Теперь иномарку можно было видеть воочию! Натурально! Совсем рядом! И не только видеть, не только, что называется, иметь возможность щупать за аппетитные формы, но и стать ее владельцем! Это был сладкий миг для многих отечественных автолюбителей.
Первооткрыватели в погонах
Попадали к нам иномарки преимущественно из стран бывшего социалистического лагеря, скрепленного Варшавским договором. Согласно договору, Советская Армия обеспечивала мир и покой на территории дружественных государств. Поэтому первыми поставщиками иномарок на отечественный рынок подержанных автомобилей стали советские военные.
После воссоединения ГДР и ФРГ в единое немецкое государство, что состоялось в 1990 году, советские воинские части начали массово сворачивать свою деятельность на территории дружественных европейских стран. Процесс это был непростой и небыстрый. Передислокация наших вооруженных сил на родину шла своим чередом, поэтапно. Также поэтапно выезжали из Польши и Венгрии, из Германии и Чехословакии военные специалисты со своими семьями и нажитым имуществом. Причем старались выехать по возможности на собственном автомобиле.
Конечно же, автомобильным Клондайком в этом плане была бывшая Германская Демократическая Республика. Ее после воссоединения с Федеративной Республикой Германией наводнили западногерманские автомобили. Массовые, технически устаревшие и неповоротливые восточно-немецкие Трабанты в пластиковом кузове были резко вытеснены агрессивными и прекрасными западно-немецкими Фольксвагенами, БМВ, Мерседесами. Также перед западными автомобилями ретировались и советские, которыми в большом количестве снабжал СССР социалистическую Европу.
Немцы западные массово избавлялись от автохлама. В свою очередь для их восточных братьев это был вовсе не хлам, а отличные автомобили. Причем эти шикарные по сравнению с Трабантом машины стоили сущие копейки. Они были доступны буквально всем. В том числе и нашим офицерам. И советские офицеры не могли, просто не имели права не воспользоваться случаем! Тем более что цена автомобиля в "преклонном возрасте" для наших соотечественников существенно отличалась от той, что должен был в итоге заплатить немец.
Это было связано с тем, что для дальнейшей эксплуатации подержанного автомобиля на территории Германии необходимо получить сертификат TUV. Это немецкий техосмотр, говоря русским языком. Платежи по этой процедуре плюс страховые складываются таким образом, что цена за них растет пропорционально возрасту автомобиля. Проще говоря, чем старше авто, тем больше за него приходится платить. Поэтому немцу в итоге машина обходилась в трижды, а то и более, дороже, чем нашему покупателю. Нашего ждал процесс техосмотра и регистрации дома, однако он обходился в сущие копейки.
В то время десятилетний Опель Рекорд в отличном состоянии, но без TUV можно было приобрести за 500 западно-немецких марок. Это равнялось примерно 350 долларам. Учитывая, что, помимо заработной платы, наши военные успешно повышали свое материальное состояние путем продажи местному населению ГСМ и прочей разной всячины, сумма для большинства из них была вполне подъемной. К тому же распродажа военного имущества перед выводом наших войск приобрела массовый, стихийный, неконтролируемый характер. Продавали даже радиаторы отопления, срезая их в казенных квартирах военных городков, где сами же еще проживали.
Нужно отметить, что воины Советской Армии поначалу отдавали преимущество советским машинам. Но отнюдь не из чувства патриотизма, а из-за страха столкнуться на родине с проблемой запчастей. И страх их был небезосновательным.
Популярность отечественных авто в среде зарубежного контингента наших войск подогревали ценой аборигены. Наши восточноевропейские друзья, вкусив уже все прелести западного автопрома, старались в первую очередь избавиться от советских машин. Это были в основном вазовская классика различных модификаций и Нивы – в свое время действительно очень популярные внедорожники в Восточной Европе и даже в Западной. Встречались также Волги ГАЗ-24. Но их сложно было пристроить из-за "прожорливости". Однако Волги с дизельными двигателями от различных зарубежных "доноров" наши соотечественники покупали охотно. Импортные дизельные моторы впихивали в газовское советское нутро в основном венгерские умельцы.
Так наши военные первыми проложили тропку, по которой стал наводняться постепенно отечественный рынок старых автомобилей импортной продукцией. Вошли в Европу на грозной броне по широкой дороге, а вышли тайной тропой на отживших свое автомобилях, можно сказать, бывшего врага. Операции купли-продажи автомобилей с участием наших соотечественников носили какой-то полулегальный характер. Если проще, то власти просто закрывали на всё, что связано с этим, глаза.
Нюансы новой профессии
Сделки по подержанным автомобилям нигде не регистрировались. Продавцу достаточно было снять авто с учета и передать его вместе с техпаспортом и ключами советскому покупателю. Договор писали от руки, что называется, на коленке, на первом попавшемся под руку клочке бумаги. И нужен был договор исключительно нашему покупателю.
Когда Союз распался окончательно и на его обломках возникли новые государства, то в этих государствах тоже толком никто не знал, как оформлять доставленные из-за рубежа старые автомобили. Таможни только формировались, правила и законы менялись чуть ли не ежедневно. Поэтому счастливый обладатель авто, которое он сам пригнал из-за границы, вздыхал спокойно лишь тогда, когда прикручивал новенькие госномера к бамперу своего сокровища.
Щекотливых нюансов от момента покупки до права собственности было действительно много. Их следовало знать прежде всего людям, которые подошли к купле-продаже подержанных заграничных авто профессионально.
Новую профессию окрестили в народе "гонщик". В начале 90-х ответ "Гоняю машины из Польши" на заданный вопрос о роде занятий уже никого не удивлял. "Гонщики" руководствовались в своей профессии прежде всего безопасностью. И не только в плане правил дорожного движения.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Не недораскрыта- оборвана на самом интересном месте!
Тема недораскрыта- оборвана на самом интересном месте!
Это только первая серия! :)
Мы решили разделить историю на этапы. Здесь - как зарождалось. Потом пойдет дальше.
А про перегон японцев будет?
Странный подьор фотографий (особенно доставляет "семёрка" Е38 1994-го года выпуска, которая на тот момент была недоступна простому смертному), странное и внезапное окончание статьи... Не вижу я ни "часть первая" где-нибудь вверху, ни "продолжение следует" где-то внизу, что было бы весьма логично.
О, знатоки подтянулись! :) Вообще-то на фотке пятерка E34 с шильдиком М5
Учите матчасть, коллега!))) На третьей фото в иллюстрациях к статье действительно семерка БМВ, которая была совершенно новой в описываемые времена.Сам купил свою первую машину в 1991 в бундесе. Фольксваген Гольф Mk 1 1,0 1977 за 800DM. Подбор фотографий действительно странный. В те годы смотрели VW Golf I, II, Audi 80 (B2), 100 (43), Ford Taunus, Opel Record, Kadett, BMW E12, E21. MB W123 и BMW E24 уже считались крутыми тачками. В середине-конце девяностых большой популярностью стали пользоваться Audi 100 (44), Opel Omega, Ford Scorpio. Из крутых MB W124, W126, BMW E34. Audi тогда премиум не была.
В 92-м-93-м уже было полно Скорпио, Сьерр, Омег, Гольф 2, Кадетов... У наших гаишников откуда-то появилась спортивная Манта конца 70-х. Вообще интересное было время, на одной улице можно было встретить новый 140-й, 129-й родстер, Понтиак Файрбёрд, какую-нибудь Лянчу Дельта (совсем не Интеграле), Блейзер С10, двухдверную Ауди 80 и убитый Гольф GTI... И море праворуких машин самых разных мастей с непонятными эмблемами (это потом я узнал, что у каждой праворукой модели своя эмблема). Ну где сейчас увидишь Subaru Alcyone (или как её там), древний Скай, Супру квадратную, море слепых Селик...Вот ведь время было!
Нет, так прерывать статью нельзя.
Интересная статья, ждем продолжения.
А я и сейчас как и 15 лет назад купил Мерседес для клиента и гоню его в Россию. Сколько всего было за это время и не упомнишь. Как все менялось от покупки газет до поиска автомобилей по интернету...
не знаю.первая машина была из ФРГ,получил БРИФ и ехал без проблем до Киргизии,был рэкит,милицейский беспредел,но ехали..
" толком никто не знал, как оформлять доставленные из-за рубежа старые автомобили. Таможни только формировались, правила и законы менялись чуть ли не ежедневно." - Кому надо, тот знал, как оформляться: 0,1 экю с кубика, если хочешь сразу перепродать, и - ничего, если собираешься 2 года ездить на машине сам.
А вообще больше ужаса понагнано, чем сказано по делу. Но что верно, так то, что весь криминал в Гермашке крутился именно вокруг наших баз. Куда я, по незнанию, однажды чуть не заехал к другу, который там служил. И не доехал по чистой случайности.
" толком никто не знал, как оформлять доставленные из-за рубежа старые автомобили. Таможни только формировались, правила и законы менялись чуть ли не ежедневно." - Кому надо, тот знал, как оформляться: 0,1 экю с кубика, если хочешь сразу перепродать, и - ничего, если собираешься 2 года ездить на машине сам.
А вообще больше ужаса понагнано, чем сказано по делу. Но что верно, так то, что весь криминал в Гермашке крутился именно вокруг наших баз. Куда я, по незнанию, однажды чуть не заехал к другу, который там служил. И не доехал по чистой случайности.