Какие вы знаете "авиационные" марки? Конечно, SAAB! А как насчет французской Matra? Эта компания появилась во время Второй мировой и первоначально занималась главным образом авиабомбами. Название, которое давно уже пишут как имя собственное, изначально было аббревиатурой от Mecanique, Aviation, Traction. C первыми двумя словами понятно, а третье по-французски значит "тяга".
Самолетов, как SAAB, они не делали. Но занимались всевозможными инженерными разработками, а также производством комплектующих для авиатехники. А еще автомобилей. Именно эта компания придумала концепцию европейского минивэна, а затем с 1984 по 2003 год собирала Renault Espace на своем заводе. Но причем тут кроссоверы? Для начала чуть-чуть вникнем в историю.
Предтечи
Matra занималась, в числе прочего, стеклопластиковыми кузовами, и это в начале 60-х годов сблизило ее с маленьким частным производителем машин Automobiles René Bonnet. Их совместным продуктом стал двухместный спорткар Djet на хребтовой раме, который оснащался 1.1-литровым моторчиком от Renault 4, но за счет веса всего 660 кг был весьма шустрым. Машинку с 1962 года собирали на заводе Matra в Роморантене, что под Орлеаном.
Matra Djet
Matra Bagheera
Первый в мире
Да простят меня владельцы кроссоверов, но эта концепция "псевдоджипа" лжива по своей сути. И пускай Toyota рассказывает вам о том, что это они придумали класс, создав свой RAV4. На самом деле, первыми хитрецами, выдавшими легковую машину за внедорожную, были ушлые французы из Matra Automobile. И было это в 1977 году. В 70-е годы в Европе неплохо продавался Range Rover, но многие не могли себе его позволить из-за высокой стоимости и прожорливых моторов. А что если создать что-то подобное, но дешевле и экономичнее? За основу взяли… Правильно, переднеприводную легковую платформу! И на тот момент весьма архаичную. Будущий родоначальник класса "как бы внедорожников" базировался на массовой, дешевой и невзрачной Simca 1100, выпущенной в свет в 1967 году.Simca 1100
Matra Rancho
Путаница с названиями
Любопытно, что пока выпускался Rancho, компанию Matra кидало от партнера к партнеру. Сначала, как мы помним, был Chrysler, и в 77-78 годах Rancho выпускался под брендом Matra-Simca. Затем американский концерн начал испытывать финансовые проблемы и перепродал Simca, Talbot и Matra концерну Peugeot-Citroen. Те решили, что лучше выпускать Rancho под брендом Talbot-Matra. Так что в зависимости от года производства в разных источниках Rancho может иметь разные имена. Пытливый читатель наверняка скажет: ерунда все этот ваш Rancho, ведь были и другие кроссоверы! Например, Renault Rodeo и Citroen Mehari, причем оба на базе легковушек. Но то все-таки были суровые, открытые "джипы" с опциональным полным приводом, и явно не для широкой публики и городского использования. А еще была "Нива" с несущим, между прочим, кузовом. Но она полноприводная по умолчанию и неплохо приспособлена для бездорожья, в отличие от Rancho.Matra Rancho
Что дальше?
Одним из важных недостатков Matra Rancho, помимо слабой динамики, была плохая коррозийная стойкость. Пластик, конечно, не гнил, а вот металлическая рама — еще как. Западные журналисты тех лет, сравнивая машину с теоретическими конкурентами, признавали, что советская "Нива" хотя и собрана хуже, но зато гниет не так быстро. Несмотря на интересную внешность, практичность кузова и экономичность, машина продавалась не так уж успешно: с 1977 по 1984 год реализовали только 56 000 экземпляров. Платформа Simca 1100 к началу 60-х годов считалась уже безнадежно устаревшей, и срочно требовалась замена. В начале 80-х в Matra стали продвигать идею большого однообъемного семейного автомобиля. Справедливости ради отметим, что внешность автомобиля, который в последующие годы был известен как Renault Espace, придумал английский дизайнер Фергюс Поллок, работавший тогда в подразделении Chrysler UK. Но технологическая сторона вопроса была целиком проработана специалистами Matra. Они использовали привычную для них конструкцию: стальной каркас (на сей раз гальванизированный и медленно ржавеющий) плюс пластиковые кузовные панели. Проект изначально предлагали Peugeot-Citroen, который купил активы Chrysler, но те сочли минивэн неперспективным, и тогда Matra предложили его Renault. Итог мы уже знаем: оглушительный успех, который позволил забыть о концепции кроссовера надолго. Почти на 20 лет Espace обеспечил завод в Роморантене хлебом с маслом и икрой. Минивэн выпускался в трех поколениях и сохранил до 2003 года свою традиционную конструкцию с пространственной рамой. Но Matra сгубило непонимание рыночной ситуации.Renault Espaсe
Renault Avantime
Renault Espaсe 2015
Matra. Наши дни
После разрыва отношений с Renault автомобильное исследовательское подразделение Matra купили итальянцы из Pinifarina. Впрочем, вскоре дела у компании пошли совсем плохо, и актив в 2009 году пришлось обратно продать французам из большого инжинирингового холдинга Segula, занимающегося авиационными, морскими и энергетическими разработками. Талантам из легендарной компании нашли применение по их старому профилю. Созданное подразделение Segula Matra Technologies сразу же занялось созданием болида для "электрической" Формулы-1 — Formulec EF01. Первая презентация проекта состоялась в 2010-м, а старт гонок тогда наметили на 2012-й. Летом 2011-го готовый автомобиль даже привозили на шоу Moscow City Racing, где журналисты поражались тому, что машина, звучащая как троллейбус, может ехать так быстро. Никаких двигателей Matra в этих автомобилях, конечно, уже не было — силовые установки поставлял Siemens. В конце 2012-го из проекта исчезло даже упоминание бренда Matra — инициативу перехватили McLaren и компания Spark Technologies. В чем причина смены исполнителей, остается тайной. По иронии судьбы к созданию первого "формульного" электрокара подключился, в числе прочих, и Renault, давний партнер Matra. Автомобиль получился успешным, а первый сезон серии Formula E — в самом разгаре.Заезд F1 Matra 1978
Ну а как же бренд Matra?
Неужели уважаемая марка почила в бозе? Вовсе нет, хотя жизнь, которую она (не побоюсь этого слова) влачит сейчас, сложно назвать полноценной. Если вы зайдете на сайт matra.com, то увидите широкий выбор велосипедов и электроскутеров. Печальное зрелище, не правда ли?Можно ли купить Matra себе?
Те, которым эта необычная история запала в душу, могут найти себе развлечение, купив с рук олдтаймер. Правда, для этого желательно жить в Европе, и зарплату получать в евро. Потому как по европейским меркам хорошо сохранившиеся машины стоят недорого. Bagheera и Murena можно найти в пределах 10 тысяч евро, Rancho в приличном состоянии найти трудно, а в удовлетворительном они продаются и вовсе за 3-5 тысяч. Привезти их в Россию легально невозможно. Россиянам, внезапно понявшим, что жить не могут без аэрокосмических инноваций Matra, можно только посоветовать присмотреть себе Renault Espace, выпущенный до 2003 года. На рынке в пределах 100 тысяч — но уже рублей! — есть даже машины первого поколения и даже на ходу. Что касается "лебединой песни" Matra, купе Avantime, то найти такую машину очень сложно. На момент подготовки материала в продаже был один автомобиль 2002 года в Москве за 450 тысяч и один 2003 года в Петербурге за 260 тысяч, но нерастаможенный и на латышских номерах.Фото из музея Matra. Андрей Чепелев
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Кроссовер - пустышка. Полный привод в городе не нужен, а преодолевать бездорожье кроссовера не хватит. Включай голову и езжай на переднем приводе, если не лезешь в лес. Ездишь по лесу - покупай внедорожник. Кроссовер - решение для высасывания денег из людей. Жена сказала: "Мне надо, чтобы парковаться было удобно и бампером не задевать. Ах да, и машинка нужна компактная". На тебе кроссовер Бл**ь. Так он и получился )))))
Сложно с вами не согласиться :) Добавлю лишь, что кроссовер подкупает людей высокой посадкой, что добавляет им самомнения и ощущения собственной значимости. И ощущения безопасности. В общем, торговля тщеславием.
очень практичный кроссовер Рено Дастер - торговля тщеславием?
"Мне надо, чтобы парковаться было удобно и бампером не задевать. Ах да, и машинка нужна компактная" - внедорожник Jimny заверните, пожалуйста))
А задний привод чем не угодил?
Первым в мире кроссовером был не Matra Rancho, и уж точно не "Нива", которая является полноценным внедорожником. Но автомобиль наш отечественный - ГАЗ-М72 образца 1955 года, то есть полноприводная "Победа".
Илья, +1. Первый кроссовер - это полноприводная "Победа", а за ней "Москвич - 410".
О да, с клиренсом за 300 мм - кроссовер. От кроссовера в М-72 и Москвиче-410 (тест которого у нас, кстати, скоро будет) только несущий кузов и все.
Если есть рама, значит это уже не кроссовер...так что НИВА до сих пор первый серийный кроссовер
Да ну, а Simca 1100, которая была рамная - тоже внедорожник? :)))
Классификация происходит по совокупности параметров.
_отличный материал, вдохновляющий) действительно, во время прочтения статьи невольно лезешь смотреть продаются ли поныне такие аппараты) спасибо!