а заправка, страховка, транспортный налог, обслуживание, мойка, ремонт для микролитражки обходятся, как правило, значительно дешевле.

Два цилиндра означают наличие всего двух свеч зажигания, а это значит, что стандартного комплекта из четырех штук хватит на два сервисных интервала. Объем масла в двигателе составляет всего 2,5 литра, в КПП — 1,8 литра, соответственно, купленная пятилитровая канистра моторного масла также обеспечит две замены (конечно, при условии, что двигатель исправен и не требует долива масла в межсервисном интервале), а это, как правило, около 20 000 километров.


nika_vaz_1111_oka_wrc_2.jpg
nika_vaz_1111_oka_wrc_1.jpg

На фото: Nika ВАЗ 1111 Ока WRC


Шиномонтаж для колес диаметром 12 дюймов на многих станциях обслуживания обходится дешевле, чем для стандартных "жигулевских". Расход топлива при должной настройке составляет 4,5-5 литров на сотню за городом, и не поднимается выше 6-6,5 литров в городе, что вполне экономно, хоть и не рекордно, особенно если вспомнить "мотоциклетный" объем двигателя. Все это в совокупности позволяет небогатым автовладельцам "выкроить" довольно значительную сумму, которую можно потратить с пользой для семьи.

Да, жителям обеих столиц, которые могут позволить себе хорошую иномарку, смешно слушать про экономию на свечах и масле, но не забывайте: в регионах встречаются зарплаты по 8-15 тысяч рублей. И им тоже хочется быть мобильными.


autowp.ru_vaz_oka_2.jpg

На фото: Ваз-1111 Ока


Что дальше?

АВТОВАЗ несколько раз делал заявления о планах выпуска автомобиля, который мог бы заменить Оку, и, помимо ВАЗ-1121, была даже сконструирована модель на базе Калины, носившая имя "Проект 11174" (совпадавшее с индексом серийного универсала). Однако, несмотря на кажущуюся простоту реализации проекта ввиду почти полной унификации с Калиной, зеленого света он так и не увидел.

Меж тем люди продолжают пользоваться машиной, ставшей маленьким символом ушедшего в прошлое "особо малого класса" российских автомобилей. Только оставшиеся из 700 тысяч выпущенных за все время производства микролитражек продолжают напоминать нам об этом своей по-детски неуклюжей внешностью и звуком "швейной машинки" из-под капота. А мы? Мы продолжаем верить.

Мы попросили студию Artrace car design изобразить собственную фантазию, как могла быть выглядеть Ока будущего. И получилось весьма симпатично!


000.png


Читайте также:



Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
12 комментариев
03.10.2015 16:15
Sega Fallout

Мда. Сейчас на рынке кроме Daewoo Matiz и Чери QQ и выбирать больше не из чего. Остальные авто типа пиканто, гетз и т.д. и т.п. по стоимости как покупки так и эксплуатации приближаются к нормальной машине "B" класса, а так хотелось бы в семью второй автомобиль для жены. Просто по городу мотонуться детей в школу, садик, увезти да на работу и обратно...мда...


09.03.2015 04:31
алекс павлович

Закончились 70 е годы и авто ВАЗ стал "синонимом" высокая цена и отсутствие качества. Цена с самого начала , на ВАЗ 2101 была заоблачной (квартиры стоили дешевле) для жителей страны и копеечной для авто экспортных. ОКА так же цена большая качества "ноль". Подобные авто это опасные для жизни предметы, в нашей стране однозначно.Когда их выдавали вместо мотоколясок это было понятно. Правильно делают что не выпускают и прикрыли производство.


09.03.2015 10:10
Андрей Хворых

Моя первая машина! Почти 15 лет прошло, но Как же скучаю по ней! Хоть и ломучая была, но ездила хорошо. Бензина кушала не много, можно было пару тройку дней ездить в институт,заставив 5 литров на 35руб. Управляемость отличная, в городе со светофора "Жигули" не конкуренты. На сухой неровной грунтовке, "Нива" оставалась позади. И где нибудь в деревне, в поле, вместе со мной за рулём помещалась стройная девчонка, которую можно было поучить рулить.

2

09.03.2015 14:44
Игорь Нель

"в регионах встречаются зарплаты по 15-20 тысяч рублей у вполне взрослых и дееспособных людей" - очнитесь, в подавляющем числе регионов это ХОРОШАЯ зарплата

4

09.03.2015 16:01
Alexey Narovsky

Про зарплату просто резануло по глазам. У нас 15-20 тысяч вполне хорошая зарплата, многие по 8-10 тыс. получают. Наверно правду говорят, что москвичи совершенно не представляют как живут люди за МКАД. :)

4

09.03.2015 16:02
алекс павлович

Можно узнать ? При чем тут зарплаты ?


15.03.2015 09:58
Сергей Уткин

...элементарно... какая зарплата - такая и ока, в смысле машина...


31.03.2015 13:00
Алексей Сычев

На "окушку" был дикий спрос у таксистов. При возможностях взять в кредит, машины продавались как горячие пирожки в середине 2000. После заперта использования в такси двудверных автомобилей, продажи "оки" упали практически до нуля. Цены на подержанные авто упали в 2 раза. Это и был гвоздь в гроб производству "оки".


31.03.2015 20:49
Алексей Бондаренко

Автору несомненно интересной статьи я рекомендую купить подержанную ОКУ - их до сих пор много в хорошем состоянии и поэксплуатировать ее 2-3 года. Вы с удивлением заметите, что расход топлива не опускается ниже 7 литров для модификации1113, а при мелких неисправностях старенькой машинки доходит до 8 - 9 литров по городу. Увы. Далее - ремонт. Вот здесь много сюрпризов. Поверьте на слово - ремонт самары вам обойдется дешевле. Теперь о "детских" колесиках. Полюбопытствуйте на овторынке и сравните цену с нормальными от классики, к примеру. Вашему негодованию не будет предела!!!! Во всем остальном - подтверждаю машинка неприхотлива и много раз выручала. Спасибо ей огромное и низкий поклон!

4

31.03.2015 22:57
Алексей Кокорин

Спасибо за столь развернутый комментарий. Вы не поверите, но все, что вы порекомендовали- уже абсолютная реальность. Со всеми вашими замечаниями соглашусь, отмечу только, что на трассе расход исправной машины составлял 5 литров на сотню. В городе, конечно, подобный результат - мечта.Тем не менее, машина сполна отрабатывает свою стоимость и приносит немало положительных эмоций.

1

29.09.2015 09:33
Андрей Александров

Мне в ней нравилась управляемость, острый руль, а ведь там стоит подрамник. На Четырки руль казался ватным по сравнению с Окой


03.10.2015 16:15
Sega Fallout

Мда. Сейчас на рынке кроме Daewoo Matiz и Чери QQ и выбирать больше не из чего. Остальные авто типа пиканто, гетз и т.д. и т.п. по стоимости как покупки так и эксплуатации приближаются к нормальной машине "B" класса, а так хотелось бы в семью второй автомобиль для жены. Просто по городу мотонуться детей в школу, садик, увезти да на работу и обратно...мда...

1

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings