К.: Концепт сферической шины с покрытием из бионического полимера впечатляет. Но что по его поводу говорят производители автомобилей, готовы ли они к таким радикальным изменениям концепции? И через сколько лет или десятилетий может дойти до практического применения этой технологии?
П.Л.: Мы бы сейчас не хотели говорить о каких-то датах, потому что это все-таки концепт из отдаленного будущего. Но автопроизводители, не называя, опять же, конкретных марок, концепт видели и заинтересованность в нем высказывали.
К.: А в чем принципиальная разница между шинами для автономных и «обычных» машин?
П.Л.: Когда автомобилем управляет водитель, он сам контролирует ситуацию — смотрит по сторонам, контролирует маршрут, качество дороги, препятствия... Беспилотник будет делать все это самостоятельно, и собственных радаров и камер для принятия правильных решений машине будет не хватать. Например, только шина сможет определять качество покрытия на дороге и его температуру, чтобы, допустим, ограничить скорость на морозе.
Кроме того, сама шина будет изменяться под воздействием внешних факторов. Зафиксирована влажность? Протектор изменит форму, став более «дождевым» за счет появления большего числа канавок, и снизит риск аквапланирования. На сухой ровной дороге он, наоборот, станет практически гладким, чтобы снизить сопротивление качению и шум.
Третий аспект — передача важной информации людям. Скажем, если шина повреждена, об этом узнает оператор парка, причем сразу. Простой прокол шина из бионического полимера может «затянуть» сама, а более серьезные повреждения можно оперативно устранить. Если же где-то зафиксировано повреждение дороги, то информация эта будет передана в навигационную систему, и другие машины, едущие по этому маршруту, смогут объехать яму.
К.: Если говорить не о далеком будущем со сферическими шинами, а об обозримом. Как поменяются базовые характеристики шин?
П.Л.: Давайте исходить из характеристик автомобилей будущего — беспилотных электрокаров — и их чисто экономических требований к шинам. В первую очередь, имеет значение запас хода. Поэтому ради снижения сопротивления и увеличения пройденного расстояния колесо будет большого диаметра и узким. Кроме того, покрышка должна быть выносливой, с большим сроком службы, но оставаться при этом комфортной для пассажиров.
К.: Если шина останется выносливой и комфортной, чем придется пожертвовать? Скоростью?
П.Л.: Да. Беспилотные электромобили будут ездить в пределах разрешенных скоростей, это 50 км/ч в городе и 80 км/ч за городом. Управляемость на высоких скоростях таким машинам будет ни к чему.
К.: А как вы относитесь к концептам безвоздушных шин?
П.Л.: Исключительно положительно. Я уверен, что за безвоздушными шинами будущее. Скажем, наш концепт сферической шины — он тоже безвоздушный, на каркасе.
К.: Как вам кажется, «умные» шины будущего будут стоить потребителю значительно дороже, чем сейчас?
П.Л.: Очень сложно прогнозировать цены. Изменится вся концепция мобильности и, соответственно, модель потребления шин тоже. Частных автомобилей будет все меньше, каршеринговых — все больше. Глобально перемещение в пространстве вряд ли окажется дороже, чем сейчас. Скорее, наоборот.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться