В участившихся случаях «масляной чумы» все чаще признают виновными владельцев машин, а не производителей – обычно в формулировке присутствует мнение «экспертов» про «некондиционный бензин». В общем, информационный фон для бензина сложился самым неудачным образом, а масла в огонь подливает еще тот факт, что каждый из нас сталкивался с ситуациями, когда топливо оказалось «не очень» и машина встала. А иногда просто «загорается чек», в чем мы все тоже склонны винить именно бензин. Так ли он плох и чем же вредит моторам? Сколько в нем серы, метанола, ацетона, ферроценов, и какое воздействие оказывают эти компоненты?
Масляная чума
Начнем с самого неприятного: «масляной чумы» и странных «экспертов». Проблема сворачивания масла при сравнительно высокой температуре успела попортить нервы владельцам машин многих марок. Причем большинство из них заливали «рекомендованное» или просто фирменное масло и обслуживали машины у дилеров. И вдруг масло сворачивается при небольшом морозе, мотор выходит из строя, а суд отказывает в иске. Мол, масло вообще отличное, мотор великолепный, значит, что-то вы накосячили, наверное, бензин у вас неправильный.
Если дословно, то вот цитата из одного из таких дел – в данном случае речь идет о моторе обычного Renault Logan:
Использование топлива, не соответствующего ТР «О требованиях к бензину» по содержанию метанола, не соответствующего требованиям ГОСТ Р 51105/97 по содержанию смол и индукционному периоду привело к «окислению и полимеризации масла с образованием гелеобразного шлама»
Если вы думаете, что дальше написано, каким образом грамм-другой бензина на прогретом моторе с обычным впрыском мог вызвать сворачивание четырех литров масла, то вы ошибаетесь. Фактически эксперт лишь утверждает, что: а) бензин не соответствует ГОСТ и ТУ по содержанию метанола и смол, б) это внезапно привело к сворачиванию масла.
Совершенно не понятно, почему вдруг не сворачиваются масла в моторах, которые ездят на метаноле, почему смолы вдруг вызывают сворачивание, и как вообще связаны эти два утверждения.
Если почитать заключения «экспертов» в других делах, то ясности не добавится – разрыв находится именно на стадии связывания утверждения о неправильном составе бензина и следствия в виде факта сворачивания масла. Причем по большей части «неправильность» состава бензина оказывается весьма условной – лишний метанол в этом случае, повышенное содержание бензола или ацетона в другом...
Более того, если отследить серьезные независимые тесты топлива, то будет заметно, что все сетевые заправки известных брендов еще в 2012 году укладывались в нормы Евро-3 и почти укладывались в нормы Евро-4 по качеству бензина, с запасом перекрывая норму технического регламента. По содержанию серы, концентрации фактических смол и ароматических углеводородов наши бензины – совершенно «Евро». К тому же нет в них ни железа, ни марганца, а содержание метилтретбутилового эфира, который является основной антидетонационной присадкой на данный момент, – в пределах нормы, есть запас в три-четыре раза.
В целом это хороший бензин, даже вне крупных городов
Так в чем же проблема? А проблема в том, что не хотят производители машин и масел отвечать за свой продукт, а в «экспертах», делающих странные выводы, – именно они. Потому и формулировки расплывчатые, и логики в них никакой. И пусть бензин «не такой», но вряд ли в 99,99% случаев он как-то связан с проблемой.
«Масляная чума» на двигателях Volkswagen и BMW вряд ли вызвана бензином и попаданием его в масло на моторах с непосредственным впрыском, ведь проблема в равной степени проявляется и на моторах с впрыском обычным, где бензин в масле – редкий гость. Просто у этих производителей есть не самые удачные моторы и одно нехорошее «фирменное» масло (впрочем, одна из компаний от него уже отказалась). Случаи с другими производителями тоже случались нередко, но масло всегда – как раз то самое «фирменное», с новейшими допусками, маловязкое и малозольное. А старые масла на старых машинах почему-то сворачиваться не хотят, хотя там и форсунки переливают, и зимний запуск часто проходит не с пол-оборота. В общем, бензин тут просто оказался самым удобным жупелом, и редко когда удается признать вину заправки – чаще всего владелец машины оказывается со своей проблемой один против пары корпораций с миллиардными бюджетами.
Загрязняет ли бензин дроссель?
Проблема дросселя – это едва ли не наиболее частое обвинение, которое слышится в адрес бензина. Оно же – самое абсурдное. Ведь бензин никак дросселя не касается – это всего лишь, грубо говоря, дозатор воздуха. Просто как-то слабо у нас понимают, как работает мотор, и карбюратор с впрыском все еще путают.
Форсунки на более-менее современных двигателях расположены на расстоянии в добрых полметра от дросселя, между ними – сложной формы впускной коллектор, и форсунки на одном его конце – у самых клапанов, а дроссель – на другом. И, конечно же, бензин никак не может испачкать дроссель. Если бензин там и оказывается, то в результате конденсации после остановки мотора, и это чистое топливо, без смол и твердых примесей, – скорее уж, оно смоет часть отложений.
Причина же загрязнения дроссельной заслонки проста: пыльный воздух, а значит, и грязные дороги, плохие фильтры или неверная их установка, а также масло из системы вентиляции картера, которое связывает песочек и позволяет ему оседать на компонентах впуска.
Внутренности впускного коллектора черны еще по одной причине – из-за клапана EGR, который отправляет часть выхлопных газов с сажей и грязью снова на впуск, и они тоже отлично реагируют с маслом из системы вентиляции картера, оседая черной грязью на стенках и блокируя различные заслонки. Где тут слово «бензин»? Правильно, нет тут его – все дело в особенностях конструкции и эксплуатации, пробках, перегреве и грязи.
Может ли плохой бензин «зажечь чек»?
Еще одной проблемой, которая часто становится причиной претензий к качеству бензина, является загорающаяся лампочка «Check engine» на многих машинах. Чаще всего машины почему-то японские, и загорается лампочка сразу после заправки, просто вот немедля. И каждый владелец уверен в том, что его-то родной моторчик тут же распознал «паленку», даже не проработав на ней и часа! Умный мотор, гениальная электроника… Конечно же, склонность объяснять все плохим бензином тут же вызывает желание обвинить во всем заправку. Вот только она тут обычно ни при чем – просто не так много машин имеет достаточно продвинутые «мозги», чтобы контролировать заливку в бак нового топлива.
Если состав бензина меняется, даже при сохранении его критичных показателей, то система управления видит резкое изменение адаптаций, заботливо собранных на протяжении нескольких баков бензина, и… и загорается «чек». А причина может быть банальной – чуть большая калорийность топлива (что неплохо), чуть большее содержание присадки для повышения октанового числа МТБЭ (что тоже неплохо, если содержание в пределах нормы), чуть меньшая или чуть большая плотность… В общем, какие-то вариации, ведь бензин по сути – это не какое-то однородное вещество, а смесь различных углеводородов с характеристиками в пределах заданных норм.
Интересно, что более дешевые машины чаще бьют тревогу, а владельцы в страхе начинают менять компоненты, «колхозить» машину удалением катализатора с кислородными датчиками или перепрошивкой блока управления. Хотя, по сути, ничего страшного не произошло, и даже бензин вполне кондиционный.
Могут ли из-за бензина «залечь кольца» или «зависнуть клапаны»?
Это неприятный диагноз для любого мотора. Кольца иногда можно раскоксовать, клапаны – вытянуть, но в любом случае владелец машины будет не рад, потому что речь идет о крупных тратах. И почему-то очень часто виновником объявляется именно бензин, а вовсе не нерегулярная замена масла, перегревы мотора, да и просто его неудачная конструкция. Покупатель не побеспокоился заранее уточнить склонность двигателя к закоксовыванию колец, понадеявшись на новизну и малый пробег машины. На практике же очень сложно заставить кольца залечь, даже буквально заливая их бензином, ведь даже при очень высоком содержании смолы в топливе она почти вся сгорит.
Куда большее влияние оказывает на кольца обычное моторное масло, которое омывает поршень, а порой и льется на него сверху из сальников клапанов. Оно должно смывать нагар и не коксоваться, но на деле часто все происходит не так. Масло коксуется на поверхностях, забивает канавки поршневых колец и оставляет толстый слой на днище поршня. Виной тому вовсе не бензин, а плохое масло или слишком горячий поршень неудачной конструкции, или банальный перегрев всего мотора.
С клапанами ситуация ровно такая же: плохой перегретый сальник клапана пропускает масло, перегрев ГБЦ двигателя вызывает коробление направляющих клапанов – и вот уже клапан не поднимается пружиной до конца. А бензин? А что бензин, он льется на раскаленный клапан и охлаждает его. Если что-то из примесей и осядет, то это будет на тарелке клапана и уж точно не на его стержне, так уж настроены форсунки мотора.
Кстати, очень часто клапаны «подвисают» именно на моторах с непосредственным впрыском топлива, где бензин на них не попадает вообще. И «подвисают» они именно потому, что бензин на них не попадает, а не потому, что он плохой. Ведь бензин смывает отложения из «масляной шубы» на разогретом клапане. Выпускные просто раскаляются так, что на них все сгорает, а вот впускной разогрет недостаточно. Видимо, по мнению гаражных «экспертов», хороший европейский бензин должен из закрытой камеры сгорания неведомым образом проникать во впускной коллектор и все там отмывать. А плохой российский бензин не желает лезть через закрытые клапаны и бесславно сгорает.
Часто в залегании клапанов обвиняют весьма популярную у нас в прошлом антидетонационную присадку монометиланилин (ММА), но ее прекратили использовать еще лет пять-семь назад, так что проблемы с клапанами на новых моторах – точно не ее вина.
Что же действительно не так с нашим бензином?
Пока наш бензин производится в основном путем недорогого технологического процесса каталитического риформинга, он будет иметь сильно различающиеся октановые числа по моторному и исследовательскому методу. В Европе и в США солидная доля топлива производится алкилированием, при котором октановое число выше без всяких добавок и почти идентично по моторному и исследовательскому методу. Фактически это означает, что по детонационной стойкости европейский 95-й действительно лучше нашего. Дополнительным фактором является обязательная примесь этанола в топливе для Европы, что также повышает октановое число.
Содержание примесей в нашем бензине в среднем все же выше. Страдают от этого в основном форсунки и фильтры, а не сам мотор. Но вот если форсунка выходит из строя, то следом отправится и мотор – так что косвенно качество бензина на «глобальное здоровье» двигателей все-таки влияет.
Наличие топлива без моющих присадок вне крупных городов – еще один фактор, с которым приходится считаться. Технический регламент не обязывает производителей их использовать, но современным моторам они очень нужны, да и старым пригождаются. В Москве и Петербурге любой бензин должен содержать моющие присадки, но за их пределами все отдано на откуп продавцам топлива. А они хотят за бензин с дополнительными присадками вполне ощутимую прибавку.
Ну и, наконец, у нас традиционно выше шансы попасть на действительно «паленый» бензин. Причем не всегда на безродной сельской заправке – там-то как раз откровенным вредительством никто заниматься не будет. Недоброжелатели сожгут, и всего делов. А вот особо предприимчивые менеджеры бензоколонки вполне способны разбавить «ослиной мочой» фирменное топливо со всеми сертификатами.
Во всяком случае, автор этих строк несколько раз ловил «удачу» на самых брендированных заправках, и чаще всего это были выходные или ночная смена. К тому же всегда остается шанс на протечки емкостей, банальную небрежность и тому подобные факторы. В общем, риск несколько больше в силу свойственного, к сожалению, многим из нас разгильдяйства.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
После этой статьи,появился ещё один довод, в пользу машин на газовом топливе.
Почему? Ведь главные проблемы - в конструктиве и в масле, а не в топливе :)
Ну тогда милости просим в Италию, там и заправок тьма и оборудование газовое неплохое делают....
Причем тут газовое топливо? Оно, конечно, неплохо, позволяет уменьшить число твердых частиц в выхлопе, сохранить масляную пленку в целости, сохранять масло и ресурс, октановое большое. Но проблем то тоже много, особенно с нашими "пряморукими" установщиками. Фирменные системы еще неплохо работают, особенно с турбонаддувом, а вот разный колхоз опасен и местами резко снижает возможности машины. Ну а экономичность... Не всегда она на самом деле есть, если пробеги средние.
В общем, пока это на любителя, но направление перспективное, не зря в СССР массово готовились к переводу машин на сжиженный и сжатый газ, но не успели, затраты оказались великоваты.
Верно сказано в тему "фирменных" бензинов, уж очень двоякое о них впечатление у людей складывается. Наверное стоит добавить, что разные производители пичкают свои бензины разными присадками и не известно как они поведут себя оказавшись в одном баке.
И может сделаете репортаж о заграничном топливе? Например про Европейский, Американский, Азиатский бензин/дизельное топливо. Про то как они туда биотопливо пытаются добавлять или про бразильские движки на спирте.
статья не плохая-ещё бы про правильную эксплуатацию моторов написать
а что там особенного? Лить нормальный бензин, нормальное масло примерно по моточасам, а не по пробегу и в случае особо жесткой эксплуатации масло покупать особо качественное, тот же ксенум или астра робот, не перегревать, мыть радиаторы, если стоим в пробках выкинуть нафиг управляемый термостат перенастроить вентиляторы, или лучше не стоять вообще в пробках, не давать нагрузки на холодную и после разогрева в пробке, не давать резких нагрузок лишних.... Следить за фильтрами, герметичностью и исправностью системы управления. Мде, многовато вышло....
Начинать надо с того, что рено надо ставить на 150 место после Лады!!! А проще,-дерьмо =дерьмо и есть. Французы могу лягушек есть и пр.гадость, но делать автомтобили...это не их!
Эх, с каким удовольствием подобных полудурков бы отправлять на биогумус! Называть французов жабоедами, и немцев фашистами - это да, вы умеете. А вот поколениями устойчиво жить и строить национальное гос-во получается как раз у французов с немцами. Не говоря уж про автомобили.
Тема интересная до слёз, но в России в Санкт-Петербурге наши учёные в 2006г. испытали и начали выпускать НАНООПТИМИЗАТОР АТОМИУМ,...как инженер не верил в это чудо, но когда после обработки им, двигателя с вкладышами который без масла проработал два месяца и ни одной царапины....тут я был в шоке. Но кому это надо в России..............................???
Ну так где суть? То ли бензин, то ли масло? А может двигатели стали такие делать? Покатался, дай Бог, до 100 тыс. и хватит. Покупай новый авто. Коммерческий сговор автопрома. Уши в историю двигатели миллионники. Ну как может двигатель жить с межсервисным интервалом 15 тыс.? 7-10 тысяч и масло обязательно нужно менять! Дилеры вредители!
Суть в том, что точно не бензин.Он в этих случаях вообще не при делах. Вот меньший ресурс мотора из-за загрязнения форсунок и неравномерной их работы, это бывает. Больший износ из-за более частой детонации, тоже бывает, ну или необходимость лить куда более дорогой 98й
Что за дядя писал, чем и какими тестами руководствовался?Звучит как опровдание плохого качества топлива,за такие деньги оно как минимум должно бы хорошо
какой дядя писал написано вверху справа над статьей, тесты АР и ЗР, поскольку тесты бензина дело затратное их проводят только крупные издания, и часто не в одиночку
а вот разные "тесты" блогиров, с чудо-прибором якобы замеряющим октановое число смешны и глупы, и верить им не стоит, они рассчитаны как раз на привлечение внимания среднего лоха.
Про масла, лучше лить что рекомендуется изготовителем,а не од
ОД льет в основном то, что рекомендует производитель. Проблема в том, что производитель рекомендует полное барахло, которое нельзя лить в машину. Правда именно с этим маслицем обычно выполняются нормы по расходу топлива и выхлопу.. На ранней стадии. А потом мотор умирает.
Инфа 100%? А можно пруфы? А то достаточно громкое заявление, не находите?
это довольно простой и понятный факт, о котором не рассказал только ленивыйно видимо, мимо вас как-то оно прошлопочитайте материалы bmwservice, он весьма убедителен и доходчив, там результаты тестов масел есть, съемка эндоскопом поршневой залегшей при пробегах в 30 тысяч и даже машина прямо из салона с маслом в поршневой и выкрошенными цилиндрами
Мимо меня прошло, да. И пруфов, кроме слов, пока не вижу. Ссылки, там, или ещё что подобное. Давайте поднимем За рулём и Авто-Ревю на такое дело? Раз всё так плохо.Ну а если, например, менять масло чаще, чем раз в 15 тысяч? Не от того ли Тойоты надёжнее?
Борис, ну я хоть какого-то ответа ждал. Хотел в суд на БМВ подать, как раз гарантия кончилась.
Написанно грамотно и абсолютно верно! Соглашусь что за такие деньги бензин должен быть лучшим!!!
Но с маслом в России очень большие проблемы,подделки,брак на производстве,халатное отношение од при ТО.
Так вот народ,меняйте чаще масло,сокращайте рекомендованный интервал в 2 раза!!! И ваш мотор проживёт дольше!!!
за много-много лет ни разу не нарывался на откровенную подделку масляную, всегда все было ок. Покупал масло и в сетях вроде Ленты, Ашана и МетроСС, и из бочки в сервисах,всегда все было ок. Единственное, чего я не делал, это не покупал масла на рынке и в мелких магазинчиках на трассе, да и в городе.
Очень грамотно и главное доходчиво 1 Растёшь Бориска !
Мдя...Печалька, что такие статейки пошли в ход..Значит есть сговор производителей чтобы моторы меньше ходили и народ покупал новые машины...
Какие такие статейки, причем тут сговор? Текст точно читали?
Пока регистрировался забыл что написать хотел
Если представить работу двигателя без бензина? В поступательном движении? Поместим его в камеру с температурой 80-95с, подключим эл. привод и дадим вращение , допустим 3000 об. мин. Погоняем дней 100 и посмотрим как он. Что с маслом, не закоксовалось ли или может кольца залегли?
будет крутиться вечно, в стандартном моторе температура в некоторых зонах выше в три раза, и именно там масло окисляется
"Проблема дросселя – это едва ли не наиболее частое обвинение, которое слышится в адрес бензина. Оно же – самое абсурдное. Ведь бензин никак дросселя не касается – это всего лишь, грубо говоря, дозатор воздуха. Просто как-то слабо у нас понимают, как работает мотор, и карбюратор с впрыском все еще путают". Автор смущает - а как же клапан EGR, который перепускает выхлопные газы как раз на вход перед дросельной заслонкой. А на качество выхлопных газов бензин точно вллияеет.
учите конструкцию мотора, клапан EGR впускает газы за дросселем, прямо во впускесли бы он отправлял до дросселя, то дроссель был бы в три раза грязнее всегда
На двигателе ВАЗ-2106 газы картера уходили прям в воздушный фильтр, чем изрядно гадили карбюратору. Ушлые эти газы отправляли под днище, гадя экологии и себе же в печку. Но это уже история, хотя до сих пор встречаются дизельные автобусы с болтающимся сзади шлангом с газами картера. p.s. Борис, спасибо! Ваши статьи здесь лучшие.
Почистил сетку топливного насоса (и бак заодно), т.к. были толчки при переключениях и на низких оборотах тупняк.. через 3000км сетка опять вся в песке и отложениях, появились затупы и толчки. Заправлялся только на одной известной заправке в зелено-желтых цветах 98м бензином. Так что не надо говорить о том, что бензин у нас везде хороший.
большая часть такого мусора - это продукты коррозии самого бензобака, на новых машинах бак пластиковый, так что такой проблемы быть не должно
Чем проще - тем надежнее. А рвется чаще всего там, где узелков больше понавязано. И как вы хотите с кучей узелков и узлищ на иномарках комфортно ездить на нашем "простом" топливе, рассчитанном на неубиваемую и лучшую в мире по этому показателю военную технику типа УАЗов. Наверное поэтому все профессиональные да и не только охотники и рыбаки на "Козлах" и "Нивах" рассекают по бескрайним просторам нашей страны. Выход один - даешь дешевый и качественный бензин, с хорошим и дорогим маслом. Вот как-то так, по-моему.
Из статьи не понял, что за
"одно нехорошее «фирменное» масло (впрочем, одна из компаний от него уже отказалась)."
у производителей Volkswagen и BMW?
Volkswagen кастрол рекомендует, его лью, это оно подразумевалось как "нехорошее"?
Попадал на бензин с ВОДОЙ на "Синенькой брендированой трехбуквенной". Зимой. В -24... Остановился на полпути между Саратовом и Вольском чайку попить в кафешке придорожной, заглушил авто. Вышел, завел, проехал 150 метров и все. Встал... Стал разбираться - а бенз то в карб не поступает, хотя бензонасос "сосет". В шланг и бака дую - а там глухо. Вода замерзла в топливопроводе. Пришлось напрашиваться в тёплый бокс и отогреваться...