Седьмое чудо ВАЗа: история разработки самых престижных Жигулей

Эта модель с характерно выступающей решеткой радиатора была предметом вожделения и любимицей миллионов советских, а затем и российских автомобилистов. Чем же «семёрка» смогла завоевать всенародную любовь и даже мировое признание?

Не откладывая на завтра

Уже в середине семидесятых годов в Тольятти понимали, что на одних лишь «фиатовских» разработках далеко не заедешь. Ведь и первые модели («копейка» и «трёшка» соответственно), как и более самостоятельный проект под индексом 2106, по деталям кузова были сильно унифицированы с базовым Fiat 124 конца шестидесятых годов, что во многом определяло облик Жигулей независимо от конкретной модели.

К этому моменту сам итальянский производитель уже далеко ушел от прародителя вазовской «классики», выпустив модель 131. В мире же господствовал новый стиль – формы стали более резкими, а углы – прямыми. И даже самая модерновая по советским меркам «шестёрка», которую только поставили на конвейер в 1976 году, на фоне последних новинок мирового автопрома выглядела довольно скромно, если не сказать прямо: была несовременной.

А ведь позиции марки на внешних рынках были стратегически важны не столько для самого тольяттинского автогиганта, сколько для огромной страны. Каждый проданный за рубежом автомобиль означал поступление в государственную казну СКВ – то есть, немецких марок, французских франков, итальянских лир и другой свободно конвертируемой валюты.

Стало очевидно: еще до разработки принципиально нового автомобиля с приводом на передние колеса Жигули нуждаются в серьезной модернизации. Работа над осовремениванием классики вылилась в разработку целого семейства новых моделей – стандарта, люкса и универсала.

В рамках работы предстояло не только актуализировать внешний вид, но и привести автомобили в соответствие со ставшими более жесткими мировыми требованиями к токсичности выхлопных газов, безопасности, уровню шума и топливной экономичности – словом, поднять машины с ладьей на капоте на более высокий уровень техники.

Четыре глаза ВАЗа: история разработки ВАЗ-2103 Появление ВАЗ-2103 было неизбежным по простой причине: соглашение о сотрудничестве, подписанное в 1966 году между Минавтопромом СССР и компанией FIAT, предусматривало не только строительство...

По сути, конструкторам и художникам предстояло «сделать невозможное» – то есть, создать на имеющейся платформе и агрегатной базе новый автомобиль, который бы являлся результатом глубокой модернизации «копейки» и «шестёрки», но при этом воспринимался как самостоятельный и оригинальный продукт.

Поскольку на тот момент вазовская гамма состояла как из обычных, так и из «люксовых» моделей Жигулей, предстояло обновить как базовую версию, так и вариант повышенной комфортности. Разумеется, под модернизацию подпадал и универсал второй модели, выпускавшийся еще с 1971 года.

В целях традиционного снижения себестоимости конструкторы приняли решение максимально унифицировать седаны по кузовным элементам, достигнув «люксового» эффекта за счет элементов отделки и другого интерьера. То есть, в отличие от «копейки» и более престижных моделей 2103/2106, автомобили нового семейства должны были отличаться не «железом», а более мелкими деталями.

Вышедшая в 1980 году «пятерка» отличалась от прежних Жигулей целым рядом технологических инноваций. В частности, двигатель ВАЗ-2105 получил ременной привод газораспределительного механизма вместо традиционного цепного, а в салоне появились цельноформованные обивки дверей и набивки сидений из полиуретана. Были и другие новшества – единые блок-фары и крупные задние фонари, расположенный в моторном отсеке монтажный блок с реле и предохранителями, лишенные поворотных форточек передние двери и так далее.

Важное отличие: не считая панели крыши (самый затратный и сложный штамп), снаружи «пятёрка» не имела ни одной общей кузовной детали с другими Жигулями!

При этом новая базовая модель была лишена многих привычных элементов отделки. В частности, дизайнеры отказались от хрома в отделке радиаторной решетки, бамперов и колес, заменив его более современными алюминием и пластиком. Лишившись прежнего «орнамента», минималистично-технократичные Жигули несколько потеряли в лоске, но стали смотреться куда современнее – под стать новому десятилетию, которое уже наступило. Однако позиции в «люксовом» сегменте по-прежнему оставались за третьей и шестой моделями ВАЗ, на смену которым должны были прийти Жигули с порядковым номером 7 – то есть, с индексом 2107.

Стильная штучка

Если на «пятерке» были успешно освоены и обкатаны технологические нововведения, то ВАЗ-2107 была уготована роль самого «дизайнерского» автомобиля на базе заднеприводного семейства. Действительно, художники и конструкторы по максимуму использовали этот проект для того, чтобы реализовать все то, что по разным причинам не удалось воплотить в «трёшке» и «шестёрке».

Очень непростая задача звучала примерно так: ВАЗ-2107 должен был отличаться от базовой «пятерки» с первого взгляда, но при этом оба автомобиля сохраняли максимальную унификацию по «кузовщине».

На фото: ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107
На фото: ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107

Тон в сегменте «лакшери» в Европе задавало несколько моделей – например, первый S-класс и «семёрка»! Именно поэтому в «топовой» модели дизайнерам Волжского автозавода предстояло воплотить своё видение на люксовое исполнение с учетом последних достижений мирового автопрома – в том числе, и новейших моделей Mercedes. Сколь бы смешно это сейчас ни звучало, советским художникам нужно было изобрести собственный «Мерседес Востока». Не в последнюю очередь еще и потому, что именно этой немецкой марке благоволил генсек Брежнев – тот самый «дорогой Леонид Ильич», от которого в СССР зависело очень многое. Иными словами, «семёрке» в модельном ряду ведущего советского производителя отводилась та же роль, что бренду из Штутгарта – в общемировой иерархии автомобильных марок.

Поэкспериментировав с четырьмя круглыми фарами, на ВАЗе пришли к выводу, что прямоугольная оптика смотрится более серьезно и престижно. Тем более, что к ней идеально подходила выступающая решетка радиатора в «мерседесовском» стиле. Казалось бы, на компактном седане малого класса такой атрибут будет выглядеть аляповато и неуместно. Но нет – в сочетании с новым капотом иное оформление передка преобразило «пятерку», которая буквально заиграла. По этой же причине дизайнеры отказались и от «пятерочных» подштамповок на крышке багажника.

ХБМ – «хочу быть мерседесом». Именно такое прозвище получила новая модель вскоре после выхода. В ёрничании острословов была доля правды – «семёрка» действительно пыталась походить внешне на самый престижный седан своего времени.

Еще одно важное изменение в облик «статусной» модели было внесено с помощью бамперов. Это решение, опять же, было немного «подсмотрено» у родственных Жигулям автомобилей марки Fiat. Изначально «хром-пакет» планировали расширить за счет полировки верхней части алюминиевого бампера, однако впоследствии было принято решение изготавливать деталь из пластика, прикрыв верхнюю часть хромированной накладкой, а не её имитацией.

Наконец, завершающий штрих – новые задние фонари с иной компоновкой световых блоков. В итоге новая модель воспринималась как действительно другой автомобиль – более престижный и роскошный, чем обычная «пятерка».

Для соответствия требованиям безопасности в конструкцию были введены энергопоглощающие элементы – гидравлические опоры бампера и силовые брусья дверей.

Будучи ограниченными в работах над экстерьером, конструкторы «семёрки» всерьез отыгрались в салоне. Ведь ВАЗ-2107 получил совершенно иной интерьер, который радикально отличался от простоватых по меркам конца семидесятых годов салонов прежних Жигулей. Кроме «большой» панели приборов с массивным козырьком и длинной центральной консолью, внутреннее убранство «семёрки» привлекало взгляд анатомическими креслами с интегрированными подголовниками. Именно эта деталь тут же стала предметом зависти обладателей остальных Жигулей с обычными «низкими» спинками передних кресел.

lada_2107_3
lada_2107_4
Роскошь по-советски – примерно так в двух словах можно было описать интерьер ВАЗ-2107

Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей Среди всего разнообразия заднеприводных автомобилей ВАЗ у каждого истинного «жигулиста» есть своя любимая модель: кому-то нравятся наивно-круглофарные «копейки», другие любят более угловатые...

Вдобавок перед глазами водителя появилась развитая комбинация приборов с вольтметром, тахометром и указателем давления масла, что на прежних моделях встречалось разве что по отдельности. Да и рулевое колесо по дизайну и конструкции существенно отличалось от прежних тонких и жестких жигулевских «баранок». Была модернизирована система вентиляции и отопления – в частности, по центру «торпеды» появились дополнительные дефлекторы для подачи холодного воздуха независимо от работы отопителя.

Вернув в спинку заднего сиденья «шестёрочный» откидной подлокотник, вазовским конструкторам удалось вывести «семёрку» на максимально возможный уровень комфорта. Ведь и примененные в салоне материалы были под стать дизайну – мягкий пластик, велюр, ворс… Словом, почувствуйте разницу с голым металлом и резиново-виниловой отделкой первых моделей!

Тридцать лет стажа

В 1978 году опытные образцы были показаны высшему руководству страны – в то время практиковались своеобразные закрытые «смотрины» перспективных разработок, от которых во многом зависела судьба будущей новинки. Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин, осмотрев прототип «семёрки», остался доволен и подписал правительственное постановление «О постановке на производство нового семейства автомобилей ВАЗ».

vaz_2107

Благосклонная реакция сильных мира сего позволила новой модели пойти короткой дорогой: уже в 1982 году началось серийное производство ВАЗ-2107, а в августе этого же года именно «семёрка» стала семимиллионным автомобилем ВАЗ, удосужившись повторно «юбилейного звания» восьмимиллионника в начале 1984-го.

Автомобили первых лет выпуска отличались от более поздних машин некоторыми деталями – в частности, хромированным орнаментом задних фонарей и оттенком бамперов. К слову, технологическое новшество обернулась для завода проблемой – уже после начала выпуска новой модели отмечались случаи самопроизвольного разрушения пластиковых деталей. Видимо, сказывалось то, что до запуска «семёрки» в серию пластик с подобными характеристиками для «ширпотребных» отраслей в СССР не производили. Лишь эксперименты с рецептурой и технологией позволили заводчанам добиться требуемой стабильности характеристик материала, что было достигнуто во второй половине восьмидесятых годов.

Технически же новый «люкс-седан» был прямым наследником «трёшки» – именно от этой модели без особых изменений был позаимствован силовой агрегат объемом 1,5 литра. Правда, в духе времени мотор оснастили более экологичным и экономичным карбюратором Озон с экономайзером принудительного холостого хода.

Технически ВАЗ-2107 представлял собой ту же «пятерку», но с двигателем 2103
Технически ВАЗ-2107 представлял собой ту же «пятерку», но с двигателем 2103

Со временем линейку двигателей дополнили и остальными агрегатами Жигулей – как более скромным по объему «пятерочным» мотором с ременным приводом ГРМ на модификации 21072, так и «вершиной гаммы» – 1 600-кубовым двигателем ВАЗ-2106: такая модификация получила индекс 21074.

Два карбюратора должны были «пришпорить» праворульную Lada Riva 1600 SLX
Два карбюратора должны были «пришпорить» праворульную Lada Riva 1600 SLX

Новая люксовая модель позволила оживить интерес к классическим Жигулям на Западе – по крайней мере, до выхода «восьмерки» именно ВАЗ-2107 являлся самым современным предложением тольяттинского автозавода. А на внутреннем рынке «семёрка» стала, пожалуй, самым престижным автомобилем ВАЗ вплоть до выхода седана 21099 на базе переднеприводного семейства.

lada_signet_gl_1
lada_signet_gl_2
Lada Signet для канадского рынка отличалась бамперами и светотехникой

Черная решетка так и не прижилась на «семёрке»
Черная решетка так и не прижилась на «семёрке»

Впрочем, даже в девяностые годы «советский мерседес» продолжал пользоваться устойчивым спросом. Правда, тяготы и лишения переходного периода наложили свой отпечаток на «семёрку» – в отделке появились менее яркие в прямом и переносном смыслах материалы. В тот же период машина лишилась «пятерочных» колесных дисков, получив унифицированные с другими Жигулями колёса типа 2103, но уже без «ушек»-выступов под колесные колпаки.

Интересно, что выход на рынок более современных моделей десятого семейства, а также Калины и Приоры не особо влиял на судьбу «семёрки». Ведь и в новом веке заслуженный седан по-прежнему выпускался, получив с 2006 года новое торговое наименование – Lada 2107, окончательно избавившись при этом и от рудиментов вроде карбюраторной системы питания.

ВАЗ-2107 получил впрыск топлива – сначала центральный, а затем и распределённый
ВАЗ-2107 получил впрыск топлива – сначала центральный, а затем и распределённый

С 2008 года из-за износа кузовных штампов на «семёрке» появилась крышка багажника типа 2105 с парой подштамповок, а пороги лишились резиновых молдингов. Отличить автомобили последних лет выпуска можно и по другим характерным деталям вроде черных наружных ручек дверей и «болотной» окраски колесных дисков.

lada_2107_14
lada_2107_18
Интерьер поздних семёрок стал более «мрачным» по цвету отделочных материалов и получил новую «баранку».

В ХХI веке «семёрку» из тольяттинских машинокомплектов начали выпускать и на украинских сборочных предприятиях в Луцке, Запорожье и Кременчуге. Кроме того, ВАЗ-2107 собирали в Сызрани, а в 2008-м сборка была налажена даже в Чеченской республике. С 2011 года производство «семёрки» наладили и в Удмуртии на заводе «ИжАвто», однако уже в апреле 2012-го выпуск устаревшего автомобиля был прекращен как в России, так и на Украине. Лишь в египетском Каире (!) на предприятии Lada Egypt сборку «семёрки» продолжали вплоть до начала 2014 года. Таким образом, самая престижная и последняя модель Жигулей продержалась на конвейере в разных странах свыше трёх десятилетий, став одним из самых массовых автомобилей, когда-либо выпущенных Волжским автомобильным заводом за полувековую историю.

Отличия ВАЗ-2107 от базовой модели 2105:

  • Капот
  • Крышка багажника
  • Решетка радиатора
  • Бамперы
  • Задние фонари
  • Панель приборов в сборе с комбинацией
  • Рулевое колесо
  • Сиденья
  • Обивка потолка
  • Полка под задним стеклом

Опрос
Ваше отношение к ВАЗ-2107:
Ваш голос
Всего голосов:

Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
15 комментариев
04.01.2017 17:55
machihin.mix@yandex.ru

на счет решетки. автору у 7 модели автору лучше бы не трындить на счет мерина, там эти решетки существовали чуть ли не в первую пуническую, а поглядеть на моду в автодизайне в сша


05.01.2017 02:42
Семён Смирнов

Пресловутый Восточный Мерседес)


05.01.2017 17:08
id175437357

Эту модель 2107 советские горе конструкторы не только "осовременили", но и испортили , ухудшив чисто практические достоинства прежних моделей:

  1. Гады конструкторы с технологами аннулировали "приводную рукоятку" в народе называемую "кривой стартер". Прежнее удобство стало недоступно, а в СССР и РФ оно было особенно востребовано.
  2. Высокие спинки передних сидений не позволяют разложить спальные места как прежде и мешаются при обзоре обстановки сзади.
  3. Множество пластмассовых кожухов в багажнике только накапливают пыль и грязь, от которой . куда сложнее избавляться, а ещё и сокращают доступное место в багажнике.
  4. Отсутствие поворотных форточек в угоду моде, не благо, а дефект модели.
  5. Куда сложнее стало с доступностью электропроводки, сложнее добираться к электроприборам из салона. Правда снятие панели приборов не представляет трудности, но добраться до радиатора печки стало куда сложней.
  6. В электросхеме правильная работа генератора стала зависеть от контрольной лампочки, следящей за её работой. Лампочка перегорела - генератор правильно не работает, аккумулятор не заряжает. Дурь, да и только.
  7. Чистка салона стала более трудоемкой: все эти ворсовые ткани только накапливают пыль.
  8. Мало полезные «примочки», вроде регулятора фар, из салона и очистителя чаще всего не работают, особенно зимой. когда важна эффективная печка и пространство в салоне, а не молдинги по бокам.
  9. Коль проектировали автомобиль как - бы заново, то следовало предусмотреть более просторные колесные ниши. такие. чтобы можно было легко ставить их защиту и колёса большего размера. Не на советского потребителя конструкторы и заказчики работали. а не заграничного. Таков мой вывод.
  10. Явно маленькие боковые зеркала заднего вида тоже недоработка конструкторов. Большинство владельцев их вынуждены менять на более большие и удобные.
  11. А уж сделать кузов из оцинкованного листа было вполне доступно и достойно повышенной цены, но и тут толку не хватило повысить качество изделия. .
  12. Добавлю ещё и про цену, которую повысили немерено за примочки и модный лоск, в основном с советских людей, пользуясь монополией внутреннего рынка. Она того не стоит. На мировом рынке модель продавали по демпинговым ценам, за счет цен на внутреннем рынке. В общем, за Семерку следует поставить двойку, из пяти баллов, но в конце выпуска, когда стали ставить впрысковой мотор, стали продавать за приемлемую цену и убрали лишние молдинги, то тройку Семёрка заслужила. Чисто утилитарно лучшая модель для СССР из классики - ВАЗ -2106, а по цене ВАЗ -21011. За реальные цены их продавали в ГДР.
11

05.01.2017 17:15
machihin.mix@yandex.ru

а главноне что то нарушили в аэродинамеке и потоках обдува, начиная с пятерки поглядите на маски лобового стекла, они гниют на этих двух моделях гораздо быстрее чем на копейках и шестерках

4

05.01.2017 23:59
polazhinets.o@mk.uz.ua

Фундаментальный комментарий. Словно владелец ВАЗ-2101 в 1983 году написал, заглянув в семёрку после своей копейки. :))) Я просто почти слово в слово читал подобную статью "глазами владельца", которую написал обладатель 2105, пересевший на неё с 2101. :))

Отвечу лишь по последнему абзацу. По "шестёрке" здесь была статья, где я назвал её лучшей: https://www.kolesa.ru/article/velikolepnaya-shestyorka-pochemu-vaz-2106-byl-luchshej-modelyu-zhigulej Но семёрка с моей точки зрения не была лучшей, а именно самой престижной.

Впрочем, это субъективно. :))

И спасибо большое за Ваш отзыв!

2

06.01.2017 13:33
tba_new@mail.ru

Для соответствия требованиям безопасности в конструкцию были введены энергопоглощающие элементы – гидравлические опоры бампера и силовые брусья дверей.

Вот только честно... Вы хотите сказать то, что детали: 21070-2803016-0 Кронштейн бампера правый 21070-2803017-0 Кронштейн бампера левый и являются ТЕМИ САМЫМИ "гидравлическими опорами бампера"??? Вы это серьёзно?

А может быть эти: 21050-2803016-0 Кронштейн переднего бампера правый 21050-2803017-0 Кронштейн переднего бампера левый 21040-2804016-00 Кронштейн заднего бампера правый 21040-2804017-00 Кронштейн заднего бампера левый

Которые вставлялись через старый добрый "Уплотнитель" от Нивы 21210-2803075-00.

Так ГДЕ эти самые гидроопоры? Смотрю в каталог запчастей... не было даже в качестве допов.

10

09.01.2017 14:58
Vovanoto@yandex.ru

Почему в статье указано,что кроме капота и крышки багажника нет отличий по кузову? У моих родственников в 3х семьях были жигули: 5ка,6ка и 7ка. 7ка была ниже и длиннее 5ки, даже разговоры помню - что все это элементы престижа. Двери от 5ки на 7ку не подойдут, по крепежу встанут, но не закроются. Это мне дядя говорил, обладатель 7ки. Я маленький был. Но различия помню точно. И в масштабе 1:43 имею обе модели, 7ка длиннее и ниже и там


11.01.2017 00:54
zaz1105

самому то не смешно бородатые гаражные байки повторять и это во времена, когда любой вася может найти все ТТХ в педевикии. в/на тоже была байка, что ланос шире сенса. на деле это один и тот же кузов.

2

11.01.2017 08:02
Vovanoto@yandex.ru

эти ПДФки копированы одна с другой, вразумительных данных я не нашел. И почему же тогда модельки 1:43 образца конца 90ых различаются по длине?


11.01.2017 08:32
zaz1105

может быть и длиннее, но за счёт чего, за счёт крыльев и бамперов? платформа-то одна и та же.

Волга 3102 тоже по паспорту длиннее 24ки. но на деле - это опять же одна и та же машина.

1

11.01.2017 08:34
Vovanoto@yandex.ru

Может быть и за счет крыльев, но вряд ли. Вообще сам не понимаю как так может быть, но визуально как помню из детсва она реально ниже и длинне


11.01.2017 08:38
zaz1105

там в статье про крышу написано, что она от копейки, карданы тоже взаимозаменяемы, дальше думайте сами.


11.01.2017 08:46
Vovanoto@yandex.ru

Позже выложу фото моделек и расспрошу знающих людей


11.01.2017 13:34
machihin.mix@yandex.ru

и встанут двери и закроются и длинна там одинаковая

3

11.01.2017 08:26
zaz1105

очень далек от продукции ВАЗ, но даже я знаю, что на ранних 2107 были свои уникальные диски.

1

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings