Начало
Первая официальная попытка скрыть фары на серийном автомобиле была предпринята еще до Второй мировой войны: дизайнер американской фирмы Cord Automobile Гордон Миллер Бьюриг, называвший себя «скульптором автомобильных кузовов», в 1936 году решил отказаться от выступающих каплеобразных фар на отдельных крыльях и скрыл их в полостях крыла, которое имело форму поплавка, использующегося на гидропланах. Таким образом, в неработающем состоянии фару не было видно, а очертания её корпуса по форме полностью повторяли линию крыла.
На панели приборов была предусмотрена рукоятка, с помощью которой водитель вручную поднимал фары для освещения дороги.
Кроме инновационного расположения оптики Cord имел и множество других новшеств – к примеру, привод на передние колёса (!), несущий кузов, независимую переднюю подвеску и полуавтоматическую трансмиссию. Увы, первый блин вышел комом: из-за технических проблем откровенно «сырой» и изобилующий детскими болезнями, но при этом очень нетривиальный Cord так и не снискал признания рынка, причём проблему не решил даже куда более мощный и скоростной Cord 812. В 1937-м компания успешно обанкротилась. Однако уже в следующем, 1938 году, американская же компания Buick показала первый в истории мирового автопрома концепт кар Y-Job, дизайн которого разработал Харли Эрл. Этот двухдверный концепт также отличался скрытой оптикой, однако фары у машины «появлялись и пропадали» уже с помощью электричества!
Увы, грянувшая вскоре война внесла свои коррективы, и производителям стало не до экспериментов даже в относительно благополучной в плане военных потерь Америке. А отделение DeSoto, выпускавшие автомобили «повышенной престижности» по сравнению с обычными Бьюиками, при всей своей аэродинамичности имели фары, открытые всем ветрам и взорам, пусть и изящно вписанные в передок обтекаемой формы.
Впоследствии к теме скрытых, а не просто подъемных фар в мире вернулись спустя несколько десятилетий.
Ослепленные мощностью
Считается, что у истоков этого решения стояла, опять-таки, компания Buick со своей моделью Riviera, появившейся в 1963 году.
Билл Митчелл из General Motors вдохновлялся довоенными американскими автомобилями с их вертикальным расположением решетки радиатора, но попытка «приделать её в лоб», которую предприняли многие дизайнеры вроде фордовцев с их Edsel, оказалась неудачной. Митчелл же взглянул на это по-новому, установив не одну вертикальную решетку, а целых две, причем по краям горизонтальной решетки более традиционного стиля. В первоначальном концептуальном варианте Buick Riviera Silver Arrow Concept Car на широкой горизонтальной решетке вообще не наблюдалось никакой оптики, что визуально делало и без того немаленькую машину более широкой и приземистой.
Но ведь без фар на серийном автомобиле не поездишь, верно? На первых серийных версиях была предусмотрена традиционная «открытая» оптика, расположенная по краям решетки.
Однако наиболее эффектно и даже брутально смотрелась, разумеется, «слепая» версия, визуально лишённая фар, которая вышла в 1965-м. Головная оптика у этой машины была, просто расположили её за теми самыми вертикальными «трёхмерными» решетками сложного дизайна, которые завершали линии передних крыльев на передних торцах. А при необходимости решетки «разъезжались» при помощи пневмопривода, открывая вертикально расположенные фары.
Особой пикантности придавало то, что Митчелл изначально рисовал ни разу не Buick, а вполне себе Cadillac LaSalle, однако в самый последний момент боссы GM передумали выпускать столь радикальный по внешности Cadillac и решили производить машину под более «народной» маркой – как оказалось, предпочтение отдали старейшему бренду Buick.
Самый красивый и замечательный: основатель Jaguar Уильям Лайонс заявил, что «команда Buick проделала замечательную работу», Серджио Пининфарина сказал, что «это один из самых красивых американских автомобилей всех времен», а известный промышленный дизайнер Реймонд Лоуи во время дебюта новой модели Buick в Париже назвал Riviera «самым красивым американским серийным автомобилем».
Нужно понимать, что после «авиационной» темы с гротескными килями на задних крыльях и обилием хрома потенциальный покупатель был готов практически к чему угодно – особенно, если это круто выглядело
На более поздних вариантах Ривьеры выпуска 1966-1970 годов с куда более спокойным дизайном фары головного света в нерабочем положении прятались за центральной решеткой со сдвижными секциями.
В частности, «слепыми» стали многие модели так называемых «масл-каров», которым такое решение подходило, что называется, «идеологически», ведь эти машины были самыми отъявленными «плохими парнями» в автомобильном мире, и скрытые фары лишь подчеркивали сущность «мускулов». Просто взгляните на них – неудивительно, что это дизайнерское решение до сих пор будоражит умы тюнеров и фанатов.
Именно шестидесятые стали золотым временем, подарившим нам такой мощный стилистический прием, как оптика, спрятанная за решеткой радиатора.
Да, в те времена, в которых бы с удовольствием жил бы любой «петролхэд», автопроизводителям не нужно было заморачиваться ни экологическими нормами, ни показной экономичностью своих моделей, ни их активной и пассивной безопасностью с точки зрения сохранности обитателей салона и пассажиров. А в известной поговорке про страсть, вещества и рок-н-ролл последний был самой безобидной составляющей...
Однако уже в семидесятые годы оптика на подавляющем большинстве «американцев» стала традиционно-открытой, а из немногочисленных исключений из общего правила можно вспомнить разве что Lincoln Continental Mark III, который позиционировался как прямой конкурент Cadillac Eldorado.
Однако дизайн стремительно менялся, и многие автомобильные художники американских компаний поняли, что открытой оптикой можно и нужно подчеркивать «выражение лица», не используя в семидесятые годы приёмы прошлого. Что, впрочем, не мешало использовать подъемную оптику на откровенно спортивных моделях – но именно подъемную, а не просто скрытую за решеткой или непрозрачным щитком.
Почему же с американских машин исчезли скрытые, а то и просто подъемные фары? Во-первых, пневматические или электрические механизмы не отличались высокой надёжностью, и со временем «слепые» машины в прямом смысле становились «подслеповатыми», что было явно небезопасно. Во-вторых, довольно жесткие правила безопасности в части формы головного освещения на автомобилях, продаваемых на рынке США, накладывали существенные ограничения, которые заставили производителей просто отказаться от подобного решения. Ведь у него было единственное очевидное преимущество – эстетическая составляющая, а вот все остальные особенности, по сути, являлись довольно существенными недостатками. К примеру, попробуйте на машине с подобной оптикой просто «мигнуть» встречному дальним светом фар, как это принято у нас в отдельных случаях!
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Красивый экскурс в эпоху красивых автомобилей! Фотографии шикарны!