Эффективность рации. Проверим?
Основные пользователи автомобильной радиосвязи – кто они? В принципе, не сильно погрешим против истины, если выделим упрощенно 4 основные категории «юзверей»:
1 – таксисты, получающие по радио заявки от базового офиса;
2 – водители-дальнобойщики;
3 – джиперы-экстремалы, любители рейдов по глухомани и коллективных выездов;
4 – обычные автовладельцы, которые «что-то слышали о пользе автомобильной радиосвязи».
Сразу скажем, что наша цель – четвертая категория. Люди, которые приобретают и устанавливают комплект связного оборудования в автомобиль:
— не имея в этом коммерческой или «хоббийной» нужды;
— не имея никакого понимания о радиосвязи вообще и о Си-Би-автоканале в частности.
Но если вы думаете, что мы приготовились нудно учить «чайников» основам распространения радиоволн и правилам выбора и покупки рации, то ошибаетесь! Такой информации в Сети море, ищущий да обрящет! Мы же все прекрасно пользуемся смартфоном, не имея ни малейшего представления, как функционирует в нем GSM-модуль, MP3-плеер, фотокамера и прочие узлы, верно? А значит, попробуем наплевать на физику процессов в сфере радиосвязи и подойти к ней исключительно с потребительской точки зрения!
Наша задача – понять, нужна ли радиосвязь на автомобильном канале самому обычному автовладельцу, который от знакомых краем уха услышал, что Си-Би-станция может существенно облегчить ему жизнь, заменив антирадар, навигатор и телефон и сделав передвижение по дорогам стремительным и безопасным.
Так ли это?
Чтобы выяснить практическую пользу от радиосвязи на автомобильном радиоканале 27,135 мГц, Kolesa.ru поставили в редакционный автомобиль простейший комплект оборудования (радиостанция без всякого монтажа, просто уложенная на противоскользящий коврик на торпедо и подключенная к гнезду прикуривателя + магнитная антенна) и несколько дней катались по Москве и области для осознания полезности этого гаджета для обычного человека, совершающего заурядные поездки «дом-работа-магазин-дача» + областные маршруты выходного дня.
Главной целью была непредвзятость и объективность – отсутствие опыта использования автомобильной радиосвязи и заморочек на связанных с ней мифах и легендах. Мы проверили несколько типичных ситуаций, когда рация могла бы помочь рядовому автовладельцу в его повседневных поездках и потребностях.
Можно ли с помощью рации узнавать о засадах ДПС?
И да, и нет… На крупных трассах система оповещения между дальнобойщиками работает весьма эффективно, всегда можно услышать о засаде, да и самому спросить. Однако если вы едете по местной дороге через какую-нибудь деревню, где притаились гаишники, узнать о них с помощью радиосвязи вам почти наверняка не удастся – весьма мала вероятность того, что перед вами по этому маршруту проехала машина с рацией, и сейчас она еще находится в радиусе связи. Тут всё как с миганием фарами – большинство, проехав засаду, мигнет одной-двум машинам, и все. А надо бы мигать долго и интенсивно, пару километров и до ближайшего поворота. А вот так почти никто не делает…
Так или иначе, во время нашего эксперимента мы вовремя получали информацию практически обо всех засадах на крупных федералках, а один раз даже были предупреждены о засаде с радаром-треногой за селом на кольце А-107 – переносной радар стоял прямо на выезде из населенного пункта, направленный на разгоняющихся после деревни. Интересно, что гаишники сидели возле треноги в личном Suzuki SX4, а не в рабочей машине с бортовой раскраской и синими номерами!
Можно ли с помощью рации узнавать о пробках?
Будущему неофиту радиосвязи может показаться, что рация в мегаполисе – эффективный инструмент получения информации о дорожных заторах и способах их объезда, но это, увы, не так. Вопросы о заторах можно задавать разве что на крупных городских магистралях – если речь о Москве, это в первую очередь МКАД. Там действительно по радио можно узнать о близящейся пробке, о том, какая полоса быстрее едет впереди, о причинах затора. А на внутригородских улицах, как правило, нет крупных грузовиков, в которых все же наибольшая часть радиофицированных водителей, и спрашивать, по сути, не у кого… Плюс в городе невероятно «загаженный» эфир – это и помехи, и постоянная реклама, которую гоняют на автоканале, подключив к рации вместо микрофона MP3-плеер, магазины запчастей, стоянки, склады и мойки. Так что дорожную обстановку на МКАДе реально проще разведать с помощью навигационного приложения на телефоне – благо мы недавно сравнивали платные и бесплатные сервисы, а также разбирались, чьи карты лучше – Google или Яндекс.
Можно ли выяснить с помощью рации качество автозаправки?
Малозначимая дорога в Московской области. Автозаправка с сомнительным названием «У Максима» со старыми и грязными топливораздаточными колонками и непонятным качеством бензина. Останавливаемся возле неё намеренно и без конкретной нужды – просто представим, что лампочка уровня топлива горит уже километров двадцать, и «У Максима» нам кровь из носу нужно заправиться.
Как не налететь на «паленое» топливо? Попробуем спросить в эфире – возможно, кто-то знает эту заправку и скажет, что бензин там «левый», и заправляться категорически нельзя. Или наоборот – «заправка непрезентабельная, но топливо обычно без нареканий»… Однако полчаса стояния на обочине возле «Максима» и почти непрерывные крики о помощи в эфире ни к чему не приводят – дорога местного значения, большегрузы по ней почти не ездят, да и легковой трафик слабый, нужных нам машин с характерными антеннами не видно. Неудача…
Автозаправка крупного бренда на большой трассе – останавливаемся и повторяем вопрос. В связи с тем, что у заправки расположена стоянка дальнобоев, где ночуют десятки машин, ответ приходит сразу:
– Заправляйся, не боись! Соляра отличная, бензин тоже!
Спасибо, конечно, но эта информация, увы, малополезна – крупные сетевые колонки и так обычно не вызывают нареканий по качеству топлива, так что эффективность рации в этом вопросе – под сомнением.
Можно ли с помощью рации получить топливо?
Иная ситуация. Представим, что мы, как говорят опытные шоферюги, «обсохли» – не рассчитали бензин до ближайшей заправки, злоупотребили ездой «на лампочке» и двигатель заглох. Встаем на обочине и выходим в эфир – просим литров пять бензина или помочь съездить с канистрой до ближайшей заправки и привезти горючее.
– Ребята, помогите – стою на А-108 между Малино и Карпово, бензин кончился, прозевал «лампочку» – выручайте!
Отвечают достаточно активно, но сплошь фуры. Они готовы отлить литров 5-10, у них всегда есть электронасос со шлангами для перекачки из бака в бак, но вот топливо – только дизельное. А нам-то нужен бензин! Понятное дело, что отвезти меня с «банкой» до заправки и привезти обратно клянчить бесполезно, ни один грузовик не станет прерывать свой рейс для этого.
Меняем тактику – высматриваем в потоке легковые машины с характерными сибишными антеннами и кричим им уже адресно:
– Эй, на черном Ховере, выручай – стою на обочине на серебристом Фольксвагене, ты его только что проехал. Бензин кончился! Отвези с канистрой до заправки!
Увы, тут уже ответа просто нет – либо люди не в эфире, либо не слышат из-за музыки, либо (что более вероятно) делают вид, что не слышат… И их, в общем-то, можно «понять и простить» – ситуация сомнительная, возможно, о помощи просят борсеточники, кидалы или какие-нибудь последователи «банды GTA», память о которой еще свежа. Словом, будь у нас дизельная машина, проблема была бы решена с помощью дальнобойщиков минут за 10-15, а вот с бензиновой «зажигалкой» ничего не вышло…
Итоги и выводы
Подытожить можно так. Си-Би-рация в легковой машине обычного горожанина, чья работа не связана с автомобилем и у которого редки дальние междугородные поездки, не нужна. Дискомфорта от неё гораздо больше, чем практической пользы. Помимо вышеперечисленных примеров не слишком удачного использования, подведем еще и дополнительную пятерку минусов, также выявленных в процессе этого несложного эксперимента:
1 – Рацию нужно слушать вместо музыки. И если вы привыкли к Бетховену и Баху, их сменит шипение, треск, реклама и мат. Рация как торрент: если только качать и не раздавать, то система умрет. Так и тут – во все эти далеко не всегда отчетливые эфирные бормотания нужно постоянно вслушиваться, будучи готовым откликнуться и помочь. Нельзя быть только потребителем информации, ничего не давая взамен.
2 – Рацию категорически невозможно использовать, если в машине с вами едут женщины и дети. Зачастую в эфире стоит такой многоэтажный мат, что страницы сервисной книжки в бардачке заворачиваются…
3 – Рация в салоне портит интерьер, создает дополнительную привлекательность для автоворья, а антенна при движении зачастую создает гул или свист. С этим можно бороться новыми моделями, предназначенными для скрытой установки, шумоизоляцией и т. д., но это полумеры.
4 – Радиосвязь – дорогая игрушка, особенно в кризис. После подорожания доллара купить комплект из рации и антенны дешевле 10 тысяч стало крайне сложно. Плюс к этому нужно добавить услуги по прокладке проводов питания и настройке антенны. Про серьезный монтаж со скрытой установкой в недешевом автомобиле я и не говорю… Для «безрукого» гражданина это выльется в копеечку.
5 – Оборудование для Си-Би-радиосвязи не производят серьезные авторитетные фирмы. Рации и антенны выпускаются разношерстными китайскими халтурщиками – зачастую как OEM-модели, на которые только клеятся разные «бренды». Поэтому весьма велика вероятность того, что через полгода от сырости сгниют и потеряют настройку потроха антенны, а через год заглохнет и станция.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
СиБишная рация прекрасно показывает себя в городе, если в нем есть более менее крупный ГОРОДСКОЙ СиБи канал. А как показала практика, в любом крупном городе практически всегда есть свой канал. Надо только ввести правильный запрос в поисковик. Приведу в пример родной город Омск и близлежащий Новосиб, вместе с Алтайским краем: включаете FM диапазон, листаете до 27 канала и ВУАЛЯ! Вся информация о пробках, ДТП, патрулях ДПС, приятное общение без похабщины и рекламы как на 15 канале дальнобоя (виноводочкаконьяк). У нас рацию никто не выключает даже с маленькими детьми в салоне, потому что на нашем канале не матерятся и ругаются. Сибишка безумно полезная вещь для человека, который постоянно двигается по городу, что бы там ни говорили про "баловство".
Конечно!!! Зачем Вы использовали дальнобойный канал (15) ??? (Использовать только на междугородних трассах!) В каждом городе существует свой авторадиоклуб, где абсолютно без матершины (она жестко запрещена). Этим снимаются ВСЕ ваши минусы !!!! "СИ-БИ не производят серьезные фирмы" ??? Что за чушь! Американские "President", японские "Yeaesu", "Alinco", "Yosan" ... - это Вам что, не серьезные фирмы?? Это лидеры производства радиосвязи! Для новичка можно найти и гораздо дешевле 10 тысяч радиостанцию. (с антенной !) "Радиостанция портит интерьер авто" - Ваще не согласен !!! Грамотно установленная радейка, красиво помаргивая цветным табло, (есть табло и под дерево) разве может испортить инту салона ??? Да и если нужной информации не получили, то веселое настроение, пару анекдотов и дружеских приколов партнеров по авторадиоклубу в эфире всегда поднимут настроение в дороге. (не говоря уже о помощи на дороге). К стати московский АвтоРадиоКанал «Ярославка»17 канал FM 27.165 MHz. (ну погуглили что ли перед выездом то ...)
Navernoe samiy glavniy nedostatok CB diapazona - eto postoyannie pomexi. Chasto mojno uslishat' kogo-to iz za bugra, a operatora za kilometr ne slushat'. Eto konechno svyazano uje s proxojdeniem radiovoln 10m. Diapazon ne samiy udobniy dlya blijney svyazi kak naprimer 2m (144-146MHz) ili UVCh (430-44-MHz).
Оборудование для Си-Би-радиосвязи производят серьезные авторитетные фирмы: PRESIDENT (Франция), SIRIO (Италия), MIDLAND ( Италия), кстати Ваш ALAN 78 PLUS MULTI если не подделка стоит -131euro.
"Поэтому весьма велика вероятность того, что через полгода от сырости сгниют и потеряют настройку потроха антенны, а через год заглохнет и станция." - да скупой платит дважды, официальные представители на свою продукцию рация + антенна дают
5-лет гарантии как PRESIDENT например.
"Си-Би-радиосвязь - дорогая игрушка." - эта игрушка реально экономит средства и спасает жизни.
"Рацию категорически невозможно использовать, если в машине с вами едут женщины и дети.",
"– Эй, на черном Ховере, выручай – стою на обочине на серебристом Фольксвагене, ты его только что проехал. Бензин кончился! Отвези с канистрой до заправки! " - все решается вежливым обращением в эфир!
Вот прочитал статью и не знаю как правильно сказать…
Рубанул рукой, мол все плохо, неправильно и ненужно. Не разобравшись, не вникнув в саму суть вопроса, который Вы сами и задали. Если проще, то так: Купили мы Оку (мы же чайники) за 500000 рублей и поехали в Крым, а еще заехали на Красную площадь. Все плохо, стучит, свистит, сидеть неудобно, Бетховена из китайской магнитолы не слышно, водитель постоянно матерится. Итог: Не покупайте, все машины сделаны ОЕМ в Китае, просто лепятся разные бренды. И вообще это дорогая игрушка!
Теперь по полочкам:
Есть у нас в России нормальные, качественные бренды. Но большинство хотят купить за копейки, но чтоб работало на все 100%. Можно смотаться на Митьку и купить Шестой Айфон плюс всего за 5 000 рублей, с телевизором и тремя Сим картами!
За 10000 рублей можно купить достойный комплект радиостанции с антенной, если Вам продали подделку, да еще за такую сумму – Вам в МММ, там таких любят ( уж простите, не хотел обидеть).
Заправка «У Максима» - не заправляются там дальнобойщики, машина-это их хлеб, потому не рискуют. Поэтому и никто не ответил.
-Эй, на черном Ховере – ни за что бы не остановился, с грубыми людьми не общаюсь!
Мат в эфире – это да, наш бич, но решается все просто, когда еду с сыном, говорю в эфир «Ребята, еду с ребенком, давайте без мата» и все понимают, нормально говорят, да и сами они уже начинают нормально разговаривать, а если еще девушка в эфир выйдет, вообще все джентльмены ).
По городу надо переходить на городской канал, и подскажут как проехать к какой то улице, и как объехать пробку, а в некоторых больших городах даже можно узнать где такое то лекарство можно найти ( сам в Питере так нашел)
Если Вы сломались на трассе ( не дай бог конечно) нужен ключ на 22 или там еще что то, Вы очень долго будете махать руками на трассе, но ни кто не остановится, а если Вы по рации попросите помощь, удивитесь, обязательно помогут.
Подытожить можно так:
1. С нормальной рацией нормально можно слушать музыку, у меня постоянно и рация включена и магнитола.
2. Рацию можно использовать, описал выше.
3. Рацию надо ставить нормально и вид портить не будет, нормальные антенны не свистят, проверено!
4. Радиосвязь в основном берется не на один раз, ведь Вы же холодильник не самый дешевый домой купили, а чтоб пользоваться. К радиосвязи тоже надо подходить объективно.
5. Есть хорошие, качественные бренды. Выше люди уже перечисляли. Да и Си-Би на сегодняшний момент единственная связь доступная обычным людям. LPD разрешена 10 мВт PMR – 50 мВт, что вообще ни о чем, для детей игрушки.
Всем привет, Алма-Ата с Вами (25й канал 27.475 мГц)... с автором не согласен по всем пунктам, понятно по чему. Вопрос народ, у кого есть список каналов по городам России, поделитесь ссылочкой?
К стати про "Эй на черном Ховере". Он скорее всего был на клубном канале. Да и без позывных в клубных каналах Вам скорее всего на "ЭЙ" не ответят.
Такое впечатление - идет травля дальнобоев.
Когда еду в дальнее автопутешествие - всегда радиостанцию в машину устанавливаю. Её место и место для микрофона определены раз и навсегда, удобно и эргономично. Ставится и снимается за 2 минуты.Узнаю по рации о засадах ГИБДД, о пробках и причинах непонятных остановок, изменениях погоды, состоянии дорог. А в городе ( Смоленске) не пользуюсь.
Это собственный опыт, что " для дорожной информации достаточно ручной рации СВ-диапазона с магнитной антенной"? Проверяли?
Приветствую всех читателей и категорически благодарю, что активно выступили в защиту Си-Би-связи – собственно, на таких энтузиастах, как вы, она и держится до сих пор, за что вам всем респект!Однако, вынужден повозражать, уж не обессудьте. Попробую ответить в одной реплике всем сразу.
Сперва о собственном «дилетантизме» в вопросе. Покататься с радиостанцией мы действительно попросили человека, не имеющего о радиосвязи никакого представления, для объективности и непредвзятости. Однако сам автор материала – еще из старых сибишников, начинал в конце 90-х, еще на Урал-Фермере» - помните такой аппарат? И в «Президента Ельцина» синтезатор ставил, и много чего интересного мог бы вспомнить с тех лет, когда импортная сорокаканалка со светодиодным дисплеем считалась нереальной крутизной и такую аппаратуру мало кто видел воочию… Так что о Си-Би-связи, думается, «небольшое представление» имею, хе-хе……
Собственно, главный вопрос – это вопрос практический эффективности радиостанции. К примеру, пресловутая попытка прояснить качество топлива на заправке в глухой жопе и коммент, что там, дескать, не заправляются дальнобойщики, и надо спрашивать на местном канале. Да совершенно неважно, кто там заправляется или не заправляется – важна данность конкретной ситуации. А она состоит в том, что трафик радиофицированных машин на таких дорогах слабый, до населенок – далеко, и вопрос решить не удалось. Собственно, все. С другими вопросами – аналогично. Вероятность того, что вопрос (любой) упрется в то, что в радиусе действия радиостанции просто не окажется машины с нужной вам информацией или возможностью помочь чисто физически - весьма высока.
Безусловно, Минусы у Си-Би связи есть. Но Главный вопрос - практической эффективности, решится за Один, единственный раз, когда обладатель радиофицированной машины, не дай Бог барышня, не дай Бог с ребёнком, сможет "докричаться" до кого-то, в критической ситуации! Призрачный шанс, скажете? Возможно, но он Будет... Удачи на дорогах всем!
Теперь к теме местных Си-Би-каналов. Они целенаправленно не использовались, ибо можно сколь угодно демонстрировать патриотизм в отношении родной городской частоты :), она всегда априори менее населенная, чем общая «пятнашка». Плюс знают о ней далеко не все. Кто-то может сказать, что невредно найти в интернете и записать частоты местных каналов по пути следования – ну, своя логика в этом есть. Но наши «техусловия» были таковы, что в них это вписывалось только по ведомству лишнего информационного геморроя…
Насчет прослушивания эфира с музыкой и «просьбы не материться при детях». Ну, тут, конечно, вопрос вкуса – я лишь высказал свое мнение. Я много времени провожу в авто, и слушаю много музыки, смею думать, хорошей и качественной :) Осквернять её шумом эфира, или постоянно дрючить ручки громкости магнитолы и рации туда-сюда при появлении какой-то эфирной информации – не по мне. Вас устраивает – ну, рад за вас… Насчет же того, как в пробке по эфиру шел трехэтажный, а вы просите сдержаться, - дескать, едете с ребенком – ну-ну… :) Было бы любопытно послушать, как вам «пойдут навстречу» раздраженные дальнобои в пятничной дачной пробке, которые кроют матюками в эфире летящих справа в клубах пыли хитрожопых обочечников :)
Теперь к вопросу качества аппаратуры и её производителей. Извините, но все приведенные выше «бренды» - это хлам и лотерея – поверьте тому, кто не только юзает технику, но еще и ремонтирует её время от времени. Это ни к кому не упрек – такова данность. Кто-то выше случайно вписал в список беспородных и насыщенных подделками друг дружки OEM-ных «мегаджетов», «президентов» и прочих «аланов с ёсанами» марку Yaesu – и совершенно напрасно… Вот Yaesu как раз входит в список реальных мировых брендов (по пальцам двух рук пересчитанных), производящих качественное оборудование радиосвязи, наравне с Моторолой, Айкомом и Кенвудом, вот только … Си-Би-оборудование не выпускает! Alinco, сбившуюся с пути истинного на китайский OEM-хлам, я бы тоже не поминал… Увы, данность такова, что сибишная аппаратура не шибко надежна, качество гуляет от партии к партии, периодически происходят «оптимизации конструкции», не всегда идущие на пользу. Увы, не без причин ряд рукастых граждан делают свой регулярный гешефт на доработках антенн и станций, призванных продлить им срок службы…
Ну и насчет цен. Тут, правда, я не понял, в чем претензия :) Дешевле 10 тысяч купить комплект оборудования сейчас сложно. Эта сумма в кризис – для многих немалая, плюс рассматривается она не как «сферические 10 тыр в вакууме», а как деньги за оборудование, ЦЕННОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОТОРОГО ДЛЯ РЯДОВОГО АВТОВЛАДЕЛЬЦА – ПОКА ПОД ВОПРОСОМ. Этот материал написан, как уже было сказано, для людей, которые «где-то-что-то слышали», о том, что рация в авто – это крайне эффективный инструмент, решающий многие прикладные вопросы и поднимающие левел :) Увы, реальность такова, что большинство из них быстро от рации избавляются, поняв, что польза хоть и есть, но не столь выразительная, + перекрестившись, что не поддались на идиотские советы врезать антенну в крышу вместо покупки магнитной…
Так что готов всецело порадоваться за всех энтузиастов Си-Би-эфира – вы молодцы, что сохраняете существование этой своеобразной сферы коммуникации! Но, повторюсь, в отличие от, скажем, смартфона или видеорегистратора, автомобильное радиооборудование – далеко не каждому автовладельцу нужное и удобное «железо». И наша задача была разъяснить некоторые нюансы, чтобы такую технику покупали и устанавливали в первую очередь те, кто реально способен ощутить плюсы, помочь себе и другим, а не обплеваться и продать через пару месяцев.Всем удачи на дорогах и в эфире! (Сорри, что ответ разбит на куски - целиком не влезало....)
"И в «Президента Ельцина» синтезатор ставил" - о чем речь, просветите пожалуйста.
Одна из раций модельного ряда Президент, которая именно, не могу понять:)
Установил радиостанцию MegaJet 300 в авто 2 года назад. На трассе очень помогает. У фур частенько тормоза отказывают, радиостанция может помочь сохранить свою жизнь и других людей находящихся в вашем автомобиле...
Да просто при обгоне той же фуры, связался с дальнобоем и безопасно совершаешь обгон.
Хорошая штука, для тех кто ездит по трассам. В городе - выброшенные деньги и место на торпеде)
В городе мало пользы, раньше было больше. У нас в Питере был канал Нева, очень приятный и по побщению и по полезности. Современные навигаторы нивелируют полезность СВ в городе. На трассе бывает помогает.
Я считаю, что без дополнительной нужды (регулярные выезды коллективом из нескольких машин) рация в легковушке не нужна. Но при дальнем путешествии может и развлечь и помочь. Тем более что в для дорожной информации достаточно ручной рации СВ-диапазона с магнитной антенной. И сверлить ничего не надо.
У меня рация стоит стационарно, но мне надо для других дел)
Ещё 5я категория: клубное движение в городах
Судя по всему писал конченный дилетант без мозгов и какого либо уважения к людям. Автор, если не знаешь всей темы засунь его в себя подальше вместе с итогами и выводами. А теперь о главном- научись для начала разговаривать в эфире. Есть ещё 5й пункт- клубный канал(у нас 19) оно же клубное течение с выездами на природу а также с клубными съездами из разных городов. Насчёт серьёзных фирм- да есть такое. но в целом оборудование качественное, за антенной надо следить(КСВ хотя бы знаешь что такое, как его настраивают и для чего оно нужно?) Я сам вроде не чайник. но элементарные вещи знаю, в городе рация помогает, насчёт мата в эфире вали на 15 канал, в городе у нас с этим строго. Да и потом кол-во раций в нашем городе растёт, а то что молчат не твоего ума дело. без тебя разберемся когда и где отвечать.
Гайцы не сидят в частных авто у радаров, а нанимают частников
"а один раз даже были предупреждены о засаде с радаром-треногой за селом на кольце А-107 – переносной радар стоял прямо на выезде из населенного пункта, направленный на разгоняющихся после деревни. Интересно, что гаишники сидели возле треноги в личном Suzuki SX4, а не в рабочей машине с бортовой раскраской и синими номерами!" Евгений, что за бред, данная аппаратура для контроляза дорожным движением, в данном случае, в автоматическом режиме. Вот если бы было в ручном, тогда бы был патрульный автомобиль. В нашем регионе, в местах где ведется наблюдение за соблюдением ПДД в автоматическом режиме обязательно будет предупреждающий баннер и знак соответствующий.