Рынок поддельных запчастей: как он устроен и почему он не вымрет

В нашей прошлой публикации о рынке запчастей мы затронули одну из самых интересных и острых тем – контрафакт и подделки. Сегодня же мы выясним, какими бывают подделки, как они попадают на полки магазинов и почему контрафакт – не всегда синоним некачественного товара.

Подделки

Начиная разговор о поддельных запчастях, стоит определить, что такое подделки вообще и в чем их суть.

На самом деле, здесь все довольно просто. Подделываются товары с высокой покупательской способностью и только тех брендов и торговых марок, которые не нуждаются в рекламе и продвижении. Иначе говоря, смысл подделок можно свести к двум составляющим:

  • Использование чужого бренда, что означает отсутствие затрат на рекламу, продвижение, раскрутку, дистрибуцию и другие сопутствующие нужды.
  • Низкое качество материалов при изготовлении.

Эти факторы в совокупности дают огромную маржинальность – ведь всем известна поговорка “платим за бренд”. Если бренд раскручивается, поддерживается и продвигается, это значит, что владелец дорожит этим именем и вкладывает огромные средства. Качество самой продукции здесь играет второстепенную роль, поскольку сами бренды могут занимать как премиум-сегмент (подразумевающий высший уровень качества), так и средний, а также бюджетный. Ну а в какой из этих ниш оказаться, производитель решает еще до начала выпуска продукции.

Depositphotos_67730023_original.jpg


На рынке запчастей подделываются самые востребованные и ходовые позиции. Уровень схожести с оригиналом при этом может быть разным, и в основном он достигается за счет имитации упаковки. Однако рынок поддельных запчастей куда более изощрен, чем, например, рынок товаров повседневного спроса.

Если последний, помимо собственно фальсификата, наводнен дешевыми аналогами, выполненными с использованием схожести логотипа и названия (в расчете на то, что покупатель не заметит или не знает наверняка правильного написания и транскрипции оригинального названия), то с запчастями такой фокус вряд ли пройдет. Никто не купит Brambo вместо Brembo или даже Finvaal вместо Finwhale – здесь расчет на невнимательных домохозяек или равнодушных к надписям торопыг не сработает. Поэтому на этом рынке используются именно подделки с высокой степенью совпадения всех визуальных параметров, что крайне осложняет их идентификацию.

Контрафакт

Контрафакт для нашего рынка – слово крайне интересное. С одной стороны, все просто: это официальный термин, определяющий поддельную продукцию в рамках законодательства. Но любопытная особенность здесь состоит в том, что под это определение в рамках таможенного законодательства РФ попадает и вполне себе оригинальная продукция, но ввезенная на территорию страны компанией, не являющейся официальным дилером (не имеющей контракта с производителем) и без официального разрешения владельца торговой марки. Более привычным для уха является другое название этого потока – серый импорт. Поэтому если вы вдруг столкнулись с открытым предложением покупки «контрафакта», а сэкономить хочется, уточните, о чем именно идет речь. А потом откажитесь – ведь никаких гарантий, что это и правда оригинальная продукция, вам никто не даст.

Впрочем, если вы близки к теме серого импорта и уверены в том, что конкретная поставка организована проверенным поставщиком, сэкономить все же можно. Поставки запчастей из ОАЭ, о которых мы упоминали в прошлый раз, важны прежде всего для мелкооптовых поставщиков.


Depositphotos_76885759_original.jpg



Схема здесь проста: после покупки партии запчастей за рубежом тамошние поставщики отгружают их, доставляют в Россию и проводят так называемую «таможенную очистку», в результате которой местные оптовики получают готовый к продаже товар. Само таможенное оформление имеет кучу нюансов оформления сертификатов, контрактов и прочего, а зарубежная помощь и относительно большой объем товара позволяет «раскидать» эти расходы на всю партию и оставить отпускные цены на приемлемом для всех уровне.

Другой вариант – это двухступенчатая схема, при которой, например, российская компания имеет контракт с японским торговым домом (японские заводы не заключают контракты на экспорт самостоятельно), а этот торговый дом имеет партнера в ОАЭ. Дальнейшая организация практически та же, что и в первом варианте: товар, дробясь на партии, через ОАЭ контейнерами отправляется в РФ и проходит таможенную очистку, а затем распределяется по местным складам.

Это, разумеется, уже не контрабанда в общепринятом понимании этого слова, но поскольку такие поставки не помечены «ореолом официальности», их по-прежнему называют серыми. Хотя, повторюсь, все процедуры формально находятся в рамках закона.

«Безымянный Китай»

А вот «безымянный Китай» – знаменитый «no name» и новоиспеченные, но никому не известные китайские (и не только) бренды – это не подделка, а буквально антипод того, о чем говорилось в предыдущем разделе. Это очень даже самостоятельный продукт, но практически не имеющий маркетинговой поддержки. Такая продукция при должном качестве может составить конкуренцию даже самым известным брендам.

Правда, выявить реальный уровень этого качества зачастую возможно только эмпирическим методом – попробовав эти компоненты самостоятельно. Если же экспериментировать на себе, да еще и за деньги, вам кажется непозволительной роскошью, можно прибегнуть к помощи опытных владельцев аналогичных автомобилей или сервисменов. Зачастую на форумах и в соцсетях можно найти исчерпывающую информацию о желаемом из первых уст – от тех, кто все же решился попробовать неизведанное.

Производится «безымянная» продукция, как правило, из расчета огромной потребительской способности и низкой платежеспособности населения страны, в которую она поставляется. Кроме того, целевыми являются страны с очень большим рынком сбыта, где найдется место продукции любого качества и цены.


Depositphotos_98947724_original.jpg



Рынок сбыта при этом подразумевает самостоятельный выбор места обслуживания, поэтому, например, США для этих целей подходят мало – на недавнем примере мы выяснили, что там автовладельцам проще посетить официального дилера, чем заморачиваться с выбором и заказом запчастей, а затем еще и с поиском места для их установки. Но вот во многих других странах, в число которых, несомненно, входит и Россия, автовладельцы подходят к вопросу ремонта и обслуживания куда более вдумчиво (не от хорошей жизни), а потому и рынок сбыта любителям сэкономить пока остается актуальным.

Как это работает

Ну а теперь самое время рассмотреть непосредственно то, как реализовывается схема изготовления и продажи фальсификата. Для изготовления подделок выбирается определенный бренд – например, фильтрующие элементы популярной фирмы. В Поднебесной находится завод по производству аналогичной продукции, с которым ведутся переговоры по изготовлению партии аналогов по образцу оригинальной детали. Пути снижения себестоимости при этом столь же банальны, как и сама идея: используются более дешевые материалы и менее качественная обработка.

Любая деталь – это результат многоуровневого процесса производства. Сокращая затраты на каждом из уровней, можно добиться снижения себестоимости в несколько раз. Чтобы вам было понятней, где можно хорошо сэкономить, мы рассмотрим частный случай на примере масляного фильтра. Взяв за основу брендовую деталь, изготовитель удешевляет конструкцию за счет следующих уловок:

  • дешевая фильтрующая бумага;
  • меньшее количество складок в бумажном картридже;
  • отсутствие обратного клапана или лишь его имитация;
  • использование пластиковых каркасов внутри вместо предусмотренных металлических;
  • дешевый металл корпуса;
  • более тонкий корпус;
  • дешевая резина уплотнительных материалов;
  • грубая обработка заготовок или ее отсутствие.

Особым цинизмом в этой схеме является подделка только топовых позиций – действительно, зачем производить полный ассортимент, если оборот можно сделать лишь на самых популярных артикулах.

Обширное производство фальсификата, в свою очередь, порождает дальнейшую схему реализации продукции и доведения ее до конечного потребителя. Схемы ввоза разные – от прямого до реэкспорта через ОАЭ. Далее на разных этапах товар подмешивается в общую массу с оригинальной продукцией производителя и распространяется через разные каналы сбыта.

Стоит отметить, что в последние годы в Китае идет серьезная борьба с подобного рода подделками, поэтому стало очень трудно оформить такую партию на экспорт. Таможенные органы Китая стали контролировать права на бренд у фирмы-экспортера: для вывоза товара необходимы документы, подтверждающие права на торговую марку, зарегистрированную на территории КНР, либо официальное письмо от владельца марки на производство продукции под этим брендом.


Depositphotos_22165051_original.jpg



Впрочем, это вовсе не стало лебединой песней для изготовителей поддельных запчастей – поменялась лишь схема. В случае проблем используется вариант отгрузки партии без упаковки, выдающей принадлежность подделки к какому-либо бренду. Затем коробки заказываются уже на месте, в стране реализации, и товар фасуется.

Цена на контрафакт, к слову, отличается на разных стадиях закупки от двух-, трехкратной разницы до жалких 10% на уровне конкурентной борьбы. Кроме того, будучи покупателем (разумеется, не розничным), здесь нужно учесть фактор того, что именно и как именно вам предлагают купить. В зависимости от продавца вам могут либо предложить подделку, не скрывая этого, либо любым путем попытаться выдать ее за оригинал.

Как отличить

Теперь, когда мы знаем, насколько хитры и старательны изготовители поддельной продукции в своем стремлении выдать свой товар за оригинальный, становится понятно, что большинство автолюбителей просто не сможет на глаз отличить одно от другого – им остается лишь надеяться на порядочность продавца. Но вот вопрос: может ли сам продавец, как настоящий профи, отличить оригинал от подделки? И да, и нет…

Если продавец – это небольшой магазин или частный торговец на авторынке, то товар он закупает у поставщиков, которых он находит сам или же наоборот, которые приходят к нему с предложениями. В этом случае вероятность покупки им самим контрафактного товара есть, и она осязаема. Однако очень качественную подделку могут продавать и крупные оптовые фирмы. Есть некоторые признаки, по которым вам можно начать сомневаться в оригинальности продукции.

Упаковка. Стоит начинать сомневаться, если вам предлагают товар без картонной коробки под предлогом, что коробки размокли или порвались, предоставляя при этом небольшую скидку. Как правило, это явный признак того, что перед вами как раз подделка, ведь мы уже знаем, что печать коробки и упаковка товара – это тоже затраты.

Количество в коробке. Существует такой метод, как «кукушка»: суть его в том, чтобы подложить в коробку с оригинальным товаром еще одну аналогичную единицу, но уже поддельную. «Кукушка второго уровня» – еще более жестока: это значит вытащить из оригинальной упаковки оригинал и положить туда подделку, а оригинал продавать без упаковки, пользуясь авторитетом честного поставщика.

Нюансы упаковки. Оригинальная продукция чаще всего упакована в полиэтиленовые пакеты, что дает нечестным продавцам волю в отношении копирования упаковки и наклеек. Рассматривайте содержимое внимательно: например, оригинальные втулки стабилизатора имеют разрез и обработку тальком, изготовители подделок же не заморачиваются на этот счет.

Кроме описания нюансов, стоит понимать и то, какие запчасти чаще всего становятся «образцом для подражания», чтобы усилить бдительность при их выборе. Итак, группа риска – это все расходные материалы:

  • фильтры всех систем;
  • детали подвески;
  • резинотехнические изделия;
  • ремни;
  • сальники;
  • свечи;
  • масла.

Почему так происходит

Лучше всего для ответа на этот вопрос подходит расхожая фраза «потому что может»: запчасти, и в особенности расходные материалы, подразумевают большой рынок и спрос. При этом недостаточная культура потребления не позволяет многим покупателям платить за оригинальную продукцию и приобретать ее у официальных дилеров. Люди по привычке ищут, «где дешевле», а рынок просто удовлетворяет эту естественную потребность. Кроме того, бизнес в России крайне редко строится по принципу западных образцов – на века. Для большинства главное – «урвать» сегодня, а то, что произойдет в долгосрочной перспективе, таких продавцов не заботит.


Depositphotos_7444030_original.jpg



В подобных условиях масштабы этих процессов будут только расти. Объемы накоплений и заработка у населения практически не растут, а курс рубля напрямую повлиял на отпускные цены импортной продукции, поэтому рост рынка фальсификата можно считать вполне закономерным.

Кроме того, сами заводы-изготовители оригинальной продукции не торопятся отряжать представителей в России для контроля ситуации со своими брендами. Это тоже можно считать одной из причин, по которым рынок подделок еще долго будет процветать. Ведь в сложившейся ситуации свои интересы должен отстаивать в том числе сам бренд.



Читайте также:



Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings