Защита «по-советски»
На нашем сегодняшнем ретро-тесте – советские автосигнализации под названием «Дубна-3», «Гарант» и «Набат». Такие устройства в свои годы, как правило, выпускались малосерийно побочными опытными производствами при крайне серьезных оборонных и научно-исследовательских организациях.
С одной стороны, это означало, что к ним прикладывали руку люди, пафосно выражаясь, ковавшие ядерный щит державы, проектировавшие космические аппараты и гигантские субмарины… А с другой – отечественная потребительская электроника, делавшаяся по конверсии, редко когда была «юзерфрендли», как сегодня говорят…
Так или иначе, нюхнем «пыль веков» — рассмотрим свойства этих систем, а также подключим их все, чтобы вживую, а не по инструкции, проверить работоспособность и то самое «юзерфрендли»! Итак, поехали.
Автосигнализация «Дубна-3»
Для затравки — самый простой из героев ретро-теста! Название приборного завода «Тензор» сегодня мало что скажет кому-то, окромя его сотрудников, однако в советское время у автовладельцев было весьма популярно и ценилось выпускаемое «Тензором» пускозарядное устройство «Дубна-М», позволяющее не только заряжать подсевшие автомобильные аккумуляторы, но и «прикуривать» полумертвые. Автосторож «Дубна-3» — несколько менее известный продукт того же предприятия и той же эпохи...
«Дубна-3» — несложная сигнализация с минимумом сервисно-охранных функций. Центральный электронный блок — крупный металлический «кирпич», монтировать который, по замыслу создателей, было положено в салоне машины не скрытно, как принято сейчас, а в легкодоступном месте на виду, поскольку обращаться к нему автовладельцу необходимо постоянно — во-первых, на блоке находится разъем, в который вставляется кодовый ключ для снятия/постановки на охрану, а во-вторых, на нем же находятся три кнопки регулировки уровня чувствительности датчика удара.
Разработчики сочли, что водителю будет полезно простое и наглядное управление чувствительностью – в зависимости от обстоятельств, в которых приходится отставлять машину. Первая нажатая кнопка – это высокий уровень чувствительности, с реакцией на покачивание от ветра и прыжки кошек, вторая рассчитана на явные попытки взлома, а третья – на разбивание стекла. Собственно, при пробном включении «Дубна» реагировала именно так.
В комплекте прибора идут те самые два кодовых ключа, вставляемые в электронный блок, чтобы идентифицировать хозяина. Ключи и гнездо, в которое они вставляются, сделаны с использованием брутального военного разъема.
Логика работы прибора – простая: после извлечения ключа из гнезда начинается минутный отсчет времени, по истечении которого устройство переходит в режим охраны, отслеживая удары по кузову и вскрытие дверей. После открытия водительской двери ключом хозяина сигнализация также отсчитывает тайминг (20 секунд), за который владелец должен успеть вставить в гнездо кодовую «фишку», предотвратив срабатывание клаксона в прерывистом режиме.
Блокировка двигателя есть – в разрыв провода, штатно идущего от трамблера к катушке зажигания, ставится реле, которым с помощью минусового сигнала управляет «Дубна», включая это реле только при наличии кодового ключа. Замеренное потребление тока сигнализацией в режиме ожидания не превысило 12 миллиампер, что в пределах нормы и сегодня.
Сигнализация примитивна, как и машины, на которые её предполагал устанавливать производитель. Хотя, благодаря датчику удара, устройство все же было способно поднять шум при откровенном растаскивании автомобиля на запчасти… Но поскольку защитные функции сигнализации сводятся к управлению минусом блокировочным реле, угонщику, знающему схему подключения «Дубны», потребуется совсем немного времени, чтобы выдернуть из установленного на виду центрального блока провод канала блокировки и «законтачить» его на массу. Все, «Дубна» обезврежена, можно заводить мотор!
Автосигнализация «Гарант»
Гаджет под названием «Гарант» — куда более любопытное устройство, нежели незамысловатая и дубовая «Дубна»! Полное имя «Гаранта» — «Ультразвуковая система охраны с автономным источником питания». Производило её в самом начале 90-х московское «СНПО Элерон» — так, на минуточку, и по сей день одно из крупнейших в стране НИИ по созданию систем безопасности для важных государственных объектов в рамках Росатома…
Согласно инструкции, предназначен «Гарант» для защиты автомобиля, гаража или даже дома. Состоит столь универсальная система из трех модулей — собственно, центрального электронного блока с ультразвуковыми датчиками обнаружения движения, выносной сирены-«колокольчика», а также блока питания в виде отсека, куда устанавливаются шесть батарей «тип 373» — в советское время также известных, как «большие круглые», а сегодня именуемые «тип D». Соответственно, напряжение питания «Гаранта» составляет 9 вольт, а главное достоинство автономного питания – возможность установить сигнализацию своими руками даже крайне далекому от автоэлектрики гражданину. Ведь никакого подключения к электрическим цепям машины у «Гаранта» нет – система самодостаточна!
Алгоритм работы прибора несложен. Центральный блок с ультразвуковыми датчиками инструкция предлагала монтировать … над зеркалом заднего вида! От центрального блока провод должен идти к сирене, а также к батарейному блоку, размещенному в бардачке. На батарейном же блоке располагается и тумблер включения «Гаранта» — единственный орган управления охранной системой. Нажимаем его – и начинается отсчет времени, за которое нам нужно покинуть автомобиль. По истечении этого времени система сама встает на охрану. Чтобы деактивировать прибор, водителю дается точно такая же временная задержка – открыл дверь, сел в салон и отключил тумблер на батарейной коробке.
Перед использованием, правда, требовалось провести две регулировки — под резиновыми пробочками центрального блока прячутся два подстроечных резистора, которые нужно крутить тонкой отверткой: «чувствительность» и «время задержки». Потребление тока гаджетом в дежурном режиме – 5 мА, это весьма экономно даже по современным меркам – от одного комплекта батарей прибор будет работать очень долго, полгода-год – запросто.
Устройство любопытно в первую очередь тем, что оно – совершенно автономное, поскольку работает на собственных батарейках. Пьезосирена в особом резонирующем корпусе — очень громкая, буквально рвет барабанные перепонки. А вот охранные свойства системы – практически никакие... Дело в том, что блокировок двигателя «Гарант» не осуществляет, единственная его защитная функция – визг сирены, да и та легко выключается… штатной кнопкой на блоке батарей! Собственно, роль «охранки» «Гарант» мог выполнять разве что в эпоху, когда сигнализация была редкостью, а угонщика можно было спугнуть неожиданным шумом. Ну, или если установку осуществлял бы опытный электрик, который сумел бы запитать «Гаранта» через стабилизатор с 12 до 9 вольт от автомобильного аккумулятора, выкинув батарейный блок, а управление повесив на секретную кнопку.
Автосигнализация «Набат»
Сигнализация «Набат» производства калининградского НИИ измерительной техники, занимающегося и по сей день разработкой телеметрического оборудования для космических ракет, – наверное, самый интересный экспонат в нашем ретро-обзоре. Ибо у этой советской противоугонки имелась любопытная функция – снятие с охраны бесконтактным брелком-«транспондером», который, к тому же, был БЕЗБАТАРЕЕЧНЫМ! Транспондер работал по принципу RFID, как билет метро!
Центральный блок сигнализации ощетинился клеммами, как ежик иглами – на его корпусе расположились аж 20 контактов в два ряда. Почему использовано столь нелепое решение, вместо того чтобы вывести все контакты на удобный разъем, расположенный по одной из граней – неясно. Отечественный индустриальный дизайн, бессмысленный и беспощадный, видимо…
Так или иначе, к этим двум десяткам контактов подключаются концевики дверей, капота и багажника, реле клаксона и управляемое «минусом» реле блокировки катушки зажигания, кнопка постановки на охрану, а также самое интересное — приемный блок беспроводного управления!
Выносной радиоблок закрепляется внутри салона под лобовым стеклом – в нем имеется пластмассовый «язычок», который положено туго засунуть под уплотнитель стекла или под обшивку стойки – примерно там же, где сейчас располагают выносной радиомодуль современных сигнализаций.
Перед тем, как выйти из машины, владелец нажимает кнопочку включения охраны, и начинается полуминутный отсчет времени, в течение которого нужно закрыть все двери и багажник. После чего «Набат» переходит в рабочий режим и ожидает вторжения через двери, вскрытия багажника или капота. Соответственно, чтобы снять машину с охраны, владельцу нужно перед открытием двери поднести к стеклу напротив приемника кодового сигнала беспроводную метку-брелок. По нему «охранка» распознает хозяина и позволит открыть двери и завести мотор, не поднимая тревоги.
Грешным делом, делая поправку на отечественное происхождение «Набата» и его преклонные годы, мы заподозрили, что в блоке приемника стоит примитивный геркон, а в бесконтактном брелке-метке – магнит... Таким образом, конечно, система начисто дискредитировалась бы, но отлично объяснялось бы отсутствие необходимости менять батарейки в брелке…
Однако после того, как метка была в исследовательских целях вскрыта, выяснилось, что все «по-взрослому»! Брелок – настоящий беспроводной транспондер! Приемник на стекле машины непрерывно излучает короткие импульсы, чередуя их с ожиданием ответного сигнала. Импульсы эти принимает антенна-катушка брелка, получая от них энергию. Получив «плевок электричества», брелок использует его для отправки на той же частоте кодовой посылки на приемный блок. При этом даже с учетом непрерывной отправки посылок радиомодулем потребляемый сигнализацией ток не превышает 10 миллиампер!
Сигнализация любопытная, с интересным для своего времени функционалом. Конечно, статический код брелока незашифрован, его можно перехватить, но доступных грабберов, способных это проделать (тем более с учетом малого радиуса действия), у угонщиков в то время не было.
Однако, как и у «Дубны», защитные функции системы сводятся к управлению минусом блокировочным реле, и, зная схему подключения «Набата», угонщику потребуется несколько секунд, чтобы по приемному модулю найти центральный блок, сдернуть провод с контакта канала управления блокировочным реле и законтачить его на массу. «Набат» обезврежен без всякого перехвата кодов, можно ехать!
Впрочем, пыле- и влагозащищенная конструкция центрального блока «Набата» позволяет разместить его под капотом. И если сам капот защитить дополнительным замком, система, как ни странно, может неплохо использоваться в охранных целях даже сегодня! Алгоритм и кодировка забыты в тумане десятилетий, современные технические средства угонщиков, скорее всего, окажутся несовместимы с «Набатом», и угон окажется не проще, чем угон автомобиля, оснащенного аналогичным образом установленной современной сигнализацией со сложным диалоговым кодом.
Итоги
Все перечисленные в этом ретро-обзоре охранные системы – типичные дети своей эпохи, рассчитанные на карбюраторные Москвичи, Жигули и Волги. Их техническая ущербность налицо, поскольку для запуска карбюраторного двигателя совершенно не нужно искать секретные блокировки. Требуется лишь заранее заготовленная пара проводков с крокодильчиками, которыми подается напряжение на катушку и трамблер, отвертка, которой тычут в контакты стартера… Да в самом тяжелом случае еще и бутылка с бензином, если хозяин авто вдруг установил под днищем топливный электроклапан.
В классических карбюраторных моторах, по большому счету, нечего всерьез блокировать – все слишком просто, все на виду, и любые «хитрушки» элементарно устраняются. Впрочем, даже простейший мотор легко защитить от легкого запуска чужими руками, если блокировку зажигания запереть крышкой капота с дополнительным нестандартным замком. Но это уже современный подход к концепции охраны автомобиля, бывший в те годы не в ходу…
Эпоха накладывала свои правила игры и на угонщиков, поскольку машин имелось не так уж много, а люди были более отзывчивы и менее равнодушны. Орущий клаксон (и тем более – сирена с нестандартным звуком) не натыкался на безразличие граждан, каждый второй выглядывал в окно или выскакивал из подъезда, и поэтому даже элементарный сигнал тревоги спасал автомобиль. Сегодня такие простые методы защиты четырехколесного имущества, конечно, неработоспособны… Увы.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Присоединяюсь к десяткам тысяч просмотров - весьма занятный материал...Никогда не думал, что в СССР вообще выпускали более менее изощренные сигнализации.... Впрочем, ведь и в сегодняшний век технологий сигнализация не панацея, а самым надежным способом от угона, да и то в тот период, пока вы делаете покупки в магазине, считаю блокиратор рулевого вала, вроде популярного в середине 2000 х изделия "Гарант", уж извините за рекламу ) Ну, а против силового угона авто на эвакуаторе ни один гарант не спасет....Да и угнать можно все что угодно при наличии желания...