С довольно жесткими западноевропейскими требованиями экологии и эковождения, в частности, я впервые познакомился в Германии в 2011 году . С другом детства, который уже лет десять работает и живет в этой богатой и самодовольной стране, мы с семьями поехали отдохнуть в один из заповедных и красивейших уголков Тюрингии. На обочине дороги, ведущей к цели нашего уикенда, красовалась надпись, извещающая нас, что скоро мы окажемся в экологической зоне. Мой друг засуетился и тут же спросил встречного водителя, где нам найти ближайший центр технического осмотра.
— В них продаются специальные наклейки, позволяющие въехать в такую зону, — пояснил друг на мой недоумевающий взгляд, — стоят они прилично, от 5 до 15 евро, и именно за их счет поддерживается чистота и знаменитый немецкий порядок в таких вот тихих уголках. Без них или с машиной, по каким-то параметрам загрязняющей среду, лучше такую зону обойти стороной. Бешеный штраф выпишут молниеносно.
— Но, наверное, такие зоны на пальцах сосчитать? — наивно спросил я.
— Да, только если пальцев у тебя тысяч 40, — снисходительно усмехнулся друг.
От него я впервые узнал и и об экологическом вождении, поклонники которого стараются приносить меньше вреда природе. С самого начала это воспринималось как очередная рекламная акция "зеленых", рожденная в странах Скандинавии.
Но потом чиновники Евросоюза посчитали, что только в 2010 году принципы экологического вождения позволили сократить эмиссию газов в атмосферу примерно на 50 миллионов тонн, что помогло сэкономить около 20 миллиардов евро. Кроме того, это позволяет решать и еще одну наболевшую проблему — уровень шума. Оказалось, что шум двигателя, работающего на 4000 об/мин, равен уровню шума 32 двигателей, работающих на 2000 об/мин! Вот тогда-то насаждением принципов эко-драйва занялись вплотную.
И когда год спустя после знаменитого немецкого "ликбеза", осенью 2012 года в Литве объявили о первых в ее истории курсах экологического вождения, мы с женой стали одними из первых 500 человек, ставшими их выпускниками. Это громкое название на самом деле скрывало инструктаж-лекцию и одночасовую индивидуальную тренировку с инструктором Сережей, которого самого в начале того же года "натаскивали" инструкторы из школ вождения Швеции.
Для тренировки нам предоставили изящную японку Toyota Auris с дизельным двигателем, который в смешанном цикле требует 5,7 литра на 100 км. Потом для наглядности нам были представлены статистические данные учеников. Во время первого пробного вождения, в котором инструктор внимательно изучал навыки и привычки вождения своих подопечных, расход топлива колебался в огромных пределах — от 4,7 до 13,8 л/100 км, то есть, разница была больше девяти литров.
Удивительно, но факт — после тщательного разбора допущенных ошибок две трети водителей вплотную приблизились к заводским нормам. С гордостью можем похвастаться — в этой статистике есть скромная доля меня и моей благоверной... Самое главное — мы для самих себя развеяли укоренившийся миф, что заводская норма расхода топлива — всего лишь наглая рекламная уловка. И поняли, что эковождение не требует особых навыков и таланта, а только желания и усилий.
Энтузиасты экологического вождения к тому же подчеркивают: основная цель этого метода – это даже не экономия, а безопасность вождения. Ведь первое правило из золотых заповедей "экологического" водителя — это внимательно следить за потоком транспорта и приспособиться к нему, избегая ненужных ускорений и замедлений. Также нужно стараться держать дистанцию длиннее, к минимуму сократить количество лишних маневров. Все это позволяет держать постоянную скорость при высокой передаче, максимально используя кинетическую энергию.
Еще один «хинт» — стараться без надобности не выключать двигатель, ибо для его включения понадобится на 20 процентов больше топлива (что по этому поводу скажут апологеты систем старт-стоп? – прим. ред.). Хоть раз в месяц и перед дальней дорогой обязательно стоит проверить уровень давления воздуха в покрышках, так как слишком низкое давление увеличивает сопротивление качению, а значит, вызывает рост расхода топлива.
Расход чувствителен и к лишнему весу в автомобиле. Зачем нужен на крыше торчащий круглый год дополнительный багажник, если вы используете его раз в году? Или постоянно работающие электроприборы вроде кондиционера зимой? А главное — надо научиться постоянно следить за показаниями расхода топлива и, не откладывая, искать причины его увеличения! В итоге, как показывает практика, можно сэкономить до 20% расходов на топливо. Кстати, правила эковождения и их практическое применение с 2014 года входят в экзамен для будущих водителей в 13 странах Европы.....
Наверняка кто-то, прочтя это, как я сам когда-то, с горечью плюнет через плечо — нашел дурака! Слава богу, во время моих сомнений мне попала в руки статья об одной крупной немецкой транспортной компании, которая для своих водителей провела вот эти, казалось бы, элементарные учения. Результаты через год ошеломили всех — расход топлива снизился на 7 процентов, а уровень аварийности — аж на целых 25! А ведь это профессиональные водители!
И уж кто-кто, а скрупулезные педантичные немцы подсчитывать умеют и своего не упустят — хорошо знаю по своему, отнюдь не всегда радостному, опыту общения с ними. И вот попробовали и мы с женой следить за своими расходами на топливо. Завидуйте -оказалось, что за год каждому из нас набежало примерно по 300 евро. Вроде бы, не так много! Но вот мы добавили еще немного и уже скоро сидели в уютном турецком трехзвездочном отеле. Вот и думайте, стоит ли становиться эко-водителем…
Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
В менталитете разница, это да.... какие ж нищеброды...
за год, и в трешку в турции...
Фиг с ней, с экономией, но 3* в турции - не нужно за бесплатно..
Как-то отвратительно слащаво. И примитивно.
Как-то отвратительно слащаво. И примитивно.