Главный стереотип по поводу участия инженеров Porsche в разработке ВАЗ-2108 вовсе не является мифом: специалисты немецкой компании действительно доводили управляемость и устойчивость прототипов ВАЗ-2108, а также вносили предложения по доработке подвесок, кузова и двигателя.
Немецкая фирма Porsche действительно выполнила доводочные работы по ВАЗ-2108, влияющие в том числе на устойчивость и управляемость автомобиля
В 1975 году президент компании Porsche Эрнст Фурман предложил министру автопрома СССР Виктору Полякову сотрудничество, причем с неожиданной мотивацией — немецкая сторона таким образом хотела компенсировать Союзу вред, принесенный фашистской Германией в ходе Второй мировой войны. Правда, инжиниринговое отделение Porsche (отдельная структура в компании) выполняло эти работы отнюдь не бесплатно, поскольку трехлетнее соглашение с немцами обходилось СССР в 500 000 дойчмарок ежегодно.
Кроме доводочных работ по ВАЗ-2108, немецкие специалисты принимали участие в создании "алюминиевой" Нивы и бензинового мотора, работающего на сверхбедных смесях, а также занимались рестайлингом ВАЗ-2103. Именно поэтому с 1976 по 1978 год в Германии постоянно находились дизайнеры, кузовщики и мотористы ВАЗа.
Однако контракт по проекту "Гамма" (рабочее название ВАЗ-2108) был заключен немного позже — в январе 1980 года. Из "прижившихся" предложений немецких инженеров можно отметить заходящие в пол кузова передние лонжероны и "горбик" на крыше, благодаря которому увеличивалась прижимная сила на задней оси на высоких скоростях.
Кроме того, специалисты Porsche совместно с инженерами ВАЗа работали над конструкцией 1,3-литрового двигателя, а также внесли предложения по ряду узлов и агрегатов, на которые впоследствии советская сторона приобрела лицензии за рубежом.
Двигатель 2108 объемом 1,3 литра – результат совместной работы ВАЗа и Porsche, а вот остальные двигатели этого семейства в Тольятти разработали уже самостоятельно
Таким образом, рядом доводочных работ по "восьмерке" компания Porsche действительно занималась, причем в это же время то же самое инжиниринговое отделение немецкой фирмы по заказу SEAT выполняло доводку аналогичной "трёхдверки" — модели Ibiza.
Seat Ibiza также проходил доводку в инжиниринговом отделении Porsche, причем этим фактом испанцы даже гордились
Подобной «самодеятельностью» занимались некоторые дилеры Lada за рубежом
И у Fiat, и у Porsche был большой опыт выпуска автомобилей с двумя длинными дверями вместо четырёх коротких, да и сам ВАЗ к тому времени уже несколько лет выпускал Ниву ВАЗ-2121. Конечно, боковая дверь "восьмерки" была еще длиннее, чем у Нивы – 1 235 мм против 960 мм, однако конструкция петель заметно отличалась от "жигулёвской". Интересно, что изначально специалисты Porsche предлагали сделать между петлей и осью вставку из залитой тефлоном латунной сетки, края которой будут развальцованы. Однако подобное технологическое новшество в СССР реализовать было непросто, поэтому вазовские конструкторы предложили увеличить количество опор петли, сделав её с тремя, а не с двумя ушками. Вырубка подобных ушек потребовала приобретения штампа чистовой вырубки "Файнтул", который позволял обходиться без дополнительной фрезеровки поверхности ушек.
Длина кузова и колёсная база «восьмерки» и «девятки» одинаковы. Отличия – только в количестве и длине боковых дверей
Петля двери ВАЗ-2108 спроектирована с учётом веса «калитки» и возможных нагрузок
Испытания изготовленных образцов показали, что износ петли такой конструкции меньше, чем у обычной, да и сравнение с предложенным Porsche вариантом также было в пользу советской детали.
Во время испытаний прототипы ВАЗ-2108 отъездили больше миллиона километров, причем десятки тысяч из них — по так называемой "бельгийской мостовой". Как оказалось, петли боковых дверей выдерживают нагрузку, поскольку в закрытом состоянии дверь надежно фиксируется с помощью замка новой конструкции. Поэтому прочность петель соответствовала заводскому ресурсу автомобиля в целом — 8 лет или 125 000 километров.
Ну а провисание дверей в реальной эксплуатации обычно было связано с другими явлениями — например, установкой в полость двери тяжелых динамиков, вклейкой шумоизоляции или длительной стоянкой машины с открытыми дверями, чего на «восьмерке» делать действительно не стоило.
Вот так «восьмерку» оставлять действительно не стоило. Обратите внимание – на предсерийном прототипе установлен жигулёвский замок двери!
Сразу после запуска производства ВАЗ-2108 советские кольцевики и раллисты стали пересаживаться на более прогрессивный (и быстрый) передний привод. Однако некоторые пошли еще дальше и выступали на... полноприводных Спутниках! Ведь в бюро форсированных испытаний и лаборатории спортивно-гоночных автомобилей (ЛСГА) ВАЗ уже в середине восьмидесятых подготовили пару необычных спортивных автомобилей на базе "зубила". К примеру, в 1985 году появилась "Лада-ВАЗ-2108-Ралли", отличительной особенностью которой была центральномоторная компоновка и задний (!) привод. Кроме заднеприводного ВАЗ-29081 на ВАЗе создали еще и полноприводный 150-сильный вариант 2108 Ралли 4х4 (29084).
Знаменитый прибалтийский автогонщик и конструктор Стасис Брундза также загорелся идеей перехода на переднеприводную платформу, подготовив на Экспериментальном Вильнюсском Автозаводе гоночный автомобиль группы Б, получивший название EVA. Мотор "Эвы" тоже переехал за передние сиденья, внутрь колёсной базы, но вместо 150-160 "лошадок" Брундза благодаря 16-клапанной головке и турбонаддуву сумел "выдавить" из 1,9-литрового агрегата ни много ни мало 300 л.с.! Увы, вскоре FIA запретила группу Б, и советские гонщики продолжили выступать на Самарах, но — на переднеприводных, причем активно на этой модели "гонялись" вплоть до начала двухтысячных годов. Ведь в девяностые годы в России стартовал кузовной монокубковый чемпионат "Кубок Лада", где все гонщики соревновались на практически одинаковых автомобилях ВАЗ-21083-37, что позволяло продемонстрировать именно водительское мастерство, а не банальное превосходство "железа".
Lada EVA – настоящий монстр в обличье ВАЗ-2108
Впрочем, передним приводом дело всё же не ограничивалось: в 1991 году при финансовой поддержке Новоуфимского нефтеперерабатывающего комбината был создан полноприводный вариант ВАЗ-2108, в трансмиссии которого использовались узлы Volkswagen Syncro.
Кроме того, еще в 1989 году на базе "восьмерки" был создан прототип, свободная конструкция которого соответствовала категории Т3. Монстр под названием Лада Самара Т3 получил 3,6-литровый двигатель от Porsche 959, да и полноприводную трансмиссию этот автомобиль также унаследовал от подготовленного для ралли "Париж-Дакар" прототипа Porsche. С серийной же "восьмеркой" гоночный автомобиль не имел почти ничего общего, за исключением общих очертаний кузова и отдельных элементов вроде оптики и дверных ручек.
Вскоре после того как "восьмерки" поступили в автомагазины, счастливые владельцы столкнулись с большой проблемой: новенькая машина глохла на ходу и больше не заводилась! Причиной умолкшего двигателя была бесконтактная система зажигания — а точнее, коммутатор отечественного производства под индексом 36.3734. Как оказалось, в нём независимо от времени и пробега мог выйти из строя транзистор КТ-848А, из-за чего пропадала искра, и мотор, соответственно, не запускался. Из-за этого многие владельцы вынужденно "химичили", подбирая другие транзисторы и даже устанавливая на двигатель своего Спутника... контактное зажигание от Москвича в сборе (технически это было возможно)!
Эта деталь была настоящей головной болью первых владельцев «восьмерки» в СССР
Коммутаторы выпускали разные советские заводы, но с качеством элементной базы у всех была одна проблема
Бесконтактная система зажигания была проще классической, но при выходе коммутатора из строя двигатель невозможно было завести.
Такие малогабаритные коммутаторы иностранного производства повсеместно встречались на реэкспортных Самарах
Непредсказуемые отказы коммутатора привели к тому, что бесконтактная система зажигания Спутника считалась ненадежной — расстроенные "зубиловоды" сетовали на неграмотность её конструкции, хотя выходы коммутаторов из строя были связаны исключительно с низким качеством элементной базы "ширпотребной" советской электроники. К примеру, малогабаритные коммутаторы венгерского или немецкого производства на Самарах работали годами без каких-либо замечаний...
В первые годы производства автомобилей восьмого семейства на ВАЗе выпускали исключительно 1300-кубовый трёхдверный хэтчбек ВАЗ-2108. Пятидверная "девятка" появилась лишь в 1987 году, а четырехдверный седан 21099 и вовсе в 1990-м. Однако довольно быстро "восьмерка" по количеству выпущенных экземпляров перестала преобладать над остальными Спутниками — к примеру, уже в 1988 году ВАЗ произвел 90 240 ВАЗ-2108 и 101 345 "девяток", хотя еще годом ранее пятидверных Самар было выпущено вчетверо меньше (25 060 шт.), чем "восьмерок" (124 125 шт.). Всего за почти два десятилетия — с конца 1984 года по сентябрь 2003 года — было изготовлено 884 657 экземпляров трёхдверки, в то время как пятидверный ВАЗ-2109 на разных автозаводах (в том числе, и за пределами России!) выпускался с 1987 аж до 2011 года. В Тольятти до 2004 года было собрано около 1,5 миллионов "девяток", в то время как общее количество изготовленных пятидверных хэтчбеков превысило 2 000 000 экземпляров.
До 1987 года у поклонников переднего привода не было выбора – только три двери, только «ноль восемь»!
Пятидверный кузов был удобнее в повседневной эксплуатации, поскольку задние пассажиры больше не беспокоили передних седоков
«Девятку» выпускали даже в Финляндии! За 2 года на заводе Valmet в городе Уусикаупунки изготовили около 14 000 таких Lada Baltic
В январе 1985 года первые "восьмерки" поступили в автомагазины по цене около 8 300 рублей. На задней двери красовалось торговое наименование "Спутник", написанное русскими буквами. Подобная "космическая" тема была характерна для некоторых советских производителей — например, Ижмаш в то время выпускал мотоциклы Планета и Юпитер, а также пытался запустить в серию новую модель Орбита.
Показанный на ВДНХ в 1984 году опытный образец уже назывался Спутник
Ранний орнамент отличался от более поздних блестящим глянцевым покрытием букв
Превратить свой Спутник в Самару при наличии желания и шильдика можно было лёгким движением руки буквально за пару минут!
На Западе «восьмерка» всегда была Lada Samara, а не Лада Спутник
Однако для экспортного рынка "маркетологи" ВАЗа (а точнее, Всесоюзного объединения "Автоэкспорт") решили использовать название старинного русского города Самара, расположенного неподалёку от автозавода. Именно поэтому на шильдиках экспортных модификаций "восьмерки" было написано "Samara" (только латиницей), а не "Спутник". Каких-либо существенных отличий между заводскими исполнениями автомобилей для внешнего и внутреннего рынка не было (не нужно путать их с дилерскими Самарами!), поскольку в зависимости от комплектации ("Стандарт", "Норма" или "Люкс") стеклоочистителем и омывателем заднего стекла, равно как и правым зеркалом, мог оснащаться как "внутрисоюзный" Спутник, так и экспортная Самара. При этом в документах независимо от торгового наименования и "экспортности" эта модель всегда обозначалась как ВАЗ-2108 или ВАЗ-21083 в зависимости от рабочего объема двигателя.
Для ВАЗ-2108 были предусмотрены разные шильдики
Интересно, что название "Спутник" так и не прижилось на внутреннем рынке, и вскоре все автомобили этого семейства начали называть Самарами, а "космическая" надпись со временем просто исчезла с шильдиков всех "зубил", уступив место названию Samara.
Принято считать, что именно ВАЗ-2108 является первым переднеприводным автомобилем, который серийно выпускался в СССР. Действительно, разрабатывавшиеся примерно в то же время Таврия ЗАЗ-1102 и АЗЛК-2141 по разным причинам добрались до конвейера чуть позже, чем "зубило", выпуск которого начался в декабре 1984 года.
Однако еще в 1967 году в Луцке началось производство автомобиля повышенной проходимости ЛуАЗ-969, который предназначался для эксплуатации в сельской местности. Его конструкция предполагала возможность подключения полного привода, но из-за того, что серийное производство редукторов заднего моста к началу выпуска "волынянки" не было освоено, первые выпуски ЛуАЗ-969В имели привод только на передние колёса! Таким образом, именно луцкий внедорожник, а не тольяттинский хэтчбек имеет все законные основания считаться первым автомобилем с приводом на передние колёса, серийно выпускавшимся в СССР. Переднеприводные ЛуАЗы выпускались до 1971 года, когда автомобиль наконец стали оснащать и приводом задних колёс.
Волею обстоятельств первые ЛуАЗы не имели редуктора заднего моста – соответственно, автомобиль имел привод только на передние колёса!
Еще в 1969 году журнал За Рулём писал про переднеприводный автомобиль, причем не из Тольятти, а из Луцка!
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
На Porsche 959 был 2,8л твин-турбо. Так-что на Самаре Т3 от 959 были скорее всего полноприводная трансмиссия и КПП, а мотор, судя по найденным фото, от обычной атмосферной Карреры тех времен,964 видимо. "Восьмерка" была моей первой машиной в 1994 году. Ну что сказать,был я первый парень на районе. А сколько выпито спиртного на такой располагающей к этому низкой панели...
500000 дойчмарок ежегодно???что то мне это напоминает нынешнее много раз уже со всех экранов обмусоленое разворовывание бюджетных денег под благовидным предлогом.Результаты работы за три года:мифический двигатель для работы на сверхбедных смесях,мифическая алюминиевая нива,мифический рестайлинг трешки и не мифический ,а вполне себе реальный горбик на крыше самары.Ну что то там еще с двигателем делали,но так и не понятно что-напильником заусеницы обрабатывали видимо тысяч за 100 дойчмарок. А по факту ездил и на девятке и на восьмерке и сколько не силился так и не смог понять что же там от порше.Хотя не скрою когда ездил на этих дребезжащих скрипучих корытах мысль,что к этому "творению"приложили руки в порше,-согревала.
от порше на восьмерках почти весь конструктив мотора, конструкция 8 и 16 клапанных гбц, технологии поршневой и подгонка под реальные условия, настройка топливной аппаратуры и выхлопа, работа над аэродинамикой и управляемостью машины
Прям вот так с чистого листа наверное взяли и придумали восьмерошный двигатель.Обычная история-далеко не ходили и голову не ломали,а взяли с полки непригодившуюся конструкцию и отдали вазу с умным видом. Что касается настройки топливной аппаратуры ,то ставлю порше неуд.Взяли жигулевский насос и сделали носик вверх(стоимость работы 100000 дойчмарок).Карбюратор...хм....более глючной "вещи в себе" не встречал. Выхлоп говорите?Ну да ну да.Даже страшно представить сколько стоила работа по подборке резонатора и глушителя под такой двигатель.Та еще головоломка. Про аэродинамику уже и так все понятно.Горбик на крыше и грязное заднее стекло.Стоимость работы 500000 дойчмарок. Управляемость.Сложно с этим.Учитывая,что основное от чего надо отталкиваться-жесткость кузова.А ее тут нет-от слова совсем.Умиляли борцы с дребезжанием и скрипучестью.Поролончик там проклеивали,заморезы вкручивали.А проблема то изначально в кузове и в том что он ходуном ходит как на телеге.Вот и скрипит все и вся. Короче за освоение бюджта-5.За результат 2. Проще и дешевле было взять двигатель от любой переднеприводной машины того времени(опель кадет,гольф,фиат,рено,пежо),померить штангеном и сделать что то похожее.Получилось бы не хуже.А главное дешевле в несколько раз. Самое главное слова представителей порше о компенсации за войну,хотя все работы проводились за нехилые бабки-просто плевок и насмешка.
да, я вижу, вы прямо в курсе всех нюансов
двери провисали не только на восьмерке, у меня на 14 летнем Сирокко без поднятия за ручку не закрывалась вообще, а потом и на 5 летней девятке пассажирская имела те же проблеме.