ЕрАЗ-37302
Специально для работы в Олимпийской деревне и на спортивных объектах Олимпиады-80 в Ереване собрали десять интересных фургонов – в исполнении рефрижераторов. Угловатый автомобиль полукапотной компоновки базировался на собственной лонжеронной раме. В движение ЕрАЗ приводился бензиновым мотором ГАЗ-24Д, в паре с которым трудилась четырехступенчатая механическая трансмиссия, позаимствованная у УАЗов. Необычные для отечественной промышленности сдвижные двери существенно упрощали и ускоряли процесс высадки/посадки водителю и переднему пассажиру, который часто являлся грузчиком. Доступ в грузовой отсек осуществлялся исключительно через кормовую двухстворчатую распашную дверь, боковые – отсутствовали.
Олимпийские рефрижераторы отличались от родственных пассажирских микроавтобусов изотермическим грузовым отсеком объемом 5 кубических метров. Термоизоляция кузова обеспечивалась с помощью полистирольного пенопласта толщиной около 8 см, который сверху обшивался листовым алюминием. За холод отвечала установка, располагавшаяся также в грузовом отсеке. Мощности «холодильника» хватало, чтобы при забортной температуре в +35-40 градусов длительное время поддерживать внутри температуру от +5 до -10 градусов по Цельсию. Летом 1980-го автомобили трудились не только на обслуживании олимпийских точек общепита, но и продуктовых магазинов в центре Москвы.
КАвЗ-5982
КАвЗы у наших граждан до сих пор четко ассоциируются с «кентаврами» – капотными автобусами малой вместимости с «мордочкой» от ГАЗ-53 и на его же шасси. Но в преддверии Олимпиады в Кургане взялись и за производство специальных грузовиков.
Готовились заранее. В 1978 году шумерлинское Государственное специальное конструкторское бюро по ремонтным мастерским и кузовам (ничего не скажешь, емкое название!) разработало конструкцию специализированного фургона для перевозки лошадей и обслуживающего персонала. Для постройки использовалось длинное шасси трехосного грузовика ЗИЛ-133Г1. Производство этого «коневоза» и передали на КАвЗ.
Как и бортовой ЗИЛ-133Г1, специальный автомобиль оснащался шестилитровым восьмицилиндровым бензиновым агрегатом мощностью 150 л.с. Специальный фургон был рассчитан на перевозку шести взрослых лошадей. Кузов состоял из трех совмещенных отсеков: два крайних предназначались для перевозки животных, а в центральном, из которого имелся доступ в боковые, были обустроены три спальных места для ветеринара, конюха и тренера. В машину лошади попадали по выдвижным трапам, которые на ходу прятались под днище фургона. Над кабиной грузовика размещался специальный отсек, предназначенный для перевозки корма – 250-300 кг сена.
После успешных испытаний первого опытного образца, в 1979 году на КАвЗе изготовили полтора десятка «коневозов», в 80-м году собрали еще 5 экземпляров. Уже после Олимпиады, с 1981 по 1985 годы для нужд конной милиции в Кургане собрали еще 12 специальных автомобилей.
ПАЗ-3916
Какое же международное событие сейчас обходится без теле- и радиотрансляций? Так было и 36 лет назад, во времена Олимпийских игр в Москве. Специально для них инженеры ПАЗа создали новую «кинопередвижку», получившую индекс ПАЗ-3916. Разработку специального телефургона отдали именно в Павлово-на-Оке, потому что еще с середины 70-х годов на ПАЗе мелкими партиями производились автобусы для нужд телевидения.
Перед конструкторами была поставлена серьезная задача: построить автомобиль, не уступающий зарубежным аналогам. ПАЗ-3916 создавался в тесном сотрудничестве с Кировоградским заводом радиоизделий. Сначала на ПАЗе готовили кузов с четкой подгонкой всех мест крепежа, установки и укладки проводки под конкретное электронное оборудование. Затем автобусы отправлялись в Кировоград, где в их салонах проводился монтаж телеоборудования и его отладка.
В олимпийской серии «кинопередвижек» отсек водителя был глухо отгорожен от рабочей зоны, ведь по строгим понятиям времен СССР прямой эфир был делом государственной важности: мало ли что может ляпнуть в микрофон засланный агент ЦРУ или просто оказавшийся рядом диссидент!
Доступ в аппаратный отсек обеспечивался двумя дверьми по правой стороне кузова и одной – слева. Всего было выпущено 22 единицы специальных фургонов, некоторые из которых отличались конфигурацией салона и монтируемым оборудованием. Среди «медийщиков» ПАЗ носил официальный индекс ПВС-4 (передвижная студия видеозаписи). Внутри могли размещаться 4 телекамеры, пара видеомагнитофонов, пульты аудио- и видеорежиссеров, бухты с кабелем.
РАФы
Рижская автомобильная фабрика получила наибольшее количество заказов на разнообразные специальные олимпийские автомобили.
Самым известным из них стал РАФ-2907, сопровождавший олимпийский огонь из Афин в СССР и по самому Союзу. Всего было изготовлено пять экземпляров микроавтобусов. От серийных собратьев они отличались серьезно измененной компоновкой салона. Так, в корме находился отсек для хранения факелов и газовые баллоны для их заправки, а также система принудительной вентиляции и система пожаротушения. В багажном отсеке постоянно горели три газовых горелки, от которых можно было бы зажечь факел в случае непредвиденного «затухания» основного, несомого бегуном. В центральном – пассажирском – отсеке размещались диван, письменный стол со стулом для сопровождающих, гардероб, холодильник и даже кондиционер!
В техническом плане это был все тот же РАФ-2203, только с радиатором большего объема в системе охлаждения и электрическим вентилятором для его обдува. На такие меры пошли, чтобы обезопасить РАФы от перегрева во время длительного движения со скоростью бегуна (10-15 км/ч).
РАФ-2907
По территории Греции, Болгарии, Румынии и до Москвы за олимпийским огнем следовало два РАФа. А вот от столицы по территории Союза в города, принимавшие Олимпиаду (Киев, Минск и Таллин), огонь доставляли поездом.
Вторым интересным образцом технической мысли можно считать электрический РАФ-2910. Он предназначался для сопровождения представителями оргкомитета легкоатлетических марафонов – чтобы бегуны не дышали выхлопными газами от двигателя внутреннего сгорания. Особенностью кузова этого РАФа являлось наличие большой боковой двери не только справа, но и слева. В салоне устанавливались два стола и поворотные кресла, которые облегчали работу судьям во время соревнований.
РАФ-2910
Никель-цинковые аккумуляторы обеспечивали автомобилю запас хода на уровне 100 км с крейсерской скоростью около 30 км/ч. Интересно, что зарядка тяговых батарей в машине не предполагалась: специальным погрузчиком в багажник просто устанавливались готовые к эксплуатации, ранее заряженные аккумуляторы.
Отдельного слова заслуживает РАФ-3407. Не каждый поверит, но это был седельный тягач на базе обычного "рафика". Он работал в составе пассажирского автопоезда вместе с двумя полуприцепами и возил пассажиров по Олимпийской деревне, а позже был переведен на ВДНХ.
РАФ-3407
Автомобиль получил существенно укороченную колесную базу – по сути, сразу за центральной стойкой располагалась задняя ось. Каждый из двух полуприцепов нес на себе пять рядов пластиковых сидений, по четыре кресла в каждом. Пассажирские вагоны имели громкоговорители, по которым озвучивались остановки, и кнопки, сигнализирующие водителю о желании пассажира сойти.
РАФ-3407
ЛАЗ-5255
Не остался в стороне от подготовки транспорта для Олимпийских игр и крупнейший в СССР производитель автобусов – ЛАЗ. Так, во Львове сконструировали специальную модификацию междугородного автобуса ЛАЗ-5255 для сопровождения олимпийского огня. Автобус имел только одну боковую дверь – спереди. Салон был разделен на две части – пассажирскую, в которой размещались кресла для 15 пассажиров, и вторую – купейную. В ней 8 широких кресел могли трансформироваться в два полноценных спальных места. Кроме того, на борту были гардероб, санузел и минибар.
Автобус оснащался ярославским дизелем ЯМЗ-740 мощностью 210 л.с. Максимальная скорость составляла 115 км/ч.
Увы…
В 2014 году Олимпиада снова пришла на территорию России – это были XXII Олимпийские зимние игры. К сожалению, на этот раз в списке техники, обслуживающей столь важное событие, отсутствовали машины отечественных марок. Официальным автомобильным спонсором был выбран Volkswagen. Поговаривают, что этот бренд очень стремился предоставить свои авто и на Олимпиаду-80, но тогда патриотизм перевесил все прочие соображения. Впрочем, стоит надеяться, что в следующий раз встречать огонь из Олимпии на российской земле будут самые достойные представители отечественного автопрома.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
"В олимпийской серии «кинопередвижек» отсек водителя был глухо отгорожен от рабочей зоны" - это же стандартная для вещания технологическая необходимость