Впоследствии для повышения боеготовности и скрытности впервые в мире новые системы осуществляли боевое дежурство при патрулировании по грунтовым дорогам в отдаленных регионах страны. Так на появление зарубежных разведывательных систем и спутников-шпионов Советский Союз ответил созданием принципиально новых подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) с баллистическими ракетами межконтинентальной дальности поражения. Они были полностью автономны и перемещались в составе колонн с многочисленными машинами сопровождения и обеспечения ракетного залпа с любой точки маршрута.
С момента своего рождения советские СРК на многоосных полноприводных шасси превосходили лучшие иностранные разработки и негласно выводили отечественную военно-автомобильную отрасль на высший мировой уровень, хотя для подавляющего большинства жителей Советского Союза долгое время оставались «секретом за семью печатями».

Первая советская шестиосная военная машина И-103 была разработана и построена в 21 НИИИ, а затем монополия в этом совершенно секретном секторе перешла к СКБ-1 Минского автозавода, которым руководил Борис Львович Шапошник. Разработкой пусковых установок первоначально занималось ОКБ волгоградского завода «Баррикады», позднее ставшее основой ЦКБ «Титан». Сборку комплектных изделий осуществлял завод «Баррикады».
Автомобиль-ракетовоз МАЗ-547А для комплекса «Темп-2С» (1970–1985 гг.)
Родоначальником минского многоосного семейства являлась шестиосная 55-тонная машина МАЗ-547А (12х12) нетрадиционной конструкции, негласно занявшая эпохальное место в отечественном Военно-промышленном комплексе (ВПК) и в советской автомобильной индустрии. Она стала первым в мире сверхтяжелым многоосным военным шасси с неразрезной рамой и базой первого мобильного СРК «Темп-2С» с дальностью поражения до 10,5 тысяч километров.

МАЗ-547А появился в 1970 году как полноприводный и облегченный вариант неудачного пятиосного варианта МАЗ-547, в котором стали широко использовать титановые сплавы, алюминиевый прокат, легированные стали и стеклопластик. На нем смонтировали многотопливный 650-сильный двигатель В-38 V12 с турбонаддувом производства Челябинского тракторного завода, унифицированный с силовыми агрегатами серии Д-12А, и модернизированную гидромеханическую трансмиссию с четырехступенчатой планетарной коробкой передач. Впервые в советской практике на этом шасси установили независимую гидропневматическую подвеску каждого колеса с регулированием давления воздуха в шинах. Два контура тормозной системы воздействовали раздельно на колеса трех передних и трех задних мостов. Комбинированная рама состояла из двух мощных продольных лонжеронов швеллерного и Z-образного сечения. Водитель-механик и командир экипажа помещались в раздельных одноместных стеклопластиковых кабинах, вынесенных на передний свес рамы.

Испытания автомобиля МАЗ-547А в лаборатории и на полигоне 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ)
![]() |
![]() |
Первые образцы МАЗ-547А сразу же поступили на заводские и государственные испытания в 21 НИИИ, а затем были отправлены на завод «Баррикады» для монтажа пусковых систем. Мелкосерийное изготовление автомобилей началось в 1972 году в новом механосборочном корпусе МАЗа, где за 13 лет построили 294 шасси.
Опытные варианты машин семейства МАЗ-547
В 1973 году первой версией базовой машины стало облегченное шасси МАЗ-547Б с рамой из прессованного алюминиевого профиля, что позволило сократить его массу на 900 килограммов. Из-за трудностей с надежной установкой ракетной системы и высокой стоимости автомобиля работы по нему были прекращены.

Вторым пробным вариантом в 1976-м стало шасси МАЗ-547Д с танковым газотурбинным двигателем ГТД-1000A мощностью 795 л.с., системой понижающих редукторов и гидромеханической трансмиссией. Через два года за ним последовал тягач МАЗ-547Э с 1000-сильным силовым агрегатом и электрической трансмиссией.
Военное применение шасси МАЗ-547А
Главным объектом, ради которого создавалось это шасси, был первый в СССР подвижный межконтинентальный СРК 15П642 «Темп-2С» с пусковой установкой 15У67 и 44-тонной баллистической ракетой в транспортно-пусковом контейнере (ТПК), способной донести ядерный заряд до заокеанских территорий. С 1971 года на заводе «Баррикады» МАЗ-547А оснащали мощным гидроцилиндром подъема стрелы в вертикальное боевое положение, четырьмя опорными домкратами, системами управления и прицеливания. Боевая масса 17-метровых установок достигала 82 т. Их сборка началась в 1974-м, на боевое дежурство они заступили зимой 1976-го. В состав комплекса входили специальные агрегаты на том же шасси для доставки ТПК с ракетами и перезаряжания пусковых систем.

Появление в СССР столь мощных и недоступных для обнаружения и поражения ракетных комплексов вызвало в США и странах НАТО неподдельный страх и полную беспомощность, которые стали главными причинами срочного проведения переговоров с Советским Союзом об очередном ограничении стратегических вооружений, завершившихся в июне 1979 года подписанием Договора о сокращении стратегических вооружений (ОСВ-2). По нему СССР послушно принял на себя обязательство не изготавливать комплекс «Темп-2С», прекратить его развертывание и в дальнейшем полностью уничтожить. С боевого дежурства он был снят в 1986-м и ликвидирован в 1988–1990 годах. Вся секретная на тот момент документация, чертежи и фотографии были уничтожены.

На самом деле беспрекословное исполнение советской стороной всех требований США оказалось глубоко продуманным ходом Министерства обороны СССР. Ликвидация комплекса «Темп-2С» вовсе не привела к ослаблению мощи РВСН, на что рассчитывали в НАТО, а наоборот, подстегнула новые разработки советских ракетных систем. Еще за несколько лет до подписания Договора ОСВ-2 в Советском Союзе началась разработка нового подвижного стратегического межконтинентального комплекса. И как только уничтожение ракетной системы «Темп-2С» было завершено, тут же на параде на Красной площади иностранные атташе к своему изумлению впервые увидели принципиально новый еще более мощный ПГРК «Тополь» на уникальном семиосном шасси.
О нем читайте в следующих статьях, а теперь вернемся к другим тяжелым машинам на базе МАЗ-547А.
Вторым не менее важным предназначением этих шасси, выпускавшихся до 1985 года, стали специальные транспортные и перегрузочные агрегаты для других ракетных комплексов, оригинальные многофункциональные установки и тяжелые грузоподъемные средства.

Еще в процессе испытаний комплекса «Темп-2С» завод «Баррикады» на шасси МАЗ-547А начал сборку транспортно-перегрузочного агрегата (ТПА) для доставки и перестановки пустых или заряженных ракетных контейнеров, внешне почти не отличавшегося от пусковой установки. С уничтожением системы «Темп-2С» появился ТПА 15Т116 для перезаряжания комплекса «Пионер» средней дальности (о нем речь впереди).


Бескрановая перегрузка ракетных контейнеров из хранилищ, железнодорожных вагонов или с транспортных тележек на ТПА и далее на боевую установку производилась путем точной состыковки обеих машин и горизонтального перетаскивания ТПК по продольным направляющим с одного агрегата на другой. Длительность этого процесса занимала около 30 минут. Отработанные пустые ТПК выгружали при помощи обычных автокранов.


В составе шахтного комплекса противоракетной обороны Москвы и Центрального региона А-135 «Амур», не имевшего аналогов в мире, находились транспортные машины на шасси МАЗ-547А, тоже работавшие по системе горизонтальной бескрановой перегрузки.


Они служили для доставки с мест хранения на стартовую позицию контейнеров со скоростными противоракетами 51Т6 «Азов» дальнего перехвата (до 350 км) с ядерными боезарядами мощностью в одну килотонну. Разработка этих систем осуществлялась с начала 1970-х, но постановка на боевое дежурство завершилась только в декабре 1995-го. На вооружение войск ПВО Российской Федерации их приняли в 1996 году.

Транспортно-перегрузочная машина с 20-метровой ракетой 51Т6 дальнего перехвата в контейнере (фото К. Вуцена)


С 1978 года для комплексов «Темп-2С» и «Пионер» завод «Баррикады» на шасси МАЗ-547А собирал оригинальные многофункциональные машины, о которых стало известно лишь с появлением следующего комплекса «Тополь», хотя до сих пор их предназначение вызывает массу споров. Речь идет о спецмашине 15Т316, которая внешне напоминала как ракетную пусковую установку без домкратов, так и вместительный топливозаправщик с длинной цилиндрической ёмкостью и задним отсеком для рабочего оснащения и запасных частей, что подтверждалось отвлекающей дезинформирующей надписью на бортах «огнеопасно».
Машина боевого сопровождения 15Т316 на шасси МАЗ-547А, замаскированная под топливозаправщик


В РВСН эта машина носила разные обозначения и выполняла самые разнообразные функции. Обычно она замыкала колонну СРК и ПГРК, оправдывая свои наименования «боевая машина сопровождения» или «агрегат технического замыкания», обеспечивавшие аварийную буксировку и эвакуацию тяжелой поврежденной автотехники. Другое обозначение «габаритно-весовой макет» объяснялось применением таких агрегатов для обучения механиков-водителей пусковых установок, так как по габаритным размерам, полной массе с залитой в цистерну водой и расположению центра тяжести полностью им соответствовала. В ряде средств массовой информации предполагается, что эти агрегаты служили также для маскировки боевых ракетных систем под обычные топливозаправщики и трубовозы, которые якобы должны были совершать отвлекающие маневры и курсировать по ложным маршрутам.


В конце 1970-х годов на шасси МАЗ-547А был создан войсковой 80-тонный гидрокран КТ-80 (КС-7571) с максимальным вылетом трехсекционной стрелы 32 метра. По заказу Министерства обороны его построили на Одесском крановом заводе специально для подъема радиолокационных постов зенитно-ракетных систем С-300 на универсальную 25-метровую вышку 40В6М.

С появлением в середине 1980-х 39-метровой вышки 40В6МД вариант этого крана с гуськом применялся для монтажа дополнительной 13-метровой секции и монтажа на ней различного радиолокационного оборудования. Для народного хозяйства на этом шасси также построили несколько тяжелых автокранов. О создании следующего шестиосного семейства МАЗ-547В для легендарных ракетных систем «Пионер» читайте в следующей статье.
На заглавной фотографии — транспортно-перегрузочная машина 15Т116 на шасси МАЗ-547А (реконструкция ЦКБ «Титан»).
Для комментирования вам необходимо авторизоваться