Old School: детали автоэкстерьера, которые канули в Лету

За более чем столетнюю историю автомобильный дизайн проделал большой путь от угловатых каретообразных повозок до обтекаемых болидов современности. Многие решения в оформлении экстерьера канули в Лету, некоторые трансформировались в нечто новое, чтобы соответствовать веяниям времени, а другие остались в виде неких атавизмов. Расскажем лишь о некоторых из них...

Маскоты

В начале ХХ века крышка заливной горловины радиатора автомобиля находилась сверху фальшрадиаторной решетки. Для того чтобы быстро вывернуть пробку на кипящем моторе, потребовались приспособления в виде специальных приливов и рукояток, которые позднее в эстетических целях были превращены в элегантные украшения, называемые автомобильными маскотами (от фр. mascotte — "человек, животное или объект, приносящий удачу").

Маскоты получили большую популярность в период с 20-е по 50-е годы прошлого века. Примерами известных маскотов стали ягуар в прыжке у компании Jaguar, статуэтка "Дух экстаза" для Rollce-Royce, трехлучевая звезда Mercedes-Benz, ракета на Oldsmobile и многие другие. Помимо официальных маскотов, существовал и целый прибыльный бизнес по производству миниатюрных скульптур, с помощью которых владельцы украшали свои автомобили.

В конце 60-х — начале 70-х годов в законодательствах США и стран Европы вступили в силу новые, более строгие требования к пассивной безопасности автомобилей, из-за чего жестко зафиксированные маскоты, опасные при наезде автомобиля на пешеходов, ушли в прошлое. Остались лишь фигурки, которые складывались или утапливались в фальшрешетку радиатора. Сегодня в большинстве случаев вместо трехмерных фигурок используются большие двухмерные эмблемы либо на передней облицовке автомобиля, либо на фальшрадиаторной решетке.

Depositphotos_59697413_original.jpg
Depositphotos_18115369_original.jpg

Фото: depositphotos.com


Привилегия штатного оснащения маскотами осталась только у эксклюзивных машин, например у Роллс-Ройса.

Стеклоочистители для фар

"Дворники" и омыватели фар были внедрены компанией Saab в 1969 году и впервые установлены на автомобилях Saab 96 и Saab 96. Впоследствии они применялись многими европейскими и азиатскими марками, в том числе на моделях ВАЗ, ГАЗ и ЗИЛ. От них стали отказываться с переходом от стеклянных колпаков фар к сделанным из поликарбоната, поскольку последний быстро затирался от щеток. В настоящее время для очистки фар используются только омыватели.



Деревянная рама и навесные элементы кузова

Основным кузовным элементом первых автомобилей было дерево. По мере усложнения конструкции автомобиля и повышения требований к его прочности и долговечности дерево вытесняли сталь, алюминий и другие материалы. Однако были причины, по которым дерево в основе силовой конструкции машины продержалось не один десяток лет.

Раньше кузова и шасси автомобилей собирались и поставлялись отдельно, поэтому существовало множество мастерских, которые на основе шасси известных производителей делали собственные кузова. В США это стало побочным бизнесом некоторых компаний по производству мебели, занимающихся созданием деревянных кузовов. Часть машин подобного типа перешла в категорию роскошных и оформлялась по вкусу состоятельных покупателей, а машины из другой, более утилитарной категории служили небольшими курортными автобусами, перевозящими туристов от железнодорожных станций к отелям. Такие машины назывались "depot hacks".

В Англии же чаще всего кузов из дерева имели предвестники современных SUV — "shooting breaks". Обычно они принадлежали богатым землевладельцам и предназначались для транспортировки гостей по хозяйским угодьям. Тем не менее официально такие машины относились к коммерческому типу, поэтому, когда во время Второй мировой войны были введены ограничения на потребление топлива и дополнительные налоги, относящиеся только к личным автомобилям, woodies (так называли машины с частичным использованием дерева в раме и навесных элементах кузова) получили всплеск популярности.


autowp.ru_mzma_moskvich_400_421_opyitnyiy_1.jpeg


12.jpg
13.jpg

"Москвич" 401/421



Несмотря на очевидные недостатки woodies в виде трудоемкости изготовления деревянного кузова и высоких требований к уходу за ним, автопроизводители делали попытки выпускать такие машины серийно. Так, Ford запустил в массовое производство Model A в 1929 году. Тем не менее спрос на woodies неуклонно падал из-за их недолговечности, и последними американскими универсалами с настоящими деревянными панелями в 1953 году стали Buick 1953 Super Estate Wagon и Roadmaster Estate Wagon. Последней в мире массовой моделью с использованием дерева в силовой структуре кузова оказался Morris Minor Traveller, выпускавшийся с 1953 по 1971 год.

Некоторое время спустя натуральное дерево всё еще использовалось в виде панелей, которыми обшивались двери, но в дальнейшем в фурнитуре woodies оно лишь имитировалось с помощью винила, пластика и других материалов. В 2009 году напоминанием о былой популярности Woodie послужила внешняя отделка Ford Flex, отличавшаяся горизонтальными канавками на дверях, будто набранных из деревянных пластин.

В настоящее время единственным производителем, чьи автомобили имеют деревянную раму, является английская фирма Morgan Motor Company.


packard_six_7.jpeg

Packard Six Station Wagon


Белые боковины шин

На заре автомобилестроения шины изготавливались из натурального каучука без примесей и имели белый цвет. Однако сам по себе каучук являлся быстро изнашиваемым, непрочным материалом, поэтому для улучшения свойств шин в него начали добавлять углеродный наполнитель, придающий составу черный цвет. Из-за высокой цены углеродной резины ее применяли только во внешней части автошины, оставляя внутреннее кольцо белым. Чем уже была белая полоса натурального каучука, тем качественнее и потому престижнее была покрышка.

С уменьшением себестоимости углеродных наполнителей покрышки whitewall вернули себе статус эксклюзивных, и некоторые автопроизводители стали предлагать их в виде опции (например, как это сделал Форд в 1934 году). Пик востребованности "вайтволлов" пришелся на 50-е и 60-е годы, когда статус великолепных машин типа Cadillac Eldorado и Lincoln Continental подчеркивался в том числе и шинами с узкой белой полосой на боковине.

Сегодня "вайтволлы" не предлагаются для серийных моеделей, но пользуются спросом в сфере тюнинга и реставрации. Существует и дешевый заменитель настоящих шин с белой боковиной — флипперы: имитаторы накладываются сверху на колесо так, чтобы их край заходил под обод диска и плотно прижимался к покрышке при накачке.


ford_model_a_canopy_express_1.jpeg



Закрытые колесные арки

Идея скрывать колеса в недрах арок получила развитие в 1930-е годы. Тогда считалось, что закрытые колесные арки улучшают аэродинамику и придают автомобилю элегантный вид. Поскольку закрытые арки затрудняли доступ к колесу, многие производители проектировали автомобили со съемными щитками арок (например Chrysler Airflow 1934 года), но существовал и альтернативный подход: Nash Rambler 1950 года обладал закрытыми арками всех четырех колес. Удивительно, но это не ухудшило маневренность автомобиля существенным образом. В Европе же одним из самых ярких представителей автомобилей с кокетливо скрытыми колесами задней оси был Citroen DS19 1955 года, неоднократно названный "самой красивой машиной XX столетия".



Высота щитка, скрывавшего арку, варьировалась: до 50-х годов он заканчивался на уровне порогов, а до 60-х прикрывал лишь верхнюю часть колеса. К 70-м годам мода на закрытые колесные арки начала спадать, но в США она продержалась еще какое-то время на машинах класса "Люкс", а в Европе "Ситроен" продолжал эту традицию вплоть до 90-х годов.

Последней серийной моделью со скрытыми в арках задними колесами стала гибридная Honda Insight первого поколения, выпускавшаяся с 1999 по 2006 год.


autowp.ru_honda_insight_5.jpeg


Типы кузова "ландо", "бруэм", "фаэтон"

Три вышеперечисленных типа кузова объединяло то, что все они имели мягкую складывающуюся крышу, но тонкости реализации идеи различались.

Фаэтон оснащался складывающейся крышей над всеми рядами сидений при отсутствии боковых подъемных стекол. Для защиты от непогоды использовались либо пристегивающиеся листы брезента с прозрачной целлулоидной пленкой посередине, либо, в более поздних вариантах, съемные стекла. Изначально фаэтоны имели всего один ряд сидений, но потом их стало два и даже три. С формальной точки зрения к фаэтонам относились не только такие престижные машины, как Isotta Fraschini Typo 8 Sala, Duesenberg LaGrande Dual-Cowl Phaeton и отечественный ЗИС-110Б, но и ГАЗ-69, хотя, конечно, никаких намеков хотя бы на повышенную комфортабельность в нем не было.


duesenberg_sj_523_2552_dual_cowl_phaeton_swb_by_lagrande-union_city_1.jpeg



Даже после исчезновения фаэтонов с рынка их название использовалось в именовании моделей, предлагающих увеличенное пространство для задних пассажиров. Так, Mercury Montclair Phaeton 1956 года был хардтопом, а Volkswagen Phaeton, выпускающийся по сей день, — 4-дверным седаном представительского класса.

Ландо и бруэм — пример противоположных решений в оформлении кузова: если тип "ландо" имел складную крышу над головами задних пассажиров, то бруэм позволял откидывать верх (или не имел его вовсе) в передней части салона. Бруэмы были широко распространены до начала Второй мировой войны, причем чаще всего данный тип кузова использовался производителями люксовых марок. Пожалуй, ярчайшим представителем бруэмов является Bugatti Type 41 Royale Coupe Napoleon.

Название "ландо", как и "бруэм", пришло из каретной эпохи. Немецкий город Ландау славился каретными мастерами, создававшими прогрессивные экипажи с откидным верхом и сиденьями, расположенными так, чтобы пассажиры сидели лицом друг к другу. До 1920 года одним из самых популярных автомобилей ландо был "Руссо-Балт" К 12/20, охотно покупаемый знатью и богатыми промышленниками. Среди иностранных моделей выделялся Maybach Zeppelin Landaulet 1938 года, выпущенный тиражом всего в несколько экземпляров.

К относительно современным ландо можно отнести всего два автомобиля — Lexus LS600h L Landaulet, изготовленный в единственном экземпляре для свадьбы принца Монако Альберта II, и Maybach 62 Landaulet.


autowp.ru_bugatti_type_41_royale_coupe_napoleon_3.jpeg



Что же ждет автомобили в будущем? Возможно, в прошлое уйдут зеркала бокового обзора, уступив место миниатюрным камерам. Ручки дверей будут прятаться в кузов, как у автомобиля Tesla Model S, а количество седанов и хэтчбеков, вытесняемых более практичными и универсальными кроссоверами, значительно уменьшится. Кроме того, с развитием электромобилей с аккумуляторами в полу сам облик автомобилей может устремиться к однообъемному кузову вместо двух- и трехобъемного. В общем, в следующие десятилетия нам предстоит стать свидетелями очередных эволюционных и революционных изменений автомобильного дизайна...



Читайте также



Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings