Похоже, пока рынок все же движется в сторону установления очередного дна. Статистика продаж относительно АППГ (аналогичного периода предыдущего года) постепенно улучшалась: -13,4% в феврале, -10% в марте, -8,5% в апреле… и тут май снова ломает планы, показывая -14,5%. В штучном выражении результат мая – 107 665 автомобилей: хуже было только в январе, когда продажи ослаблены после новогодних скидок.
Тем не менее Йорг Шрайбер, Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, не концентрируется на сиюминутном результате, смотря в будущее с надеждой, поскольку, по его словам, «в то время, когда автомобильный рынок испытывает трудности, макроэкономическая ситуация дает повод для осторожного оптимизма». Господин Шрайбер указывает, что «превалирующая точка зрения в экспертном сообществе состоит в том, что российская экономика прошла свою нижнюю точку, и прогноз, по крайней мере, до конца года, стабильный и даже положительный, глядя на 2017 год». Что ж, это, несомненно, хорошо – осталось только убедить в этом покупателей. Говоря словами г-на Шрайбера, «такая перспектива, конечно, обнадеживает, но еще должна быть осознана покупателями прежде, чем она материализуется в их растущей уверенности и последующей активности на рынке».
Ну а пока покупатель еще нащупывает путь по тонкому льду, можно вновь взглянуть на то, кто из автопроизводителей сумел удержать позиции. Причем для некоторых к этим словам можно смело добавить: «снова».
Премиум-сегмент
Премиум-сегмент в мае любопытен как минимум двумя фактами: продолжающимся успехом BMW (что не так привычно) и Lexus (что вполне обычно) и их значительно сократившимся отставанием от Mercedes-Benz. А кроме того, еще и Jaguar показал почти стопроцентный рост. Но об этом позже.
Разумеется, о смене лидерства в «премиуме» говорить бессмысленно: уж слишком безоговорочной выглядит горделивая поступь Mercedes. Однако стоит уже во второй раз заметить, что в ответ на наши похвалы он потихоньку теряет в продажах: в этот раз было продано менее трех тысяч машин, что на фоне «стабильных четырех» в прошлом году выглядит неважно. 2 840 единиц – таков точный результат, и это на 25% меньше 3 803 шт. за АППГ. Посмотрим, какова будет дальнейшая динамика – ведь не зря же немцы устраивают регулярные премьеры вроде Е-класса, GLS, GLE, GLC, да еще и держат цены значительно ниже европейских.
Тем временем конкуренты из «Баварских моторов» опять в небольшом плюсе: 2 200 проданных машин – это на 5% больше, чем 2 100 в прошлом мае и, что немаловажно, столько же, сколько в нынешнем апреле – то есть продажи относительно стабильны. Японцы из Lexus не нуждаются в дополнительном представлении: 2 212 машин против 1 645 в прошлом году – это 34% прироста. А вот Audi в мае не так заметна: небольшое снижение относительно апреля, до 1 808 проданных авто, дало результат в -5% по сравнению с 1 900 за АППГ.
Во «втором уровне продаж» – без откровений: Land Rover, Porsche и Infiniti в минусе, а Volvo хоть и показала +13% относительно АППГ с 325 проданными машинами против 287, но несколько потеряла относительно марта и апреля, когда было продано по полтысячи. Говоря о статистике, англичане продали 800 внедорожников против 887 (-10%), немцы – 388 автомобилей против 458 (-15%), а японцы – 313 против машин 375 (-17%).
В стане «редкого премиума» потери несет Cadillac, ранее имевший положительные результаты: 91 автомобиль против 130 – это -30%. Acura сползла до 13 проданных машин, что означает -63% относительно прошлогодних 35. Зато Jaguar совершил прыжок на 97% вверх, с 64 до 126 машин.
Продажи четырехколесных малышей уже который месяц подряд не клеятся. В этот раз хозяев обрели 25 микрокаров – и это на 67% меньше 75 экземпляров годом ранее. Похоже, на то, чтобы «распробовать» новое поколение модели, нам потребуется время.
Средний сегмент
Третий месяц подряд мы начинаем разговор о продажах в среднем сегменте со слова «Ford». Да и как иначе – марка продолжает показывать положительную динамику на достаточно безрадостном фоне, и это заслуживает внимания. Правда, майские 26% с 3 495 проданными авто против 2 780 за АППГ – это не сенсационные 144% в феврале и 120% в марте, но штучный показатель в районе 3,5 тысячи автомобилей держится стабильно – и это уже завидный результат.
Конечно, японцев из Toyota такими цифрами не удивить – лидеры сегмента в мае продали 6 871 автомобиль, что лишь на 9% меньше 7 562 шт. годом ранее. Но с другой стороны, в апреле этого года ведь было продано более 8 тысяч…
А вот Nissan улучшил штучный показатель относительно прошлого месяца, не превзойдя процентный относительно прошлого года. Расшифровывая это заклинание, можно понять следующее: продажи в мае составили 5414 машин, что на 31% меньше, чем 7 854 за АППГ, но заметно больше, чем 4 474 в апреле 2016 года. Вот такая разношерстная статистика…
Чехов из Skoda «фордовцы» в мае тоже не удивили: те и сами отметились +24% в графе «относительно АППГ», реализовав 4 706 машин против 3 805. Кроме того, положительные результаты показали Mazda (+8%, 1 307 проданных машин против 1 213) и Subaru (+26%, 342 против 272), но стоит сказать, что это не означает реального роста сбыта – в апреле обе эти марки продали больше автомобилей.
Остальные продолжают демонстрировать безрадостную динамику: Chevrolet выдал -30% (2 375 проданных авто против 3 399 за АППГ), Suzuki -18% (312 против 382), Citroen -43% (251 против 438), Peugeot -48% (217 против 420), а Mitsubishi и вовсе -72% (1 105 против 4 002). Говоря о SsangYong с -73% (59 реализованных машин против 220 годом ранее) и Honda с -80% (81 против 409), добавить пока нечего, ну а об Opel со следующего месяца упоминать перестанем вовсе: с начала года не было продано ни одного автомобиля.
Бюджетный сегмент
В бюджетном сегменте – без сенсаций. Единственной необычной деталью можно посчитать лишь то, что в графе продаж у Daewoo красуется пометка n/a, с подписью «на момент выпуска пресс-релиза данные не предоставлены». Как-то неспокойно стало в узбекском королевстве: то поставки хэтчбеков R2 задержатся, то топ-менеджеров засудят за махинации с этими же хэтчбеками... А теперь еще и цены на них подняли – пусть не драматично, но все же. Будем надеяться, все это не скажется на и без того скромных продажах бюджетного бренда – а заодно посмотрим, обновится ли статистика через некоторое время.
Ну а теперь – о лидерах. Они как всегда бессменны, но и тут есть любопытная динамика, схожая с таковой в премиум-сегменте. Так, если позиции Lada не подлежат оспариванию – 20 597 машин, несмотря на десятипроцентное отставание от прошлогодних 22 857, по-прежнему недосягаемы – то второе и особенно третье места в мае весьма ощутимо сблизились с четвертым. «Серебро» и «бронза», как водится, у KIA с 11 997 (-3% относительно прошлогодних 12 355) и Hyundai с 10 603 (-22% относительно 13 613) проданными автомобилями, а четвертое – по-прежнему у Renault, но результат французов – 8 952 автомобиля (-5% относительно прошлогодних 9 446). Разумеется, полторы тысячи машин – не такой уж и маленький отрыв от Hyundai, но если учитывать то, что продажи последнего относительно апреля 2016 года снизились как раз на те же полторы тысячи, корейцам есть над чем задуматься.
5 567 проданных машин практически идентичны прошлогодним 5 550. А вот у всех остальных результаты сплошь отрицательные…
У всех – да не у всех! В мае особенно четко проявила себя тенденция китайских брендов расти на фоне всеобщего упадка. И пусть среди «китайцев» положительную динамику относительно АППГ продемонстрировали не все, но зато те, кто был «в плюсе» в бюджетном сегменте, оказались «китайцами». Так, Lifan отметился +88% (1 270 проданных машин против 677), Chery +2% (461 против 453), Brilliance +15% (90 против 78), Dongfeng +23% (74 против 60), а FAW просто открыл для себя статистику, реализовав 92 машины относительно нулевого прошлогоднего показателя. А вот, например, Geely в мае не удалось влиться в ряды успешных соотечественников: -44% и 347 реализованных машин против 615 прошлогодних. Аналогичный результат у Changan (-32%, 36 проданных авто против 53) и Haima (-36%, 7 машин против 11).
Осталось назвать печальную статистику не упомянутых некитайских брендов – их осталось всего два. Так, Datsun показал результат в -55% (1 524 реализованных машины против 3 367 за АППГ), а УАЗ прервал свою «победную серию» положительной динамики с итогом в -19% (3 107 проданных внедорожников против 3 853).
Что мы приобрели
Май стал довольно бюджетным месяцем в плане новинок – в том смысле, что изрядная часть премьер относится к массовому сегменту. Хотя, разумеется, не все.
Так, обновленный Subaru Forester, продажи которого начались в середине мая, явно не назовешь «машиной для всех». Тем не менее японцы заботятся о привлечении новой аудитории, планомерно обновляя модельный ряд. До этого на рынок вышли освежившиеся XV , WRX и Outback, а теперь пришла очередь и «старшего» кроссовера. Изменений не так много: светодиодные габаритные огни, иной передний бампер, память настроек водительского сиденья и адаптивный свет, поворачивающий пучок вслед за рулем. В Subaru также говорят об «улучшении курсовой устойчивости и плавности хода, оптимизации рулевого управления и более совершенной шумо- и виброизоляции». Гамма моторов включает в себя три агрегата: два двухлитровых и один на 2,5 литра. «Младший» двигатель предлагает 150 л. с., следующий в иерархии, 2,5-литровый – 171 л. с., а самый мощный – двухлитровый с непосредственным впрыском – выдает уже 241 л. с. Все три мотора работают в паре с бесступенчатым вариатором, а для желающих сэкономить и любителей «механики» есть версия с начальным двигателем и МКПП. За такой автомобиль нужно будет заплатить 1 719 000 рублей, в то время как двухпедальные версии стоят от 1 799 000 до 2 599 900 рублей.
Еще один майский автомобиль «не для всех» – это smart, который получил расширенную гамму силовых агрегатов: теперь покупателям предлагается не только 71-сильный трехцилиндровый литровый двигатель, но и 90-сильный 900-кубовый мотор той же конфигурации, который выдает уже 90 л. с. Пару первому агрегату составляет пятиступенчатая «механика», а второму – шестиступенчатый «робот» twinamic с двумя сцеплениями. Стартовая стоимость двухдверного smart fortwo с «младшим» мотором составляет 790 000 рублей, а со «старшим» – 950 000, за соответствующие версии forfour придется отдать 830 000 и 990 000 рублей соответственно.
Ну а теперь – к «массовым» машинам. Самой дорогой из них оказался новый Emgrand от Geely. В ходе смены поколения он избавился от букв «EC» в названии и ощутимо прибавил в цене. Новый Emgrand 7 может оснащаться на выбор двумя моторами и двумя коробками передач: базовый двигатель имеет 1,5 литра рабочего объема и 106 л. с. мощности, а «старший» располагает уже 1,8 литра и 129 л. с. Оба могут агрегатироваться с пятиступенчатой «механикой», а 1,8-литровый способен работать еще и с бесступенчатым вариатором. Новинка, собираемая на заводе «Белджи» в Беларуси, будет стоить от 639 000 до 789 000 рублей.
Идем вниз по ценовой оси: следующая новинка мая – это пятидверная версия Lada 4x4 Urban, на которой мы уже успели обстоятельно поездить. Автомобиль стал логичным продолжением линейки Urban, получив те же отличия от «обычной» версии, что и трехдверка: это пластиковые бамперы, накладки на пороги, литые диски, иная обивка салона и доработанная шумо- и виброизоляция. Все подробности и впечатления об автомобиле можно узнать из тест-драйва, а здесь упомянем лишь ценник: единственная комплектация Lada 4x4 Urban стоит 552 100 рублей.
Ну а третьей новинкой стали те самые хэтчбеки Ravon R2, о которых мы уже упоминали. После долгих мытарств и задержек первые машины, наконец, появились в России и осчастливили своих хозяев. Напомним, на тот момент прайс-лист на новинку начинался с 369 000 рублей за автомобиль с АКПП, фронтальными подушками безопасности и передними электростеклоподъемниками. Версия с кондиционером и четырьмя эйрбегами стоила 439 000 рублей, а топовая комплектация с шестью подушками безопасности, подогревом передних сидений и другими опциями – 469 000 рублей. Вне зависимости от комплектации автомобиль оснащается четырехцилиндровым мотором объемом 1,25 литра и мощностью 85,5 л. с. Забегая вперед, отметим, что с 1 июля рекомендованные цены на все комплектации выросли на 20 000 рублей.
Что мы потеряли
Главных потерь на российском рынке в мае было всего три – зато довольно заметных: ушли автомобили, для которых еще пару лет назад такой сценарий показался бы дикостью.
Первый «ушелец» – Mitsubishi ASX. В лучшие годы продажи модели шли на десятки тысяч, и кроссовер был прибыльным для марки. Теперь же рост курсов валют сыграл с бывшим бестселлером злую шутку, сделав импортируемый автомобиль слишком зависимым от международных финансовых колебаний. Дальше все пошло по классическому сценарию: подорожание – падение спроса – приостановки продаж. И хотя в Mitsubishi не исключают возможность возвращения ASX, но связывают это возвращение прежде всего со стабилизацией валютных курсов. А это – совсем другая история…
Еще два автомобиля, покинувших рынок, принадлежат «перу» компании Nissan. Первый – Teana, которая после смены поколения так и не смогла развить успех, достигнутый ее предшественницей. В прошлом году ее прекратили собирать на заводе Nissan в Санкт-Петербурге, заменив более перспективным Qashqai, а теперь и вовсе свернули продажи.
Второй Nissan, ушедший в мае – это Juke. Да-да, тот самый компактный кроссовер, который в свое время вызвал столько споров о своей внешности. Его и впрямь либо любили, либо ненавидели – причем когорта первых обеспечивала модели вполне неплохие продажи. Однако теперь все это, похоже, в прошлом – поскольку Juke тоже не производился в Санкт-Петербурге, а импортировался, колебания курсов оказывали изрядное влияние на его прайс-лист. Накануне ухода вилка цен находилась в диапазоне от 859 000 до 1 407 000 рублей, что ставило более компактный Juke на одну ценовую планку с Qashqai – и такая ценовая стратегия просто не могла оправдать себя. В Nissan, как и в Mitsubishi, отметили, что рассматривают возможность возвращения модели в случае укрепления курса рубля. А пока желающие приобрести своеобразный кроссовер еще могут успеть осуществить задуманное – у дилеров наверняка кое-что припасено.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться