Когда речь заходит об отечественных автомобильных разработках последних нескольких десятилетий, трудно не впасть в депрессию. Проект АВВА, Lada C и 2151, Ё-мобиль, Мишка — помните как хорошо все начиналось? На фоне этих подзабытых имен проект Атом как минимум не менее амбициозен.
Бэкграунд
Формально проект Атом — детище созданного в 2021 году АО “Кама”, но без помощи “старшего брата” тут не обошлось: учредителем АО “Кама” (со штаб-квартирой в Набережных Челнах) стал в том числе генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин, а КАМАЗ к электромобилям дышит неровно не первый год.
Вспомните беспилотный электрический микроавтобус КАМАЗ-1221 ШАТЛ образца 2016-го. Конечно, футуристический “пузырь” на колесах под управлением искусственного интеллекта — исключительно хайповая история без шансов на серийную перспективу. Но ход мысли — вполне в сегодняшнем тренде. В 2020 году был представлен компактный электрокар Кама-1,спроектированный петербургским политехом и реализованный в железе опять же КАМАЗом. Эта разработка была гораздо ближе к реальной жизни, и хотя тоже осталась лишь шоу-каром, в последовательности камского производителя упрекнуть сложно.
По словам директора по маркетингу Атома Светланы Коцыгановой, проект Кама-1 был неким катализатором интереса к электромобилям на российском рынке, а Атом — это новые продукт, команда и концепция, собственное программное обеспечение и платформа.
Фактчекинг
Портфолио сотрудников Атома солидно: в проекте задействовано более 500 специалистов с опытом в российских и мировых автомобильных, IT и технологических компаниях и в разное время принимавших участие в создании автомобилей, самолетов, компьютерных игр, беспилотного транспорта и цифровых сервисов такси, доставки и электронной коммерции.
Разработкой автомобиля руководит Харальд Грюбель, ранее отметившийся в Volkswagen, Mercedes и на АвтоВАЗе. Инженерную команду российского и китайского центров создания высоковольтной системы Атом возглавляет Ларри Ванг, известный по участию в проектах Ford и Byton.
С российской стороны партнерами Атома в разработке аккумуляторной батареи и электропривода выступают предприятия госкорпорации «РосАтом » в лице компании РЭНЕРА. На московской презентации уже можно было пощупать литий-ионную ячейку с высокой плотностью энергии — один из модулей будущей батареи. Первые образцы батареи пройдут испытания в составе прототипов Атом уже в этом году, а в 2025-м их начнет производить первая российская «гигафабрика» РЭНЕРА в Калининграде.
В чем идея?
Разработчики называют Атом автомобилем-гаджетом с высокотехнологичным программным обеспечением кибербезопасной операционной системой на базе Kaspersky OS, разрабатываемой «Лабораторией Касперского» совместно с Атом. Шлюз безопасности Kaspersky Automotive Secure Gateway (KASG) призван защитить электромобиль от взлома и в то же время позволит безопасно обновлять программное обеспечение.
Причем улучшить и апгрейдить те или иные функции автомобиля смогут внешние разработчики софта, для этого будет создан маркетплейс ATOMVERSE. По сути, любой разработчик получит возможность создать и продать какую-то новую фишку для Атома — будь то интерфейс панели приборов или озвучка навигации. Такая персонализация Атома с учетом его использования в такси, доставке или каршеринге весьма интересна. Представьте — оператор программно сможет ограничить максимальную скорость, а пользователь заблаговременно “прошить” каршеринговую машину под себя через приложение.
Идея номер два — реализовать на базе Атома несколько вариаций различной компоновки интерьера. Например, в такси можно вообще убрать переднее пассажирское сиденье, чтобы клиент смог распрямить ноги, а для машины доставки оставить лишь одно водительское сиденье.
Третья составляющая — активная помощь водителю и автономное вождение. Все Атомы уже в базовых версиях будут оснащены функциями удержания в полосе, ассистентом автоматической парковки, распознаванием дорожных знаков, активным круиз-контролем — в общей сложности 15 системами. Любопытно, что разработчики Атома намереваются продавать готовые пакеты систем автономного вождения и другим автопроизводителям.
Наконец, Атом должен обеспечить отличные ездовые характеристики. Среди заявленных целей разгон до сотни за 7 секунд. В приоритетах создание батареи, устойчивой к холодному климату. Декларированная “новейшая система термостатирования” призвана не допустить быстрого разряда в зимнее время и гарантировать запас хода до 500 км в зависимости от модели.
Что сделано?
Габариты показанного в Москве ходового прототипа с эффектными распашными дверьми и без центральной стойки — 3995 х 1780 х 1615 мм. По размерам Атом сравним с некоторыми реализованными моделями, например BMW i3, а разработанный неким неназванным итальянским бюро дизайн перекликается с GAC Aion Y или Hyundai Kona.
В общем-то, неудивительно: форм-фактор компактного хэтчбека с коротким задним свесом обеспечивает и высокую маневренность в городе, и простор в салоне. В данном случае заявлен уровень комфорта пассажиров на уровне машин С- и даже D-классов. В салоне Атома абсолютный минимализм: руль-штурвал со встроенным дисплеем плюс дополненная реальность на лобовом стекле — реверанс в сторону поколения, привыкшему к бескнопочным девайсам. Насколько удобно пользоваться монитором, вращающимся вместе с рулем, — вопрос риторический.
Технические подробности серийного Атома — пока тайна за семью печатями. Известно лишь, что высоковольтная архитектура уже разработана и идет строительство лабораторий по калибровке, испытанию батарей, электроприводов, систем термостатирования и управления батареей. Привод у будущей машины на задние колеса, хотя архитектура позволяет реализовать и полноприводную версию.
В планах на 2023 год — создание как минимум 10 функциональных образцов Атома. Все они отправятся на тесты высоковольтных систем, подвески, шасси, рулевой и тормозной систем. Идет и подготовка производственных процессов на российской производственной площадке. Какой? Официально о ней будет объявлено в середине 2023 года, но, вероятнее всего, речь идет о бывшем заводе Ford в Набережных Челнах. Среди поставщиков анонсировано более 90 международных компаний проектирования оснастки.
Быть или не быть?
Строить прогнозы в наше время — дело неблагодарное. Проект Атом стартовал в совсем других экономических реалиях. С тех пор правила игры поменялись радикально: уплыли цены, стали недоступны многие комплектующие, появились новые игроки, меняется структура спроса. Вспомните, еще год назад мы ничего не слышали про Москвич, а теперь московское правительство планирует закупать тысячи машин в такси и каршеринг, и откусить свой кусок пирога Атому будет непросто. Так что задача выйти в перспективе на выпуск 200 000 машин в год и наладить экспорт в страны СНГ, на Ближний Восток и даже в Китай — тот еще челлендж.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Все это прекрасно.А что с терминалами зарядки?Пока что в питере это все выглядит как показуха для галочки из под палки.Хотелось бы в каждом районе иметь просторную площадки из 5- 10 терминалов куда можно было приехать и зарядиться.А пока авто на зарядке то возможно перекусить,отдохнуть.Инфраструктура должна строиться с опережением а не тогда когда автомобили начнут продавать,а станций зарядки нет или очереди огромные к терминалам.
Если б они хотели развивать это направление, то зарядки должны были бы быть в каждом доме. Впрочем у нас теперь строят жилые крематории без парковок во дворах. А потому покупать электротележки будут только такси и каршеринги.
Такси вообще вариант.Там пробеги большие и безостановочная работа.Ни то ни то электрокар не обеспечивает.Каршеринг по примерно тем же причинам не пойдет.Электрокар пока удобен только для жителя пригорода или небольшого поселка у которого свой дом,розетка и пробег на работу и обратно в пределах 200 км.
Странно, что не получила распространения идея по экспресс замене батарей, вроде как только одна китайская компания это направление сейчас реализует. А так заехал в бокс, автоматически за минуту заменили батарею на заряженную, поехал дальше. Продавать новую машину вообще без батареи - это и цена доступная и нет опасения, что батарея через 3-4 года "сдохнет". И всё, все электромобильные страхи исчезнут: 1) про отсутствие зарядок + время этой самой зарядки; 2) про высокую цена (а именно цена батареи так поднимает стоимость нового авто); 3) про деградацию батареи (ну типа кому я этот электромобиль потом продам с дохлой батареей). Понятно, что плата за заряженную батарею будет включать в себя не только закаченные в неё кВтчасы, но и амортизацию батареи и поддержание инфраструктуры по замене. Но это получится как кредит - ты как-бы потихоньку выкупаешь батарею :). Ну и на коммерческий транспорт этот принцип тоже можно распространить, ничего не мешает на трассе поставить такие "заправки".
В наших условиях будут втюхивать дохлую батарею по цене новой это к гадалке не ходи.Еще и денег потом попросят за то что батарею им испортил.
Как вариант, в каждую батарею зашить чип с индивидуальным серийным номером, показывающий кол-во зарядок, остаточную емкость и т.п. При замене получаешь чек со всей этой информацией. Воровство? Ну будет же номер машины + данные карты + регистрация в каком-нибудь приложении при покупке автомобиля. Может не совсем поняли мою мысль - покупаешь машину вообще без батареи, и твоей батареи вообще не будет. Тебе ставят каждый раз заряженную батарею, через 300км заезжаешь, "старую" пустую сдаешь, заряженную получаешь. Всё в автоматическом режиме, достаточно в бокс заехать, пара минут на замену, и выезжаешь. "Твоя" батарея тем временем становится на экспресс-зарядку, через пару часов её поставят другому.
Остаточную емкость батареи никто не будет вычислять.Это ж на стенде делается.По циклам заряд разряд косвенно можно прикинуть ее состояние.Может когда нибудь к этому и придет,что батареи будут у всех машин стандартные и быстро сменные. Экономия и удобство тут неоспоримы.
Первое апреля вроде уже прошло? Эта отрыжка, мимикрирующее под электромобиль, никогда не станет даже мелкосерийной. Очередной никчемный пиар и попил бабок.
Распил детектед. В Китай, говорите, планируете продавать?! Даже без упоминания фамилии «руководителя проекта» понятно, что руководит баба-маркетолог.
Очень позабавил абзац про ездовые характеристики: у них он заключаются только в разгоне до сотни! Про скорость прохождения лосиного теста дамочка, похоже, не слышала.
Все ранние презентации без перспективы производства говорят об одном - без перспективы производства
Очередной отмыв бабла
2010 год - на Васильевском спуске шоу-рум с реальными выставочными образцами гибридов Ё-мобиль. У людей принимали заявки на приобретение (цен не помню). Думалось тогда, наконец-то началось, кто-то начал менять вектор развития автомобилестроения. Проект, к сожалению, сдулся.
И сейчас, когда весь мир соревнуется в гонках на лучший электромобиль, я в родной стране читаю новости: "гранта" будет снова производится с 16 кл. двигателем, "гранта" обзавелась ABS....
Когда страна оккупирована клептократами в погонах, это совершенно естественно. Не то еще и увидите.
Если в атоме есть гос деньги, значит они еще 10 лет будут пилить автомобиль, т.е. разрабатывать бюджет..ой кажется я что то напутал, ну вообщем вы поняли меня...)