Масляному фильтру повезло больше всех: его меняют вместе с маслом. А вот с остальными у нерадивых владельцев часто дела обстоят хуже. Воздушный фильтр могут заменить, когда он начнёт всасываться в коллектор, топливный – когда мотор перестаёт реагировать на педаль газа, а вот салонный… Ну, если только зимой станет слишком уж холодно, а из «печки» начнёт нести гнилью.
Задача любого фильтра – очищать ту среду, в которой он работает. Это знают все, и напоминать об этом в сотый раз не стоит. Мы пойдём по другому пути: возьмём набор оригинальных фильтров и их аналогов не самого высокого качества, сравним их и посмотрим, к каким последствиям может привести расходник за два рубля, сделанный в гаражах. А в качестве оригинальных деталей возьмём набор фильтров Kia, которые попали к нам на стол прямиком из дилерского центра (потому что, покупая их в других местах, мы всё-таки не можем быть уверены в их оригинальности. Таков уж наш рынок запчастей, к сожалению).
Для свежего дыхания
Начнём, пожалуй, с воздушных фильтров. Их у нас четыре: оригинальный Hyundai-Kia с номером 281131r100 (Solaris, Rio, Veloster), оригинальный Hyundai-Kia с номером 281132s000 (ix35, Ceed, Sportage III, i40), аналог для первого фильтра от Miles (номер AFAI118) и для второго – фильтр производства AMD (AMDFA68).
Воздушный фильтр на Киа или Хёндэ стоит совсем недорого и доступен каждому, даже оригинальный. Не совсем понятно, зачем пытаться на нём экономить, но уж если есть аналоги, то всегда будут желающие использовать именно их. Что ж, посмотрим, что лежит в коробках. Сравнение начнём с пары фильтров для самых массовых Solaris/ Rio – оригинального 281131r100 и Miles (AFAI118).

Само собой, важно, чтобы фильтр справлялся с работой, а всё остальное – вторично. В том числе и упаковка. Но неужели этому производителю так тяжело было хотя бы что-то нарисовать на своей коробке? Белый картон – это как-то совсем тоскливо. Ну да ладно, главное – внутри.
Упаковка Киа в традиционной цветовой гамме – красно-синей. Полиграфия выглядит несложной, но по мелким полоскам на красной части можно судить о её качестве – всё пропечатано чётко. Правда, нет списка автомобилей, для которых этот фильтр предназначен. Но тут Киа должна присесть в глубоком реверансе перед Miles, которых не хватило вообще даже на простенький рисунок. Есть только наклейка, криво налепленная на упаковку. Видимо, о подделках тут не переживают: такую наклейку можно наляпать на любую коробку. А так криво – тем более.


Давайте вытащим оригинальный фильтр.
О том, что он имеет отношение к Kia, на его корпусе ничего не сказано: скромно упомянули только Hyundai. Зато есть наименование производителя – Leehan. Эта фирма и есть поставщик OEM-деталей для корейских производителей. Есть и дата изготовления фильтра.


К самому фильтру вопросов нет: ворс не летит, сделан аккуратно. Все зазоры ровные, углы сформированы без нарушения геометрии. Об этом я говорю отдельно, потому что дальше будет хуже… Правда, не у Hyundai-Kia.

Теперь распаковываем фильтр Miles. И тут нас ждёт приятный сюрприз: фильтр упакован в полиэтилен. Неплохо, учитывая унылую коробку.

А вот сам фильтр заметно отличается от оригинала. Во-первых, у него немного желтоватый оттенок. Не могу сказать, что это плохо. Вряд ли цвет имеет какое-то значение. Зато его излишняя «пушистость» – это уже не очень хорошо. Ворс отпадает, причём он уже украсил собой пластик корпуса. Как вы думаете, куда этот ворс полетит в моторе? Ага, в поршневую. А он там не нужен совсем.

Второй неприятный момент – замятые складки фильтрующего элемента. Собирали его явно не слишком аккуратно.

Наконец, прямые участки пластика не совсем прямые и с какими-то подозрительными трещинами. Как такая каёмка будет прилегать к корпусу фильтра – вопрос. Может, прижмётся крышкой, а может, будет пропускать воздух. Само собой, неочищенный.

Данные на фильтре не выбиты, как на оригинале, а напечатаны. Причём не очень качественно.

Не думаю, что это совсем уж плохой фильтр. Кто любит риск больше, чем свою машину, может его попробовать. Но я бы не стал.
Давайте перейдём ко второй паре – оригиналу 281132s000 для ix35, Ceed, Sportage III и i40 и аналогу производства AMD (AMDFA68).

Про упаковку оригинала я уже говорил, повторяться не буду – у этого фильтра она такая же, как у предыдущего. А вот упаковка AMD явно интереснее, чем у Miles. Дизайн немного спорный, но он хотя бы есть. На наклейке указан список автомобилей, которым подойдёт фильтр из коробки.

А ещё на коробке есть QR-код. А если он есть, то надо посмотреть, куда он приведёт.


QR привёл нас на сайт компании-представителя «корейских автозапчастей торговой марки «AMD». Ни на коробке, ни на самом фильтре страна происхождения не указана. Но, судя по штрих-коду, фильтр действительно сделан в Южной Корее. Но сделан далеко не лучшим образом. Давайте сравним его с оригинальным фильтром.
Вот – деталь ОЕМ.

Аккуратно собранный элемент, ничего не торчит. Ради интереса посчитаем складки – их 26.
Теперь смотрим аналог.

Во-первых, у него появился странный рельеф, которого нет на оригинале, где высота всех складок одинаковая. Во-вторых, тут опять много ворсинок, которые отлетают от фильтрующего материала. В-третьих, даже складок тут меньше – 24 штуки. Зато расстояние между ними получилось больше. В-четвёртых, пластик извозили в клее где надо и не надо.

А самое главное – это то, как сделана часть фильтра, которая должна плотно прилегать к его корпусу на машине. У оригинального есть эластичная каёмка, причём сделана она с одинаковыми зазорами по всему периметру фильтра. А у аналога не только эта каемка намного твёрже, но ещё и его профиль совершенно не похож на профиль оригинала. К тому же весь фильтр почти на три миллиметра короче, и в итоге кажется, что он вообще от другой машины.




Зря, между прочим, к воздушному фильтру относятся наплевательски. Неплотное прилегание его края приводит к попаданию пыли в цилиндры. То есть такой фильтр почти не работает, а скорость износа ЦПГ стремительно возрастает. И если предыдущий аналог ещё хотя бы как-то можно было рискнуть поставить, то этот фильтр лучше выкинуть от греха подальше. Точнее, от задиров цилиндров.
Хорошо, теперь перейдём к масляным фильтрам.
А где клапан?
Масляных фильтров у нас тоже четыре: оригинальный Hyundai-Kia 2630035505 для Sportage, Magentis, Sorento и Carnival, его аналог Miles (AFOS005), оригинальный 2630035531 для ix40, ix35, ix20 и Kia Rio и его аналог Pmc PBA-001.

Начнём мы с пары Hyundai-Kia 2630035505 и Miles (AFOS005).

Вам не кажется, что в таких разных коробках и фильтры должны быть разными? Правильно кажется. Потому что аналог оказался просто меньше оригинала. Но давайте по порядку.
Упаковка Kia нам уже знакома: информации минимум, но полиграфия качественная. У коробки есть интересная особенность – она заклеена. Один раз открыл – уже видно, что в коробку кто-то лазил.

Надписи непосредственно на фильтрах Kia многих сбивают с толку. Точнее, надписи на подделках: часто они получаются ярче, чем на оригинальной детали.

А ещё многих путает наличие голограммы. Дело в том, что на подделках они встречаются очень часто. А вот на оригинальных фильтрах – не всегда. Фильтры для Киа делают две фирмы: Yongdong и Mann. И Mann на свои фильтры голограмм почему-то никогда не клеил. Отличить Yongdong от Mann несложно: первый выбивает на фильтре букву «Y», второй – «W». У нас на фильтре видно как раз W, поэтому отсутствие этой блестящей наклейки – это ещё не признак подделки. К тому же фильтр, купленный у дилера, просто не может быть поддельным.
Внутри фильтр выглядит солидно, а резиночка, которую при установке надо смазывать маслом, мягкая.

Фильтр Miles – совсем другая история.
Коробка тут проще – белый картон с наклейками. В общем-то, такая же, как и у воздушного фильтра.

Инструкция на фильтре на русском языке, конечно же, радует. Переводили старательно, но перенос в виде «двигат-еля» как бы намекает. «Увлажнить» резиновую прокладку – это тоже сильно.

Если эти небрежности простить можно, то вид самого фильтра должен насторожить сильнее. Сравните рабочую часть оригинальной детали и аналога. Странная фиксация кернением на фильтре – это моветон. А резиновая прокладка, которую инструкция предлагает «увлажнить» маслом, на ощупь кажется деревянной.


Ну и эпик-фейл: смотрим на размеры аналога по сравнению с оригиналом.

Чисто теоретически размер масляного фильтра неважен. Главное, чтобы подошёл по резьбе и посадочной поверхности. Но есть и гораздо более важные характеристики. Например, важно давление, при котором сработает перепускной клапан. Не будем проваливаться в пучину фильтростроения и ограничимся выводом о том, что подбирать фильтры по резьбе и посадочному месту – это неправильно.
Ставить надо только то, что предписано производителем. А если фильтр сделан плохо, то последствия могут быть самыми разнообразными. В худшем случае он просто выдавливается, и масло вытекает на улицу. Тут, правда, может спасти остановка мотора после загорания лампы давления масла (и то не всегда). А вот, например, если пружина перепускного клапана по каким-то причинам оказалась недостаточно сильной, то можно ездить с фактически неработающим фильтром на масле, которое не проходит очистку, и даже не знать об этом. Одно дело, когда перепускной клапан позволяет попасть неочищенному маслу напрямую в мотор в сложных или переходных условиях (в мороз или при резком нажатии педаль газа), другое – постоянная езда с открытым в фильтре клапаном. Тут можно сократить ресурс мотора в несколько раз. Но повторю: физический размер фильтра на этот параметр никак не влияет. И всё-таки меня такой фильтр насторожил бы. Да, дешевле рублей на 200. Но зачем? Спокойствие, по-моему, дороже.
Теперь достанем вторую пару: оригинальный 2630035531 и аналог Pmc PBA-001.

Упаковку оригинала мы уже обсуждали, перейдём к аналогу.
В принципе, вся необходимая информация о фильтре на ней есть.

Сам фильтр выглядит намного добротнее предыдущего аналога. Аккуратная завальцовка, подробная инструкция по установке. Нет русского языка, но для фильтра, сделанного в Корее, это не страшно. Шрифт на корпусе немного смазан.


А вот если сравнить этот фильтр с оригиналом, можно найти одну странность.

Видите отверстия по периметру дна? Через них грязное масло поступает в фильтр. Через центральное отверстие очищенное масло уходит в двигатель. На оригинале очень хорошо виден противодренажный клапан – такая резинка оранжевого оттенка. А вот на аналоге клапана не видно. Если посветить внутрь, то его можно заметить где-то неожиданно глубоко. Что он там делает, не совсем понятно. Возникают два вопроса. Первый: не будет ли вытекать масло из фильтра в поддон после каждой остановки мотора? И не получится ли так, что каждый запуск двигателя у нас окажется сухим, без масла? Второй вопрос: не перетечёт ли грязное масло с наружной стороны фильтра во внутреннюю часть с очищенным маслом? Препятствовать этому – одна из важнейших задач противодренажного клапана. А он почему-то оказался очень далеко от входных отверстий крышки.
Да и размер фильтров опять оказался разным. Пустячок, а неприятно.

Стоит отметить, что этот аналог явно хочет быть похожим на оригинал. Посмотрите на первый фильтр Киа: такой же синий цвет, вполне приличная сборка, отсутствие русскоязычных надписей… А ещё – голограмма, которой, как мы выяснили, может и не быть. Но тут она на всякий случай есть. Наверное, для пущей убедительности. Вот только на обоих оригинальных фильтрах противодренажный клапан виден очень хорошо, а на аналогах – нет
Маловато будет
Сам факт наличия у Киа и Хёндэ топливного фильтра можно назвать радостным: не придётся менять его в сборе с насосом. И даже резать пол под задним сиденьем не придётся. Осталось посмотреть, какими бывают эти самые фильтры.
У нас их два: оригинальный (311121R000) и его аналог от Nipparts (N1330330).

Скажу честно: обе упаковки выглядят очень приятно. Никаких смазанных шрифтов и непропечатанных букв нет ни у оригинала, ни у аналога. А коробка Nipparts даже заклеена сверху. Зато фильтр Киа внутри коробки упакован ещё и в полиэтилен.

В целом, к упаковкам придраться не получается.
Внешне фильтры очень похожи. Отличия есть только в небольших деталях. Например, контактный разъём фильтра Nipparts покрыт каким-то окислом, а у Kia он блестит.


И всё-таки есть одна вещь, мимо которой пройти невозможно. Смотрим на фотографию ниже.

Не кажется ли вам, что диаметр штуцера оригинального фильтра больше, чем у аналога (оригинальный – это тот, что с розовым оттенком и надписями)? Вот и мне кажется. Берём штангенциркуль и спрашиваем его мнение по этому поводу.

А мнение у него вполне определённое: с диаметром штуцеров производители аналога не угадали. У оригинала он равен 6,8 мм, у аналога – 5,8. Абсолютная разница в миллиметр при небольшом диаметре даёт относительную разницу почти в 17%. А это уже много. Может быть, поэтому в отзывах встречаются недовольные комментарии из разряда «грязный оригинальный был лучше чистого аналога». Впрочем, это уже крайняя степень. В «лайтовой» версии ситуация будет не так страшна. Просто моторчик насоса будет работать в более напряжённом режиме и умрёт чуть быстрее. Зато на фильтре можно сэкономить рублей двести. Вот только надо это кому-нибудь?
Дышать и не болеть
Теперь перейдём к самому недооценённому фильтру в автомобиле – к салонному. Хорошо, если машину обслуживает дилер: тут от замены этого расходника не отвертеться. А что будет, если этот фильтр не менять? Сначала он забьётся пылью и грязью до состояния войлочного валенка, что приведёт к снижению эффективности отопления, кондиционирования и вентиляции. Зимой будет холодно, летом – жарко, а круглый год всё это будет дополняться запотевшими окнами. Кроме того, высока вероятность ещё и ловить в машине всякие человеческие болячки: на постоянно горячем и влажном салонном фильтре быстро размножаются микробы. В машине к этому времени уже будет вонять плесенью и гнилью, что само по себе уже неприятно. Одним словом, салонный фильтр – штука полезная. Давайте посмотрим, чем тут аналог может отличаться от оригинала.
Наша оригинальная деталь от Киа имеет номер 971334L000. Аналог – деталь фирмы Miles с номером AFW1309. Такие фильтры стоят на массовых Рио и Солярис.

Упаковку сравнивать не будем – она просто разная. У Kia фильтр просто запаян в полиэтиленовый пакет, у Miles – традиционная для этого производителя белая картонная коробка с криво наклеенной этикеткой.


У обоих фильтров сбоку нанесена маркировка. И там, и там – довольно качественно. Размеры аналога миллиметр в миллиметр совпадают с размерами оригинальной детали. И это прекрасно.

Казалось бы: как можно накосячить при изготовлении простенького салонного фильтра? Оказывается, можно. Сравните частоту складок фильтрующего элемента на двух деталях.

Сверху – аналог, снизу – оригинал. Я не пожалел времени, чтобы посчитать складки. На оригинальном фильтре их 42, на аналоге – 36. Вроде бы совсем незначительная разница, но площадь фильтра во втором случае получается заметно меньше. Скорее всего, забиваться он будет медленнее. А вот фильтровать, вполне вероятно, будет хуже. Хотя бы в силу меньшей площади. Правда, тут ещё имеет значение материал элемента, но провести сравнение этих материалов мы не сможем при всём желании.
Если честно, такая разница – не самое плохое, что встречается в жизни. Но всё-таки подобный аналог не сможет заменить оригинальную деталь. И если такой фильтр вдруг начнёт пропускать в салон все уличные запахи… Наверное, так рисковать не стоит.
* * *
В заключении хотелось бы сказать важную вещь: не надо сваливать в одну кучу понятия оригинала, аналога и подделки. Аналог иногда может быть качественным, а вот подделка хорошей не бывает. А обезопасить себя от покупки подделки со стопроцентной вероятностью можно только одним способом – покупать запчасти или расходники у дилера. Да, иногда это получается чуть дороже. Но почти всегда эта переплата имеет смысл. Убить бензонасос из-за выгоды в 200 рублей? Так себе идея, если честно. Угробить алюсиловый цилиндр кривым воздушным фильтром? Не слишком заманчиво. Сжечь катушку зажигания «палёной» свечой?
Впрочем, об этом мы поговорим в следующий раз.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
У самого Тойота Найлакс дизель, масляный, воздушный и топливный оригинал, по цене они примерно одинаковые с Mann или тем же Mahle. А салонный просто безумно дорогой, по сравнению с хорошим дублем . Реально раза в четыре. Смысла его брать нет вообще
А ваши дубли первый раз вижу и слышу, заведомо дешевыый отстой, надо срввниваь с нормальнымии производителями.
Касательно высоты и количества гофр, расстояния между гофрами: формально ваши выводы справедливы только при применении идентичных фильтровальных материалов. Современная фильтровальная бумага может обладать бОльшей пылеёмкостью при меньших габаритах. Например если берется многослойный материал, верхний слой которого играет роль префильтра (грубой очистки) . В этом случае можно получить фильтр меньшего размера с идентичной эффективностью фильтрации. Но для дешевых фильтров для афтемаркета естественно никто современный материал применять не будет.
Плотность гофр тоже не всегда говорит о качестве фильтрации. Если между гофрами нет зазора для прохождения воздуха, то он будет работать только верхними гранями и очень быстро забьётся.
Остаётся вопрос «как себя застраховать от левака?». Увы, но знаю случаи, когда и в дилерские центры попадал заведомый контрафакт. Покупка фильтров от Мале или Манна тоже не гарантия от подделок. Про отечественные или китайские фильтры выше уже все сказал. Выход только один - чаще менять фильтры и покупать их в проверенных местах.
Забыли упомянуть что салонный фильтр может быть с активированным углем.
Теперь о том, что касается цвета фильтрующего элемента. Они могут окрашиваться в массе при изготовлении бумаги, в зависимости от запроса производителя. Как правило, это оттенки желтого цвета, но встречал и малиновые оттенки. Никакого влияния на эффективность фильтрации цвет не имеет. Салонные фильтры могут быть либо белыми, либо черными (с углём). В последнем случае есть нюанс: угольный многослойный фильтр получается либо прессованием 3х слоёв (финский материал) либо склеиванием. В последнем случае распределение угля получается неравномерным, клей ухудшает перепад давления (пропускную способность) элемента.