На заре автомобилизации для производителя не было лучше рекламы, чем успешное участие в автогонках. Победа гарантировала модели рыночный успех, а марке — уважение и признание. В этом плане для компании Peugeot золотыми стали 80-е годы прошлого века, когда количество побед в различных соревнованиях было зашкаливающим. Говоря современным языком, "Пежо" "рвала" всех.
Главным источником триумфов команды стало участие в ралли, а главными героями (конечно же, после пилотов) — модели Peugeot 205 и Peugeot 405.
Peugeot 205 Turbo 16 Gran Raid
В 1983 году подразделение Peugeot Sport, уже имея прототип гоночного раллийного болида, вместе с гражданской представляет новую компактную гоночную модель 205 Turbo 16 под только что открытую группу "B" в чемпионате мира по ралли. Самая главная фишка нового класса: с производителей и конструкторов сняли почти все ограничения технического регламента, разрешая использовать любые схемы трансмиссий, шасси, моторов и кузовов.
Однако автомобиль должен был иметь не менее двухсот экземпляров дорожной версии в свободной продаже. Фактически на рынок поступили "боевые" раллийные болиды, которые с обычным Peugeot 205 имели только общие название и внешность.
В движение автомобиль приводил 1.8-литровый четырехцилиндровый турбированный мотор мощностью — внимание! — от 350-430 лошадиных сил (для рыночных версий — 200 л.с.), располагавшийся в "базе", позади передних кресел. Двигатель шел в паре с 5-ступенчатой (позже 6-ступенчатой) "механикой" со сближенным отношением передаточных чисел.
Интересной была система полного привода Peugeot 205 T16. Помимо распределения крутящего момента в отношении 34:66 в пользу задней оси, трансмиссия имела все три блокировки дифференциалов. Кузов и элементы шасси состояли из композитных материалов, обеспечивавших машине легкость. Снаряженная масса болида не превышала 1 145 кг.
С 1984 по 1986 годы непобедимый Peugeot 205 T16 из 26 этапов ралли выиграл 16, дважды принеся команде Кубок конструкторов, а пилотам — чемпионские звания в 1985 и 1986 годах. В 1984 году Peugeot не взяла титул из-за аварии.
К слову, из-за сложности пилотирования компактных и лёгких, но очень мощных болидов аварий происходило множество. Регулярные трагедии с гибелью и пилотов, и зрителей вынудили руководство чемпионата мира по ралли закрыть группу "B".
Тогда в "Пежо" было принято решение об участии в ралли-рейдах. Для этого Peugeot 205 Turbo 16 переделали под длительные марш-броски, в том числе через африканские дюны. Машина стала длиннее и шире, то есть устойчивее. Был установлен топливный бак огромного объема в 400 литров, а мощность мотора оставлена на отметке 380 лошадиных сил. Болид получил в названии приставку Gran Raid.
В первый же год участия в ралли "Париж — Дакар", в 1987-м, Peugeot 205 T16 Gran Raid с Ари Ватаненом за рулём не оставил соперникам ни единого шанса. А следующий "Дакар" 1988 года ознаменовался скандалом. У лидирующего в ралли Ватанена новый гоночный прототип Peugeot 405 Turbo 16… угнали. В результате чего к финишу первым пришел его напарник и земляк Юха Канккунен за рулем одного из двух также стартовавших Peugeot 205 T16 Gran Raid.
Peugeot 405 Turbo 16 Gran Raid
В 1989 году на ралли-рейде "Париж — Дакар" снова стартует болид команды "Пежо", уже успевший в "гражданской" жизни получить титул "Автомобиль года" Peugeot 405. Как ни удивительно, но гоночная версия не имела к одноименному седану вообще никакого отношения.
Ради маркетинговых и пиар-акций узнаваемые кузовные элементы Peugeot 405 в виде двухдверного купе "натянули" на всё тот же Peugeot 205 T16 Gran Raid. Двигатель был расточен до 1.9 литра, а турбина Garrett с изменяемым нагнетаемым давлением позволяла варьировать мощность в пределах от 400 до невообразимых 600 лошадиных сил.
В результате непобедимый Ари Ватанен приходил к финишу на "Дакаре" первым и в 1989-м, и в следующем 1990 году на всё том же Peugeot 405 Turbo 16 Gran Raid. В общей сложности Ватанен на этапах ралли-рейда "Париж — Дакар" завоевал пятьдесят побед. Этот рекорд не побит до сих пор. А команда Peugeot является четырехкратным чемпионом самого престижного ралли-рейда планеты. Более того, в 1991 году Peugeot 205 T16, "переодетый" на этот раз в Citroen ZX, вновь не оставил шансов соперникам по "Дакару". За рулем машины — уже трехкратный чемпион рейда Ари Ватанен…
После этой победы команда Peugeot Sport переключила своё внимание на другое легендарное соревнование — гонки на выносливость.
Совпадение или нет, но гражданские версии Peugeot 205 и Peugeot 405 пользовались огромным коммерческим успехом. Компактная модель 205 и вовсе держала рекорд продаж (до выхода Peugeot 206), разлетевшись пятимиллионным тиражом. А Peugeot 405 с производственным достижением в 2,5 млн экземпляров ещё и завоевал титул "Автомобиль 1988 года". Более того, модель до сих пор производится в Иране.
Peugeot 2008 DKR
Возможно, находясь в трудном финансовом положении и надеясь на повторение истории, компания Peugeot и вернулась ралли-рейд "Париж — Дакар". В 2015 году официальным гоночным болидом станет Peugeot 2008 DKR.
Как и легендарный 205-й, новый прототип короткий, но широкий и высокий: 4 099 х 2 033 х 1 912 мм.
Конечно же, как и раньше, раллийный автомобиль, кроме названия и некоторых черт, не имеет к городскому кроссоверу никакого отношения. В основе машины — трубчатый каркас, на который навешаны углепластиковые панели. Внутри — V-образный 3.2-литровый турбодизель мощностью 340 «лошадей». А самое интересное, что привод у болида — только на заднюю ось.
По замыслу создателей, такая машина легче, проще и имеет ряд преимуществ по конструкции подвесок. Кроме того, у Peugeot есть все основания полагаться на пилотов. В 2015 году за руль сядут легендарные и титулованные: одиннадцатикратый чемпион "Дакара" Стефан Петрансель и пятикратный Сириль Депре…
Для комментирования вам необходимо авторизоваться