Чем был знаменит Saab?
Не для всех сегодня очевидно, чем же были так хороши старые Саабы, что сегодня о закате истории бренда так грустят. Поводов ценить Saab было много. Во-первых, дизайн с авиационными мотивами. Изначально концерн начинал с производства самолетов (ныне это отдельное подразделение), а автопроизводство стало побочным бизнесом. Изогнутое остекление, как в истребителе, лампочка "Пристегните ремни", замок зажигания между креслами... Список "авиа-примочек" можно продолжать.
Во-вторых, в 70-е и 80-е годы Саабы были на острие технического прогресса. Турбомоторы, прекрасные с точки зрения управляемости шасси, дисковые тормоза, травмобезопасная отделка интерьера... Многое, что было в этих машинах 30 лет назад, привычным стало только сейчас. Во-третьих, Саабы были надежными. Старые модели 900 и 9000 в заботливых руках выхаживали и по 500, и по 700 000 километров без особых проблем. Некоторые из них радуют хозяев по сей день.
Почему у "Сааба" начались проблемы?
Любой фанат шведской марки скажет вам, что плохие времена начались еще в далеком 1989 году, когда Saab отделили от Scania и продали половину акций американцам из General Motors, оставив вторую половину за шведской компанией Investor AB. Все новые модели стали делать на глобальных платформах GM. Так, Saab 900 1994 года, его рестайлинговая версия под названием 9-3, а также Saab 9-5 были построены на базе Opel Vectra. Многие ценители марки жаловались на то, что новые "Саабы" стали менее надежны и ремонтопригодны и растеряли часть фирменного шведского шарма. Масштаб новинок измельчал: если в 1978-м Saab 99 был одной из первых серийных моделей с турбиной, то в 1998-м Saab 9-5 хвастался вентиляцией передних кресел. Впрочем, продавалось все это неплохо, и поводов для беспокойства не было — в 1995-м марка стала прибыльной впервые за семь лет. Да и Saab, в конце концов, был не единственным брендом, который затронула глобализация.В 2000 году GM выкупил вторую половину акций Saab Automobile, и поначалу ничто не предвещало беды. В 2002-м вышел новый Saab 9-3 на базе Opel Vectra C и относительно неплохо продавался. Но затем джиэмовцы совершили маркетинговую ошибку и попытались продавать на американском рынке Saab 9-2X и Saab 9-7X. Первая модель была сделана на базе Subaru Impreza, а вторая — на базе Chevrolet Trailblazer. "Саабару" и "Тролльблейзер" (такие они получили прозвища) продавались плохо, и в GM задумались, нужен ли им вообще бренд Saab.
Хроники болезни
2008 год. GM объявил о том, что хочет или продать марку, или вовсе ее похоронить. В очередь за покупкой выстроились BMW, Fiat, Geely, Hyundai, Magna, Renault и Tata Motors.2009–2010 годы. После долгого отбора GM сосредоточился на группе инвесторов из Koenigsegg и китайского концерна Beijing Automotive Industry Holding. Переговоры закончились ничем.Лето 2010 года. Saab Automobile продан голландской компании Spyker. GM согласился продолжать поставлять свои комплектующие для уже разработанных и готовых к серийному производству Saab 9-4X на базе Cadillac SRX и Saab 9-5 на базе Opel Insignia.Весна-лето 2011 года. В Spyker поняли, что в одиночку и с джиэмовскими технологиями марку Saab им не оживить. После ряда переговоров они выбрали в качестве партнеров китайские компании Pang Da и Youngman. Сделку, однако, заблокировал General Motors, так как не хотел передавать свои технологии в руки китайцев.Декабрь 2011 года. Saab Automobile объявляет о банкротстве.Лето 2012 года. Бренд Saab купила компания National Electric Vehicle Sweden (NEVS), полностью принадлежащая китайским инвесторам, но базирующаяся в Швеции. Было решено начать производство электромобилей, а также нового поколения Saab 9-3 на платформе Phoenix, разработанной в эпоху владения Spyker.Февраль 2013 года. 22% акций компании NEVS купила еще одна китайская компания, Qingdao Qingbo Investment.Лето 2013 года. Завод Saab в Тролльхеттане возобновил работу.Сентябрь 2013 года. С конвейера сошел первый после долгого перерыва старый Saab 9-3 конструкции 2002 года.Май 2014 года. Конвейер в Тролльхеттане снова остановлен, так как Qingdao Qingbo перестали финансировать производство.13 июля 2014 года. Один из поставщиков NEVS, компания Labo Test, подала иск о банкротстве шведско-китайского производителя. Суд рассмотрит обращение 8 сентября. Суммарный же долг перед всеми поставщиками составляет более 5,5 млн евро.
Почему "Сааб" снова на грани банкротства?
Сказать наверняка нельзя, хотя предположения сделать можно. Основных причин три:
- Заработать серьезные деньги на продажах Saab 9-3 образца 2002 года было невозможно. Годы, проведенные в судебных тяжбах, не прошли даром, и старая "Вектра" в шведском "костюме" сейчас никому не нужна.
- General Motors сделал все, чтобы его актуальные разработки не попали в руки сильных конкурентов. Строить же автомобили на собственных платформах сейчас по карману только мелкосерийным производителям роскошных суперкаров. Платформа Phoenix ближе к эскизу, чем к готовому серийному выпуску автомобилю.
- Перспективы электромобилей весьма туманны. Люксовый сегмент неожиданно для всех полностью заняли предприимчивые американцы из Tesla. Гибридом сейчас никого не удивишь. Можно было бы заработать денег на госзаказе, так как европейские чиновники зачастую закупают электромобили из политических соображений... Но этот рынок слишком маленький.
Что теперь будет?
Надежда, безусловно, умирает последней, но перспективы совсем не радужные. Saab уже дважды пытались вернуть к жизни, и любому понятно, что задача эта неподъемная. Компания Spyker сама оказалась на грани банкротства из-за этого, и только чудом спасла свои активы от продажи.Сейчас Saab из себя не представляет ничего, кроме воспоминаний о былом величии. Скорее всего, марку закроют. Впрочем, авиационный стиль — штука интересная. Возможно, кто-то из крупных автопроизводителей купит только бренд и переосмыслит его на собственной глобальной платформе.
Каким бы он мог быть?
На этих снимках вы можете увидеть концепт PhoeniX 2011 года, представленный Spyker на Женевском автосалоне, а также эскизы серийного Saab 9-3, который должен был выйти в 2014 году на его базе.
Что от него осталось?
Желающим выгодно вложить деньги можно посоветовать купить одну из редчайших саабовских моделей "эпохи упадка". Пройдет еще лет 20-25, и эти автомобили станут желанными в гаражах серьезных коллекционеров.Недолгое время в 2011 году продавались сделанные на джиэмовских платформах модели 9-5 и 9-4X. В России их практически нет, а на европейских онлайн-площадках найти можно. Самые преданные фанаты могут еще поискать штучные экземпляры последних Saab 9-3, выпущенных уже в эпоху NEVS в 2013-2014 годах. Эти автомобили легко опознать по шильдику без фирменного грифона. Концерн Scania не разрешил использовать стилизованное изображение зверя на возрожденных "Саабах". Может быть, это его и сгубило?
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Нибенименеджерам, которые смотрят на МАРКУ, как на БРЕНД, вроде Мальборо, или Кока-Кола, стоило бы оторвать яйца, благо, они всё равно ими не пользуются. Сначала выпуск откровенной пошлятины под "БРЕНДОМ" уважаемой фирмы. Потом - намеренное закрытие марки.. а чо плодить конкурентов-то?? Бренды умирают, когда несколько свиней из менеджмента, не обладающих вкусом, и считающим, что харизма, история Марки - это пустое, умеют убедить в этом среднего потребителя..
:( вот не знаю, почему, но жаль марку: то вроде как возродили, то банкрот, то вроде опять возродили, нет, опять банкрот.
Владельцам старых Саабов еще жальче, чем всем остальным. Завод закрыт, следовательно с запчастями будут проблемы.
У нас и так проблемы с запчастями. Хуже вряд ли будет..
Андрей, так ведь запчастей полно неоригинальных. Едва ли по-настоящему проблемой станет...
И мне жаль Сааб... Вчера видел на улице темно-синий 9000 Aero одной из последних серий: классная была машина!..
Жаль, да. Aero - так вообще прекрасны на всем модельном ряде...Но ведь новость: "Компания NEVS, владеющая маркой Saab, заявила, что она не может быть признана банкротом. Хозяева шведского автопроизводителя отметили, что их активы превышают сумму задолженности перед поставщиками." Может и выкарабкаются :) Не впервые
Умер Максим, да и хрен с ним!
Езжу на 95 десять лет.до этого 9000 был.следу за новостями. Сидел в новом 95 из США привезли. Конечно марка культовая. Но не из за того что не ломается.это конечно миф. За 16 лет в моём 95 мало осталось родного.Я к нему очень привязан.Многое сам ремонтирую.Металл в машине явно высокого качества.У этой марки должно было быть большое будущее.Не пойму как шведы прочухали.
Все логично, в премиум сегменте невозможно прожить выпуская автомобили на базе опелей 10 летней давности.
Нибенименеджерам, которые смотрят на МАРКУ, как на БРЕНД, вроде Мальборо, или Кока-Кола, стоило бы оторвать яйца, благо, они всё равно ими не пользуются. Сначала выпуск откровенной пошлятины под "БРЕНДОМ" уважаемой фирмы. Потом - намеренное закрытие марки.. а чо плодить конкурентов-то?? Бренды умирают, когда несколько свиней из менеджмента, не обладающих вкусом, и считающим, что харизма, история Марки - это пустое, умеют убедить в этом среднего потребителя..