Двухосный вездеход ГАЗ-66 повышенной проходимости со всеми односкатными колёсами, получивший официальный статус лёгкого военного автомобиля-тягача и прозванный в народе «Шишигой», был приспособлен для работы на всех видах дорог и на местности, а также для перевозки всеми видами наземного, водного и воздушного транспорта.
До 1990 года на всех версиях устанавливали 115-сильный бензиновый двигатель V8 Заволжского моторного завода, оригинальную откидывавшуюся вперед цельнометаллическую кабину с подвесным спальным местом, гидроусилитель рулевого механизма, гипоидные главные передачи, межколёсные кулачковые дифференциалы повышенного трения и централизованную систему изменения давления воздуха в шинах. ГАЗ-66 отличался компактностью, лёгкостью управления, достаточной устойчивостью на шоссе и на бездорожье, а также самой высокой на тот момент проходимостью.
Предшественники ГАЗ-66 (1958-1963 гг.)
Первые прототипы ГАЗ-66 уже содержали все конструктивные решения, стилистические направления и комплектацию будущих массовых грузовиков, включая систему регулирования давления в шинах. Исключение составляли два плоских лобовых стекла кабины с гнутыми боковинами в стиле грузовиков ГАЗ-53 и деревянная грузовая платформа от ГАЗ-51А.
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/698ce93e-40de-4d79-8efd-a90bf7dde02c/image003-result.jpg)
К переходным прототипам относились машины с цельнометаллическими кузовами, передней лебёдкой, светомаскировочными фарами и шасси ГАЗ-66Ф для установки кузовов-фургонов, но переднее панорамное стекло и специфическая передняя облицовка из восьми вертикальных воздухозаборных прорезей ещё долго сохранялись.
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/1717bc86-0951-485e-911e-709ded6d03a9/image004-result.jpg)
В начале 60-х был построен опытный образец авиадесантируемого автомобиля ГАЗ-66Б для советских Воздушно-десантных войск (ВДВ), не имевший аналогов в мире.
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/0464b51d-e12e-423c-9143-89ca43db70c7/image005-result.jpg)
Первое поколение ГАЗ-66 (1963-1968 гг.)
Сборка автомобилей первого поколения началась в ноябре 1963 года, а серийное производство развернулось в июле 64-го. На этих машинах не было системы регулирования давления в шинах, но они предопределили общую концепцию, параметры и внешность всех последующих вариантов.
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/f7f1037b-d473-4c77-8b5c-e107af3c9b39/image006-result.jpg)
Базовым являлся многоцелевой ГАЗ-66 с плоскими лобовыми стёклами, узкими вертикальными угловыми окошками в боковых стойках кабины и тентованной цельнометаллической бортовой платформой с деревянными боковыми надставками.
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/891d8458-8248-44d0-937d-6d64bf015f78/image007-result.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/c7677eb5-f7b6-47c4-a3c7-c2fd4bdbf251/image008-result.jpg)
Вариант ГАЗ-66А отличался передней 3,5-тонной лебёдкой с приводом от коробки отбора мощности. Версии 66Э и 66АЭ снабжались экранированным электрооборудованием. В середине 60-х эти грузовики стали поступать в вооруженные силы стран «соцблока».
К этому периоду относилось начало широкого применения на ГАЗ-66 специальных войсковых кузовов-фургонов различных видов, конструкций и назначения. К тому времени наиболее известными являлись облегченные каркасно-деревянные конструкции КУНГ-2М, по наследству от ГАЗ-63 был получен удлинённый деревометаллический кузов КФ-1М, а к концу этого периода появились первые опытные бескаркасные фургоны серии К-66.
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/b241716b-1013-4f6a-a84c-dfbbd0c98aaa/image009-result.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/a677329f-026b-4e05-92f8-c49f36eca860/image010-result.jpg)
В 1964 году была собрана пробная партия авиадесантируемых автомобилей ГАЗ-66Б, а мелкосерийное изготовление началось в 66-м. В советских ВДВ они служили для перевозки личного состава, буксировки лёгких орудий и установки различных надстроек, а также были приспособлены к транспортировке на военно-транспортных самолетах и десантированию как посадочным, так и парашютным способом с использованием специальных парашютно-десантных платформ с воздушными амортизаторами.
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/7d01770a-a046-4999-a1aa-4a76fdf20f5b/image011-result.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/5698d488-06c1-4a09-be56-693139dbd614/image012-result.jpg)
Их главной конструктивной особенностью была разбиравшаяся кабина с брезентовым верхом и откидной оконной рамой, складными спинками сидений и телескопической рулевой колонкой. Металлическая грузовая платформа снабжалась съёмными арками и тентом. В целом это была небольшая и незаметная армия, которой не обладали вооруженные силы других стран.
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/092dc914-fe1e-4014-b491-f4c03d7a1965/image013-result.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/181c5745-c1b7-4825-8175-da0ff29508c5/image014-result.jpg)
Второе поколение ГАЗ-66 (1966-1984 гг.)
Основой второго поколения являлись два наиболее распространенных ГАЗа-66 массового изготовления с регулированием давления воздуха в шинах и передней облицовкой с девятью вертикальными прорезями, которые оставались в производстве в течение 18 лет.
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/a140073d-15e3-4a33-987b-b477367dd959/image015-result.jpg)
Основой нового поколения являлись бортовые машины ГАЗ-66-01 без лебёдки и ГАЗ-66-02 с передней лебёдкой, применявшиеся для буксировки лёгких прицепов, пушек и монтажа различных кузовов и надстроек. В 80-е на них стали монтировать новые световые приборы и колёса с неразъёмными ободами. На их базе собирали экранированные версии 66-04 и 66-05, а упрощённое шасси двойного назначения 66-06 служило для установки типовых кузовов без привода рабочих органов.
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/189ed87d-cc7c-4cb9-b70f-1c8594718e4e/image016-result.jpg)
В этом семействе впервые была создана обширная экспортная программа из 12 версий ГАЗ-66, соответствовавших условиям вооруженных сил иностранных государств, находившихся в различных климатических зонах. Кроме того, автомобили дорабатывались в соответствии с техническими требованиями покупателей по отделке кабин, установке более удобных органов управления, применению иных световых приборов, колёс и шин, герметизации электрооборудования и т. д.
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/a6a92e57-329a-4930-8535-fd72c1f00d29/image017-result.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/99043f11-ce85-49f6-a0ef-1f62465b51b8/image018-result.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/139d0867-74fe-4463-8cf1-0e84842b7c92/image019-result.jpg)
С конца 60-х роль основных армейских фургонов на базе ГАЗ-66 стала постепенно переходить к типовым бескаркасным кузовам серии К-66 с панелями из трёхслойного пенопласта, металлической обшивкой и полом из сосновых досок.
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/77577de5-d4b8-4109-905f-663a0392fbf5/image020-result.jpg)
Кузова выпускалась в четырёх вариантах с разными параметрами и степенями прочности, количеством и расположением окон, дверей и люков: высокий кузов К-66В, низкопрофильный К-66Н, низкий К-66ДС на десантируемом шасси ГАЗ-66Б и более прочный каркасно-металлический фургон КМ-66. В 1977 году к ним присоединился универсальный каркасно-металлический фургон КУНГ-66 второго поколения.
Третье поколение ГАЗ-66 (1985-1999 гг.)
К этому поколению всё явственнее стали проявляться недостатки и дефекты автомобилей ГАЗ-66 предыдущих семейств. Для их исправления в 1985-м завод перешёл на 120-сильные версии грузовиков ГАЗ-66-11 и 66-12 с мелкими доработками, внешне отличавшихся повторителями указателей поворотов на боковинах кабины и укрупненными передними надфарниками.
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/3ca34141-b362-464e-8b29-38d1adfad94e/image021-result.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/2d059a84-24a1-4aaf-b573-f51b8e1acd9c/image022-result.jpg)
В начале 90-х для Российской армии и МЧС были использованы рядовые грузовики ГАЗ-66-11/12 для испытания их на парашютное десантирование из крупных военно-транспортных самолетов со сбросом машин с высоты 2,5 километра.
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/200f3007-b2be-4c2e-8088-9e8b93604595/image023-result.jpg)
Параллельно выпускалась экранированная пара ГАЗ-66-14/15, которая проходила испытания на подмосковном полигоне в Бронницах для изучения перспективных обитаемых армейских кузовов со средствами защиты и жизнеобеспечения.
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/ee7a5a4e-c821-4822-bec6-cc1761577ba6/image024-result.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/835188c1-2a69-40e9-8abe-e4d7ebe5c5ed/image025-result.jpg)
В начале 90-х на модернизированном варианте ГАЗ-66-16 грузоподъёмностью 2,3 тонны с лебёдкой применялись 125-сильный двигатель, доработанные тормоза, радиальные шины с высоким вездеходным протектором и ровная грузовая платформа. Он прошёл цикл военных испытаний, но ни в войска, ни в производство не поступил.
К тому времени в хаосе смутных лет некогда стройная и обширная гамма грузовиков ГАЗ-66 стала стремительно рассыпаться. Незаметно поредели и вскоре исчезли российские военные заказы, но последними оказались немногочисленные экспортные модификации для стран с умеренным и тропическим климатом в восьми разных вариантах.
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/093a41af-ebad-4c56-b03c-519c05ba144f/image026-result.jpg)
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/a567a76a-09d7-4fbf-885f-a2e421ffd4ff/image027-result.jpg)
В те же времена были созданы опытные образцы армейских грузовиков ГАЗ-66-41 без подкачки шин, зато оснащённых дизелями воздушного охлаждения мощностью 85 л.с., которые по лицензии собирала немецкая компания Deutz. Эта слишком тяжёлая и маломощная машина не соответствовала российским военным требованиям, что привело к разработке следующего варианта.
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/d1f76c04-5b9e-42fe-9a7b-cae87557afed/image028-result.jpg)
Им стал мелкосерийный 2,3-тонный дизельный вариант ГАЗ-66-40 с системой подкачки шин и лицензионным дизельным двигателем в 116 л.с. с турбонаддувом и системой охлаждения воздуха наддува. Смертный приговор ему вынесло решение о прекращении сборки нерентабельных и слишком дорогих немецких дизелей.
![](https://kolesa-uploads.ru/r/880x/130b6550-6cee-4e7d-8e5b-c36154338a48/image029-result.jpg)
Последний ГАЗ-66 был собран 1 июля 1999 года. В общей сложности эти грузовики были изготовлены в количестве 966 тысяч экземпляров. Установка на них военных кузовов и оборудования продолжалась до середины 2000-х годов.
На заглавной фотографии – бескапотный армейский грузовик ГАЗ-66, первым среди автомобилей получивший Знак качества 29 ноября 1969 года.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Куча информации, но читать неинтересно. Такой материал разбить бы на 2 или 3 части и чтобы текст писал писатель, а не технарь.
Что, тексты длиннее инструкции к презервативам не воспринимаешь? XD
Совецкие грузовики самые грузовые грузовики в мире! Ни единого аналога!
В 1994 году, когда еще Газелей не было в Алматы, на таком ГАЗ 66 развозили по городу коробки с яйцами на базары)
Когда Газели ещё не появились, многие, кто держал палатки или небольшие магазины именно на таких машинах товар и возили. Рядом с домом была палатка - там владелец на ЗИЛ 131 товар возил.
У меня отчим, когда открыл первый магазин, использовал мебельный фургон на базе ГАЗ-52. Потом уже докупили фургон на базе УАЗ 452-головастика. Ну а в 1995 году уже и Газель взяли.