Многие (если не все) автомобильные бренды выпускали модели, которыми не гордятся. Это наследие тщательно захоронено в местах, которые не отмечены на карте. Пришлось как следует погреметь железом на кладбищах информации, чтобы извлечь на свет их останки. Так что запасайтесь напитками и устраивайтесь поудобнее: череда автомобильных призраков прошлого в нашей сегодняшней подборке не даст вам скучать.
Взгляд священника
Aurora не просто открывает наш парад уродцев, она несет его поеденное молью знамя. И это не только мое единичное мнение – ведущие автомобильные издания планеты, составляя списки «самых некрасивых машин планеты», здесь солидарны друг с другом. И Аврора способна вогнать в краску любого: представленный, как новатор в области пассивной безопасности, этот концепт-кар стал воплощенным кошмаром любого автодизайнера.
Как и всякий конструктор, А. Джулиано относился к своему творению очень трепетно и полюбил этого уродца всей душой. Когда святой отец понял, что премия за лучший дизайн Aurora не светит, то решил наделить ее другими свойствами. Функционал безопасности авто на самом деле был прогрессивным: раздутые «губищи» тачки были заполнены специальной ударопогашающей пеной; для этих же целей под днище спереди крепилось запасное колесо. Лобовой «астрокупол» из фибергласа отливали такой формы, чтобы он не порезал водителя осколками. Также машина была оборудована складной рулевой колонкой, мягкой приборной панелью, пристяжными ремнями и вращающимися креслами, позволявшими водителю и пассажиру развернуться в салоне при неизбежности столкновения.
Если бы Альфред Джулиано родился в эпоху инквизиторского беспредела, именной столб с растопленной поленницей был бы ему обеспечен. Но так как сей выдающийся муж появился на свет в ХХ веке, он сам поспешил занять вакантное место священника – на всякий случай. Ведь его подлинной страстью был автодизайн: еще юношей Альфред отправлял свои эскизы на различные конкурсы и даже добился аудиенции у самого Харли Эрла! Вице-президент General Motors пообещал было стажировку парню, но, вовремя убедившись, что его способности «преувеличены», от своего решения отказался. Так Джулиано вместо дизайнера стал божьим человеком, и исступленно молился, прося у Господа озарения.
Судя по всему, вместо оного у мужчины случился припадок: твердо решив создать собственную автомобильную империю, он подсмотрел образ для ее флагмана в одном из своих кошмаров. Зарегистрировав в 1954-м Aurora Motor Company, Альфред приобрел годовалый Buick Roadmaster, взял на зарплату нескольких механиков и принялся «творить».
Уповая на эпатажную раскрутку, Альфред всерьез хотел продавать Аврору по $12 тыс. за штуку, тогда как средняя стоимость новой машины достигала $6 тыс., а самый дорогой автомобиль Америки, Cadillac Eldorado Brougham, отпускался по максимальной цене в $13 тысяч! При этом Джулиано не смутило, что по дороге на презентацию в Нью-Йорк (около 250 км), его детище сломалось 15 раз, 7 из которых требовали буксировки и серьезного ремонта…
Процесс этот покрыт таким густым туманом секретности, что напоминает окукливание гусеницы, только наоборот. К 1957-му несчастный Buick полностью превратился в нечто, с большим оптимизмом названное священником Aurora. В родном Брэнфорде, штат Коннектикут – городе, не слишком богатом на события, новость о том, что божий человек строит автомобиль, превратилась в сенсацию. Сам Джулиано называл его не иначе, как «самым безопасным авто в мире» и привлек на свою сторону даже Нью-Йоркскую прессу.
Презентация модели состоялась при большом скоплении народа. Но когда полотно сбросили с концепта и Аврора обнажила оскаленную в адской ухмылке пасть, публика застыла в недоумении. Все ожидали увидеть нечто потрясающее, а им подсунули безобразного монстра. Даже самые дружественные журналисты сравнили творение Альфреда с «тающим мороженым» из-за фибергласового кузова, обильно отражающего солнечный свет. В итоге народ все же был потрясен, узнав, что вместе с появлением этой машины «растаяли» и $30 000 их пожертвований – Джулиано финансировал свой проект, продавая «божью благодать».
За это католическая церковь изгнала мятежного священника, а его автомобиль окрестила «творением дьявола». Вскоре президент Aurora Motor Company объявил себя банкротом, а единственный автомобиль его предприятия отошел в качестве залога к ремонтной мастерской. На этом история несбывшегося производства закончилась. Хвала небесам!
Плюсы: Пожалуй, первое в мире экспериментальное безопасное транспортное средство (ESV).
Минусы: Конечно, дизайн. Сейчас сложно представить что-то более уродливое, чем Aurora. Если бы библейский Сатана решил захватить этот грешный мир, данный аппарат как нельзя лучше послужил бы ему в качестве именной колесницы.
На слушаниях по делу священника обвиняемый все отрицал, выдавая себя за жертву преступного сговора General Motors. Когда все закончилось, Aurora оказалась никому не нужна. Так бы старушке и дальше врастать в землю, если бы не энтузиаст Энди Сандерс: в 1993-м этот британец выкупил остов уродца за $1,5 тысячи и еще $2 тысячи заплатил, чтобы его доставили на Альбион. Там Аврору поселили в Beaulieu Motor Museum, и вместо того, чтобы упокоиться с миром, она с удовольствием пугает детишек.
Самый эпичный провал в истории американского автопрома
Через год после провала Aurora в полку автомобильных вырожденцев прибыло: на рынке появилось сразу две отвратных модели! Наверное, по околоземной орбите прошелся опасный астероид, активизировавший в мозгах дизайнеров участки, отвечавшие за асимметрию, дисбаланс и эстетическое безвкусие (чем не сюжет для новелл Кинга?). Поэтому бренд Edsel, хоть и являлся плодом реструктуризации Ford Motor Company, пользы никому не принес.
На продвижение нового бренда в Ford денег как будто не жалели: рекламные проспекты так и пышут оптимизмом, а обширный модельный ряд намекает что у Edsel большое будущее. Только зачем было называть новый торговый знак в честь рано ушедшего из жизни Эдсела Форда, человека трагической судьбы? Ведь как корабль назовешь…
Идея завоевать «medium-price field», или средний сегмент автомобильного рынка, пришла в светлые головы «вундеркиндов» Форда еще в начале 50-х. В деятельности американских автопроизводителей уже прослеживалась четкая классификация, согласно которой FMC господствовала лишь в «low-price field», бюджетной группе. При чудовищных энергозатратах доход с нее был невелик. Люксовый сегмент прибыльным никогда не был, так что менеджеры Форд решили создать еще один бренд в поддержку «середнячка» Mercury.
Разработка нового класса машин началась в 1955 году. Инженеры создавали модельный ряд на шасси уже готовых моделей (в данном случае на шасси Mercury). Авто получились в лучших традициях полноразмерных «дредноутов» – большие, мощные, комфортабельные. При этом их оснащение отвечало последнему слову техники: почти во всех Edsel стояла автоматическая трансмиссия, саморегулирующиеся тормоза, кнопочное переключение передач. В чем же была проблема? Невероятно, но не в жутком дизайне радиаторной решетки, а в премерзкой особенности клана Форд экономить на мелочах. Даже «потолочные» модели с поставлялись на рынок в полуразобранном состоянии, и собирать их должны были механики дилерских точек. Ни о каком качестве при этом не могло быть и речи…
Машины Edsel «хороши» всем, и спереди, и сзади. Если бы концерн FMC являлся мафиозным кланом, дизайнера, сотворившего это авто, живьем скормили бы крысам. Хорошо хоть девушка на последней картинке довольна. А может, за ней следят через оптический прицел?
В американских учебниках по маркетингу слово «еdsel» означает «окончательный крах», а ситуация с брендом в целом классифицируется, как одна из самых провальных PR-кампаний. Безграмотное решение о старте продаж осенью (1957 г.), в канун сезонных скидок и распродаж прошлогодних моделей привело к рецензии в журнале Time: «Неподходящий автомобиль на неподходящем рынке в неподходящее время…». А смехотворный, странный, нелепый и вульгарный овал на «морде» Edsel стал объектом для насмешек. Его сравнивали одновременно с хомутом, крышкой унитаза и женской вагиной. Может, со временем бренд и выплыл бы, но подобные ассоциации накрепко засели у людей в головах – слабые продажи тому подтверждение. Этот позор стоил Ford Motor Company почти $2 миллиона, так что в 1960-м Edsel был упразднен. Аминь.
Плюсы: Один из первых настоящих трансформеров среди автомобилей, с кнопочным переключением передач и спидометром-куполом!
Минусы: Неприятие фаллической стадии развития в дизайне, результатом которого стало полное забвение.
Несмотря на отсутствие интеллекта в фарах-глазах модели Edsel были способны на многое. К примеру, кабриолет мог в считанные секунды обернуться седаном. Новый 6-литровый движок V8 Е400 мощностью 303 л.с., установленный в такую тачку, был способен домчать «седока» с ветерком. А стильный интерьер моделей не оставлял барышень равнодушными! Если бы не эта нелепая штука на физиономии, да разгильдяйство в сборочных цехах, Edsel мог бы обрести свою армию почитателей.
Представитель семейства сомовых от бывшей элитной марки
«О качестве автомобилей Packard нужно справляться не в брошюре, а у настоящих владельцев машины!», – бросил как-то Джеймс Паккард своей секретарше, и с тех пор данное выражение стало девизом фирмы. До 50-х годов это была самая дорогая автомобильная марка Америки. Никаких там Pierce Arrow, Peerless и тем более Cadillac – истинно благородные джентльмены разъезжали только на Packard!
Завод Packard: разгар производства в середине 30-х и демонтаж сборочной линии в 1958-м…
Но заточенное под сверхприбыли производство было не в состоянии выжить после ряда экономических кризисов, которые потрясли США. Так что к 1958-му элитная автомобильная марка превратилась из победителя во взлохмаченного прощелыгу, пытавшегося на свои многочисленные заначки выбить себе жизни еще на годик-другой. Покупка одряхлевшего Studebaker – тому подтверждение.
Когда родной завод Packard в Детройте отошел сторонним фирмам за долги, задыхающееся производство перенесли на мощности Studebaker в Индиане. Руководство до последнего верило в возрождение корпорации, поэтому решилось на рестайлинг «студебекеровского» модельного ряда под своей, престижной вывеской. Так на свет появился Packard Hawk.
Вот Studebaker Golden Hawk 1957 года выпуска гораздо больше похож на ястреба, чем этот потенциальный обитатель рек и озер.
«Донорским» авто для «Ястреба» стал Studebaker Golden Hawk – приличное с виду хардтоп-купе, с рамной конструкцией и зависимой задней подвеской. Вариантов для переделок здесь могло быть множество, но что толкнуло дизайнеров Packard на ТАКИЕ экзерсисы, остается загадкой. Немного колдовства с фибергласом, и они превратили автомобиль в трепещущую от вибраций компрессора рыбину. Да-да, сие авто так и прозвали в народе – «сомовья пасть». И неважно, что стало причиной его низких продаж: халатность и пофигизм художников или боязнь менеджеров не успеть с выпуском к началу модельного года – цифра в 588 собранных экземпляров говорит сама за себя.
Плюсы: Резвый мотор с компрессором, уникальный вакуумный манометр в салоне и возможность приобрести легенду всего за $4 695!
Минусы: Чудовищная пасть Packard Hawk могла принадлежать кому угодно, но только не ястребу. Стилизованная плавниками корма завершила метаморфозу хищника в жертву.
Двигатель Studebaker V8 объемом 4,7 литра благодаря компрессору мог развивать мощность от 225 л.с. до 275 л.с. Плюс 3-ступенчатый «автомат» BorgWarner, кожаный салон, электропакет для стекол и кресел – все это обещало покупателям Packard Hawk большие ништяки. Но оказалось, среди клиентов корпорации совсем немного любителей рыбалки.
Безбашенные кастомайзеры и их золотой… пикап
В 60-х свой стиль искали многие. Даже такие любители старомодной рухляди, как Chrysler были не против выпустить на рынок что-нибудь «с огоньком». К примеру, любимый реднеками пикап Dodge A100 давно нуждался в рестайлинге. Почему бы не сделать из этого практичного транспорта яркий и запоминающийся автомобиль, на который все соседи в потоке обращали бы внимание? Сказано-сделано. Проект поручили Гарри Брэдли, штатному дизайнеру компании, и тот с бюджетом аж в $10 000, выданных на руки, отправился искать себе компаньонов.
В Dodge всего лишь хотели обновить этот «колхозный» пикапчик. А получили двухместный аппарат, попасть внутрь которого было истинным приключением. Сначала следовало до упора поднять лобовуху, а затем развернуть нечто, напоминающее садовую калитку.
В Детройте к тому времени уже существовало несколько тюнинг-ателье, и Брэдли, подготовив чертежи, отправился в самое знаменитое. Братья Александр, Майк и Ларри, выслушав «человека из Chrysler», алчно потирали руки: когда еще выпадет шанс поглумиться над «пикапом», да еще и срубить на этом «зелени». На каждый аргумент Брэдли, что, мол, концепт должен быть дерзким, с агрессивным настроем, с поджарым кузовом и кабиной, не похожей на собачью будку, механики согласно кивали. И вскоре приступили к работе.
На постройку нового Доджа ушло два года (1964-66 гг.), большую часть из которых братья Александр провели среди автомобильных остовов. Машина, как чудовище Франкенштейна, обретала свой облик по мере присоединения к ней все новых частей от кузовов Ford и Chevrolet. И чем больше кастомайзеры погружались в процесс, тем меньше их творение походило на пикап в традиционном смысле слова…
К примеру, братья хотели установить в концепт всего одну дверь, открывавшуюся вперед вместе с лобовым стеклом, наподобие той, что оснащают универсалы. Вот только створка сия оказалась слишком тяжелой. Пришлось выкручиваться… Расположение внутренних органов также претерпело изменения: громоздкий двигатель (2,7-литровая рядная «шестерка», 101 л.с.) пришлось сдвинуть назад, к кузову, почти на полметра. Туда же отправились бензобак и система охлаждения. Вскоре полезного пространства в пикапе едва хватило на запаску, так что Майк и Ларри наглухо задраили кузов.
Рулевой колонки как таковой в авто не существовало. Руль крепился к горизонтальной откидной стойке; усилие от него передавалось цепью на вертикальный вал, который был укрыт под панелями. Педали имели привычное расположение, зато приборы перекочевали на место бывшей водительской двери. Спидометр и тахометр «пересадили» на центральную консоль. Даже стоп-сигнальные огни и «поворотники» работали здесь по особому принципу. Вся иллюминация размещалась за деревянным фальшбортом, а их свет отражался от зеркала, установленного в нижней задней части.
Когда концепт был готов и представлен совету директоров Chrysler, последовала немая сцена. Братья Александр довольно лыбились – именно такой реакции они и ждали. Воротилы даже не знали, к чему придраться: модель кастомайзеров имела настолько завершенный образ, что менять в ней что-то не представлялось возможным. Да и менеджеры Dodge пребывали в растерянности: близилась Detroit Autorama 1967, а концепт был все еще без названия. Пришлось объявлять открытый конкурс, где лучшее, и самое очевидное предложение поступило от 13-летнего пацана: «Назовите его Deora!», – написал он на открытке с золотистым чудищем (de oro – «золотой», исп.).
В итоге большие боссы согласились на презентацию Dodge Deora, но лишь в виде одиночного концепта. В серию пошел первоначальный вариант модели А100 с легкими косметическими изменениями. А Гарри Брэдли из штата дизайнеров попросили… Наверное, потому, что его шоу-стоппер уж слишком напоминал открывашку. В прямом смысле.
Плюсы: Без концепта Deora не существовало бы игрушечной фирмы Hot Wheels, куда перешел работать Гарри Брэдли в 1968-ом. Многие его концепты отлиты в масштабе 1:64.
Минусы: В качестве эпатажного автомобиля для воскресных выездов Deora неподражаем. Но в классе традиционных пикапов не состоялся. Один механизм входа/выхода чего стоит.
Следующие несколько лет Dodge Deora находился в музее концептов Chrysler. Потом был продан частному лицу. Теперь стоимость этой модели на различных аукционах достигает 324,5 тысяч долларов!
Коммерческая улитка
Глядя на эту машину, я наконец-то понимаю, что имел ввиду Эдуард Суровый, «бард» Comedy Club, под словами «Ах, улиточка моя, ахулитная!». У меня Nissan S-Cargo вызывает не менее бурные эмоции. Ведь не каждая автомобильная компания способна воплотить известного моллюска в стекле, металле, да еще и с мотором!
Все улиточные аллюзии, использованные в облике этого авто, отсылают к небезызвестному Citroen 2CV, точнее, к его коммерческой вариации Fourgonnette, прозванной в народе Escrargot (фр., «улитка»). Дизайнеры Nissan надеялись произвести фурор на автосалоне в Токио 1989-го, но забыли сделать поправку на время. Все же «горбатый» 2CV – послевоенная модель, дешевая и практичная – стала для многих семей настоящим кормильцем, тогда как S-Cargo был просто еще одной диковиной от не самых адекватных промышленников.
Дизайн кузова, односпицевый руль – дизайнеры S-Cargo как могли пытались придать своему авто облик 2CV. Но были в «Улитке» и авторские фишки, вроде сервопривода люка и маленьких овальных окошек по бокам грузового отсека. Их назначение до сих пор неясно. Может, в комплекте с машиной предполагался автоматчик, который будет охранять пиццу?
Построенная на платформе Nissan Sunny в кузове В11, с 1,5-литровым (73 л.с.) мотором E15S и 3-ступенчатым автоматом, «Улитка» была воспринята критиками, как «игрушка для взрослых». Экспорт модели, как ни странно, не планировался: весь тираж был выпущен праворульным. Но стараниями умельцев теневого рынка, S-Cargo нет-нет, да и мелькнет где-нибудь в Сиднее или Индианаполисе в качестве «живой» рекламы сети McDonalds или KFС. Так что мажьте подошвы крахмалом на всякий случай – вдруг вляпаетесь в то, чем этот моллюск может «наследить».
Плюсы: Всего было сделано 12 тысяч экземпляров для внутреннего рынка Японии, так что вероятность того, что S-Сargo расползутся по миру, очень мала.
Минусы: Сомнительное удовольствие сидеть за рулем мультяшного персонажа. Японцы такие странные!
S-Cargo с различной наружной рекламой по бортам. Если однажды увидите такой, не пугайтесь – это не галлюцинация. Просто дизайнеры Nissan в очередной раз над всеми подшутили…
Периодически каждому человеку нужна хорошая встряска. А что говорить про автодизайнеров, которые живут в постоянном стрессе? Конечно, произвести на свет тот автомобиль, который всегда хотелось! И пусть он не найдет искренних почитателей, зато над ним всегда можно будет посмеяться. А над некоторыми даже поржать.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Почему нет Fiat Multipla?
Дело вкуса :)
и saab 900 забыли
Если ещё с фиатом можно согласиться, то вот про saab хочу спросить, чем же он так не угодил Вам?
в одной из машин за рулем сидит саакашвили
в одной из машин за рулем сидит Cаакашвили........
да,точно! в Studebakere. это как в том анекдоте :”...а Вы доктор то же хороши, такую порнуху в столе
держите!”
Насчёт Эдсела я бы поспорил. Тачка класс. Только мелкие фары немного подкачивают.
Почто форд, додж и паккардушку унизили. Отличные красивые тачки.
Стыдно должно быть тем кто их не понял в свое время
Edsel? Как Вам удалось уместить в одном предложении эти два слова – "Edsel" и "красивый"...?
Очень похожи на концепты Советских дизайнеров. В Россию бы такие тачки, точно бы все раскупили. У нас такие извращения очень любят.
"Смешались в кучу кони, люди..."
Вместо странного замеса из концептов и серийных автомобилей куда уместнее было бы позубоскалисть над незабвенным Rumpler, вышеупомянутой Multipla, фильтикультяпистой Toyota WiLL Vi и набившим оскомину Juke.
Сюда же Pontiac Atztek
ну, во-первых для пятёрки худших можно было и похуже найти - тот же Divan, а во-вторых часть автомобилей не то что бы незаслуженно попали в список худших - их в список интересных можно включить. )
Что это за бред?? Все тачки офигенные, ну кроме Эдселя и Авроры! Паккард, Додж и Ниссанчик очень классно выглядят
я конечно не дизайнер, но судя по этой статье все беды именно от них! Всё здесь кроме Авроры вообще просто жесть, круть, особенно Форд и Додж и это ведь не сейчас это 60-е когда всё выглядело как фиг знает что. А форд я бы сейчас хотел себе такой форд или пакард
Додж это вообще ЭПИК , это произведение искусства , количество наворотов на квадратный сантиметр кузова просто зашкаливает.
Ну как по мне, Deora, наоборот таки, очень красивый автомобиль. А паккард действительно испортил внешность студера.
Было бы интересно почитать отдельный материал именно по Dodge Deora.