Однако в МВД тут же разработали новое предложение – дополнить КоАП новой статьей (12.38) «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством». Предлагаемая норма позволит лишать прав на целый год водителей, допустивших четыре раза за 12 месяцев любое из перечисленных в статье 20 нарушений ПДД.
В список нарушений, которые МВД считает «серьезными», внесены:
- управление транспортным средством с неисправными тормозами и рулевым механизмом,
- езда (в том числе и пассажиров) с непристегнутыми ремнями безопасности,
- управление мотоциклом или мопедом без мотошлема,
- езда без прав (в том числе управление транспортным средством водителем, лишенным прав),
- езда по встречной полосе и тротуару,
- нарушение правил движения через железнодорожные переезды.
Если бы этим перечнем всё и ограничилось, можно было бы принципиально согласиться с предложенным нововведением, продолжив дискуссию уже по отдельным пунктам. Но в список МВД включены и такие часто совершаемые нарушения, как превышение скоростного режима более чем на 20 км/ч, проезд на запрещающий сигнал светофора, невыполнение требования уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств.
Здесь с авторами поправок уже можно и нужно спорить. Так, например, превышение скоростного режима нередко вызывают необоснованно оставленные после ремонта дороги знаки. Он уже закончен, поэтому требование снизить скорость на трассе с 90 до 40 км/ч водители считают нелепым и игнорируют знак. А за ним их уже поджидает «засада».
Требование уступить дорогу пешеходам прописано настолько нечетко, что порой нарушителями становятся водители, которые либо не видели переходящих дорогу по дальним полосам, либо были уверены, что не мешают пешеходам двигаться по переходу. Про нарушение правил стоянки и говорить не приходится: спорами о том, правильно ли водитель остановил машину, если она стояла не 5, а 6 минут, и можно ли в принципе за это штрафовать, переполнены все социальные сети.
Но в МВД пошли еще дальше и включили в число нарушений, за которые следует лишать прав, такие незначительные отступления водителей от ПДД, как поворот или перестроение без мигания поворотниками; выезд на перекресток в случае образовавшегося затора, который вынуждает водителя остановиться, создавая препятствие другим ТС; а также заезд за стоп-линию.
За эти нарушения штрафы можно выписывать ежедневно. Причем не злостным нарушителям, а просто не очень опытным водителям, которые либо немного растерялись перед перекрестком, либо не стали резко тормозить перед ним, справедливо опасаясь столкновения с едущим сзади автомобилем.
Прошлой зимой мне самому пришлось выбирать: то ли бить по тормозам, то ли проехать стоп-линию, за которой был еще добрый десяток метров до пешеходного перехода. Выбрав второй вариант, я был уверен, что в худшем случае заплачу незначительный штраф. Но если предложения МВД будут приняты, придется либо рисковать багажником своего автомобиля, либо обжаловать штраф во всех инстанциях, чтобы не накапливать подобные «нарушения» в течение года.
А вот движение по полосе для общественного транспорта целесообразно включить в первую группу, чтобы не поощрять наглость тех автолюбителей, которые считают, что им можно то, что другим нельзя. Они же принципиально двигаются по полосе для троллейбусов и автобусов, если она свободна, а движение по другим – затруднено.
Но тут совсем другая загвоздка. Чаще всего движение по полосе общественного транспорта «замечают» камеры, а в законопроекте почему-то предлагается не учитывать и не суммировать нарушения, зафиксированные в автоматическом режиме.
Возникает обоснованное подозрение, что накопление штрафов, происходящее только при непосредственном общении водителя с сотрудником ДПС, может спровоцировать коррупцию. Причем не новую, а хорошо забытую старую.
Дело в том, что практически такая же система борьбы со злостными нарушителями ПДД существовала в СССР и позже в России. Водители имели на руках специальный талон, который нужно было предъявить инспектору наряду с водительским удостоверением. Компьютерных баз тогда и в помине не было, поэтому в случае нарушения в талоне делалась просечка. Три «дырки» означали необходимость обязательной пересдачи теории, чтобы получить отобранные права.
Впрочем, возможности, не прописанные в законе, были всегда. Можно было «договориться» или с гаишником, чтобы он не делал просечку в талоне, или с руководством подразделения ГАИ, чтобы права вернули без пересдачи. В 1997 году, когда всем стало ясно, что система просечек имеет очень высокую коррупционную составляющую, она была упразднена.
Кстати, для того, чтобы не лишиться прав, можно было обойтись и без взятки. Мне, например, пару раз приходилось официально обжаловать якобы совершенные нарушения. Отлично зная, что гаишники беззастенчиво прокалывают талоны, даже если для того не было никаких оснований, в группах разбора обычно прислушивались к грамотно составленным жалобам, чтобы не доводить дело до суда. Вот и мне в обоих случаях просто отменили просечки, а позже выдали совершенно «чистый» талон.
Нельзя не упомянуть и еще одно нарушение, которое, конечно, вряд ли может стать систематическим. Речь идет об отказе предоставить свое транспортное средство сотрудникам полиции. Иногда водитель просто требует оформить передачу автомобиля, а у полицейских нет на это времени. Возникает спор, который трактуется как отказ, хотя автовладелец просто требует, чтобы сотрудники полиции тоже соблюдали закон. Поэтому включать этот пункт в предлагаемый перечень просто неразумно.
К тому же авторам законопроекта следует быть более последовательными. В пояснительной записке они указывают, что законопроект направлен на борьбу с водителями, которые успевают за год нарушить ПДД десятки раз.
В общей сложности за 2014 год к административной ответственности за нарушения ПДД было привлечено 25,5 млн водителей. При этом, отмечается в документе, «каждый четвертый водитель совершил правонарушения неоднократно». Однако уже через несколько строк следует совсем иное замечание: «Неоднократные правонарушения, как правило, совершает узкая категория граждан». Так давайте все-таки разберемся: то ли карать лишением прав надо каждого четвертого из 25 миллионов нарушителей, то ли такая мера должна применяться в особых случаях.
По статистике, в 2014 году 4,2 тысячи физических и юридических лиц совершили 100 и более нарушений ПДД. Может, начать карательную операцию следует именно с этих злостных нарушителей? При этом учитывать все случаи несоблюдения ПДД, в том числе зафиксированные дорожными камерами. Приводится в записке еще одна цифра – «781 водитель совершил пять и более нарушений, связанных с управлением транспортными средствами с признаками опьянения». Вот, пожалуйста, еще один хороший повод для лишения прав. Но это касается все же сотней водителей, а не миллионов!
Авторы законопроекта также подчеркивают, что нарушение ПДД является самой распространенной причиной ДТП – почти 87%, или 173,9 тыс., аварий от общего числа происшествий за прошлый год. При этом «почти 40 % (76,9 тыс.) ДТП совершено по вине водителей, которые неоднократно привлекались к административной ответственности».
Но это довольно лукавая цифирь, которая не подразумевает градацию нарушений по степени их тяжести, как это делается во многих европейских странах. Поэтому в нынешнем его виде предложенный МВД законопроект принимать нельзя ни в коем случае.
Нужно либо сократить список нарушений, которые суммируются и могут привести к лишению прав, оставив только наиболее опасные и предумышленные, либо вернуться к рассмотрению предложенной еще в 2013-м депутатом Госдумы Вячеславом Лысаковым дифференцированной балльной системы. Она предполагает наказывать лишением прав тех водителей, чьи систематические нарушения фиксируются не только инспекторами ДПС, но и дорожными камерами. Тогда против введения балльной системы выступили руководители ГИБДД (то есть подразделение МВД). И свою позицию они объяснили сложностью такой процедуры.
Однако теперь многим стало ясно, что гаишники, похоже, просто не хотят отдавать электронике такую замечательную возможность «стричь купоны». Ведь с камерами «договориться» невозможно.
Ну а сегодня даже сам господин Лысаков не может понять, зачем МВД включило в перечень те нарушения, которые не создают угрозы для жизни и здоровья участников дорожного движения, например парковку в неположенном месте. Или делает вид, что не может понять того, что давно уже поняли все опытные автомобилисты.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
автор, езди по правилам и штрафы тебе будут не страшны.
Попробуй войти по правилам на кольцевую в Н.Новгороде (Пролетарская, кто знает) в час пик или проковылять по новой, абсолютно гладкой дороге пару километров со скоростью 40 км/час,, т.к. там стоит временный знак. А есть ещё развлекуха гаишная, поставить временный знак на повороте, да так, чтобы его было не видно и засесть в засаде. Нарушений можно придумать массу, но они не учат, а качают деньги с народа. Поэтому не нужно умничать, очень сложно ездить по правилам.
Насчёт штрафов с камер - действительно очень странно. Если уж суммировать, то все нарушения, вне зависимости от способа фиксации. Но вообще это уже некий прогресс в борьбе с хроническим хамством на дорогах.
У нас сейчас законы вводятся с одной целью - разозлить народ, скинуть власть и устроить хаос в стране. Поэтому рассматривать с точки зрения логики такие законы крайне наивно.