Как показал наш мониторинг сетевых автофорумов, по поводу того, чтоб ставить или не ставить "автомат" на ручной тормоз при парковке на уклоне, интернет-сообщество практически единодушно, предпочитая пользоваться не только "паркингом" но и "ручником". Как, кстати, рекомендуют и руководства по эксплуатации автомобилей.
Хотя немало и весьма лихих мнений вроде: "Про "ручник" я давно забыл и на любой горке оставляю свой "Гелик" на "паркинге". Этот механизм очень надежен, и никакой "ручник" тут не нужен".
Что блокирует "паркинг"?
Впрочем, давайте вспомним, что собой представляет механизм "паркинга" на автоматических коробках передач. Основными его элементами являются крупнозубая шестерня и коромысло (также называемое мастерами "собачка", "крючок" и т. п.), на котором имеется шип, входящий между зубьями шестерни и не дающий ей вращаться.
Таким образом механизм блокирует выходной вал коробки и, соответственно, не позволяет крутиться колесам. Приводится блокиратор в действие либо непосредственно механической тягой от селектора, либо через электрический сервопривод.
Именно на шип с шестерней и ложится вся нагрузка от массы автомобиля, стоящего на склоне. Способен ли данный узел долго выдерживать ее? Обратимся за консультацией в профильный сервис, где ремонтируют коробки-"автоматы".
Что будет, если все время ставить машину на "паркинг" на уклоне?
Как утверждает мастер по ремонту АКПП компании Trans Gear Леонид Хенталов, система "паркинга" в АКПП любого типа достаточно проста и надежна, однако вечного ничего нет. В условиях постоянной нагрузки, которая возникает при установке машины в режиме "паркинкг" без стояночного тормоза, детали механизма постепенно подвергаются деформации.
Это и шип, и шестерня, и механический привод блокиратора. Отсюда возникают такие проблемы, как трудность включения и отключения режима "паркинга" даже на ровной поверхности. Многие могли замечать, что если машина стоит на уклоне и отпустить тормоз раньше, чем выключен режим "паркинга", то он выключается с характерным щелчком, а если механизм изношен, то и вообще с заметным усилием.
Как правильно парковать автомобиль с АКПП на уклоне?
Ставя машину на горку, лучше всего применять такой порядок действий: держим ножной тормоз — затягиваем "ручник" — переводим селектор в режим "паркинга". При отъезде: выжимаем ножной тормоз — выключаем "паркинг" — держим ножной тормоз — снимаем "ручник".
И, кстати, "ручник" нужен еще и потому, что при установке селектора на "паркинг", при отпускании ножного тормоза, машина может еще немного катиться (мастера говорят, что бывают случаи отката до полутора метров). Это нормально и происходит потому, что шестерня успевает повернуться на небольшой угол, прежде чем ее заблокирует шип. И этот момент важно учитывать при плотной парковке, чтоб случайно не въехать в соседа или ограждение.
Если же уклона нет и место ровное, то на ручной тормоз ставить необязательно. Поэтому, когда при остановке и отпускании ножного тормоза автомобиль никуда не едет и остается на месте, "ручник" можно не затягивать и ограничиться "паркингом". Единственный момент, если в этом случае кто-нибудь въедет на скорости в ваш автомобиль и сдвинет его с места, то механизм паркинга, скорее всего, выйдет из строя и коробку придется ремонтировать.
Хотя, в принципе, со сломанным механизмом "паркинга" ездить все-таки можно — на работоспособность коробки и переключение передач он никак не влияет.
И еще предостережение специально для любителей поремонтировать автомобиль самому: надо иметь в виду, что "паркинг" блокирует только коробку, но шестерни межколесного дифференциала продолжают вращаться.
Немало случаев, когда просто ставят машину на "паркинг" и затем, подняв на домкрате, начинают "шевелить" колесо, желая определить там какую-либо неисправность, узнать причину стука и так далее. Крутанул посильней, и — вуаля! — второе колесо тоже закрутилось в обратную сторону, машина с домкрата упала... И хорошо, если никого в это время под ней не было...
Что в итоге?
Только в крайних случаях ставим на "паркинг" без "ручника" — например, когда очень велик риск "мертвого" замерзания суппортов и тросов. А так соблюдаем предписания заводов-изготовителей, бережем коробку, слушаем советы мастеров-практиков. И почаще пользуемся "ручником", даже при парковке на ровной местности — чтоб не "закисал". Зимняя мойка машины — только с тщательной просушкой. Ну и надеемся на погоду, чтоб в ночь не ударяли морозы после оттепели...
Ну а вообще, если живете в холмистой местности, для фиксации машины на уклоне можно использовать упор под колеса в виде металлического или деревянного "треугольника". Встали на пару минут на "паркинге", подложили под задние колеса упор, перевели селектор в нейтраль и, откатившись немного назад, уперлись колесами в препятствие. Алгоритм, в общем-то, нехитрый — справится и студент.
Знаете другие способы? Добро пожаловать в комментарии!
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Спасибо за статью! Очень познавательно. После 10 лет на МКПП и на автомате по привычке ставлю машину на ручник тоже.Оказалось, что на зря!
Порадовали последовательностью действий )))
"При отъезде : выключаем "паркинг" — выжимаем ножной тормоз — снимаем "ручник"."
У кого-нибудь получалось (интересно очень) выключить паркинг без выжатого ножного тормоза????
Вы читаете по диагонали? Цитирую из текста: //// При отъезде: выжимаем ножной тормоз — выключаем "паркинг" — держим ножной тормоз — снимаем "ручник".///
Про откат до полутора метров зря смеетесь - инфа из первых рук от тех людей которые видели машин с АКПП поболе Вашего. На старых особенно автоматах такое возможно вполне.
Вот как-то так...
Ах, да... Еще отъезд на полтора метра тоже повеселил изрядно!
Добавлю свои пять копеек... (добавления заглавными буквами). Ставя машину на горку, лучше всего применять такой порядок действий: держим ножной тормоз — затягиваем "ручник" — ПЕРЕВОДИМ СЕЛЕКТОР В РЕЖИМ N "НЕЙТРАЛЬ" - ОТПУСКАЕМ НОЖНОЙ ТОРМОЗ (при этом машина чуть сдвинется) - СНОВА НАЖИМАЕМ НОЖНОЙ ТОРМОЗ - переводим селектор в режим "паркинга". Всегда применяю данный алгоритм на крутых склонах, т.к. после затягивания ручника-установки паркинга-отпускания ножного тормоза машина всегда сдвинется и закусит "замок-собачку". Причем иногда довольно сильно.Визуально алгоритм длинный, но фактически все это автоматом делается очень быстро.
Слышал звон, да не знает, где он... Если следовать инструкции, приведенной в статье, то происходит следующее: стоим на уклоне, включаем стояночный тормоз (ручник), переводим селектор в "паркинг", отпускаем педаль тормоза. Автомобиль проседает вперед или назад, шип блокировки вала нагружен. Смысла в затянутом ручнике - ноль.Правильный алгоритм:1. Включаем ручник.2. Переводим селектор в "нейтраль"3. Отпускаем педаль тормоза, авто проседает вперед или назад.4. Переводим селектор в "паркинг", шип блокировки не нагружен.
1. Надпись копировалась, а копировать по диагонали я не умею. Скорее всего автор исправил статью.
2. Если все-таки у "первых рук" случалось отъезжать на полтора метра после включения паркинга, то просьба написать, что это за автомобили, чтобы народ знал, на чем стоит.