Связи с АВТОВАЗом у «Азия Авто» давние – Lada 4х4 с небольшими перерывами выпускается здесь с 2002 года. Долгое время параллельно с российским внедорожником точно таким же методом SKD (крупноузловая сборка) собирались практически полные модельные ряды брендов Kia, Skoda и Chevrolet. Сейчас иномарки остались, но в высших сферах казахстанского автопрома именно российский бренд рассматривают теперь как наиболее перспективный.
Обо всём этом, как и о новом, ещё строящемся заводе «Азия Авто Казахстан», который будет «заточен» под полный цикл производства, причем именно автомобилей Lada, мы рассказывали в феврале. Тогда было понятно, что новый завод построится не завтра и даже не послезавтра, а дружить с российским автопромом нужно начинать уже сейчас. И вот в течение 2016 года в компанию к Lada 4x4 на действующем производстве «Азия Авто» добавились седаны Priora и Granta, универсал и хэтчбек Kalina, а также длиннобазная Lada 4x4 5d. Ну а сегодня…
Сегодня мы стоим в светлом современном цеху, который напоминает немного уменьшенный ижевский, где собирают Lada Vesta – те же обилие света, чистота, стройные ряды контейнеров и оборудования, малое количество людей, каждый из которых занят своей работой. Вдалеке – нитка сборки Lada 4x4, с которой вот-вот сойдёт новенький Urban.
Рядом делают Приоры. Дальше, по аналогии с тольяттинской, линия «В0» для сборки соплатформенных Largus и Xray. Следующая нитка – Калины и Гранты, теперь во всех возможных вариантах кузова. А прямо перед нами – линия Весты. Очень показательно, что все планы, озвученные нам казахстанцами ещё в феврале, в целом совпали с реальностью, ведь с сегодняшнего дня в Казахстане действительно осуществляется сборка всех моделей Lada.
Совершенно неожиданно в сопровождении небольшой группы людей в цеху появляется Николя Мор – президент АВТОВАЗа прилетел из Тольятти, чтобы лично запустить сборку новых моделей. Этот визит в Усть-Каменогорск для него уже третий – уходящий год на «Азия Авто» выдался насыщенным. А сегодняшний старт, кроме того, приурочен к 14-летию завода – чувствуется, что этот день обещает вместить в себя результаты большого труда. Мор идёт по цеху, слушает сопровождающего его Ерика Сагымбаева, президента АО «Азия Авто». Вокруг, щёлкая затворами, роятся фотографы.
Пишущих журналистов тут быть не должно, их собрали в соседнем цеху, где пройдёт официальная часть, поэтому пресс-служба АВТОВАЗа при виде нас заметно напрягается. Зря, ведь все интересующие нас вопросы мы проясним и уточним чуть позже лично у Ерика Ерлесовича (тем более, что здесь мы – единственные журналисты из России именно по его приглашению) и у «Николая Ивановича» – именно так Мор представился сотрудникам завода и пишущей братии. Сейчас же нам интересно другое – как вообще Мор относится к новой для него казахстанской эпопее? Похоже, что нескольких фраз, взглядов и жестов достаточно, чтобы это понять.
Вопросов у Мора всего несколько, и все они – частного, чисто производственного характера. В целом же новый президент АВТОВАЗа доволен – несколько раз резюмирует ответы Сагымбаева коротким «good», улыбается, а под конец хвалит условия труда в цеху. Они, кстати, действительно просто образцовые. Президент АВТОВАЗа проходит сквозь толпу собравшихся к микрофонам и, запуская сборку новых моделей, говорит о том, что привёз с собой десять специалистов АВТОВАЗа, Renault и Nissan, отвечающих за маркетинг, производство и качество: «Мы рады открыть двери казахстанским партнёрам и поделиться технологиями и стандартами качества».
Сегодня здесь высокие гости – президент холдинга «БИПЭК АВТО – Азия Авто» Анатолий Балушкин, первый заместитель акима Восточно-Казахстанской области Нурымбет Сактаганов, председатель правления Союза «КазАвтоПром» Олег Алфёров и руководитель пресс-службы АВТОВАЗа Сергей Ильинский.
Мор говорит, что казахстанский рынок очень важен для АВТОВАЗа, и с запуском Весты и Иксрея у каждого гражданина Казахстана появилась возможность понять, какие качественные автомобили выпускает теперь АВТОВАЗ. Мы-то знаем, что АВТОВАЗу, при всех позитивных сдвигах, пока ещё точно есть, куда расти. Меж тем, руководство казахстанского завода убеждено, что качество сборки Весты на «Азия Авто» будет не ниже, чем в Ижевске, а кое в чем будет даже превосходить удмуртский завод. В силу меньших, чем на «Lada Ижевск», объёмов производства здесь возможен более внимательный подход к каждому автомобилю – например, вполне реально избежать даже лёгкого «разнотона» в цвете стёкол задних фонарей. Однако в Усть-Каменогорске признают, что заложенное в новые модели Lada высокое качество – не что иное, как результат серьёзной работы специалистов АВТОВАЗа.
Объёмы сборки новых моделей на «Азия Авто» пока действительно довольно скромные, однако все 50 седанов Vesta и столько же хэтчбеков Xray, запланированные к выпуску в декабре, уже нашли своих покупателей через предзаказ. Вообще, Веста российского производства продаётся в Казахстане уже год, и народ успел её «распробовать», а местная сборка может дать дополнительный стимул в виде привлекательной цены – по крайней мере, пока на «казахские» Весты вывешен очень выгодный прайс. Что будет с ценами после нового года, пока не понятно, но в целом Веста (с любым прайсом – и «ижевским», и новым) чуть дешевле конкурентов. Конечно, битва за потребителя у Lada тут предстоит не меньшая, чем в России. Но за судьбу российского бренда в Казахстане можно быть спокойным – как отметил президент холдинга «БИПЭК АВТО – Азия Авто» Анатолий Балушкин, государство всегда «оказывало автопрому беспрецедентную поддержку».
Николя Мор подчеркнул, что в производстве моделей Lada в Усть-Каменогорске будет применяться система качества Renault-Nissan – то есть никакого объединения с теми стандартами, что уже действуют на заводе для сборки авто других марок, не планируется. Вместе с тем, комплектации новых моделей Lada для казахстанского рынка на «Азия Авто» будут определять самостоятельно. Известно, что для Весты их будет, скорее всего, четыре. Выбор по силовому агрегату пока невелик – мотор 1,6 литра мощностью 106 л. с., сагрегатированный с французской «механикой» или российско-германской АМТ.
Но в ближайшем будущем на усть-каменогорском заводе собираются выпускать Весту и Иксрей и c новым 1,8-литровым 122-сильным вазовским мотором, и такая версия наверняка станет популярной – в Казахстане ценят моторы как можно большего литража; тут фактичекски невозможно продавать современные малокубатурные турбодвижки, признаётся объём в районе двух литров и выше.
Сегодня завод «Азия Авто» выпускает 30 автомобилей Lada каждый день при односменном режиме работы. Но в 2017 году темп сборки будет увеличен, чтобы Lada могла начать наращивать долю рынка в Казахстане и ближайших к нему зарубежных рынках. За следующий год на заводе планируется собрать 15 000 автомобилей нескольких брендов, и 10 000 из них будут автомобили Lada, причем от 4 000 до 5 000 составят новые модели – Vesta и Xray…
Уже после окончания торжественной церемонии мы заметили в толпе Петра Михайловича Прусова – заслуженного работника АВТОВАЗа, бывшего главного конструктора Волжского автозавода, создателя автомобиля ВАЗ-2121 Нива, ныне Lada 4x4, которая в начале «нулевых» стала самой первой моделью, собираемой на «Азия Авто». Мы разговорились, и оказалось, что Пётр Михайлович является также и заслуженным работником «Азия Авто» – дело в том, что когда-то он подбирал место для строительства этого завода и направлял из Тольятти специалистов для запуска производства. Помогал Пётр Михайлович и с выбором площадки для нового завода «Азия Авто Казахстан»… Случай сфотографироваться с Прусовым упустить было нельзя, и конечно же, фотографироваться надо было рядом с Lada 4x4. Когда мы шли к машине, Прусова окликнул человек, поздоровался с ним за руку и сказал «спасибо». И, ничего к этому не добавляя, просто пошёл дальше.
За все 14 лет существования усть-каменогорского завода с его конвейера сошло порядка 117 000 машин. С одной стороны, это немного, ведь, например, строящийся сейчас завод «Азия Авто Казахстан» рассчитан на выпуск 120 000 автомобилей в год. Но с другой стороны, именно эти 117 000 автомобилей во многом и формировали автопром самой большой бывшей союзной республики, отмечающей в этом году 25-летие независимости…
Новый завод, в отличие от нынешнего сборочного производства, будет заводом полного цикла, включающего, помимо сборки, штамповку, сварку и окраску кузова. Со временем рядом должен разместиться технопарк, где постараются максимально локализовать компоненты для казахстанских Lada. На нём будут делать три или четыре модели. С большой долей вероятности среди них окажутся Веста и Иксрей. После запуска этого завода остальные модели линейки Lada продолжат собирать на старом заводе… Но та большая производственная площадка, что создаётся сейчас, по словам Николя Мора, будет находиться в фазе строительства ещё более трёх лет, так что нынешнему заводу «Азия Авто» предстоит горячая пора.
И этот завод действительно неплох. Светлые современные цеха, аккуратный фасад, а из ворот выкатывается только что собранная серебристая Lada Vesta. Интересно, отличается ли она от тех, что собирают в Ижевске, и если отличается, то чем именно? Мы обязательно это выясним – ведь мы прибыли в Усть-Каменогорск своим ходом, в рамках проекта «Лада Веста 100». Но это – тема отдельного разговора.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться