Про пальто и мотоцикл
К: Виктор Николаевич, расскажите, как вы были байкером?
В.Б.: Это было еще в советские времена, в 1982 году. Однажды мама отправила меня купить пальто, которое стоило 280 рублей. А я вместо этого зашел в спортивный магазин и увидел там мотороллер «Электрон-Вятка» за 280, ровно! Это – судьба, подумал я, купил, докатил его до дома, благо, было недалеко.
Как поднять «стального друга» на четвертый этаж? Я разобрал его во дворе и поднял по деталям в квартиру. На целлофане разложил все на полу в своей комнате и месяца три протирал их, наждаком снимал заусенцы. Потом собрал, вышел на площадку, завел, притормаживая, спустился по лестнице на улицу и поехал… Первый раз! Без прав, но с огромным желанием стать свободным!
К: Как на покупку отреагировала мама?
В.Б.: Сказала, — носи его теперь вместо пальто! (смеется) Фото мотороллера, к сожалению, не сохранилось. На нем я добирался на службу в театр. Такого количества «мотиков», как сейчас, не было в то время, и Электрон-Вятка нечасто встречался на дороге, так что я собой очень гордился. Я «надевал пальто» и ощущал себя настоящим гонщиком, «суперменом».
К: Ездили без приключений?
В.Б.: Один раз двигатель заклинило, и я едва успел выжать сцепление, иначе разбился бы. А однажды на глухой лесной дороге меня остановил «мент» и взял с меня рубль штрафа ни за что. Видимо, на этой тропе давно никто не проезжал, а тут я попался. Тем не менее мне очень нравилось ездить. Сидишь на «табуретке», ветер в волосах… Наверное, 15-20 тысяч километров я на нем накрутил. На своем мотороллере я и на права сдавал – мне надо было открыть категорию А.
К: А соответствующая экипировка у вас была?
В.Б.: Тогда сложно было с такими вещами. Я купил себе красно-белый шлем и куртку из кожзаменителя коричневого цвета. На самом деле это была модель формы для милиции, но оказалась неудачной, и ее пустили в свободную продажу. По качеству она была плохой и быстро вышла из строя – один раз «прилег» на асфальт, и, считай, куртки нет.
Экипировка для мотоциклиста это, прежде всего, безопасность. Не понимаю людей, которые без шлема ездят на мотоцикле. Ну что за понты? Ведь даже если воробей будет лететь навстречу, а у тебя скорость приличная, он тебе голову проломит. А, не дай Бог, свалишься? Ведь не глупые люди придумали кожаные куртки и штаны. Если упадешь на асфальт, а это все равно когда-то произойдет, то пострадает кожа на куртке и на штанах, а не твоя собственная. Ездить в футболочке и джинсах на мотоцикле – безрассудно. Обувь тоже надо покупать ту, которая не боится трения с асфальтом. Мне доставляет удовольствие смотреть на велосипедистов с защитой для рук и ног. Вот это разумно!
Актер на транспорте – в кино и в жизни
К: Вам доводилось сниматься в кино на мотоцикле?
В.Б.: Только однажды – я ездил по горным дорогам Черногории на мотике в фильме «Граф Монтенегро». Красота страны так меня увлекла, что я не обращал внимания на транспортное средство. Вероятно, оно особо и не запомнилось, потому что все было замечательно. Мы больше месяца снимались и совместили работу и отдых.
А вот съемки в картине «Никогда не разговаривайте с неизвестными» мне запали в душу – во-первых, тем, что там у меня очень интересная роль, учитель – идеалист Пенек, чудик в огромных очках, во-вторых, тяжелейшим велосипедом. Моему герою для передвижения по горным дорогам достался такой агрегат, на котором странно было не загреметь! (смеется) Что я с успехом и сделал, едва не разбившись. После этого случая решил – все, завязываю с велосипедами в кино – только тракторы!
К: Почему именно тракторы?
В.Б.: У меня с ними все хорошо складывается. Кроме того, что я профессиональный водитель с четырьмя категориями, я поднаторел на съемках – неоднократно играл трактористов. Однажды в юности мне пришлось играть тракториста в фильме «Садовник» у Виктора Бутурлина. Партнером моим был сам Олег Борисов. Я очень волновался перед сьемкой со звездой советского кино и одним из любимейших моих артистов.
Смотрю, стоят два трактора – гусеничный ДТ-75 и колесный «Беларусь». Режиссер сомневался, какой из них выбрать. Но мне-то надо быть на высоте! До начала смены я купил две бутылки водки, подошел к трактористам и попросил каждого дать мне мастер-класс. Когда режиссер крикнул – снимаем на тракторе «Беларусь» – я сел за руль и сыграл так, точно всю жизнь был трактористом.
К: Это где же такие эксклюзивы организуют?
В.Б.: На съемках пилотного выпуска программы про автомобили Ironic-Style. Соревноваться мне предстояло с каким-то смешным красным драндулетом, за рулем которого был известный петербургский фотограф и музыкант Андрей Федечко. При ближайшем рассмотрении оказалось, что забавный красный Порше – маленький трактор! В конце программы я не удержался и немного проехал на нем. Теперь могу всем говорить, что ездил на антикварном Порше, никто же не знает, что это был трактор…
К: С велосипедами завязали, перешли на Порше…
В.Б.: Нет, актерская судьба – всегда загадка и неожиданность. С велосипедами завязал, зато открыл сезон велорикш. Я снялся в роли бомбилы Ветрова, велорикши провинциального городка в фильме «Курьер из Рая». Специально для моей роли сварили из железа неподъемное, трудноуправляемое устройство на колесах. Намаялся я с ним невероятно, так, что мой предыдущий велосипедный опыт в кино показался в сравнении с этим – приятным развлечением.
Самое обидное, что мою сцену на «жутком агрегате» практически полностью вырезали из фильма. Выходит, зря старался… Зато теперь представляю все тяготы труда китайских коллег моего персонажа. Кстати, будучи в Китае мы с женой Полиной решили прокатиться на «моторикше». Смешные, приделанные к мопедам тачки для пассажиров с ёлочной подсветкой стояли повсюду!
К: Ну и как Вам «китайские гонщики»?
В.Б.: Страху мы натерпелись! Полина, хоть и «экстремалка», все боялась, что тачка разлетится на ходу, и мы провалимся сквозь ее ржавое дно… Вспоминался момент из фильма Г.Данелия «Кин-дза-за!», где герой Е. Леонова говорит «Скрипачу»: «Крути ржавую гайку!» Тот ему отвечает: «Тут все ржавые!» «Она самая ржавая!», — заявляет Леонов. Выжили мы в Китае чудом! Ку!
Чего не надо делать с мотоциклом
К: Вопрос в связи с ростом числа аварий с мотоциклистами. Какое напутствие вы, как опытный байкер, могли бы дать молодежи на мотоциклах?
В.Б.: Любой транспорт – это повышенная опасность, даже самокат или велосипед.
Я сравнил бы мотоцикл со стрелковым оружием. Если у человека нет оружия, и он только мечтает о нем, это одно, но когда он его приобрел, при условии, что голова у него нормально работает, надо понимать, что это большая ответственность. Профессионал с оружием еще подумает – стрелять или нет. Я сейчас не говорю про уродов, хотя уродов везде хватает, и они не должны быть примером. Нормальный человек всегда чувствует ответственность.
К: Если так, то почему люди рискуют? Социологи утверждают, что современное молодое поколение не ценит жизнь, все воспринимает, как игру.
В.Б.: Не верю в такие теории! Мне кажется, дело том, что каждому человеку свойственно думать: «Со мной этого не будет!» Как, например, женщина ошибается? Все вокруг говорят ей про ее нового знакомого – «Не верь ему, он подонок и подлец, деньги берет, а потом бросает!» Но женщина считает, что это с другими он так себя ведет, а с ней все будет иначе! (смеется) Еще в любом из нас присутствует внутренний пофигизм по отношению к себе. Это когда мы находим возможность позаботиться о детях и любимых, а про себя вспоминаем в последний момент. Например, говорим ребенку: «Осторожно, чашка горячая!» или «Смотри, аккуратно переходи дорогу!» А сами переходим дорогу в неположенном месте, часто на глазах у собственных детей, и чашку хватаем горячую. Так что долой пофигизм!
К: Что может остановить любителя экстрима?
В.Б.: Только страх. Интересно, что чем опытнее человек, тем больше он боится. Самые трусливые люди – каскадеры. Они свои трюки сотни раз подстраховывают, и оказываются правы. Однажды я видел спортсмена, который прыгал с Эвереста – а это восемь с лишним тысяч метров, – в специальном костюме с крылом для парения в воздухе. Мужчина готовился и тренировался около двух лет, рядом с ним была огромная команда помощников, и вот он стоит на вершине, и прежде чем прыгнуть, пятнадцать минут не может двинуться с места. Потом выяснилось, что он боялся.
Профессионалы всегда боятся, и страх помогает им не совершить ошибку, а пофигисты – погибают.
Удовольствие от скорости – это прекрасно, но, нажимая на газ, ты всегда должен помнить, что в случае глупого лихачества поездка может закончиться сломанным мотоциклом, поврежденным позвоночником или смертью. Многим нравится вставать на заднее колесо. Один раз сделал, второй, но это не отменяет шанс погибнуть на третий.
К: Запугиваете?
В.Б.: Нет, просто я видел больше, поскольку по первой профессии – водитель. Однажды видел на дороге оторванную голову мотоциклиста. Впечатляет и заставляет быть осторожнее. На мой взгляд, чтобы понять, что такое скорость, надо сесть на мотоцикл. Автомобиль этого понимания не дает. 300 км/ч на машине и на мотоцикле – разные вещи. На мотоцикле завораживающий эффект скорости чувствуешь сразу. Мотоциклисты специально и трубы вешают, чтобы их было слышно – не будешь же постоянно сигналить в пробке или на трассе, а так поддал газку, и в шуме мотора и радио водители в машинах тебя услышат. В какой-то момент я перестал обижаться на мотоциклистов, которые стремятся протиснуться вперед, и даже стараюсь уступить им дорогу. Да, им запрещено передвигаться между рядами, но глупо стоять на месте и дышать бензином.
Мотоциклы, женщины и риск
К: Как вы относитесь к женщинам на мотоциклах?
В.Б.: Красиво, романтично, но опасно. Любовь к мотоциклам – у нас семейное чувство. Моя жена Полина с детства мечтала о мотоцикле, и когда дедушка положил ей на сберкнижку к совершеннолетию 1 000 рублей, решила, что в 17 лет получит всю сумму и обязательно купит себе Яву. Но в этот год Советский союз развалился, и деньги превратились «в фантики». На тысячу можно было купить только электрощипцы для завивки волос, что Полина и сделала. Включила их в сеть, а там что-то замкнуло и ее так ударило током, что она отлетела к противоположной стене. «Это мне Ява отомстила!» — говорит Полина, а я думаю, это знак, чтобы она одна не ездила на мотоцикле, а только пассажиром – со мной.
К: У байкеров есть приметы?
В.Б.: Есть. Недавно знакомый парень купил себе хороший японский мотоцикл, но после аварии. Восстановил его, а все вокруг ходили и качали головой, мол, зря: бывший хозяин в аварию попал, и ты попадешь. Он не послушал, и тоже попал в ДТП. Хорошо, жив остался.
Нельзя покупать аварийные мотоциклы или снимать детали с брошенных на дороге. Считается, что так водитель переносит на себя несчастья владельца мотоцикла. Автомобилей это тоже касается. Стоит машина разбитая – не смей ничего с нее снимать, а если сам, не дай Бог, разбился – не восстанавливай, а попытайся продать.
К: Почему вас так притягивают мотоциклы?
В.Б.: Есть люди, которые могут работать на конвейере, в офисе, а есть те, кому нужна свобода, и они идут в водители. Они вроде бы тоже сидят весь день, и на нервах, но чувствуют дух свободы, которую дает дорога. А самые свободные люди – те, что на мотоциклах. Правда, в России на них очень тяжело ездить. Я, например, привез себе из Китая маленький мопедик с «двигателем от бензопилы». Проехал на нем один раз, и он растрясся весь. Сочленение посередине – а мопедик складной был, буквально вырвало – такие у нас дороги провальные. Да и сезон у нас месяцев пять максимум – зимой вряд ли будешь ездить. Дорогой хороший мотоцикл будет жаль гробить – потому что то люк открытый на пути, то яма с водой, а там и до центра Земли недалеко (смеется). Так что я пока с покупкой мотоцикла подожду, еще помечтаю…
Фото Романа Останина и из архива Виктора Бычкова
Редакция интернет-портала Колеса.ру благодарит салон Harley-Davidson® на Арсенальной за помощь в проведении съемок
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Уважаемый Виктор, мечтать можно очень долго....купите недорогой эндуро и будет вам счастье, он даёт столько же чувства свободы, сколько большой, дорогой Харлей, даже больше.....
Присоединюсь к Сергею, но с оговоркой. Мне кажется любой мотоцикл даст ту самую свободу,будь то эндуро, чоппер или спортбайк. И даже некоторые китайские мотоциклы вполне уютно чувствуют себя в наших условиях ) А интервью получилось интересным, спасибо Виктор!