Первый в мире кроссовер: опередивший эпоху Matra Rancho 1977 года

Кто придумал этот суперпопулярный класс? Toyota радостно поднимает руку, напоминая о RAV4 cередины 90-х. Любители советской автоистории укажут на "Ниву". Но мы докажем, что самыми первыми были французы из несуществующей ныне фирмы Matra Automobile.

Какие вы знаете "авиационные" марки? Конечно, SAAB! А как насчет французской Matra? Эта компания появилась во время Второй мировой и первоначально занималась главным образом авиабомбами. Название, которое давно уже пишут как имя собственное, изначально было аббревиатурой от Mecanique, Aviation, Traction. C первыми двумя словами понятно, а третье по-французски значит "тяга".

Самолетов, как SAAB, они не делали. Но занимались всевозможными инженерными разработками, а также производством комплектующих для авиатехники. А еще автомобилей. Именно эта компания придумала концепцию европейского минивэна, а затем с 1984 по 2003 год собирала Renault Espace на своем заводе. Но причем тут кроссоверы? Для начала чуть-чуть вникнем в историю.

Предтечи

Matra занималась, в числе прочего, стеклопластиковыми кузовами, и это в начале 60-х годов сблизило ее с маленьким частным производителем машин Automobiles René Bonnet. Их совместным продуктом стал двухместный спорткар Djet на хребтовой раме, который оснащался 1.1-литровым моторчиком от Renault 4, но за счет веса всего 660 кг был весьма шустрым. Машинку с 1962 года собирали на заводе Matra в Роморантене, что под Орлеаном.

matra_rene_bonnet_djet_9.jpeg

Matra Djet


Второй "фишкой" автомобиля, кроме фиберглассового кузова, была прекрасная развесовка, достигнутая за счет среднего расположения мотора позади водителя, но в пределах колесной базы (впервые в истории, между прочим). А еще дисковые тормоза, независимая подвеска… Гость из будущего! Тем не менее машина стоила дороговато и продавалась плохо, но в Matra поверили в ее будущее и выкупили права на нее у Рене Боннэ. Так родилось автомобильное подразделение Matra Automobiles. Я бы покривил душой, если бы сказал, что французы были успешны в своем бизнесе. Но зато они были смелы в своих экспериментах! После Djet была модель Matra 530 с фордовским мотором V4 и пространственной рамой вместо хребтовой, которая продавалась уже намного лучше (9 000 машин против 1 500 у Djet), но до массового производства было далековато. Материнский концерн Matra счел за благо избавиться от своего не в меру энергичного автомобильного дивизиона. С 1971 по 1978 год Matra Automobiles находилась под властью европейского подразделения концерна Chrysler, вместе с Simca и Talbot. Именно тогда появилась первая их массовая модель Matra Bagheera с довольно хиленьким мотором Simca. Она была знаменита среднемоторной компоновкой, полиэстеровым (!) кузовом на пространственной, опять-таки, стальной раме, а также тремя передними сиденьями в один ряд — такое размещение седоков не приходило в голову ни одному другому производителю в мире. Можно было бы еще рассказать вам о более поздней модели Matra Murena, а еще о знаменитых моторах V12, которые Matra делала для "Формулы". Но мы обещали сосредоточиться на кроссоверах. И сдержим свое обещание…

Matra Bagheera


Первый в мире

Да простят меня владельцы кроссоверов, но эта концепция "псевдоджипа" лжива по своей сути. И пускай Toyota рассказывает вам о том, что это они придумали класс, создав свой RAV4. На самом деле, первыми хитрецами, выдавшими легковую машину за внедорожную, были ушлые французы из Matra Automobile. И было это в 1977 году. В 70-е годы в Европе неплохо продавался Range Rover, но многие не могли себе его позволить из-за высокой стоимости и прожорливых моторов. А что если создать что-то подобное, но дешевле и экономичнее? За основу взяли… Правильно, переднеприводную легковую платформу! И на тот момент весьма архаичную. Будущий родоначальник класса "как бы внедорожников" базировался на массовой, дешевой и невзрачной Simca 1100, выпущенной в свет в 1967 году.
autowp.ru_simca_1100_1.jpeg

Simca 1100



Главное отличие от современных кроссоверов — рамная конструкция. Но это издержки времени и места. Платформа Simca 1100 создавалась в США в 60-е годы, и на ней Chrysler планировал выпускать в том числе и пикапы. Поэтому удивляться тут не стоит. Важно, что в арсенале Matra Rancho не было полного привода даже за доплату! Что, все еще считаете переднеприводные Peugeot 2008 и Fiat 500X порождениями порочной глобалистической эволюции? Расслабьтесь: беспомощные кроссоверы существовали почти 40 лет назад. Итак, Rancho действительно ничего не мог противопоставить Range Rover на бездорожье, зато был красив и брутален. Matra, известные специалисты по пластиковым кузовам, "слепили" для модели очень интересный кузов, который позволял ей смотреться весьма внушительно, за что машину и покупали. Несмотря на то что у Matra был опыт в двигателестроении, и их прекрасные V12 были невероятно успешны в "Формуле-1" и гонках в Ле-Мане, под капотом у Rancho была скучная рядная "четверка" от Simca. А точнее, самая объемистая 1.4-литровая версия мотора Simca Poissy. Вопрос экономичности был решен, Rancho в загородном цикле "кушал" чуть более 8 литров на 100 км. И хотя снаряженная масса машины по меркам класса была очень скромной (1 130 кг), похвастаться динамичным разгоном она не могла. Не правда ли, напоминает многие современные кроссоверы?
matra-simca_rancho_4.jpeg

Matra Rancho


Путаница с названиями

Любопытно, что пока выпускался Rancho, компанию Matra кидало от партнера к партнеру. Сначала, как мы помним, был Chrysler, и в 77-78 годах Rancho выпускался под брендом Matra-Simca. Затем американский концерн начал испытывать финансовые проблемы и перепродал Simca, Talbot и Matra концерну Peugeot-Citroen. Те решили, что лучше выпускать Rancho под брендом Talbot-Matra. Так что в зависимости от года производства в разных источниках Rancho может иметь разные имена. Пытливый читатель наверняка скажет: ерунда все этот ваш Rancho, ведь были и другие кроссоверы! Например, Renault Rodeo и Citroen Mehari, причем оба на базе легковушек. Но то все-таки были суровые, открытые "джипы" с опциональным полным приводом, и явно не для широкой публики и городского использования. А еще была "Нива" с несущим, между прочим, кузовом. Но она полноприводная по умолчанию и неплохо приспособлена для бездорожья, в отличие от Rancho.

Matra Rancho



Что дальше?

Одним из важных недостатков Matra Rancho, помимо слабой динамики, была плохая коррозийная стойкость. Пластик, конечно, не гнил, а вот металлическая рама — еще как. Западные журналисты тех лет, сравнивая машину с теоретическими конкурентами, признавали, что советская "Нива" хотя и собрана хуже, но зато гниет не так быстро. Несмотря на интересную внешность, практичность кузова и экономичность, машина продавалась не так уж успешно: с 1977 по 1984 год реализовали только 56 000 экземпляров. Платформа Simca 1100 к началу 60-х годов считалась уже безнадежно устаревшей, и срочно требовалась замена. В начале 80-х в Matra стали продвигать идею большого однообъемного семейного автомобиля. Справедливости ради отметим, что внешность автомобиля, который в последующие годы был известен как Renault Espace, придумал английский дизайнер Фергюс Поллок, работавший тогда в подразделении Chrysler UK. Но технологическая сторона вопроса была целиком проработана специалистами Matra. Они использовали привычную для них конструкцию: стальной каркас (на сей раз гальванизированный и медленно ржавеющий) плюс пластиковые кузовные панели. Проект изначально предлагали Peugeot-Citroen, который купил активы Chrysler, но те сочли минивэн неперспективным, и тогда Matra предложили его Renault. Итог мы уже знаем: оглушительный успех, который позволил забыть о концепции кроссовера надолго. Почти на 20 лет Espace обеспечил завод в Роморантене хлебом с маслом и икрой. Минивэн выпускался в трех поколениях и сохранил до 2003 года свою традиционную конструкцию с пространственной рамой. Но Matra сгубило непонимание рыночной ситуации.
autowp.ru_renault_espace_62.jpeg

Renault Espaсe


Стальным каркасам в массовом производстве пришел конец. Мировой автопром окончательно перешел на строительство машин на платформах с несущими кузовами. Следующий Renault Espace IV поколения разделил платформу с Laguna II. В начале 2000-х в Matra могли спасти бизнес, если бы вспомнили свой эксперимент с Rancho, и снова взялись за кроссовер. Но они пошли другим путем и создали безумный авангардный проект минивэна-купе. Каким таким образом им удалось убедить Renault выпустить ЭТО под названием Renault Avantime, остается только догадываться. Вообще-то машина прекрасна: она имеет очень долговечную пространственную раму, уникальный дизайн и кучу нетривиальных решений. Но кому из покупателей это могло бы понадобиться?
autowp.ru_renault_avantime_20.jpeg

Renault Avantime



В общем, Renault Avantime ожидаемо провалился в продаже, и в 2003 году завод в Роморантене закрылся. Сейчас там работает великолепный музей, где я имел честь побывать. Там можно с грустью осмотреть все перспективные разработки Matra, обреченные остаться музейными экспонатами. Можно увидеть все моторы V12 и даже посмотреть на шоу-кар гоночного Espace F1 с двигателем V10 от Matra, который построили в 1994 году в честь 10-летия сотрудничества с Renault. А заодно можно пофантазировать, что бы могло случиться, если бы руководству Matra все-таки пришла в голову идея сделать новый кроссовер. Сейчас популярность этого класса очевидна. Достаточно сказать, что новое, пятое поколение Renault Espace позиционируют как большой семейный кроссовер. Вот уж досада для Matra! Но ничего не поделаешь. Автомобильный бизнес — та еще лотерея…
renault_espace_17.jpeg

Renault Espaсe 2015



Matra. Наши дни

После разрыва отношений с Renault автомобильное исследовательское подразделение Matra купили итальянцы из Pinifarina. Впрочем, вскоре дела у компании пошли совсем плохо, и актив в 2009 году пришлось обратно продать французам из большого инжинирингового холдинга Segula, занимающегося авиационными, морскими и энергетическими разработками. Талантам из легендарной компании нашли применение по их старому профилю. Созданное подразделение Segula Matra Technologies сразу же занялось созданием болида для "электрической" Формулы-1 — Formulec EF01. Первая презентация проекта состоялась в 2010-м, а старт гонок тогда наметили на 2012-й. Летом 2011-го готовый автомобиль даже привозили на шоу Moscow City Racing, где журналисты поражались тому, что машина, звучащая как троллейбус, может ехать так быстро. Никаких двигателей Matra в этих автомобилях, конечно, уже не было — силовые установки поставлял Siemens. В конце 2012-го из проекта исчезло даже упоминание бренда Matra — инициативу перехватили McLaren и компания Spark Technologies. В чем причина смены исполнителей, остается тайной. По иронии судьбы к созданию первого "формульного" электрокара подключился, в числе прочих, и Renault, давний партнер Matra. Автомобиль получился успешным, а первый сезон серии Formula E — в самом разгаре.

Заезд F1 Matra 1978


Ну а как же бренд Matra?

Неужели уважаемая марка почила в бозе? Вовсе нет, хотя жизнь, которую она (не побоюсь этого слова) влачит сейчас, сложно назвать полноценной. Если вы зайдете на сайт matra.com, то увидите широкий выбор велосипедов и электроскутеров. Печальное зрелище, не правда ли?

Можно ли купить Matra себе?

Те, которым эта необычная история запала в душу, могут найти себе развлечение, купив с рук олдтаймер. Правда, для этого желательно жить в Европе, и зарплату получать в евро. Потому как по европейским меркам хорошо сохранившиеся машины стоят недорого. Bagheera и Murena можно найти в пределах 10 тысяч евро, Rancho в приличном состоянии найти трудно, а в удовлетворительном они продаются и вовсе за 3-5 тысяч. Привезти их в Россию легально невозможно. Россиянам, внезапно понявшим, что жить не могут без аэрокосмических инноваций Matra, можно только посоветовать присмотреть себе Renault Espace, выпущенный до 2003 года. На рынке в пределах 100 тысяч — но уже рублей! — есть даже машины первого поколения и даже на ходу. Что касается "лебединой песни" Matra, купе Avantime, то найти такую машину очень сложно. На момент подготовки материала в продаже был один автомобиль 2002 года в Москве за 450 тысяч и один 2003 года в Петербурге за 260 тысяч, но нерастаможенный и на латышских номерах.

Фото из музея Matra. Андрей Чепелев


Читайте также:


Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
12 комментариев
20.12.2014 20:01
Сергей

Кроссовер - пустышка. Полный привод в городе не нужен, а преодолевать бездорожье кроссовера не хватит. Включай голову и езжай на переднем приводе, если не лезешь в лес. Ездишь по лесу - покупай внедорожник. Кроссовер - решение для высасывания денег из людей. Жена сказала: "Мне надо, чтобы парковаться было удобно и бампером не задевать. Ах да, и машинка нужна компактная". На тебе кроссовер Бл**ь. Так он и получился )))))

1

21.12.2014 14:55
Андрей Чепелев

Сложно с вами не согласиться :) Добавлю лишь, что кроссовер подкупает людей высокой посадкой, что добавляет им самомнения и ощущения собственной значимости. И ощущения безопасности. В общем, торговля тщеславием.

1

17.04.2015 00:52
Frodo Baggins

очень практичный кроссовер Рено Дастер - торговля тщеславием?

2

23.12.2014 14:47
Dmitriy Mavrin

"Мне надо, чтобы парковаться было удобно и бампером не задевать. Ах да, и машинка нужна компактная" - внедорожник Jimny заверните, пожалуйста))


23.01.2015 14:16
Kirill Veryovochkin

А задний привод чем не угодил?


21.12.2014 20:34
ilya911

Первым в мире кроссовером был не Matra Rancho, и уж точно не "Нива", которая является полноценным внедорожником. Но автомобиль наш отечественный - ГАЗ-М72 образца 1955 года, то есть полноприводная "Победа".


23.12.2014 14:33
Dmitriy Mavrin

Илья, +1. Первый кроссовер - это полноприводная "Победа", а за ней "Москвич - 410".


24.12.2014 11:26
Андрей Чепелев

О да, с клиренсом за 300 мм - кроссовер. От кроссовера в М-72 и Москвиче-410 (тест которого у нас, кстати, скоро будет) только несущий кузов и все.

1

23.12.2014 18:39
Dmitry Sitnikov

Если есть рама, значит это уже не кроссовер...так что НИВА до сих пор первый серийный кроссовер

1

24.12.2014 11:25
Андрей Чепелев

Да ну, а Simca 1100, которая была рамная - тоже внедорожник? :)))

Классификация происходит по совокупности параметров.


21.03.2020 12:11
Severo

_отличный материал, вдохновляющий) действительно, во время прочтения статьи невольно лезешь смотреть продаются ли поныне такие аппараты) спасибо!


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings