Когда-то давно, в 1910-е годы, пикап придумали прагматичные американцы – как самый дешевый способ превратить легковушку в грузовик. Причем способ дешевый как для производителя, так и для потребителя. Производитель отрезал легковушку по спинке переднего сиденья и пристраивал сзади примитивнейший кузов-корыто, а потребитель получал грузовичок с привычной комфортабельной кабиной от легковушки, в ее же габаритах, но по меньшей цене. Идею открытого кузова, пристроенного к обычной легковой машине, первыми подхватили фермеры. Их грузы обычно не требовали защиты от непогоды и злоумышленников, зато отсутствие крыши и низкий уровень пола кузова облегчали такелажные работы с самыми громоздкими грузами сельскохозяйственного происхождения – тюками сена, ящиками, мешками и даже мелкой живностью.
Так были зафиксированы первые плюсы этого типа кузова:
- доступная цена;
- простота управления;
- легковой комфорт;
- удобство погрузки.
На фото: Ford Pickup Truck
Английское pick-up не зря означает «подобрать», «подхватить»: возможность перевезти на короткое расстояние громоздкий груз прямо в своем повседневном автомобиле мигом оценили и прочие активные граждане, хоть и не столь хозяйственные, как фермеры. В особенности если груз необязательно или нежелательно возить под одной крышей с самим собой. Тем более, дело было в Америке, жители которой всегда отличались индивидуализмом и редко теснились в салоне машины более чем вдвоем-втроем. А значит, их не испугала кабина с одним рядом сидений, типичная для пикапов первых поколений. Однако тут же массовый покупатель выявил гамму недостатков, которые определенным образом ограничили рыночный сегмент пикапов:
- отсутствие закрытого багажника;
- незащищенность груза в кузове;
- жесткая задняя подвеска, рассчитанная под езду под нагрузкой;
- невозможность использовать машину как семейную.
Новые акценты
Время шло, пикапы начали обрастать возможностями и множиться в пределах класса. Но называть их дальнейшее развитие эволюцией не стоит, скорее это – смещение акцентов. Конструкторы и маркетологи развивали то одни, то другие возможности этих автомобилей, в разных моделях смещая функционал грузовичка – с «перекосом» то в сторону большей практичности, то в сторону комфортабельности. И если с «грузовыми» акцентами все ясно: кузов становился больше, а его пол по возможности – ниже, то легковые проявления в облике некоторых пикапов оказались просто гипертрофированными – вплоть до наделения их представительскими чертами. Но обо всем по порядку.
На фото: Dodge Pickup
Генеалогия
Сначала был стиль. Точнее, сначала его не было. Дизайн для легкого развозного транспорта долго оставался вторичным. Передняя часть представляла собой «обрезок» передка легковушки-донора, сидящий на ее же раме, а пристроенный сзади кузов иногда имел вид деревянной платформы, а чаще всего был похож на большой крашеный ящик – опять же, деревянный. Но сразу после Второй мировой войны американские производители – в первую очередь Ford и Chevrolet – начали массовый выпуск рамных машин, с самого начала спроектированных как пикап, а не перестроенных из легковых седанов.
На фото: Ford V8 Pickup Truck и Chevrolet Pickup Truck
Так на почве стилистических усовершенствований родилась вторая линия генеалогического древа пикапов. Но еще около тридцати лет и в Америке, и в Европе пикапы оставались только перевозчиками грузов с соответствующим оформлением.
Упомянув Новый и Старый Свет, нельзя не сказать и об Австралии, которая в 1934 году раскрыла свою страницу «пикапной» истории. Реагируя на обращение семьи местного фермера, пожелавшей иметь машину, пригодную и для воскресной поездки в церковь, и для будничной перевозки свиней, отделение Ford Australia выпустило модель Ford Ute с короткой комфортабельной кабиной и низким открытым кузовом за ней. В 1950-е идею кузова юта подхватят американцы и разовьют ее до гибрида стильного комфортабельного купе и грузовика. Модели Ford Ranchero, Chevrolet El Camino, а в наши дни и Holden Ute считаются культовыми.
На фото: Holden Ute, Ford Ranchero и Chevrolet El Camino
Новейшая история
В начале 1970-х произошли события, определившие лицо современных нам пикапов. Пока в консервативной Европе пикапы сохраняли свой прежний облик нежных полулегковушек-полугрузовичков с передком от хэтчбеков и седанов, американский рынок пережил потрясения, вызванные первым нефтяным кризисом.
Ограничивая потребление бензина, многолитровые моторы американских дорожных дредноутов «задушили» катализаторами, из-за чего они существенно потеряли в мощности. К тому же, общественное мнение начало отрицать целесообразность покупки традиционного американского транспорта – огромных семейных седанов. И тут маркетологи штатовских автоконцернов быстренько переключили внимание потребителей на пикапы, к тому времени ставшие привлекательнее – ниже силуэтом, богаче по оснащению и в целом комфортабельнее, нежели десяток-полтора лет назад. С теми же 6- и 8-цилиндровыми двигателями под капотом они могли легко потягаться в динамике с легковыми дорожными крейсерами, поскольку имели относительно легкий кузов.
На фото: Ford F-150
Опираясь на столь перспективные «исходные данные», автопроизводители США дружно развернули рекламные кампании, пропагандирующие активный отдых, выезды на природу со спортинвентарем и в то же время престижность пикапа как городского транспорта. Со своей стороны, конструкторы и дизайнеры взялись решительно превращать свои пикапы из утилитарных рабочих лошадок в повседневный транспорт, заменяющий старые добрые седаны и универсалы. В облицовке начал массово появляться хром, в кабине исчез голый металл и появился кондиционер, руль с гидроусилителем, коробка-автомат, электроприводы стекол, круиз-контроль и другие приятные элементы. Полноприводные модификации, впервые появившиеся еще в 1950-е, стали активно предлагаться не только фермерам, но и покупателям куда более интеллигентных профессий, ранее никогда не покидавшим асфальта. И публика клюнула – к началу 1980-х пикап превратился в массовое явление на дорогах всех штатов.
География
Следом за Америкой подтянулась и Япония. Базируясь на специально созданных мощных полноприводных шасси, ее типичные грузовички в основном повторяли суровую концепцию американцев, но были более компактными и экономичными. Они покорили сердца не только самых прижимистых из американцев, но и большую часть остального мира, в первую очередь – лишенные разветвленной дорожной сети страны Азии и Африки. Полюбили японскую технику и европейцы – те из них, кому требовалась «рабочая лошадка» для проселков или, скажем, тягач для прицепа-дачи или трейлера с лодкой.
На фото: Toyota Hilux
Завоевание новой ниши пикапы начали уже в 1990-е, когда на них обратили внимание потенциальные покупатели вместительных внедорожников. Дождавшись, когда мощными пикапами стали пользоваться не только «по работе», но и для личных нужд, автопроизводители – как американские, так и японские – начали оснащать их многоместными кабинами с двумя рядами сидений. Сформировались три типа кабин – базовая с одним двух-трехместным диваном, большая четырехдверная с двумя рядами сидений, и, наконец, полуторная – нечто среднее, с двумя дверями, но с дополнительным сиденьем за спиной водителя. Еще ближе к типичному внедорожнику с кузовом универсал пикапы оказались после повсеместного распространения такого аксессуара, как съемная крыша для грузовой платформы – она же кунг или канопи. В странах победнее укомплектованный таким образом пикап зачастую заменяет на потребительском рынке классический внедорожник.
Пикапы против танков
Свое, весьма специфическое применение для рамных пикапов нашли жители многих мятежных государств. Не имея в своем распоряжении какой-либо бронетехники, различного рода повстанцы приловчились сооружать на базе пикапов подвижные огневые точки: в кузове оказалось удобно размещать крупнокалиберные пулеметы, безоткатные пушки, минометы или даже компактные реактивные установки залпового огня.
Такой моторизованный аналог «махновской тачанки», именуемый technical, использовался не в одном локальном конфликте, в том числе в Афганистане, Никарагуа и Ираке. А имевший место в 1983-87 гг. конфликт между Ливией и Чадом получил название «война Тойот». Армии Чада нечего было противопоставить танкам, самолетам, вертолетам и артиллерии ливийцев, но она получила в подарок от европейских союзников 400 пикапов Toyota Land Cruiser 40-й и 70-й серий. В кузовах пикапов стояли противотанковые ракетные комплексы и безоткатные орудия. Как ни странно это звучит, такой экспромт чадцев (правда, в сочетании с другими факторами) оказался очень эффективным в противостоянии с ливийскими танками. Чад вытеснил ливийцев со своей территории и закончил войну.
На фото: Toyota Land Cruiser 40-й и 70-й серий
Интересно, что подобные вооружения на шасси дешевых китайских пикапов использовали и украинские добровольческие формирования в начальный период конфликта на Донбассе. Кстати, сами бойцы называли их именно тачанками.
К счастью, боевое применение пикапов – всего лишь незначительные эпизоды в почти столетней истории этого интересного типа кузова. Который, похоже, еще не достиг пика своей популярности.
Словарь: родня и термины
Пикап (от англ. Pick up – подобрать, забрать, взять) – тип кузова, малотоннажный грузовой автомобиль с открытой грузовой платформой, обычно на шасси легкового автомобиля или внедорожника.
Ют (от англ. Ute – Coupe Utility – утилитарное купе), он же купе-пикап – тип кузова, вариант пикапа малой грузоподъемности с комфортабельной кабиной, выполненной по образцу кабины купе.
Канопи (от англ. canopy – навес, тент, купол), он же кунг – дополнительно монтируемая крыша для грузовой платформы пикапа. В отличие от крышки, имеет боковины с люком в торцевой части, как правило, со стеклами.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться