Сергей – совсем не из этих категорий владельцев. Будучи дипломированным инженером-механиком, он при этом является убежденным сторонником стандартного внешнего вида. Но при этом постоянно и бесконечно модернизирует собственную машину, постоянно улучшая её потребительские свойства, причем своими силами. Просто купить какую-то деталь и приделать её ему неинтересно, а вот сначала сконструировать и затем сделать «улучшайзер» – другое дело.
Такой подход был очень популярен в советское время, но сегодня о «старой школе» практически забыли, ведь многие полезные «приблуды» давно освоили китайцы и остальные поставщики деталей и аксессуаров для отечественных машин.
Владельцем «пятнадцатой» он, кстати, стал отнюдь не потому, что не мог позволить себе какую-нибудь бюджетную иномарку. «Неинтересно», отвечает наш герой. Тем более, что в семье еще с семидесятых годов всегда был ВАЗ. Вот и Сергей, поездив на двух подержанных «девятках», при переходе на новую машину снова отдал предпочтение ВАЗу. И опять – Самаре, только «с багажником».
Сергей исповедует простой подход – если какая-то штатная деталь работает не совсем так, как должна, её можно усовершенствовать. Придумать конструкцию, изготовить требуемое изделие на соответствующем оборудовании, испытать и… двигаться дальше. Пусть доработки его автомобиля несведущему зрителю могут показаться малозначительными и несущественными, каждая из них положительно влияет на эксплуатационные качества «пятнашки». Причем в отличие от многих доморощенных «кулибиных», Сергей действительно знает, что делает. И делает это в заводских условиях, а не на коленке.
Зона отдыха
Первые же поездки на природу показали, что в «пятнашке» трудно устроить комфортные спальные места. Исправить ситуацию удалось, придумав и изготовив специальные кронштейны-«руки», благодаря которым заднее сиденье трансформируется в просторное спальное ложе. При этом спинка откидывается вниз, а подушка разворачивается другой стороной и крепится «наоборот» с помощью тех самых кронштейнов.
Достаточно убрать поклажу из багажника – и можно ложиться головой вперед (против хода автомобиля), просунув ноги через проём под задней полкой. Казалось бы, всего лишь небольшая переделка, а уровень комфорта во время ночевки в машине заметно вырос, поскольку «ложе» обрело надежную опору.
Под капотом и рядом
Как инженер-механик, владелец крайне скептически относится к газораспределительному механизму нового образца, где ролик получил пластиковую обойму и однорядный подшипник. Действительно, многие обладатели «зубил» изрядно намучились с этой деталью, столкнувшись с неприятным «сползанием» ремня ГРМ в сторону. Это приводит к быстрому износу ремня и его обязательному обрыву.
Сергей же на абсолютно новой машине сразу поменял механизм на «восьмерочный» – то есть установил ролик типа 2105 с металлической обоймой и двухрядным подшипником. Причем деталь не простая, а сделанная во Франции под именитым брендом SKF. «Эскаэфовские» подшипники захотелось установить и в задние ступицы, что также было сделано практически сразу.
Для установки ролика в механизм ГРМ были выточены (разумеется, собственноручно!) необходимые детали – шпилька, дистанционная шайба, гайка. Будучи педантом, Сергей с точностью до десятых миллиметра выставил все расстояния, нарезав резьбу на соответствующих отрезках шпильки. В итоге ремень встал на место просто идеально и все эти годы не привлекает к себе никакого внимания.
Чтобы облегчить доступ в подкапотное пространство, штатная «палка» упора уступила место газовому амортизатору. Кронштейны – разумеется, оригинальной конструкции и «своего» производства. Тщательно продумав детали, удалось добиться идеальной работы упора как вверх, так и вниз, а капот при этом встаёт без малейших перекосов.
Поскольку в Украине, где живёт владелец, с 1 октября по 1 мая за пределами населенных пунктов необходимо двигаться с включенными фарами, Сергей решил сделать дневные ходовые огни «как на Гранте». Что это значит? Включение нитей дальнего света через спираль с помощью отдельной кнопки позволило в итоге получить полноценные ходовые огни мощностью около 20 Вт (подбирается с помощью сопротивления).
При этом включение габаритных огней или ближнего света тут же отключает ДХО, то есть штатная схема работы фар головного освещения полностью сохранена. Чтобы ходовые огни не «посадили батарею» на стоянке, при выключении зажигания цепь отключается.
Еще одна «электрическая» доработка – принудительное включение вентилятора радиатора отдельной кнопкой. Нет, штатная схема отлично работает, но поскольку 1,6-литровый двигатель сам по себе более «горячий», чем «полторашка», владелец включает вентилятор превентивно, не дожидаясь, пока температура приблизится к критической отметке.
Система охлаждения двигателя вообще является объектом пристального внимания Сергея. Добиться её работы «как в книге» удалось, собрав в заводской крышке расширительного бачка внутренности от крышки Фольксвагена.
Для точной настройки открытия клапана Сергей создал нехитрое приспособление, которым измеряет порог срабатывания. Охлаждающая жидкость постоянно очищается отдельным фильтром тонкой очистки.
«Малоизвестное в наше время решение – ориентация электрода свечи в сторону клапана с помощью тонких шайб. В советской литературе утверждали, что так улучшается сгорание в цилиндре».
Больше по электрике особых доработок не было – разве что подключили «массу» от АКБ на генератор отдельным проводом, а у дворников появилась регулируемая пауза – разумеется, авторской разработки.
Чтобы облегчить «дыхание» двигателю, в панели передка выполнено дополнительное отверстие для забора холодного воздуха на впуск, а пластиковая облицовка несколько подрезана.
Не забыл Сергей и о чистом воздухе в салоне: вместо не слишком эффективного штатного «чулка» он установил более эффективный фильтр от ВАЗ-2110, для чего пришлось использовать специальный адаптер. Встретив в продаже очень качественное готовое изделие, владелец не стал «изобретать велосипед».
Довольно большие по площади вентиляционные отверстия на передке Сергей прикрыл сеточками, которые эффективно защищают радиатор от мух и мелких камешков. Мелочь, казалось бы, но зато чистить радиатор приходится гораздо реже.
Любой «зубиловод» знает, какой надоедливый зуд может издавать рычаг переключения передач при сбросе газа или под нагрузкой. Критически оценив штатную конструкцию, Сергей спроектировал и изготовил собственные втулки и установил их. Результат – тишина в салоне.
Еще одна традиционная болячка Самар – течь масла в районе штока кулисы КП. Многие устанавливают дополнительный сальник или до бесконечности меняют штатный. Изучив вопрос, Сергей поступил иначе: подобрал полиуретановое уплотнение с подходящим внутренним диаметром, а разницу в наружных размерах компенсировал алюминиевой втулкой – разумеется, тщательно подогнав размеры. Установив такое уплотнение поверх штатного сальника, удалось получить абсолютную герметичность детали.
Некоторые мелочи на этой модели выглядят слишком «по-тракторному». Именно поэтому болты крепления колес прикрыты колпаками. Деталь самая обычная, из автомагазина, а вот её крепление через П-образную планку и центральную потайную гайку – кастомное.
От внимательного взора инженера не ускользнула даже такая мелочь, как гайки крепления дверных ручек. Казалось бы, совсем ерунда – замена обычного крепежа на колпачковый. Но теперь во время мойки машины губка и руки уже не повреждаются.
К смазке для двигателя и трансмиссии у Сергея также собственный подход. В машине используются материалы на основе дисульфида молибдена, что благоприятно сказывается на работе агрегатов. Проще говоря, благодаря присадкам удалось избавиться от «родового проклятья» любого зубиловода – «фирменного» гула и воя коробки передач.
Вместо сигнализации
Напоследок несколько слов о противоугонных системах. Ставить обычную «сигналку» Сергей не стал, но активировал штатный иммобилайзер АПС-4, что мало кто делает. Второе «электрическое» дополнение – отключение питания бензонасоса потайным тумблером. И уж совсем простой, но эффективный способ противодействия потенциальным угонщикам – механический блокиратор рулевого вала. Вставленный «куда нужно» специально изготовленный штырь, при всей его примитивности, надежно блокирует руль от проворачивания. Конечно, его можно найти и вытащить, но на все потребуется время.
Таких машин и таких автовладельцев сейчас уже практически не встретишь: никому в голову не придет заниматься «тонкой доводкой» автомобиля, тем более отечественного производства. Авто принято покупать, чтобы комфортно ездить и, насколько это возможно, подчеркивать статус. Что ж, тем ценнее и интереснее становятся отдельные экземпляры, которые как будто перенеслись к нам на машине времени из какого-нибудь 1992-го.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
А теперь главный вопрос, что за присадки он использовал чтобы победить гул и вой трансмиссии?
>> В машине используются материалы на основе дисульфида молибдена, что благоприятно сказывается на работе агрегатов.
Liqui Moly в Яндексе забейте )) заодно и про историю этой фирмы почитайте и про "жидкий молибден" в названии этой германской конторы.
Второй главный вопрос : при такой схеме ДХО , откуда берется энергия на нагрев спирали , и о какой экономии электроэнергии идет речь ? Не проще ли было установить внутри блок - фары обычную лампу 15 - 20 Вт ? Посчитаем : спираль 20 Вт плюс (2 50 Вт) = 170 Вт , тогда как 220 Вт = 40 Вт ?
Вы явно прогуляли раздел Электротехника, школьного курса Физика... выучите для начала закон Ома для участка цепи, а потом пишите про "экономию" энергии... Чем больше сопротивление в цепи, тем ниже потребление энергии, добавив дополнительный резистор в цепь, владелец тем самым увеличил сопротивление участка цепи. Замерьте сопротивление 200 Вт лампы накаливания и 25 Вт )) Он кстати тут велосипед не изобрёл – так давно уже делали и немцы и американцы с японцами. Именно для рынка Скандинавии, Северной Америки и Японии были изначально введены дневные ходовые огни. Например во многих немецких и японских а/м 80-х и 90-х годов в передних крыльях стояли специальные балластные резисторы (они кстати неплохо греются), зато лампа в фаре горит "вполнакала", тем самым экономим и энергию и ресурс лампы. Так делали до тех пор, пока не стали использовать ШИМ в цепи питания лампы, но это совсем другая история. Кстати есть комплекты для а/м, есть и универсальные, а есть и для Самары )) как у меня и сделано – стоит DRL одной "отечественной" конторки и работает уже много лет.
Разумеется владелец заслуживает уважения своими работами, но не всё чем вы тут восторгались его изобретение )) Лежанка удобная, но не он первый изобретатель такого, просто обычно не ставят кронштейны, а просто груз из багажника кладут "в ноги" задних пассажиров, а сверху сиденье (оно на тоннель опирается, а вот боками на груз). Ремень сползает больше не из-за ролика, а из-за помпы (чаще всего неравномерная её посадка). SKF уже не тот, как впрочем и вообще все производители перестали делать "долгоиграющие" запчасти и детали. Кронштейн газового упора сильно напоминает "фабричный" (тот кто хочет легко найдёт его в продаже, а точнее те кто хотел, давно уже либо сами сделали, либо приобрели и установили), так что и тут он не первопроходец. Отстали полицаи Украины от Гейропы... там в большинстве стран всегда надо ездить с включёнными фарами, либо ДХО. И "как на Гранте" это означает ОТДЕЛЬНЫЕ ЛАМПЫ в ОТДЕЛЬНОЙ СЕКЦИИ! В Приоре например в секции "дальнего" стоит "хитрая" лампа с двумя нитями для "дальнего" и для ДХО. А он сделал так, как делали немцы, американцы и японцы для "скандинавского света" ещё в 80-ые и 90-ые годы (рынок Скандинавии, Северной Америки и Японии) – для них впервые стали ставить балластные проволочные резисторы в передние крылья, подключая их последовательно с лампами накаливания. Подбирается не с помощью "сопротивления", так будет "подбирать" только тот кто не знает закон Ома, а правильнее просто рассчитать необходимое сопротивление для получения нагрузки в 20 Вт, вычитая из него сопротивление лампы накаливания, получим искомое, а там уже и можно "мотать" из нихромовой проволоки, или приобрести готовое, желательно с рассеиваемой мощностью не менее 50 Вт, а лучше 100 Вт (китайцам уже доверия нет). Схема кстати очень простая на трёх реле (НЗ для габаритов и стояночного тормоза и НР для "зажигания"), Ваш Кулибин кстати не предусмотрел реле для стояночного тормоза, по крайней мере Вы об этом не упомянули. Принудительное включение "карлсона" тоже очень старая "доработка" с тех самых времён как на Жигулях появился электровентилятор и датчики в радиаторе стали отказывать. Более грамотным будет сделать дублирование цепи управления "карлсоном" по карбюраторной схеме (датчик в радиаторе) + уже управление дополнительным реле вывести на дополнительную кнопку. Многие-же просто сдёргивают фишку с датчика температуры на ЭБУ (появляется ошибка обрыва цепи датчика температуры и обычно ЭБУ включает на постоянку "карлсон"), некоторые ставят кнопку в разрыв цепи датчика температуры (что тоже не очень хорошо). Позвольте спросить... и чем-же это восьмиклапанный мотор 1.6 "более горячий", нежели аналогичный 1.5? Внутренности от крышки VW, вообще туда ставят "кишки" от крышки Audi 80 или 100 (у Golf и Passat тех-же годов стояли ДРУГИЕ крышки), на некоторые бачки просто ИДЕАЛЬНО подходят эти самые крышки от Audi 100 )) тоже ещё один "изобретённый велосипед", вернее секрет Полишинеля, который Вы тут расписали как его собственную доработку )) "Изобретение" для проверки крышки делается проще – из расширительного бачка, где глушится отвод в сторону термостата, а через пароотводящий подаётся воздух под давлением. Кстати на открытие он как проверяет? Вакуумметром? )) Там ведь двойной клапан. Фильтр тонкой очистки... тогда уж пишите что ставится дизельный сетчатый, а то сейчас народ начитавшись побежит ставить простые бумажные, бензиновые )) Насчёт свечей интересно... только я например трёхэлектродные ставлю )) там как? Используется принцип дополнительного распыления топливной смеси об электрод? Для этого мотора это "сделает" погоду? Дополнительная масса на генератор... а на ЭБУ он дополнительную массу вывел? А-то ведь с панелью 2114 и ЭБУ "нового" образца АвтоВАЗ хорошую "свинью заложил" – масса на ЭБУ приходит через кронштейны панели. Авторская разработка паузы... уж не потенциометр-ли он додумался в разрыв цепи управления вставить? Большинство всего этого "счастья", можно было давно прочитать в журнале "За рулём" в рубрике "Советы бывалых" (хотя там большинство тоже "секреты Полишинеля", по крайней мере для отечественных а/м уж точно). Не ясен только смысл и делать отверстие в "телевизоре" и подрезать накладку, т.н. "верхнюю решётку радиатора". Уж проще вывести гофру за пределы моторного отсека, чем нарушать целостность и без того хлипкого кузова. Ну хоть про салонный фильтр не написали что это его изобретение )) такие фильтры уже МНОГО лет делают питерцы и самостоятельно изготавливают многие "спутниководы" / "самароводы". Сетки в бампер и выше него также старое "изобретение", ещё лучше металлическая сетка + антимоскитная сетка прямо на радиатор – тогда точно мошки и тополиный пух будут на антимоскитной сетке, а не в сотах радиатора, т.к. когда мошки, комары, мухи, пчёлы и осы рассекаются сеткой их бренные останки становятся более мелкими и с лёгкостью влетают в соты радиатора сильнее, нежели они просто попали на радиатор. И тут важнее не защита от мошек, а защита от камней (губа у 2114 открыта сильно, даже в сравнении с 2108). А вот от мух уже антимоскитная сетка лучше защитит. Втулки для рычага КПП также давно уже есть "кооперативные" из фторопласта, кто хочет давно приобрёл. Сальник КПП... проще поставить второй )) Колпаки к колёсам аналогичным способом помнится крепились на ГАЗ-3102 )) только там гайка была снаружи, а шпилька была приварена к П-образной пластине. Кстати на одной оси четыре отверстия с резьбой, а на другой только два. Вот OEM-стиль тут на корню убили оконательно и бесповоротно спойлер на заднем стекле и накладки на зеркала )) Задние гайки крепления дверных ручек – полезно! Как впрочем и светоотражатель, который к сожалению перестали ставить с завода на поздних выпусках Самар... а ведь ещё ранее были и с лампами. АвтоВАЗ экономит на всём. Аптечка когда-то очень хорошо помещалась в 2108/2109 за пластиковой крышкой прикрывающей заднюю стенку багажника. У меня-же сейчас и аптечка и другая мелочь имеет приклеенную одёжную ленту велкро (т.н. "липучку") с помощью которой крепится к ворсовой обивке багажника там где это надо. Если владелец сменит корпус аптечки, то и кронштейн менять будет? ;-) Знак аварийной остановки так устанавливался не только на Мерседесах )) Штатные иммобилайзеры АПС-4 и АПС-6 больше проблем причиняют, чем пользы, видимо он ещё ни разу не оставался с иммобилайзером один на один тёмной зимней ночью на трассе в буран, либо где-нибудь в лесу – если захотят угнать такой старый пепелац, то просто волоком утащут, да и прийти со своим ЭБУ несложно ))
Удачи Вам и владельцу этой Самары!