Сборная Европы: как Запад принимал участие в создании ВАЗ-2108

Мы уже рассказывали о том, что в создании первого тольяттинского переднеприводника принимала участие немецкая компания Porsche. Однако на этом "помощь Запада" и его присутствие в так называемом проекте "Гамма" не закончились. В инжиниринге "восьмерки" был задействован еще один европейский партнер – итальянская фирма UTS. По сути, треугольник "СССР – Германия – Италия" и создал ВАЗ-2108, причем компанию UTS посоветовал давний итальянский друг ВАЗа – концерн FIAT.

Исходя из концепции, в новом автомобиле должны были быть реализованы передовые технические решения – помимо привода на передние колеса это и реечный рулевой механизм, и П-образная балка задней подвески, и прямой привод газораспределительного механизма, и бесконтактная система зажигания, и передняя подвеска типа МакФерсон, и Х-образная схема работы тормозной системы, и коробка передач с главной парой в одном корпусе, и карбюратор, работающий на обедненной смеси... Словом, инноваций хватало.

Просто взять и "содрать" чертежи и конкретные узлы у западных компаний на ВАЗе не могли и не хотели – во-первых, из-за подписанного с Porsche соглашения, а во-вторых, это было чревато претензиями и дальнейшими "разборками" в случае экспортных поставок будущей "восьмерки" на европейский рынок. Все-таки на дворе стояли отнюдь не 30-е годы, когда технический плагиат для СССР был делом обычным, хотя и вынужденным.

Именно поэтому ВАЗу пришлось привлечь значительное количество компаний-лицензиаров, с которыми были подписаны лицензионные соглашения на многие узлы и технические решения. Имена тех, кто помог советскому автогиганту в разработке ВАЗ-2108, даже сегодня вызывают уважение не только у технических специалистов.

lada_samara_3-door_2.jpg



Например, у компании Lucas (Великобритания) приобрели лицензию на дисковый тормоз и вакуумный усилитель тормозов; Zahnradfabrik (Германия) – реечный рулевой механизм и синхронизаторы коробки передач; Way Assauto (Италия) – стойки передней подвески; Volkswagen – балка задней подвески; Automotiv Prodax – сцепление; Hardy Spicer (Великобритания) – шарниры равных угловых скоростей; Kolbenschmidt (Германия) – поршневая группа; Riken (Япония) – поршневые кольца; Uniroyal (Италия) – зубчатый ремень газораспределительного механизма; Elring (Германия) – прокладка головки цилиндров; Solex (Франция) – карбюратор; Sofica (Франция) – радиатор системы охлаждения; Autopal (Чехословакия) – блок-фары; Krauss-Maffei – задние фонари.




Именно наличие в новой модели "передовых технологий Запада" и обеспечило ей довольно высокую популярность и положительное реноме даже на пресыщенном бюджетными хэтчбеками гольф-класса европейском рынке.

Поскольку многие детали в СССР в первое время просто не производили, то автомобили выпуска 1985–1987 годов оснащались большим количеством комплектующих импортного производства. К примеру, это были шины: поскольку шинпром СССР не выпускал резины требуемой размерности 165/70 R13, первые два года все "восьмерки" сходили с конвейера на французских покрышках Michelin MX L. Гнутые стекла двойного радиуса также были освоены советской промышленностью не сразу, поэтому ранние ВАЗ-2108 оснащались шведскими стеклами фирмы Trempex, на что недвусмысленно указывал соответствующий штамп в углу каждого стекла. На экспортных автомобилях выпуска 1985–1986 годов также встречались ремни безопасности шведской фирмы Autoliv, а на более поздних – югославского (Zastava) и чешского (MORAVAN) производства. Венгерская фирма Bakony была поставщиком комбинации приборов, замка зажигания, моторчиков омывателя и «трамблера». Ряд югославских заводов (21. OCTOBAR, Trepca) выпускали бамперы, монтажный блок, салонный пластик и АКБ. Чехословакия также не осталась в стороне: на многих «восьмерках» первых лет можно было встретить не только уже упомянутую головную оптику Autopal, но и моторчики стеклоомывателя Tesla.




Увы, здесь нельзя не вспомнить о том, что собственные (советские!) комплектующие оказали "Спутнику" медвежью услугу: печально известный коммутатор в системе зажигания в первые несколько лет был настоящей притчей во языцех. И если европейские дилеры просто сразу меняли советскую деталь на импортное изделие (как правило, фирмы Bosch), то советские владельцы "зубил" в условиях тотального дефицита не только пытались заменить транзистор КТ-848А каким-то подходящим аналогом, но и нередко приспосабливали вместо электронного зажигания... обычное контактное от Москвича вместе с «трамблером»! А что делать – такой сомнительный с точки зрения конструктива ход возвращал автомобилю способность самостоятельно передвигаться.


vaz_2108__samara__6.jpg



Как бы там ни было, присутствие западных компаний в виде технологий и комплектующих в своё время заметно помогло Самаре. Да, все нулевые годы иначе как отсталой эту технику назвать было сложно. Но на протяжении добрых полутора десятков лет выпуска 2108 и ее «родственники» были вполне конкурентоспособны как в России, так и за границей. Кроме того, как видите, сегодняшнее широкое применение импортных деталей и технологий в той же Lada Vesta – это вполне привычный для Волжского автозавода путь.


vaz_2108_-lada-_10.jpg


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
8 комментариев
22.11.2015 21:47
Artour

Отличная машина! Папа всех нынешних вазов.

Историю АвтоВаза можно разделить на 3 революционных этапа :

1)Появление Ваз-2101 и вся линейка классики

2)Появление Ваз-2108 ,2110 и эволюция до калин/приор.

3)Появление поколения XRAY (Vesta,Xray и еще какие-то)

С карбюратором машина просто ураган,а вот инжектор для обычной езды по городу...


24.11.2015 13:50
Андрей Чепелев

На карбюраторной восьмерке ездил совсем немного, когда еще и прав-то не было. А вот на инжекторной девятке в 18-19 лет гонял - ухх. Не согласен, что только для спокойной езды :) Если мало страха и не жалко педаль топтать, эти машины могли многое. Жаль только, что свою я в отбойник ушатал в итоге :)


09.06.2016 20:26
Денис

Инжехтур экономичнее, резвее, надежнее. Карб - прошлый век.

1

24.11.2015 23:12
Семён Смирнов

Такое впечатление, что наши вообще не могут сами нормальные качественные комплектующие производить(((

1

09.06.2016 20:28
Денис

Это нормальная практика. Одна фирма делает только карбюраторы, вторая только шины, третья только стекла, и т.д. Такого, чтоб автозавод сам делал все комплектующие, не бывает. Другое дело, что предприятия СССР редко делали что-то реально передовое, и приходилось искать технологии за рубежом.


28.11.2015 02:01
Сергей Шабалин

У первых зубил был классный коричневый салон. Почему сейчас на грантах такого нет?

2

09.06.2016 20:24
Денис

Гранта - машина низшего ценового диапазона. А Приора вплоть до рестайлинга 2013 года имела замечательный светлый салон. Шнива еще бывает с кремовым салоном, но редко.

1

09.01.2016 22:37
Dmitry

И кто-то ещё возмущается обилию импортных деталей в весте.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings