Напомним, что с этого года в рамках программы госнадзора Росстандарт начал исследования по проверке качества продукции с разрушающим контролем, а проще говоря, начал бить машины на краш-тестах. В этом году к уничтожению были запланированы экземпляры четырёх моделей, список которых был согласован с Прокуратурой РФ ещё до 1 сентября 2017 года. Единственным испытуемым, к которому у Росстандарта возникли претензии, стал кроссовер Chery Tiggo3.
17 октября 2018 года Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии выпустило Предписание за номером 1677ПР, из которого следует, что Chery Tiggo3 в модификации Т1XDE14TL5W1P1М5 не соответствует установленным обязательным требованиям. Одна из претензий была чисто технической и касалась маркировки стёкол, вторая претензия – существеннее. Она касается неудовлетворительной работы модуля ГЛОНАСС. На основании п. 1 ст. 34 ФЗ «О техническом регулировании», пп. 1. п. 1 ст. 17 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и нескольких пунктов Административного регламента, касающегося работы Росстандарта, Росстандарт «в связи с необходимостью принятия незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан» постановил с 17 октября 2018 года приостановить реализацию Chery Tiggo 3 в модификации, указанной выше до устранения выявленных нарушений. В АО «Чери Автомобили Рус» получили бумагу 31 октября.
На официальном сайте www.chery.ru информация о приостановке продаж появилась только 8 ноября: «Продажи автомобилей Chery Tiggo 3 российской сборки, указанные в предписании Росстандарта, полностью приостановлены». Обратим внимание на словосочетание «российской сборки». Через несколько дней – 14 ноября Chery снова информирует посетителей сайта: «АО “ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС” и Росстандарт согласуют программу мероприятий по устранению претензий, выявленных в ходе испытания автомобиля. До устранения вышеобозначенных претензий дистрибьютор приостанавливает реализацию кроссоверов Chery Tiggo3 с механической коробкой передач 2018 года выпуска». Здесь уже ни слова не сказано о месте сборки машины. Наконец, 22 ноября на сайте Чери выходит релиз о возобновлении импорта кроссоверов Chery Tiggo3: «Дистрибьютор автомобилей Chery в России объявляет приём предварительных заказов на кроссоверы Tiggo3», причём не только с вариатором, но и с ручной коробкой!
На ручную коробку в обозначении модификации Т1XDE514TL5W1P1М5 указывают литера М и цифра 5 в конце. При этом в шифре модификации вовсе «не зашита» информация по месту производства машины. Опираясь на это, а также на наличие действующего Одобрения типа транспортного средства (ОТТС) за номером ТС RU ТС RU Е-CN.МТ02.00606, выданного всё тем же Росстандартом в 2017 году со сроком действия с 19 декабря 2016 по 19 декабря 2019, в АО «ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС» и решились воспользоваться импортными машинами.
Публично Росстандарт не выказывает неудовольствия, но 29 ноября на сайте ведомства появляется большой релиз: «Chery выполнила предписания Росстандарта и отзывает 2 730 Tiggo3». Из этого документа, можно сказать, задним числом, становится ясна позиция регулятора: оказывается, речь шла «о приостановке реализации продукции независимо от места производства».
Директор «ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС» Геннадий Павлов воздержался от комментариев, однако наши источники в компании сообщают, что менеджмент не считает нужным принимать в расчёт релизы Росстандарта, поскольку, в отличие от предписаний они не имеют юридической силы. Что касается временного разрыва между получением Предписания от Росстандарта и появлением на сайте Chery сообщения о приостановке продаж, наш источник связывает его с необходимостью осмысления претензий по качеству дуплексной связи. Дело в том, что по мнению присутствовавших на испытаниях и оператор был слышен отчётливо, и факт получения им ответа сомнений не вызывал, то есть, дуплексная связь была установлена. Однако, приборы показали превышение уровня громкости динамика на внеполосных частотах установленных требованиями ГОСТ 33464-2015.
Интересно, что этот стандарт предусматривает и «субъективные оценки качества связи». При этом оцениваемыми характеристиками являются «хорошая словесная разборчивость речи, отсутствие каких-либо артефактов звучания, отсутствие повышенного напряжения внимания, понимание передаваемой речи без затруднений, переспросов и повторений». Но как быть, если мнения разделились? Есть вопросы и по методикам испытаний. Так, в обязательном к применению «Приложении Г» к государственному стандарту 33468-2015 перечислен набор шумовых сценариев. Среди них есть и такой: движение осуществляется по шероховатой дороге; фоновых разговоров нет, стеклоочистители и сигнал поворота выключены, окна закрыты, вентилятор системы кондиционирования включен на минимум, скорость — 120 км/ч. Но, позвольте, кто же будет нажимать кнопку SOS при 120 км/ч?.. В любом случае — это интересный повод для дискуссии. Как говорят специалисты по сертификации эти 120 км/ч приехали в стандарт по ГЛОНАССу из требований к качеству связи устройств типа «хендс-фри».
В общем, в Chery заменили динамик, перенастроили эквалайзер и сформировали список автомобилей, подлежащих отзыву. Интересно, что него попали машины не только с ручной коробкой — это должно понравиться Росстандарту.
Вернёмся к вопросу возможных санкций Росстандарта в отношении Chery в том случае, если компания всё же начала бы продажу импортированных машин. Позицию Chery, переданную нам источником в компании, можно в общем сформулировать так: «Если бы китайские образцы Tiggo3 пришли в Россию и поступили бы в реализацию во время действия упомянутого Предписания № 1677ПР, у Росстандарта не было бы ни единого основания предъявить претензии, поскольку у нас на руках действующий ОТСС».
Интересно, что у заместителя руководителя Росстандарта Алексея Владимировича Кулешова позиция обратная: приостановка реализации касалась всех автомобилей Chery Tiggo3 и продажа импортированных образцов повлекли бы за собой штраф. Подробнее с мнением Алексея Кулешова по этому и другим вопросам мы познакомим читателей на днях: большое интервью с чиновником находится на стадии подготовки. Между тем, внимательное изучение Предписания № 1677ПР, кажется, даёт зацепку, которая позволила бы предъявить претензии к Chery: речь в нём шла о машине, «заявителем и изготовителем которого является АО “Чери Автомобили Рус”». Так вот, термин «заявитель» в данном случае как раз и исключает фактор географии производства. «Заявитель» — это организация, которая подаёт заявку на сертификацию и в ОТТС, ставшим основанием для возобновления импорта «заявителем» числится как раз АО «Чери Автомобили Рус».
Между тем, не только все участники рынка, но и в первую очередь рядовые автомобилисты заинтересованы в том, чтобы Росстандарт действительно наложил бы на Chery штраф или отозвал бы требование о географии производства, пусть даже и выдвинутые в пресс-релизе. Кстати, согласно ст. 14.46.2 КоАП он составляет всего-то от 100 до 500 тыс. рублей для юридических лиц. Дело здесь отнюдь не в потребительской кровожадности. Для того, чтобы инструменты госконтроля не превратились в «дубинку для бизнеса», хорошо бы уже в самом начале применения практики испытаний госнадзора с разрушающим воздействием устранить все «узкие места» в законодательстве, процедурах, правилах, отношениях между государством и коммерсантами. От этого выиграют все. Заодно хорошо бы разъяснить владельцам личных автомобилей: зачем нужно, чтобы ГЛОНАСС работал на скорости 120 км/ч.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Чтоб товарищ майор знал где ты и что ты нарушаешь ПДД... ;)
+1 Думаю, штрафы через ГЛОНАСС - это уже недалёкое будущее :)
Так для этого все и затевалось. Это нам лапшу вешали что они о спасении жизней в ДТП заботятся. Ведь очень удобно удаленно через слить с машинки лог трека, проанализировать и выписать сразу пачку штрафов за все превышения скорости, нарушения разметки и т.д. Матерые "летчики" за одну поездку смогут сразу всю зарплату прокатать... ;)
Я думаю, что первичная цель - это всё же накормить бизнес, которые занимается производством, установкой, сертификацией и тд. Нет никаких сомнений, что всё это принадлежит, кому следует. Ну а возможность потом собирать штрафы на основании показателей спутника - это более далёкая перспектива, российское государство в стратегию, как известно, не играет. Ну, как мне кажется.
Первичная цель отбить бабки вложенные в Глонасс, который на самом деле нужен лишь воякам. Cами понимаете подводная группировка спутников Глонасс стоит много денег... ;) А систему автоматического оповещения об аварии можно было давно сделать с использованием американской GPS/Navstar которая к тому же точнее Глюконаса. И уж если бить до конца то приемники Эра Глонасс всеравно используют GPS. Никто уже давно не делает приемники с поддержкой лишь одной системы. В профессиональном оборудовании для позиционирования можно отключить использование не нужной системы.
Всё так.
А на дальнем востоке Медведев вообще отменил обязательную установку Глонас на подержанные праворульки.Им самим то не смешно нашим контролёрам писать такие формулировки"незамедлительные меры в целях предотвращения причинения жизни и вреда здоровью граждан"?Я чуть не прослезился от такой заботы.