Едва появившись на страницах комиксов, этот персонаж обрел бешеную популярность, превратившись в один из столпов новой американской pulp-литературы (другим был Супермен). Он первым среди героической братии детективов стал носить закрытую маску и первым же начал проявлять изобретательность в оснащении собственных средств передвижения. И когда сагу о Бэтмене решили экранизировать, продюсеры учли эту особенность его образа, заказав для героя индивидуальный Бэтмобиль. Сами того не ведая, фильмоделы не только усовершенствовали и без того сложный образ «Летучей мыши». Они создали новый жанр в производстве «муви-каров», который развивается до сих пор.
Реставрация образа
«Человек-Летучая мышь» появился на свет не на пустом месте. Перед тем, как «журналы с цветными картинками» стали приносить издательскому дому DC миллионные прибыли, его авторы провели немало творческих экспериментов. Предтечами нашего героя стали такие персонажи, как Тень, детектив без лица и Фантом, бессмертный мститель Африканского континента. Но самым удачным попаданием был некто по прозвищу Мандрагора (1933 г.), воплотивший в себе все каноничные эпизоды биографии Бэтмена: долгое обучение в Тибете, верный чернокожий слуга, дневная жизнь миллионера и ночная – мстителя, неубиваемый главный злодей (глава мафии, между прочим!), прекрасная возлюбленная и даже брат-близнец. Знакомо? Все это придумал парнишка Ли Фок, студент литературного колледжа. Но главным его достижением стала возможность скрещивания жанра палп-фикшн и рисованных историй. Органичность образов, острый динамичный сюжет, накал страстей и размытое будущее – вот, что показывал на страницах своего журнала м-р Фок. Благодаря ему комикс, наконец, сумел вырасти из памперсов, и стать настоящим взрослым романом. Пусть и в картинках.
Впервые история о Бэтмене появилась в 27-м выпуске журнала Detective Comics (май, 1939 год). Читателям предстал странный персонаж в ушастой черной маске и плаще, имитирующем крылья летучей мыши. При этом героя на путь борьбы со злом вели не высокие идеалы, как у всех прочих персонажей, а банальная месть: уже на второй странице он скинул противника в чан с кислотой и спокойно наблюдал за его мучениями. Так началась одна из самых животрепещущих саг в истории комиксов – да что там, американской литературы нового времени.
Популярность Бэтмена была неоспоримой. Но кроме выручки, этот персонаж стал настоящей занозой в задницах многочисленных критиков. Сперва героя критиковали за пропаганду насилия: «Летучая мышь» предпочитал крошить супостатов с помощью свинца, хотя полицейским при этом не являлся. А в первом национальном законе «Об огнестрельном оружии» черным по белому было утверждено, что неуполномоченным гражданам запрещается им владеть и использовать. В 50-х детский педагог и психиатр Ф. Уэртем завел не одну канцелярскую папку, посвященную грехам Бэтмена, где обвинял героя даже в пропаганде гомосексуализма. На все это издатели DC смотрели сквозь пальцы, хотя настоящее оружие из рук «Летучей мыши» изъяли, заменив различными хитроумными устройствами. Так Бэтмен из детектива в маске превратился еще и в изобретателя.
Признание в телеэфире
По своей сути Бэтмен выглядел, как альтер эго Супермена – своего старшего собрата по комиксам. Но в отличие от последнего, «Летучая мышь» являлся обычным человеком, не наделенным никакими сверхспособностями. Да, он был богат, но за прибыли Wayne Enterprises бедняга заплатил так круто, что они не приносили ему радости. За черной маской публика видела злого, циничного и жестокого правдоруба. Хотя за ней, как за доспехами скрывался усталый и раздавленный одиночеством человек. Словом, двойственность натуры, классический литературный прием. Но именно в Бэтмене обе эти стороны сделали друг друга лучше, поставив самого героя на новый уровень развития.
Для Голливуда все это оказалось слишком сложным. Киношники, всегда падкие на бульварное чтиво, от комиксов воротили носы. Но успех DC как успешного развлекательного предприятия не давал им покоя. Естественно, они захотели оторвать себе кусок чужого пирога. Но попытались сделать это на своих условиях, выставив популярного «литературного» персонажа клоуном. Ряженые в глупые костюмы мужики дважды штурмовали телеэкраны в 1943-м и 1949-м гг., но безуспешно. Герои в этих сериалах выглядели картонными, диалоги глупыми, а рейтинги, соответственно, низкими.
Первый успех к Бэтмену на правах киногероя пришел в 1966 году. Канал АВС наклепал про «Летучую мышь» 120 серий и транслировал по два эпизода в неделю до марта 1968-го. Причина такой популярности было совсем не в том, что продюсеры сериала вникли в литературные каноны истории. Комикс-дуэт Бэтмен и Робин не сильно эволюционировал: задорные парни в исполнении Адама Уэста и Джонни Дункана сыпали шутками, отправляясь на очередное задание и неизменно побеждали. Работники большого и малого экранов взяли зрителей своим безотказнейшим средством – зрелищностью.
В качестве данного трюка задействовали персональный автомобиль Бэтмена. Графический вариант оного появился в 1941 году и представлял собой безымянный кабриолет. Но к моменту создания сериала у «Летучей мыши» накопился солидный запас материала для кастомайзеров. Этой братии киношники и направили свой заказ. Тот был прост и звучал кратко: «Разработать машину для съемок в телесериале про героя комиксов – Бэтмена». Самым знаменитым на тот момент человеком в Голливуде по вопросам автомобильных метаморфоз слыл Джордж Баррис. Его ателье, Barris Kustoms Industries, и взялось за эту работу, хотя времени было в обрез – всего три недели.
О том, чтобы за такой короткий срок создать с нуля стоящий аппарат, даже речи не шло. В подобных случаях опытный Баррис поступал просто: искал подходящий концепт-кар, который уже вышел в тираж, и перекраивал его под требования заказчиков. По поводу «Летучей мыши» Джордж долго не думал – за 12 лет до того туринские кузовщики Carrozzeria Ghia сделали для Ford Motor Company удивительный автомобиль, Lincoln Futura. Машина получилась настолько необычной, что забыть ее оказалось непросто. По счастью, концепт был невредим и хранился в закромах FMC. А Баррис был слишком важен для технического отдела Ford, чтобы оный не предоставил ему этот автомобиль в безвременное пользование.
Кастомайзеру повезло, что Lincoln Futura был на ходу аж с Туринского автосалона, отчего даже успел засветиться на съемках («Все началось с поцелуя», 1959 г.). Машину нужно было лишь перекрасить и придать ей большее сходство с летучей мышью. Джордж справился с задачей блестяще, и более того, построил этому Бэтмобилю еще пять дублеров. Хотя купе создавалось на собственной платформе, Баррис использовал части от серийных экземпляров Ford Galaxie и Thunderbird, да так, что их нельзя было отличить от оригинала. За свою работу кастомайзер получил гонорар в $250 тысяч и право выкупить «Бэт-первенца» за символический $1. Позже эта машина все-таки оказалась на аукционе, где была куплена более чем за $4 млн., причем новый владелец обещал не ездить на ней, а поставить в гостиной в качестве украшения.
Мрачные тона Бертона
Мне показали сценарий. По большому счету это был все тот же «Супермен», только имена другие. Тональность повествования ироничная; сюжет следовал за Брюсом Уэйном от его детства до первых дней в качестве борца с преступностью. И ни слова о причудливой природе персонажа. Благодаря этому сценарию я понял, что с Бэтменом надо обращаться иначе, нежели с «Суперменом» или с сериалом 1960-х. Ведь этот мужик переодевается летучей мышью, и, что бы там ни говорили, это странно.
После того, как завершилась трансляция сериала и первого полнометражного фильма о Бэтмене с тем же актерским составом, вопрос о новой экранизации «Летучей мыши» надолго завис. За дело не раз хотели браться почитатели канонов из комиксов, но эта история была слишком мрачной, чтобы заставить Голливуд вложиться в нее. Основная возня с проектом пришлась на 80-е, но к тому моменту оригинальный комикс писало более десятка авторов, и его сюжет переплелся так замысловато, что комический герой с образом Бэтмена просто не вязался. Зато интерес публики к франшизе все увеличивался. На этот раз Голливуд пройти мимо уже не мог.
Кинокомпания PolyGram Filmed Entertainment решилась предоставить скромный бюджет в $48 млн. на экранизацию «взрослого» Бэтмена, но фанатам проект доверять не спешила. Нужен был подающий надежды молодой режиссер с каким-то опытом за плечами. Таковым оказался Тим Бёртон, чья мрачная сказка «Битлджус» заработала в прокате 8 млн. У боссов студии, правда, были сомнения насчет его возраста, но когда к проекту, благодаря слухам, заочно присоединился Джек Николсон, они дали добро.
Любитель готических романов и камерных постановок, Бертон с командой обосновался в обширной Pinewood Studios, декорации которой будто нарочно были созданы для улочек Готэма. Там-то он и развернул свой спектакль под названием «Бэтмен». Благодаря этому режиссеру «Человек-Летучая мышь» наконец-то обрел осязаемый облик, врагов с яркими характерами и мрачное логово под названием Готэм-Сити.
Решительные перемены коснулись и Бэтмобиля. К 1989 году Lincoln Futura устарел и морально и физически, поэтому для фильма заказали новый автомобиль. На сей раз за дело взялся промышленный дизайнер Энтон Ферст. Имея в распоряжении достаточное количество времени и денег, он смог создать Бэтмобиль, который фанаты назовут «классическим». За разработку этой съемочной модели Ферст даже получил свой первый (и единственный) в жизни «Оскар».
Данный Бэтмобиль создавался на платформе Chevrolet Impala 1980 года выпуска с задним приводом и бензиновым V8. Его габариты нехило подросли: длина авто теперь составляла 6 621 мм, ширина – 2 397 мм. Колесная база этого суперкупе раздалось до 3,6 метра. Чтобы собрать одну такую машину, приходилось использовать сразу два шасси Chevy. При этом Бэтмобиль имел максимальный боезапас, то есть сразу два боковых пулемета M1919 Browning, бомбомет и реактивный мотор, способный разогнать «Летучую мышь» до скорости 530 км/ч!
Зрители по достоинству оценили старания Бёртона: в премьерный уик-энд, пришедшийся на конец июня (1989 г.), народ повалил в кинотеатры в таком количестве, что «Бэтмен» стал первой в истории кино лентой, заработавшей 100 миллионов долларов всего через 10 дней после премьеры! Естественно, Голливуд захотел продолжения.
Ночной кошмар по имени Джоэль Шумахер
На этот раз проект поддержала студия Warner Bros., выделив бюджет почти вдове больший – $80 млн. Благодаря этому актерский состав заискрил звездными именами (Мишель Пфайффер, Дени ДеВито, Кристофер Уокен и все тот же Майкл Китон), а Готэм увеличился в размерах. Улицы, по которым теперь бродили Пингвин и Женщина-кошка, стали похожи на узкие магистрали, где длиннющий Бэтмобиль уже не мог маневрировать. Технический исполнитель картины, Роберт Уэлч, решил вопрос элегантно, наделив транспорт Летучей мыши особым крюком, позволявшим ему стремительно разворачиваться на любой скорости…
Успех первого фильма развязал Бёртону руки, и режиссер осуществил свою давнюю мечту, по максимуму сгустив в Готэме краски и накалив свойственный ему градус сумасшествия в кадре. В итоге режиссер создал один из лучших фильмов о Бэтмене, но в прокате он не был так успешен, как его предшественник. Премьера «Бэтмен возвращается» (1992 г.) принесла киноделам $282,8 млн. – правда, дети в кинотеатрах часто рыдали от страха. Поэтому боссы студии попросили Тима Бёртона подвинуться: с Warner Bros. у него был подписан контракт на три фильма, но для триквела он выступал уже в качестве продюсера.
После ухода «отца-основателя» с проектом распрощался и исполнитель главной роли Майкл Китон. Студия предлагала ему гонорар в $15 млн., но тот стоял на своем. Для картины «Бэтмен навсегда» боссы Warner Bros. пригласили Джоэла Шумахера – разнопланового режиссера, в активе которого была и фантастика, и триллер, и драма и даже мюзикл. При этом Джоэл был дизайнером по образованию, а свою карьеру начинал в модельном бизнесе. Словом, к парню было не придраться.
Перед своей отставкой Бёртон успел набросать синопсис сценария и кое-какие раскадровки. По ним становилось ясно, что на первый план Тим хотел выдвинуть Эдварда «Загадочника» Нигму и прокурора Харви Дента, ставшего Двуликим, а также ввести в игру помощника Бэтмена, Робина. Эти эпизоды и легли в основу оригинального сценария, хотя Шумахер видел Готэм другим. Его город Бэтмена представлял собой сплав из старомодного Нью-Йорка и современного Токио, сияющего неоновыми огнями. Поэтому все в кадре зритель видит иным, что неплохо отразилось на кассе ($336 млн.).
Иным стал и Бэтмобиль. Прежний, времен Бёртона, по сюжету второго фильма был разрушен Пингвином. Поэтому в 1995 году наш супергерой пересел в брюхо фантастического купе, представлявшего собой устрашающую смесь из ребер, крыльев и когтей. Новый Бэтмобиль получил подсветку колесных дисков и доработанный крюк, который мог не только разворачивать машину, но и давал ей возможность передвигаться по стенам или совершать гигантские прыжки. Усовершенствованное шасси позволяло поворачивать колеса перпендикулярно дороге и уходить от погони.
Это авто разработала дизайнер Барбара Линг, по чертежам которой его воплотила в металле и углепластике фирма TransFX Inc. К слову, у машины своя платформа, но многие детали, в том числе двигатель ZZ3, были заимствованы у Chevrolet.
Включенный Tumbler
После того, как мистер Шумахер поставил крест на такой перспективной франшизе, фильмоделам из Warner Bros. оставалось только уповать на судьбу. Уже отгремела «Матрица» Вачовски и «Люди Икс» Сингера, а они все кусали локти. «Бэтмену» был нужен человек, способный перезапустить все с нуля. И им оказался Кристофер Нолан.
Основой концепции этого режиссера стало желание показать героя в современном мире, полном небоскребов, компьютеров и интернета. Никаких клоунов на пустынных улицах, никакого разбежавшегося зверинца. И главное, «Летучая мышь» должен быть реальным человеком, а не тюфяком-миллионером, только и ждущим удобного часа, чтобы заползти в свой уютный пуленепробиваемый костюм. Нолан сделал ставку на личностные качества Брюса Уэйна, превратив его альтер эго, Бэтмена, не в одержимого истребителя маньяков, а лишь в инструмент для борьбы со злом. Высокотехнологичный, роботизированный и лишенный эмоций.
Поэтому и за арсенал «Летучей мыши» отвечает уже не он сам, а отдел секретных разработок Wayne Enterprises, созданный специально для этого. Некто Люциус Фокс теперь с нарочитым самодовольством демонстрирует зрителю кевларовый доспех, различные системы слежения, плащ-самолет и главную игрушку обновленного супергероя: Tumbler, Бэтмобиль-танк!
Возможно, фаллические супермашины и выглядели бы странно, тараня гипсовые стены Готэма 90-х, но для XXI века коренастый Tumbler, пролетающий сквозь толстые бетонные перекрытия, выглядит более чем органично. Он способен напугать противника одним своим видом. Мощная броня сделала его полностью неуязвимым для гопоты с их булавочными самострелами. Такую машину не подбить даже из РПГ, зато сам Tumbler с удовольствий подпалит чью-нибудь тачку своей крупнокалиберной пушкой. Не говоря уже о способности передвигаться буквально по всему.
Это самый компактный Бэтмобиль за всю историю франшизы. В длину он имеет всего 4 620 мм. Машина получила огромные широкие колеса, добавляющие ей сходство с каким-то суперсекретным военным прототипом, а в движение ее приводил 5,7-литровый V8 мощностью 500 л. с. производства GM.
Благодаря здравомыслию Кристофера Нолана, трилогия «Бэтмен: Начало» (2005 г.), «Темный рыцарь» (2008 г.) и «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012 г.) получилась глубокой, зрелищной и коммерчески успешной. Образы, созданные невероятной актерской игрой удивительных мастеров (Кристиан Бейл, Хит Леджер, Лиам Нисон, Том Харди), признаны лучшими за всю историю франшизы. И это меня совсем не удивляет.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Интересная статья, спасибо!