Вообще, перед мастерством маркетологов концерна КТМ я снимаю свою несуществующую шляпу. Буквально за последние 10 лет довольно банальные и не очень надежные мотоциклы превратились в предмет обожания и вожделения сотен тысяч мотокроссменов и эндуристов всего мира. Работа с грандами авто- и мотодизайна, огромный выбор сувенирной продукции и покупка эффективных менеджеров, а также быстрых и результативных спортсменов окупились на 100% и принесли свои ожидаемые плоды. И, конечно, не в последнюю очередь толчком к успеху послужили многомиллиардные долларовые вливания индийского концерна Bajaj, выкупившего солидную долю акций оранжевой компании. Вдобавок прозорливые «австрияки» сделали ставку на развитие эндуро семейства своего бренда – и не прогадали! Сегодня ни одна мотоциклетная компания мира не может угнаться за КТМ в этом весьма, надо сказать, популярном сегменте. И покупка ветхих Husaberg и Husqvarna стала лишь логичным продолжением австрийской экспансии.
За долгие годы европейских мотоциклетных тест-драйвов я успел познакомиться с мотоциклами Husqvarana, выпускавшимися под гнетом баварского сине-белого ига. Я штурмовал испанские склоны на внедорожных бойцах, возродившегося из пепла Husaberg. И, наконец, был свидетелем первой презентации обновленного бренда Husqvarna, который после долгих мытарств оказался равноправным членом австрийской семьи КТМ. Но, пожалуй, еще никогда новые мотоциклы не были так инновационны и интересны, как сейчас. Конечно, меня можно обвинить в излишней восторженности по отношению к технике австрийского концерна, но поверьте мнению человека, который имеет уникальную возможность ездить на большинстве мировых внедорожных новинок. С инженерной точки зрения эти мотоциклы просто великолепны! Хотя справедливости ради отмечу, что традиционные проблемы с качеством изготовления никуда, к сожалению, не делись. Но давайте вернемся к презентации новых моделей шведского бренда, которая прошла в небольшом городке Йёнчёпинге, где Husqvarna и появилась в дремучем 1689 году.
Преемственность
Перед началом повествования мне сразу хотелось бы уточнить некоторые весьма важные моменты. Несмотря на конструктивную общность мотоциклов KTM и Husqvarna, это совершенно разные модели. По словам руководителя направления Паоло Корруба, они хотят идеологически разделить два технически сходных семейства, чем и обусловлены различия во внешнем виде, конструктивных особенностях и методах продвижения продуктов на рынках США и Европы. От себя добавлю, что сотрудники, работающие в команде КТМ, всячески поддерживают разграничение, отказываясь даже разговаривать обо всем происходящем в шведском проекте. Вообще, сдается мне, что в ближайшем будущем произойдет существенное изменение модельных рядов обеих компаний, и австрийская диаспора останется с исключительно спортивными моделями, а шведской «дочке» достанутся асфальтовые и «трэйловые» версии. Но пока это всего лишь мои субъективные домыслы.
Общие изменения
Для начала, все новые эндуро модели получили хромомолибденовый «скелет» иной, измененной геометрии. Инженеры дочерней компании WP, где рамы и изготавливаются (да, да WP делает не только подвески), увеличили ее жесткость на кручение аж на 20%, при этом уменьшив продольную на 30%. Благодаря этому удалось оптимизировать реакции, передающиеся на раму при работе подвесок мотоцикла, и облегчить ее на 600 граммов. Одно из явных отличий эндуро Husqvarna от своих австрийских собратьев – наличие пластикового композитного подрамника. В предыдущих генерациях на эту деталь было довольно много нареканий – она частенько страдала при падениях. Но по уверениям представителей компании, эту проблему в 2017 модельном году удалось решить. Материал, из которого изготовлен подрамник на 30% состоит из углеродного волокна, что позволило уменьшить его вес на 400 граммов.
На всех моделях теперь устанавливается алюминиевый маятник иной формы, изготавливаемый методом объемного литья под давлением – он работает в тандеме с новым задним амортизатором WP PDS, который появился в прошлом году на кроссовых моделях концерна. Напомню, что он отличается от своих коллег по цеху своим весом и наличием большого компенсационного бачка, что позволяет маслу более эффективно охлаждаться во время работы амортизатора. Весит новый маятник 3,7 килограмма, что на 360 граммов легче предшественников. За демпфирование переднего колеса отвечает новая вилка WP Xplor 48. В нынешнюю хипстерскую эпоху «воздушных» вилок и отказа от классических схем ее конструкция вполне традиционна – две пружины и гидравлика.
На большинстве моделей кроме двухтактной 125-ки устанавливается облеченный электростартер новой конструкции. По уверениям инженерной службы Husqvarna, им удалось существенно улучшить его надежность. Работает он в паре с очень легкой литий-ионной аккумуляторной батареей Samsung. Еще одно весьма заметное нововведение – это появление короба воздушного фильтра иной конструкции. Мелочь? Отнюдь! Все, кто хоть раз пробовал менять и обслуживать этот узел, меня поймут. Теперь поролоновый элемент и его рама симметрично двусторонние, и вставить фильтр на свое законное место можно с закрытыми глазами без каких-либо дополнительных трудностей.
На всех мотоциклах устанавливаются тормозные механизмы от Brembo и GSK. Модульные рукоятки руля, изготовленные в заводских условиях, позволяют не заморачиваться с самостоятельным приклеиванием резиновых «грипс», а новые самоочищающиеся подножки не забиваются грязью даже в самых суровых погодных условиях. На всех мотоциклах – иные полупрозрачные баки, позволяющие визуально определять остаток топлива, а в системе охлаждения появились новые радиаторы с интегрированными электрическими вентиляторами. С 2017 года на все мотоциклы будут устанавливаться легкие алюминиевые обода CNC с покрышками Metzeler 6 days. Ну и, конечно, на всех мотоциклах эндуро семейства – защитный пластик новой, более классической формы с обновленной корпоративной графикой.
Классика жанра
Австрийский концерн – один из немногих мотоциклетных производителей, сдерживающих натиск поборников сохранения окружающей среды. Несмотря на возмущенные возгласы, он продолжает выпускать классические двухтактные силовые установки, которыми и агрегатируется часть кроссовых и эндуро моделей. На всех 2Т мотоциклах появился новый 38-миллиметровый карбюратор Mikuni TMX, который заменил заслуженного ветерана от Keihin.
Младшая модель TX 125 в двухтактном семействе пришла на смену TE 125. «Макака» обзавелась совершенно новой силовой установкой с шестиступенчатой коробкой передач, адаптированной для тяжелых условий кросс-кантри и эндуро. Смена префикса в названии, кстати, также связана с кросс-кантрийной омологацией этого мотоцикла – в основном на американском рынке. Силовая установка нового образца отличается компактным картером и совершенно иными элементами ЦПГ. От себя добавлю, что именно новая «125-ка» пробудила во мне до поры дремлющего любителя двух тактов – теперь в качестве личного единственного эндуро-мотоцикла я вижу только TX 125. Легкий, управляемый и очень задорный, он вызывает приступы безудержного и непрогнозируемого веселья у своего владельца. Без применения запрещенных лекарственных средств.
Новыми двигателями обзавелись и старшие модели TE 250 и TE 300. Полностью переработанные моторы также построены на новых картерах, с совершенно другими цилиндрами, поршнями и мощностными клапанами. Уменьшение размеров картеров позволило оптимизировать центры тяжестей всех мотоциклов, а в борьбе с весом новая выхлопная система отыграла еще несколько драгоценных граммов, заодно улучшив производительность силовых установок.
Внимательный читатель помнит о декларируемом производителем различии между двумя марками, фактически принадлежащими одному владельцу. Так вот, по моим субъективным ощущениям, и 250-кубовая, и 300-кубовая модели более дружелюбны к седоку по сравнению со своими собратьями из стана КТМ – при том, что силовые установки у них совершенно одинаковые. Думаю, что сделано это намеренно, чтобы подчеркнуть различие между двумя брендами.
Четырехтактное большинство
Пока продолжаются гонения на неэкологичные и шумные двухтактные мотоциклы, производители доводят до совершенства свои четырехтактные агрегаты. Двигатели объемом 250 и 350 см³ обзавелись компактным и, что немаловажно, гораздо более легким картером. В силовой установке – новый коленчатый вал, который позволил уменьшить длину и вес шатуна, и короткий, легкий цилиндр с полностью переработанной головкой и изменённой формой камеры сгорания. Все эти ухищрения помогли увеличить мощность двигателей при уменьшении общей массы каждого агрегата. Интересно, что все эти «курсы кройки и шитья» не сильно отразились на ресурсе моторов. Например, новые шатунные подшипники позволили увеличить интервал технического обслуживания двигателя до 135 часов. Система питания обзавелась новым инжекторным блоком Keihin, который работает в тесном симбиозе с датчиком включенной передачи, картами зажигания, специальным переключателем режимов работы двигателя (расположенном на руле) и системой контроля тяги. Шестиступенчатая коробка передач получила новую начинку, оптимизированную для эндуро условий.
Из всех четырехтактных мотоциклов, на мой взгляд, именно FE 350 является наиболее оптимальным выбором для спортсмена-любителя среднего уровня. Эта модель позволяет не сильно бороться с мотоциклом на начальном уровне обучения, а ее мощности вполне хватает и для фрирайда в горах, и на кроссовой трассе. Для тех, кто только начал свое знакомство с миром внедорожного мотоспорта, выбор мотоцикла однозначен – FE 250. Именно четырехтактная «чекушка» позволит вам прогрессировать с максимальной быстротой. И не слушайте умудренных реальным (или вычитанным в интернете) опытом райдеров: два такта в самом начале принесут только лишь вред неокрепшему еще телу и мозгу будущего эндуриста.
Мотоциклам для серьезных парней, с двигателями объемом 450 и 501 см³, также достались различные инженерные вкусности. В первую очередь это, конечно, полностью новые двигатели, построенные на иных картерах, с облегченным коленчатым валом. Благодаря применению короткого шатуна и цилиндра инженерам удалось избавить двигатель от нежелательных, паразитных вибраций. Для максимального облегчения силовой установки на впуске и выпуске установлены четыре титановых клапана. В системе сцепления работает облегченная же корзина DDS с интегрированной системой внутреннего демпфирования, привод которой осуществляется гидравликой от Brembo. Коробка передач шестиступенчатая и оптимизирована для тяжелых условий работы. Все четырехтактники оснащаются новыми, короткими и облегченными выхлопными системами, соответствующими нормам FIM по шумности.
Помните, в публикации про эндуро-новинки КТМ, мы рассказывали об опциональной системе «трэкшн-контроля» на «оранжевых» мотоциклах? Так вот, дополнительная кнопка его активации входит в стандартное оснащение всех четырехтактных моделей Husqvarna. Там же, слева на руле, вы найдете ставший уже традиционным переключатель режимов работы двигателя.
Мед и деготь
Резюмируя восторги и замечания, можно сказать, что Husqvarna вполне достойна лавров одного из лучших изготовителей эндуро – которые она вполне заслуженно делит с материнской компанией-производителем КТМ. Но, конечно, несмотря на всю инженерную прелесть этих мотоциклов, без небольшой ложки шведского дегтя не обошлось и здесь. Обо всем этом, равно как и о детальном препарировании наиболее запомнившихся моделей, я расскажу чуть позже, в одном из специализированных тестовых материалов.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться