Ключевое изменение – исключение из Закона о государственной регистрации ТС пункта 4 части 1 статьи 15. Этот пункт включал в список документов, необходимых для совершения регистрационных действий, полис ОСАГО. Полис был нужен и для первичной постановки автомобиля на государственный учет, и для совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства. Теперь этот пункт исключен, и полис ОСАГО не нужен ни для постановки автомобиля на учет, ни для смены владельца при продаже.
Также изменения внесли в Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федеральный закон № 40-ФЗ «Об ОСАГО», убрав из них требования об обязательном оформлении полиса ОСАГО для совершения регистрационных действий.
Новый закон вступает в силу с 1 марта 2025 года. С этого числа полис ОСАГО больше не будет нужен для совершения регистрационных действий.
Нет, нельзя. Новый закон только исключает полис ОСАГО из списка документов, необходимых для регистрации или перерегистрации автомобиля, но не отменяет запрет на езду без страховки. То есть, если вы хотите перерегистрировать машину без полиса ОСАГО, для осмотра в ГАИ ее придется доставлять не своим ходом – например, на эвакуаторе. Садиться за руль без страховки по-прежнему запрещено – это чревато, во-первых, штрафом, а во-вторых, обязанностью возмещать ущерб при ДТП самостоятельно.
Однако если вы не планируете ездить на автомобиле сразу после покупки, можно приобрести полис ОСАГО на короткий срок – только для того, чтобы законно приехать на автомобиле в ГАИ для переоформления. Новый закон вносит поправки в Федеральный закон № 40-ФЗ об ОСАГО, и теперь подпункт «а» пункта 3 статьи 10 этого закона позволяет заключить договор ОСАГО на срок до 20 дней для следования к месту регистрации и проведения регистрационных действий, связанных со сменой владельца.
Как мы знаем, бывший владелец автомобиля вправе прекратить его регистрацию, если покупатель не выполнил обязательство по перерегистрации в законный срок. Это нужно для того, чтобы не получать бесконечно штрафы на проданную машину и не платить за нее транспортный налог, который иначе платить заставят. В новой редакции часть 2 статьи 8 Закона о государственной регистрации ТС уточнили. Раньше сроки обращения бывшего владельца в законе оговорены не были: часть 2 просто устанавливала, что он «имеет право обратиться в регистрационное подразделение с заявлением о прекращении государственного учета». Теперь часть 2 содержит два варианта срока обращения. Если автомобиль был продан с заключением электронного договора купли-продажи через Госуслуги либо с нотариальным заверением бумажного ДКП, бывший владелец вправе обратиться с заявлением о прекращении регистрации сразу после продажи. Если же договор был заключен в простой письменной форме, на бумажном бланке без заверения, то владелец вправе обратиться с заявлением о прекращении регистрации только по истечении 10 дней с момента продажи (а также дарения или другого отчуждения), предоставив в ГАИ оригинал ДКП.
Пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о регистрации ТС дополнился новой возможностью. Теперь регистрационные действия представитель собственника может выполнять без предъявления удостоверения личности собственника, если на него оформлена доверенность через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Проще говоря, доверенному лицу не нужен паспорт собственника для переоформления машины, если у него есть доверенность, оформленная через Госуслуги. Раньше такое было возможно только для представителей, имеющих нотариально заверенную доверенность.
Новая редакция закона расширяет часть 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации ТС, которая устанавливает, в каких случаях должен проводиться осмотр транспортного средства в ГАИ. Добавляются сразу три новых пункта, теперь осмотр также проводится при:
- возобновлении государственного учета ТС;
- оформлении ПТС на автомобиль, не состоящий на государственном учете;
- оформлении современных ПТС и свидетельства о регистрации ТС взамен регистрационных документов старого образца, выданных до 1993 года.
Любопытные изменения произошли в правилах прекращения регистрации транспортного средства. Пункт 1 части 1 статьи 18 в прежней редакции указывал, что государственный учет ТС прекращается просто «по заявлению владельца», без дополнительных условий. В новой редакции этот пункт звучит иначе: «по заявлению владельца, являющегося специализированной организацией, в отношении транспортного средства, являющегося товаром и предназначенного для реализации». То есть, смысл пункта полностью изменен. Роль исходного теперь играет новый пункт 1.1, который, однако, тоже содержит ограничения: согласно ему, регистрация прекращается «по заявлению владельца транспортного средства в отношении находящегося в розыске похищенного или угнанного транспортного средства». То есть, фактически новая редакция закона не предусматривает возможность прекратить регистрацию автомобиля по желанию владельца – например, чтобы не платить транспортный налог, если автомобиль долго не эксплуатируется по каким-то причинам. Не то чтобы эта возможность была широко востребованной, но теперь сэкономить на налоге таким образом, видимо, не получится никак.
В новой редакции закона скорректировали правила снятия автомобилей с учета, устранив давнюю проблему – невозможность снять с учета машину, не утилизированную по официальной процедуре, а просто уничтоженную или утраченную. Теперь пункт 2 части 1 статьи 19 указывает, что снять ТС с государственного учета можно после утилизации транспортного средства либо его гибели или уничтожения. То есть, для снятия с учета теперь необязательно предоставлять справку об утилизации.
Новый закон вводит дополнительный пункт в список оснований для отказа в совершении регистрационных действий. Теперь в совершении регистрационных действий с автомобилем откажут при неуплате утилизационного сбора за этот автомобиль, если таможенные органы предусматривали уплату такого сбора. Это устанавливает новый пункт 9 части 5 статьи 20 Федерального закона о регистрации ТС.
Все изменения, описанные выше, тоже вступают в силу с 1 марта 2025 года.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
С одной стороны - правильная и удобная инициатива, но с другой - может привести к увеличению поголовья папуасов, гоняющих без ОСАГО.