Автопарк
Японские машины и правда очень популярны, но тотального доминирования нет. Как и массового помешательства на “британцах”. Парк очень разнообразен — в общем-то, каждый покупает то, что по вкусу. Но несколько трендов отметить можно.
Во-первых, налогообложение ещё недавно было “завязано” на объём двигателя (c 2019 года стали привязываться к выбросам СО2, по последней европейской моде), поэтому очень много всевозможных малолитражек — в основном как раз японских, но не только. Nissan Note и March/Micra, Mazda Demio/2, Toyota Vitz/Yaris и iQ — кипрский мейнстрим.
Во-вторых, по понятным причинам распространены разного рода открытые машины: кабриолеты и родстеры. Mercedes-Benz CLK и SLK, BMW Z3, Z4 и 6 series, Mini Cabrio, Mazda MX-5 — совершенно обычное зрелище для Лимасола. Для тех, кому мало экзотики, попадаются Alfa Romeo Spider и GTV или какой-нибудь среднемоторный MG TF.
В-третьих, в огромном почёте Mercedes-Benz. Именно “трёхлучевые” являются самыми продаваемыми машинами на вторичке. Приличный C-Class W203 можно взять за 3-5 тысяч евро, и он не рассыпется на второй день. Если вы заказываете такси, с вероятностью 146% это будет Mercedes E-Class. Чаще — W211 или более свежие 212/213, но кое-где ездят и верные 124/210.
Этот лимузин на базе W124, судя по максимальному износу и характерному чёрному цвету, совершенно точно работал в такси и был продан. Красные номера c надписью ΔΟΚΙΜΗ — временные, “тестовые”.
В-четвёртых, в силу развитости аграрного сектора популярны пикапы. Правда, в отличие от американских реднеков, кипрские предпочитают компактный японский олдскул. По моим наблюдениям, абсолютных лидеров два: древние Mitsubishi L200 второго и третьего поколения и Isuzu Faster (он же Pickup, Rodeo) вместе со своим наследником D-Max и родственником Chevrolet LUV. Есть также Mazda B-series, Toyota Hilux и Nissan Navara, но в меньших количествах.
Пикапы на базе Дефендера существенно дороже, чем японские конкуренты, потому и встречаются намного реже.
Имеются и внедорожники столь же почтенного возраста: Isuzu Bighorn, Mitsubishi Pajero, Nissan Patrol, Toyota Land Cruiser… А кроме того — Дефендеры и Джипы.
"Скорая помощь" на базе Nissan Patrol Y60 работает в горных районах, где частенько бывает нелишним полный привод. Те, кто выбирается зимой в горы на легковушках, надевают цепи — зимней резины тут не продают.
Кузова у них практически не ржавеют, агрегаты, как известно, рассчитаны на не один миллион километров, поэтому рамные старички ездят десятилетиями. И встречаются вот такие, например, варианты:
Заявлен один хозяин с 1995 года, идеальное состояние, мотор — “тот самый” TD42T. Цена в рублях — около 590 000, торг.
Покупка подержанной машины
Как вы уже могли заметить, цены на бэушные автомобили на Кипре ниже российских примерно на 20-30%, хотя это правило может не работать для Jaguar и Land Rover, которые считаются настоящим “лухари” даже на фоне премиальных "немцев" и оцениваются в совершенно неадекватные (на мой субъективный взгляд) деньги.
Хозяева — отнюдь не кристальной честности. Пробеги, судя по всему, мотают, хотя этот процесс несколько затруднён необходимостью честно проходить техосмотр (на британский манер называющийся МОТ), где это всё фиксируется. И всё же доверия больше. Так, женщина, продававшая мне BMW Z4, увидев в руках толщиномер и узнав, что я хочу найти следы перекраски, честно рассказала, что превышала в городе скорость и въехала в зад другой машине на светофоре, но не очень сильно. Меняли вот эти элементы, а вот эти — красили. Совершенно нормальная история — продавать вышеупомянутые Е-классы после службы в такси:
Здесь, правда, есть большое сомнение насчёт пробега. Лично видел W211 в гораздо более бодром на вид состоянии с бирочкой о ТО с отметкой 776 000 км.
Качество обслуживания машин — примерно как в России, очень многое делается в стиле “ещё походит”. Что вполне объяснимо по ряду причин. Киприоты не такие уж бедные — средняя зарплата колеблется в районе 2 000 евро, однако запчасти дороже за счёт доставки. Плюс толковых мастеров приходится искать, поэтому содержать автомобиль в полном порядке выходит накладно. Соответственно, на вторичном рынке большинство вариантов в состоянии весьма запущенном — достойную машину нужно искать.
Казалось бы, очевидным выходом видится перегон машины из Японии или Великобритании. По логике, раз на Кипре нет своего АвтоВАЗа и прочих представителей автокластера, которых нужно защищать от наплыва дешёвого импорта, то ввоз автомобилей должен быть максимально упрощён. Но это не так.
К примеру, из-за пределов ЕС нельзя ввезти ничего старше 5 лет (если это не олдтаймер старше 30), да и из Англии тоже нужно присматривать что-нибудь посвежее, так как импортная пошлина теперь, как и ежегодный налог, привязана к содержанию СО2 в выхлопе, так что везти нечто стандарта Евро-2 или Евро-3 — нерентабельно. То есть, даже в отсутствие каких-либо протекционистских амбиций Кипр всё равно не даёт полной свободы в выборе транспортного средства. При этом экологические инициативы выглядят очень смешно на фоне того, что почти вся электроэнергия Кипра вырабатывается из привозного мазута.
Таким образом, чего-то “интересненького” на вторичке становится всё меньше и меньше. А из того, что имеется в продаже, большинство машин — с маленькими моторами, ибо, как уже было сказано, до увлечения углекислыми газами кипрское правительство испытывало слабость к объёму двигателя. Чем он был больше, тем выше была ставка как на ввоз, так и на последующие отчисления. Оттого почти с 95-процентной вероятностью Е-класс здесь окажется Е200, BMW 5 series — 520i, и далее по списку.
Вполне логично, что в условиях эко-моды постепенно растёт интерес к электромобилям и гибридам. Пока они остаются игрушками у состоятельной публики, но и свеженькие недорогие Приусы из Японии нет-нет да и заказывают из практических соображений.
Электрических зарядных станций немного, но они есть. Например, в аэропорту Ларнаки.
Есть довольно неплохо развитое ретро-движение: как минимум два клуба, регулярные ралли и большой музей машин в Лимасоле. Костяк тусовки — состоятельные пожилые англичане, которые переехали на Кипр на пенсию и прихватили с собой какой-нибудь родстер Morgan. Однако есть и киприоты, и наши соотечественники.
На ретро-машину можно получить чёрные номера, поставив на “классический” учёт, что даёт скидку 65% на транспортный налог. В отличие от Финляндии и некоторых других стран, дотошно соответствие машины заводской комплектации никто не проверяет, а кроме того, на чёрных номерах можно ездить хоть каждый день, а не 30 дней в году.
Дороги
Дороги на Кипре в целом хорошие. В отчёте Global Competitiveness Index 2017-2018 по качеству дорог страна занимает 26 место в мире, находясь на одном уровне с Великобританией и Израилем. Для сравнения, Россия — на 114-м месте. Нельзя сказать, что асфальт везде идеален — скажем, в Лимасоле попадаются следы ямочного ремонта, но приличные дороги проложены по всему острову, практически к каждому населённому пункту.
В начале 2019 года на Кипре была рекордно дождливая и холодная зима: в горах температура постоянно скакала от плюса к минусу, сходили лавины и шёл снег. Поэтому горные участки дорог буквально за 2 месяца прилично разбили. Видимо, будут ремонтировать.
Основные города связаны отличного качества хайвеями — один проходит по югу от Айя-Напы до Пафоса, второй идёт на север от Ларнаки до Никосии. Скорее всего, если бы треть острова не была оккупирована турками, шоссе было бы окружным. Но увы — развитие дорожной сети ограничено кордонами и военными.
На карте проложен маршрут по трассе А1 из курортного Пафоса в столицу Никосию. Двойным пунктиром обозначена граница с Северным Кипром, находящимся под контролем Турции.
Впрочем, качество асфальта — это лишь одна из составляющих комфортной автомобильной среды на Кипре. Вторая, едва ли не более важная — этажность застройки, которая тут благоразумно низкая. Количество высоток (по 10-20 этажей) в Лимасоле исчисляется штуками.
Немногочисленные высокие здания по 15-20 этажей сильно выделяются на городской панораме.
Это несколько бизнес-центров с собственными паркингами (надземными и подземными), а также небоскрёбы на берегу моря с квартирами по 2 миллиона евро, построенные исключительно для продажи оных желающим получить гражданство Кипра за инвестиции. К счастью, большинство квартир в этих небоскрёбах пустует, ибо куплены для проформы.
Почти никому из девелоперов не приходит в голову селить людей в муравейники, а людям, соответственно, покупать низкокачественное многоквартирное жильё. Живут на Кипре в трех-, максимум пятиэтажных домах, опять же, очень часто с подземными парковками.
Поэтому, как нетрудно догадаться, здесь почти не бывает пробок. Затруднённое на светофорах движение возникает в часы пик в районе 8-9 утра и 5-6 вечера по традиционным направлениям “в центр” и “из центра”. Пробками назвать это можно с большим натягом.
Если размеренный ритм кипрских дорог вам надоел, поезжайте в Троодос, горный массив в центре острова. От Лимасола каких-то полчаса езды, зато в октябре-марте можно попасть из лета в привычную европейцу осень, зиму или весну и попробовать в деле отменные серпантины (ничем не хуже итальянских). Впрочем, нужно быть готовым к природным осложнениям: с гор порой сходят грязевые потоки и валятся камни, дороги леденеют после града, а когда выпадает снег, то проехать вообще можно только с цепями на колёсах.
Малазийская экзотика — Proton Savvy. Встречаются здесь нечасто, но стабильно.
Манера вождения
Киприоты — живые разрушители стереотипа “чем южнее, тем беспредельнее”, который работает, скажем, в Италии или России. Водят здесь очень спокойно: в горах не гоняют, скоростной режим более-менее соблюдают. Типичный киприот за рулём будет ехать, развалившись в кресле и высунув руку в открытое окно, “обнимая” свою машину за дверь.
Что особенно приятно, на дорогах практически отсутствуют всевозможные лайфхакеры, объезжающие очередь через соседние ряды. Все спокойно стоят в том ряду, в котором положено. Возможно, это следствие не только английского влияния, но ещё и вышеупомянутой невеликой загруженности улиц и дорог.
Но есть у местных три грешка. Первый — парковка в неположенных местах: напротив сплошной разметки, на тротуаре, на перекрёстках… Это происходит повсеместно. Полиция иногда штрафует, но желания навести порядок как-то не видно. В центре Лимасола довольно много паркоматов, но едва ли не половина из них не работает.
Второй грешок — тотальное игнорирование поворотников. Причём не только в “формальных” ситуациях типа обгона на трассе, а в самых что ни на есть непонятных ситуациях, где мигающий оранжевый огонёк очень бы выручил. Например, на круговом движении. Манёвры приходится угадывать и всегда держать в уме, что киприот может поехать в непредсказуемом направлении.
Третий грешок — любовь к езде по встречной. Стоит пробка, но тебе нужно направо через 500 метров? Зачем стоять, если можно выкатиться на встречную (напомню, движение левостороннее) через сплошную и поехать, куда следует? Встречные машины, бо таковые попадаются на пути, относятся к этому с пониманием - прижимаются к обочине, пропускают.
Редкое зрелище: леворульный автомобиль. С их ввозом проблем нет — достаточно перенастроить фары и заплатить пошлину на общих основаниях. Некоторые иммигранты везут машины с собой. Отличить "леворульки" можно по значку с рулём в красном круге, который здесь можно разглядеть на заднем стекле.
Полиция
В целом, она достаточно спокойная, даже ленивая. Если они тормознули кого-то на трассе за превышение и занимаются нарушителем, то едва ли побегут тормозить другую машину, пока не закончат. Даже если она пролетает мимо на скорости под 160.
С неправильной парковкой борются неохотно, отчего она процветает пышным цветом. Довольно лояльно относятся к пьяным. За содержание в крови до 1 промилле положен штраф всего лишь 100 евро (плюс штрафные баллы). Охота на "алко-водителей" начинается обычно по пятницам и субботам после полуночи — отлавливают тех, кто совсем “в дрова” едет из клубов. Выпить за ужином пару кружек пива или бокалов вина, а затем за рулём уехать домой — общепринятая практика.
О коррупции лично я не слышал ничего, хотя спрашивал многих. Взяток, судя по всему, и правда почти не берут. Зато если очень попросить, отпустят с миром. Так, один мой знакомый киприот уговорил не штрафовать его за превышение, потому что “у меня был плохой день, я выглядел очень грустно и пожаловался им на жизнь”.
Русская тусовка
Киприоты шутят, что Лимасол впору переименовывать в Лимасольск — настолько много здесь русских иммигрантов. Кто-то приехал ещё в 90-х, кто-то — работать в офшорных структурах в 00-е, а больше всего прибыло в последние 3-4 года на волне массового переезда российского IT- и финтех-бизнеса. Соответствуя спросу, в городе есть несколько вполне приличных русскоговорящих автосервиса, аренда автомобилей, чаты в Телеграме и регулярные оффлайн-встречи.
На дорогах же наши соотечественники растворяются в потоке и ведут себя ровно так же, как и киприоты — расслабленно и в целом добропорядочно. Что ни говори, а к хорошему быстро привыкаешь.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Прочитал с огромным интересом! Живое изложение, хорошие фото.
Спасибо, Олег, ты очень добр :)
Были на Кипре, как раз в необычайно холодную зиму 19го, о которой говорит автор. Брали машину в аренду: в целом впечатления совпадают, но есть пара нюансов. По личным впечатлениям (живу и езжу за рулем в МО): Качество дорог: Магистрали хорошо построены и организованы, свободны, но качество асфальта так себе, на данный момент на федеральных трассах РФ (по крайней мере радиальных из Москвы M1-М11) полотно заметно лучше; просто загородные дороги хорошие, но в городах организация бардачная: без нужды усложненные схемы движения на перекрестках, очень запутанная застройка даже в новых районах, куча просто недостроенных дорог, типа широченного проспекта, ведущего в никуда, или бульвара на котором посреди пустого поля вдруг заканчивается одна из проезжих частей, и объехать непостроенный кусок можно только по проселкам. Асфальт сравним с МО. Водители: помимо того, что написал автор: еще местные водители весьма любят бибикать. Не сравнимо с Египтом, Индокитаем или Северным Кипром, но намного чаще, чем в МО или материковой Европе. Также замечена за многими местными водителями идея, что если на светофоре красный, но на пересекамой дороге никого нет, значит это зеленый. Даже сталкивались c тем, что нам бибикали, когда мы так не делали.
Сейчас тут строительный бум, поэтому да, именно как раз новые районы страдают от того, что кварталы не полностью достороены и инфраструктура недоделана. Но хорошая новость в том, что дома малоэтажные, а значит пробок не будет ;) когда всё достроят.
Не замечал того, чтобы люди ездили здесь на красный именно на перекрёстках. Вы, видимо, имеете в виду пешеходные переходы с кнопкой перехода по требованию. Там да, когда пешеход перешёл, но красный всё ещё горит, можно ехать. Это общепринятая практика, против которой полииция не имеет ничего против.
Что же касается вами упомянутых трасс, то это как раз одни из немногих качественных дорог в России. ПОКА, ахаха. Даже М10 уже убили до состояния дров, что собственно и прогнозировали, когда начали строить М11 параллельно ей.
Бывал на кипре, чего-то крутого почти не видел, несколько жуков очень старых, несколько японцев, в основном всякие недорогие бмв е36 или пежо какие-нибудь