Скандал, грандиозный скандал!
А потом был 1995 год, ознаменовавшийся для Toyota грандиознейшим скандалом и закончившийся годовой дисквалификацией заводской команды. Все началось с того, что в 1994 году Toyota Motorsport Gmbh (TMG) выпустила новую машину Toyota Celica GT Four ST205.
ST205 еще в серийном варианте оснащалась большими колесами (в стандарте — 16 дюймов) и впрыском воды в двигатель для дополнительного охлаждения и увеличения мощности. Внешне машина отличалась задним антикрылом и дизайном передней части — место двух убирающихся фар заняли четыре неубирающиеся.
Но в целом автомобиль оказался не очень удачным. Длинный кузов с большими свесами спереди и сзади — такая архитектура изжила себя. Для победы в чемпионате нужно было коренным образом менять концепцию, иначе команда становилась попросту неконкурентоспособной. Более того, именно ST205 стала причиной скандала, опозорившего команду.
Все произошло во время испанского этапа, ралли Каталунья 1995 года. Во время одного из осмотров специалисты FIA обнаружили запрещенные изменения системы турбонаддува. Размер ограничителей-рестикторов оказался больше разрешенного. Плюс к этому была установлена система пружинных устройств, которые скрывали эти изменения от технической комиссии.
Увеличенный диаметр рестикторов давал преимущество в мощности и являлся грубейшим нарушением технического регламента. Это привело к аннулированию всех результатов, показанных в сезоне и годовой дисквалификации заводской команды. Впрочем, экипажи Toyota все-таки выступили на некоторых оставшихся этапах WRC в качестве "частников". Это позволило TMG провести обкатку некоторых частей, которые планировалось использовать в машине следующего поколения — Toyota Corolla WRC.
Второе пришествие
В 1997 году срок дисквалификации закончился, и Toyota снова пришла в WRC заводской командой. На сей раз боевой машиной стала Toyota Corolla WRC — совершенно новый автомобиль, построенный на базе не выпускавшейся серийно машины.
Corolla WRC получилась очень маленькой. С разрешения FIA Toyota использовала в нем проверенный временем турбированный двигатель от Celica GT Four, модифицированный в соответствии с правилами категории WRC. Развитие трансмиссии поначалу было довольно консервативным, однако к 1999 году команда перешла к использованию активных систем. Тогда же появилась и абсолютно новая модель двигателя.
Пилотами команды стали проверенные временем гонщики Карлос "Эль Матадор" Сайнц и Дидье Ориоль. В итоге в 1998 году Toyota занимает второе место в зачете автопроизводителей. А в 1999-м команда становится трехкратным чемпионом мира среди автопроизводителей. Казалось бы, вот он, успех! Однако в этом же году было объявлено об уходе из WRC в связи с началом программы выступлений в Формуле-1.
Забегая вперед, скажем, что "королевские гонки" оказались японцам не по зубам. В самый успешный сезон 2005 года заводская команда набрала 88 очков и заняла 4-е место в Кубке конструкторов. Прочных альянсов с другими командами также не сложилось: Jordan (позже перекупленный сначала Midland F1, а затем Spyker F1) успехов не добился, а трехлетний контракт с Williams закончился расторжением в 2009-м.
Вдобавок ко всему в 2008-м на олдтаймер-гонке в ЮАР разбился 70-летний основатель команды Уве Андерссон. Он ушел на пенсию еще в 2003-м, но оставался консультантом, и потеря была знаковой. Сезон Формулы-1 2010 года начался уже без Тойоты. Вложив в команду более 4 млрд долларов, японцы поняли, что в трудных экономических условиях от неудачного имиджевого проекта лучше отказаться.
18 лет спустя...
А теперь мы вернемся к тому, с чего начали еще в прошлой публикации. Итак, 29 января 2015 года. Офис Toyota Motors Corporation. Президент корпорации Акио Тойода рассказывает о спортивных программах Toyota на ближайшее будущее. И среди прочего озвучивает то, чего очень долго ждали поклонники ралли. Toyota возвращается в WRC в 2017 году.
Реализацией WRC-программы Toyota снова будет заниматься то же самое спортивное подразделение Toyota Mototrsport GmbH (TMG). А машиной, с которой японский автопроизводитель намерен вернуться в Чемпионат мира по ралли, станет Toyota Yaris WRC.
Yaris WRC создан на базе серийной модели Toyota Yaris. Но, как водится, общей у раллийной и "гражданской" машины является лишь форма кузова. Вся "начинка", естественно, соответствует требованиям современного мирового ралли. В Yaris WRC установлен 1.6-литровый турбированный двигатель, у машины полный привод, спортивная подвеска... Автомобиль активно тестируется с весны 2014 года. Всю работу проводят опытные тест-пилоты TMG Стефан Сарразин, Себастьен Линдхольм и молодой пилот Эрик Камилли.
"В ходе моего визита на ралли Финляндия в прошлом году очень много людей задавали мне один и тот же вопрос: "Когда Toyota вернется в WRC?", — сказал на пресс-конференции Тойода-сан. — Они вспоминали богатую историю Toyota в WRC, и я был очень удивлен и благодарен за то, что так много народа помнит о нас. Последний раз мы выступали в WRC в 1999 году. Поэтому я не хочу говорить о возвращении. Мы начинаем снова на пустом месте. И нам нужно тщательно подготовить и команду, и машины".
Учитывая богатую раллийную историю и большой опыт побед в WRC, можно надеяться на то, что "третье пришествие" Toyota будет удачным. Тем более что у нас перед глазами есть яркий пример такого возвращения в виде заводской команды Hyundai. Так что ждем 2017 года и надеемся, что легендарная марка снова будет показывать всем, как надо выступать в мировом ралли!
Для комментирования вам необходимо авторизоваться