Как все начиналось
Первыми, надо признать, были немецкие конструкторы. Причем к разработке колесных танков, то есть – тяжелых броневиков, их подтолкнула безвыходная ситуация, в которой оказалась Германия после Первой мировой войны.
Дело в том, что по условиям Версальского договора проигравшая войну Германия не имела права иметь на вооружении танки. А вот броневики им разрешили – для полицейских нужд. То есть, для борьбы с разного рода массовыми беспорядками. К слову, и многие современные военные бронемашины имеют полицейские аналоги – в этом мир за последние сто лет не изменился.
На фото: БА-11, фото: wikipedia.org
Причем немецкие конструкторы сразу предложили для повышения проходимости машины по бездорожью формулу 8х8. Уже в 1928 году компании Daimler-Benz и Magirus создали два прототипа, которые после заводских испытаний были переданы Рейхсверу – это произошло в 1931 году. Однако экономика Германии находилась в жесточайшем кризисе, денег в военном бюджете не было, и в серию пошел тяжелый броневик 6×4 Sd.Kfz.231. Лишь позже в войсках появились модификации 8х8. Именно эти машины вошли в 1939 году в Польшу в ходе ее раздела между Германией и Советским Союзом, где и попали в руки советских специалистов. По одной версии, машины были подбиты поляками, по другой – Красной армией, ошибочно принявшей двигавшихся навстречу немцев за поляков.
Ижорский броневик и его заслуги
Нельзя, впрочем, сказать, что советские конструкторы просто скопировали немецкую машину. Работы над аналогичным колесным танком начались на Московском автозаводе в 1936 году. Сперва было создано специальное укороченное шасси ЗИС-6К (ЗИС-34) с двигателем увеличенной мощности, с дополнительным задним управлением (машина могла с равным успехом двигаться как в одну сторону, так и в другую). Одновременно на Ижорском заводе в Ленинграде проектировали бронекорпус. К концу 1938 года на ЗИСе были собраны экспериментальные шасси с макетными бронекорпусами, а через год Ижорский завод построил первый прототип бронеавтомобиля БА-11.
На фото: подбитый БА-11
Тут-то и подоспели два немецких Sd.Kfz.231, некоторые технические решения из которых и перекочевали в советские колесные танки. Но в целом по вооружению БА-11 превосходил все зарубежные образцы тяжелых бронеавтомобилей тех лет, а дизельный БА-11Д вообще не имел аналогов. Подкачали только мощность двигателя и колесная формула 6×4. Полноприводная версия БА-11 6х6 была изготовлена осенью 1940 года, но серийному производству помешала блокада Ленинграда немецкими войсками. Фактически производство БА-11 было свернуто, а наладить сборку на Подольском заводе не удалось.
Уже готовые к началу войны БА-11 воевали на Ленинградском фронте (поскольку новых не производилось, в 1943 году этих машин в строю не осталось). По отзывам фронтовиков, по бронезащите, огневой мощи, проходимости и запасу хода БА-11 превосходил танк Т-26. Разработанный с учетом немецких технических решений, низкий корпус с наклонным расположением бронелистов неплохо защищал экипаж от бронебойных и крупнокалиберных пуль, не говоря уже об осколках. Машина была вполне устойчивой при стрельбе, несмотря на то, что на ней стояла 45-мм танковая пушка 20К образца 1932 года. Пулеметов было два: в башне и в лобовом листе брони (огонь из него вел командир).
На фото: Sd.Kfz.231 (6-Rad)
Стандартный «зисовский» двигатель был форсирован до 93-99 л.с. (было два варианта бензинового мотора). Для сравнения: на немецком Sd.Kfz.231 был установлен двигатель в 115 л.с., но таких советская промышленность в те годы не производила. Зато зажигание было дублировано: могло работать от магнето (генератора) и батареи, что повышало его надежность. А наличие реверса в трансмиссии обеспечивало 9 передач вперед и 6 назад, причем скорость заднего хода достигала 90% от переднего. Имелся и механизм ручного запуска двигателя изнутри машины. Шины были пулестойкими и с глубоким протектором. Дополнительно проходимость машины увеличивалась за счет цепей «Оверолл», которые надевали на ведущие колеса, а также запасных колес по бортам, которые могли вращаться.
Чем ответил противник?
Немцы, правда, тоже не стояли на месте. В войска к началу войны поступили тяжелые броневики 8х8. Для того, чтобы не путать их с трехосными платформами, были введены обозначения Sd.Kfz.231 (8-Rad) и Sd.Kfz.231 (6-Rad). Соответственно были обозначены и следующие модели колесных танков: Sd.Kfz.232 (6-Rad) и Sd.Kfz.232 (8-Rad), Sd.Kfz.263 (6-Rad) и Sd.Kfz.263 (8-Rad). Sd.Kfz.263 Fu (8 Rad) выпускался только в формуле 8х8.
На фото: Sd.Kfz.231 (8-Rad)
Вооружен был Sd.Kfz.231 (8-Rad) 20-мм пушкой KwK 30 и спаренным с ней 7,92-мм пулеметом MG34. Вообще все немецкие тяжелые броневики уступали в вооружении БА-11, за исключением Sd.Kfz.233 – специальный бронеавтомобиль артиллерийской поддержки. Он также был модификацией Sd.Kfz.231(8-Rad), и на нем была установлена короткоствольная 75-мм пушка KwK-37 фирмы Rheinmetall-Borsig. Для ее установки пришлось пожертвовать башней: орудие устанавливалось непосредственно в лобовом листе боевого отделения, которое вдобавок стало открытым. Экипаж при этом был сокращен до 3 человек за счет второго механика-водителя: у классического Sd.Kfz.231 (8-Rad), как и у БА-11, было две кабины управления: для движения вперед и назад.
Как видите, немецких модификаций Sd.Kfz.231 было множество, производились они и в годы войны, воевали вплоть до полного разгрома Вермахта союзными войсками антигитлеровской коалиции. Лишь Sd.Kfz.231 (6-Rad) из-за плохой проходимости по пересеченной местности был отозван с фронта и передан полиции. То есть, в результате выполнял функции, положенные ему по Версальскому договору.
Краткие технические характеристики советского и немецких колесных танков
БА — 11 | Sd.Kfz.231 (6-Rad) | Sd.Kfz.231 (8-Rad) | |
Боевая масса, т | 8,13 | 6,0 | 8,3 |
Экипаж, чел | 4 | 4 | 4 |
Выпуск, шт | 18 | 123 | 607 |
Габариты (Д х Ш х В) | 5 295 х 2 490 х 2 390 | 5 570 х 1 820 х 2 250 | 5 850 х 2 200 х 2 350 |
База, мм | 3 550 | 3 400 | 4 800 |
Колея, мм | 1 920 | 1 690 / 1 840 | 1 350 / 1 440 |
Клиренс, мм | 265 | 240 | 270 |
Тип двигателя | Рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения | Рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения | V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л.с. | 90 | 70 | 150 |
Скорость по шоссе, км/ч | 64 | 62 | 85 |
Запас хода по шоссе, км | 316 | 250 | 300 |
Колесная формула | 6 х 4 | 6 х 4 | 8 х 8 |
Тип подвески | на листовых рессорах | полунезависимая, на листовых рессорах | полунезависимая, на листовых рессорах |
Преодолеваемый подъём, град. | 22 | 20 | 30 |
Преодолеваемый брод, м | 0,6 | 0,6 | 1,0 |
Для комментирования вам необходимо авторизоваться