Для начала в двух словах напомним о четырех основных режимах автоматической коробки передач.
Режим P – это Parking, то есть стояночный режим. В нем коробка передач блокируется механически: блокиратор выходного вала стопорит шестерни, что не позволяет автомобилю укатываться на уклонах. Однако этим режимом не стоит злоупотреблять и пользоваться вместо ручника на крутых горках – в таких случаях автомобиль лучше сначала ставить на ручной тормоз, а уже потом переключать коробку в Паркинг.
Режим R – это Reverse, то есть задний ход.
Режим N – это Neutral, то есть нейтральная передача. Она нужна, например, при включении понижающей передачи или выборе режимов полного привода на внедорожниках. Но стоит помнить, что буксировка машины с АКП при заглушенном двигателе может быть вредна для коробки передач.
Режим D – это Drive, то есть режим обычного движения вперед, когда коробка сама выбирает нужные передачи.
Самые популярные «дополнительные» режимы коробки передач – это L и цифровые варианты: 1, 2, 3. Встречаются также равнозначные вариации написания D1, D2, D3.
Режим L – это Low Gear, то есть пониженная передача или попросту первая. В таком режиме коробка передач будет постоянно использовать только первую передачу, не переключаясь вверх. Такой принудительный «понижающий» режим может быть полезен в разных ситуациях: например, при буксировке тяжелого прицепа, торможении двигателем при движении вниз по крутому склону, движении в крутой подъем, а также в сложных дорожных условиях, таких как грязь или снег. Этот режим позволяет напрямую контролировать скорость вращения колес в зависимости от нажатия педали газа. Но пользоваться им нужно с пониманием, поскольку на высоких оборотах двигателя ведущие колеса легко сорвать в пробуксовку.
Режимы 2, 3 (D2, D3) – это варианты принудительного ограничения высшей передачи второй или третьей соответственно. В таких режимах коробка будет переключаться только между первыми двумя или тремя передачами, не переходя на более высокие ступени. Эти режимы тоже нужны для особых дорожных условий: например, для контроля автомобиля на зимней дороге, для торможения двигателем на затяжных склонах умеренной крутизны, для движения по грязи, снегу и льду и так далее.
Режим B – это Braking, или торможение двигателем. Букву B можно встретить в автомобилях Toyota и Lexus, и означает она режим торможения двигателем. Использовать его нужно в тех же условиях, что и понижающую передачу в ручной коробке передач либо описанные выше режимы 1, 2 или 3 в АКП, с той лишь разницей, что режим B можно включать на любой скорости, и коробка сама выберет нужную передачу для торможения двигателем. Главная и почти единственная область применения режима B – это затяжные спуски, на которых есть опасность перегреть тормоза. Поэтому прямо во время движения на спуске можно переключить селектор из D в B, чтобы начать торможение двигателем.
Режим O/D или O/D OFF – это Overdrive, и он обычно встречается на старых автоматах. Сам по себе овердрайв – это повышающая передача, необходимая для экономии топлива при постоянном движении на высокой скорости. В АКП старой конструкции это обычно четвертая передача, и автопроизводители оставляли возможность принудительно включать или выключать возможность использования этой передачи (в режиме O/D и O/D OFF соответственно). Отключение овердрайва может быть полезным, например, при движении по зимней дороге для лучшего контроля тяги на высокой скорости, при езде по плохой дороге, при буксировке, а также при обгонах. При обычном движении по трассе или в городе овердрайв стоит держать включенным, чтобы АКП могла использовать повышенную передачу для экономии топлива.
Режимы S или PWR – это Sport и Power соответственно. У разных производителей маркировка спортивного режима может отличаться, однако суть одинакова. В таком режиме коробка передач позволит эффективнее реализовывать потенциал двигателя: переключаться вверх при более высоких оборотах, достигая отсечки, и раньше переключаться на пониженную передачу, чтобы держать двигатель в зоне максимального крутящего момента. Режим S можно использовать как постоянно при желании ездить активно, так и эпизодически – например, при обгонах.
Режим M – это Manual, то есть, ручной. В таком положении селектора у водителя появляется возможность управлять переключением передач вручную – например, механическим перемещением селектора вперед-назад, нажатием кнопок на селекторе, кнопками на руле или подрулевыми лепестками. Такой режим позволяет лучше контролировать автомобиль – например, переключаться на повышенную или принудительно ограничивать передачу. Однако стоит учитывать, что большинство автомобилей все равно ограничивает возможности управления в ручном режиме: например, коробка автоматически переключится на повышенную при достижении отсечки оборотов двигателя или не переключится на пониженную/повышенную передачу, если скорость или обороты двигателя не соответствуют запрошенной передаче.
Стоит также отметить, что режимы S и M (спортивный и описанный выше ручной) иногда скомбинированы на одном положении селектора. Например, в автомобилях BMW с нефиксируемым селектором-джойстиком включается режим M/S – то есть, Manual/Sport.
Режим W или * (значок снежинки) – это Winter, то есть зимний режим. В нем АКП не использует первую передачу: автомобиль трогается с места со второй, чтобы избежать пробуксовки колес. А переключение на повышенную передачу происходит на более низких оборотах. Двигаться в зимнем режиме можно не только зимой, но и в других ситуациях, когда может пригодиться плавный старт с места – например, при попытке аккуратно выехать из неглубокой, но скользкой грязи.
Зимний режим обычно включается не положением селектора, а дополнительной кнопкой на щитке около селектора АКП. Однако есть и другие варианты: например, двухпозиционная клавиша-переключатель W/S или W/P, где W – это зимний режим, а S или P – летний, стандартный или режим полной мощности.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Вот про режим W не знал (хотя он у нас на мерсе есть - попробовал его и не понял). :-) Видимо на юге он и не нужен. ;-)
Мы за тебя рады. По делу есть, что сказать?