Оригинал – не всегда идеал: что показал анализ «брендовых» моторных масел в лаборатории

Мы привыкли доверять тому, что нам советуют авторитеты. Особенно если речь идёт о заводах-изготовителях наших автомобилей или же крупных мировых брендах. Но актуален ли их авторитет сегодня, в эпоху параллельного импорта, санкций и нового порядка на рынке автомобилей и автокомпонентов? Попробуем в этом разобраться, рассмотрев «под микроскопом» образцы популярных моторных масел.

Рынок запчастей и расходных материалов сейчас переживает не лучшие времена. Моторное масло–- не исключение, причём ситуация с ним осложняется несколькими факторами. Во-первых, появляется много новых брендов, которые заменяют ушедших производителей. В основном они приходят к нам из Азии и совершенно нам не знакомы. Само собой, часто возникает вопрос: а можно ли им доверять? Никто точно не знает. Во-вторых, некоторые не совсем честные продавцы пользуются тем, что любовь к именитым брендам у части автолюбителей иногда немного нерациональная, и тем, кто любит рисковать, можно по-прежнему продавать все те же Shell, Castrol, Mobil 1 смутного происхождения практически в неограниченных количествах, в том числе и подделки. А контрафакт это, дешёвая подделка или действительно качественное масло из старых запасов – никто точно сказать не может. 

В Торгово-промышленной палате Российской Федерации об этой проблеме, конечно, знают, но выявить подделки и проверить качество оригинальных масел можно только при массовой закупке и непосредственном лабораторном анализе, который продавцы контрафакта, само собой, проводить не станут. 

Специалисты АНО «Союзэкспертиза» и эксперты ТПП РФ закупили масла популярных марок в нескольких городах Московской и Калужской областей, затем образцы этих продуктов были отправлены в лабораторию. Для начала – пару слов об участниках исследования.

Что и где смотрим?

По инициативе ТПП РФ были закуплены образцы семи брендов двух наиболее популярных классов вязкостей: 5W-30 и 5W-40. С полным списком участников и результатами исследований можно ознакомиться на сайте Торгово-промышленной палаты РФ.

Сравнивать все продукты друг с другом бессмысленно: они имеют разные классы вязкости и допуски, поэтому подробно мы проанализируем результаты экспертизы только трёх близких по параметрам масел, а с полным отчётом вы можете ознакомиться на сайте ТПП РФ.

Рассмотрим наиболее известные из них: Toyota Motor Oil SN 5W-30 SP ILSAC GF-6A, Takayama Adaptec 5W-30 GF-5 SN и Idemitsu Zepro Touring 5W-30 SN/CF. У этих продуктов одинаковая вязкость по SAE 5W-30, незначительное различие в API, Toyota идет классом API SP, Takayama и Idemitsu классом – API SN.

Стандарт SN был введён в обращение в 2010 году, и согласно ему, масла должны отвечать строгим экологическим нормам по содержанию фосфора. Стандарт API SP был введен в 2020 году, данный стандарт ужесточает требования по защите от преждевременного неконтролируемого воспламенения топливовоздушной смеси (LSPI), износа цепи ГРМ, высокотемпературных отложений.

Соответствие стандарту предполагает наличие или отсутствие различных химических элементов, которые будут искать в образцах в независимой лаборатории. А лаборатория эта серьёзная – МИЦ ГСМ, международный испытательный центр по горюче-смазочным материалам. Остаётся только узнать, какие параметры и характеристики масла будут в этой лаборатории оценивать.

Как смотрим?

Если коротко, то в лаборатории изучали все основные параметры масла, начиная от вязкостно-температурных свойств (то есть, соответствие по SAE классу 5W-30), определения температуры вспышки и застывания и оценки испаряемости и заканчивая содержанием металлических и неметаллических присадок и прочих элементов.

Параметров для оценки очень много, и чтобы понять, почему они так важны, нужно разобраться в их практическом смысле. Постараемся сделать это максимально просто, но если вы знаете, о чём говорит наличие в масле ванадия или калия, можете часть текста просто пропустить. Ну а мы начнём.

О том, что такое вязкость по SAE, сказано уже многое, поэтому напомним очень кратко: цифра до буквы W – показатель низкотемпературной вязкости, цифра после неё – показатель высокотемпературной вязкости (или кинематической при 100 градусах Цельсия). Для масел SAE 5W-30 кинематическая вязкость должна быть в пределах от 9,3 до 12,5 cSt. Впрочем, показатели нормы мы приведём в итоговой таблице – так будет удобнее.

Второй параметр – индекс вязкости (viscosity index). Это безразмерный показатель, который иллюстрирует зависимость вязкости масла от его температуры. Чем выше значение индекса вязкости, тем эта зависимость меньше.

Щелочное число используется для оценки щелочной среды и иллюстрирует моющие способности масла. Диапазон нормы общего щелочного числа (TBN) для свежего масла – от 5 до 12 мг КОН/г. В процессе эксплуатации щелочное число меняется, но нам интересны характеристики для свежего масла. Чем оно выше (то есть, ближе к 12), тем лучше.

Следующий параметр – pH, то есть кислотность. Она показывает содержание ионов водорода, и обычно масло должно обладать нейтральной кислотностью (то есть обладать pH в 7-8 единиц). И опять же: в ходе работы моторного масла кислотность растёт, и pH при этом снижается (чем pH выше, чем среда более щелочная).

Температура вспышки обычно интересует тех, кто столкнулся с повышенным расходом масла (по-русски – масложором). Мол, это всё виноваты легкокипящие фракции в масле, наличие которых объясняет его расход на угар. Отчасти так оно и есть: при повышении температуры из масла выделяются горючие пары, которые при определённой температуре вспыхивают. Вот эта самая определённая температура и называется температурой вспышки, и чем она выше, тем лучше.

Температура застывания – та температура, при которой масло теряет текучесть. Чем ниже температура, при которой масло становится твёрдым, тем лучше.

Испаряемость по NOAСK описывает склонность масла к испарению или угару в течении одного часа при температуре 250 °С и постоянном потоке воздуха. Параметр достаточно важный, и во многих стандартах он имеет ограничения. В интересующем нас стандарте по API SN ILSAC GF-5 испаряемость по NOACK не должна превышать 15%. На этом с характеристиками закончим и перейдём к примесям.

Следующий параметр – примеси, в основном металлические. По большому счёту, примеси металлов обычно изучают в отработанном масле. По тому, какие металлы и в каком количестве находятся в отработке, можно сделать вывод о том, какие детали двигателя подвергаются износу активнее остальных. Например, наличие железа может говорить об износе гильз цилиндров, поршневых колец, клапанного механизма или коленвала; хрома – поршневых колец, вкладышей или выпускных клапанов. Наличие никеля может быть объяснено износом направляющих клапанов или турбины. Тут можно написать очень много, но не будем отходить от темы.

Достаточно посмотреть таблицу ниже и понять, что в идеале железа, хрома, олова, алюминия, меди, никеля, калия, натрия и свинца в свежем масле быть не должно. А вот определённое количество молибдена, кальция, магния, цинка, фосфора или бора вполне допустимо и даже желательно: эти элементы могут входить в пакет присадок. Их количество не всегда регламентируется и оценивается, но их полное отсутствие – признак нехороший, потому что, например, молибден содержится в присадках, снижающих трение; кальций – в антиокислительных моющих присадках; барий – в антикоррозионных; фосфор и цинк – в противоизносных и антиокислительных присадках.

Ну а теперь посмотрим сводную таблицу с результатами исследования образцов.

Результаты исследования

Обратим внимание, что результаты в таблице приведены не для одного, а для двух образцов из разных партий. Таким образом, можно оценить стабильность качества, а в крайнем случае – отсечь явную подделку. Впрочем, совсем уж явной подделки, как видим, не оказалось: характеристики двух образцов одного и того же бренда отличаются незначительно. Впрочем, смотрите сами.

Итак, что имеем в итоге? В целом всё не так уж плохо: практически все масла уложились в допуски по основным параметрам. Искренне огорчило только одно масло – Toyota Motor Oil SN 5W-30 SP ILSAC GF-6A. Для масла 5W-30 температура застывания должна быть ниже -35 градусов, но это масло смогло застыть уже при -27…-28 градусах. Увидеть такие значения накануне зимы – вещь неприятная, особенно учитывая температуру застывания масел Idemitsu иTakayama. Первое продержалось до -37 градусов, а второе и вовсе до -42. В общем-то, обычная температура застывания для масел 5W-30 составляет -37…-39 градусов, так что приличный запас по этому параметру имеет только Takayama (жители северных регионов, примите к сведению!) Кстати, Takayama оказалась лучшей и по щелочному числу.

Зато по значению индекса вязкости Toyota и Takayama оказались в лидерах, а масло Idemitsu от них незначительно, но отстало.

А вот по проценту испаряемости в лидеры вышли Idemitsu и Takayama, оставив Toyota далеко позади. И ещё раз масло Idemitsu обошло всех остальных по значению температуры вспышки – около 239 градусов против аутсайдера по этому показателю – масла Toyota.

Единственным из трёх масел, которое не смогло уложиться во все существующие нормы, оказалось масло Toyota Motor Oil SN 5W-30, которое, к сожалению, расстроило нестандартной температурой застывания. По остальным параметрам оно не сильно уступило Idemitsu и Takayama, даже обогнав их по значению индекса вязкости.

Что выбрать?

Какой сделаем вывод? По совокупности свойств ни одно из этих масел нельзя назвать плохим. Да, в морозы с маслом Toyota весьма вероятны крупные неприятности, но это только в морозы. И вдобавок мы не можем быть уверены, что масло на экспертизе было оригинальным: официально его на нашем рынке нет.

Takayama Adaptec 5W-30 GF-5 SN по совокупности параметров и в рамках заявленных производителем допусков уверенно заняло лидирующую позицию, опередив и Toyota, и Idemitsu Zepro Touring 5W-30 SN/CF, которое заняло второе место.

Скажем так: Takayama – рекомендуем, Idemitsu – не возражаем, Toyota (если, конечно, это действительно настоящая канистра Toyota) – на свой страх и риск. Важно только не нарваться на подделку, которых сегодня на рынке неприлично много. Это сейчас, пожалуй, самое главное, о чём нужно помнить при выборе моторного масла.

Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
21 комментарий
20.11.2023 18:28
Roman Mangrim

Не ну все по факту.
Какие чемоданы из Обнинска? Вам кажется.. Наша редакция честно помечает рекламные публикации согласно закону :D

3

20.11.2023 20:57
seriberiezhka@rambler.ru

Самый сбалансированный KIXX, из всех претендентов, ИМХО, особенно, учитывая цену. По поводу Takayama - выражу скепсис, т.к. отечественный продукт = китайские пакеты присадок. По ним пока непонятно, как поведут себя на дистанции.

1

21.11.2023 15:54
Семен Трубач

Видим цифры(они же результаты), делаем выводы и покупаем то, что считаем нужным. У Кикс высокая
температура вспышки, это хорошо, но по параметру испаряемости мне масло совсем не нравится. Исходя из теста, я .s именно масло Такаяма предпочел, а ваш скепсис к делу не пришьешь.

1

23.11.2023 09:35
seriberiezhka@rambler.ru

Доброго времени суток. Ваш скепсис по поводу испаряемости тоже к делу не пришьешь, т.к. по факту, NOACK ниже 10% - это хороший NOACK, как ни крути, тем более, когда речь идет о гидрокрекинге, в вязкости 5W-30. Текущая проблема отечественных масел (речь не только в продуктах из Обнинска) в том, что они не сертифицированы официально по допускам API, ACEA, ILSAC и иже с ними, т.к. делаются исключительно на пакетах Richful, которые, что бы нам не говорили китайцы, не проходили официальных испытаний, по вышеуказанным стандартам. + Конкретно к Takayama и ROLF, есть вопросы к не самому честному маркетингу, т.к. эти бренды выдают себя за якобы японскую/немецкую продукцию, но по факту, являются аналогами всем известного, бюджетного отечественного Sintec.
Ну, а к вопросу, выбора, кто и что заливает - это личное дело каждого, я всего лишь предостерег людей несведующих, так сказать. Сам, кстати, KIXX в данный момент не заливаю себе и никому его особо не рекомендую, т.к. на рынке есть варианты интереснее, по соотношению цена/качество. Оговорка, чтобы не думали, что я засланный казачок из GS Oil.

1

23.11.2023 19:41
dodgeram

Ну Синтек из дешёвого масла, вроде самый норм стал, с тех пор как Маннол и все его клоны приблизились по цене к фирмЕ.
Ну по крайней мере был таковым, последние несколько лет до 22года.
Что там с ним в текущих условиях на хз каких присадках, сказать сложно. Только время покажет.
Стоит ли оно 2-3х кратной переплаты за псевдоимпортный шильдик? Ясно что нет.


21.11.2023 16:14
Женя

Езжу на Takayama, 4 тысячи откатал. Сильно не почернело, масло как масло. Фильтр mann, лампочка гаснет почти сразу же. Зимой не было проблем, сейчас тоже. На Kixx расход был сильный, как-то так.

1

20.11.2023 22:49
Николай

Этож надо, оказывается масло из Обнинска круче Тойоты, которое производит крупнейша в мире корпорация ExxonMobil. Ну тогда и назвали бы его Обнинск Супер-пупер. А то какая-то Takayama. Главный аргумент масла известных производителей не поставляют официально. Но, есть нюанс. Присадки для производства подавляющего большинства масел поставляют четыре компании Infineum, Lubrizol, Afton и Oronite, которые являются дочерними компаниями более крупных корпораций – ExxonMobil, Chevron, BP, Shell. Как не сложно догадаться, присадки этих компаний также, не поставляют в Россию. Так из чего же делается масло Takayama? Ответ прост - из китайских присадок. Только вот официальных допусков автопроизводителей они не имеют. Ни API, ни ACEA, ни ILSAC, у них тоже нет. А то, что написано на банках масел Takayama, это лишь соответствия, то есть, производитель считает, что его масло соответствует этим допускам, и всё тут. При таком раскладе, автор данной статьи явно вводит в заблуждение потенциальных покупателей в отношении потребительских свойств товара.

2

21.11.2023 16:11
FedorX

Про API и прочее. Такояму можно найти на их оф.сайте, т.е. сертификат API у них все-таки есть))

Насчет крутости — не стоит ожидать каких-то суперсвойств. Я катаю на нем по 10-15 тыс. Расход минимальный, на угар не уходит, чистит мотор — и на этом спасибо.


21.11.2023 18:57
Kamnepad

Откуда у Вас уверенность в том, что масло Тойоты круче? Вы думаете, что это оригинал?)


21.11.2023 23:27
Maxim Romadanov

Возможно, к ExxxonMobil масло из теста никакого отношения не имеет. Сейчас "оригинальные" масла как-то такое себе покупать


20.11.2023 23:28
Papirus

К сожалению, в нынешней ситуации вижу только один вариант не нарваться на китайский или обнинский розлив: ехать на ТО в соседнюю Белорусию или везти самому оттуда масло и фильтры. Тот же Идемицу, не смотря на рекламную болтовню, - это голимый Тайвань (суть тот же Китай)


21.11.2023 16:07
Gennadiy

Открою секрет: в Беларуси народ сам в Польшу катается ибо пали овердофига. Ну или покупают попроще, но оригинальные масла типа Takoyama

1

21.11.2023 17:28
Алексей Ермилин

Если не относится с таким предубеждением к тому что производится и локализовано в Обнинске, то в принципе жить можно. Понятно, что это не Мобил, но и ценник не 3-4 раза выше. Самое главное, что Такаяма это качественное масло у которого внутри канистры именно то, что написано на этикетке. В наше время, это очень важно.


21.11.2023 13:46
Severo

_ну очевидно же,что ROLF и Takayma - топчик,а всё остальное - отстой. И как это раньше мы жили, переплачивая?!) какие молодцы то в Обнинске, самородки просто)))

1

21.11.2023 16:02
igorgl

а если нет разницы — зачем платить больше? И дело тут не в брендах Rolf, Takayama. Все дело в восприятии, ну и бюджете, естественно.


21.11.2023 23:05
Papirus

Rolf сам масло, как известно, не производит. Сильно подозреваю что это тот же самый Лукойл.


22.11.2023 09:08
Severo

_он там же в Обнинске льётся


21.11.2023 16:22
Eduard

Спасибо за то, что все не на словах, а с конкретными цифрами! То, что у Такаямы такие анализы для нас на мой взгляд только лучше! Хотя понятно, что для любителей всего с узнаваемыми этикетками это удар))


21.11.2023 17:08
Дима

Такаяма для своей цены хорошее масло! Остальное чисто личное восприятие. Хотя против того же Тойтовского масла я ничего против не имею, но левачья больше ориги.

1

30.11.2023 17:26
Papirus

Я правильно понимаю, что ни одна эта жижа не имеет допусков от автопроизводителей? Может в газонокосилку это и можно заливать, но не в современный двигатель.


08.12.2023 13:32
Ос Z

А где уверенность, что масло Toyota было куплено оригинальное, а не поддельное?
Чтобы был действительно достоверный эксперимент , тогда нужно было приобретать у дилера масло.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings