Что еще за smart?
Напомним, что smart (название марки и всех ее моделей сейчас официально пишут с маленькой буквы) представляет собой сверхкомпактный двухместный автомобильчик, разработанный Mercedes. Большинство его покупателей состоятельные горожане: те, кто может позволить себе иметь 2-3 машины в семье (или личном пользовании), чтобы передвигаться на одной из них исключительно по запруженным городским улицам.
Автомобиль первого поколения начали производить в 1998 году, в 2007-м на рынок вышел smart fortwo II. В 2010 г. он претерпел модернизацию, а в марте года нынешнего в Женеве дебютировала рестайлинговая версия fortwo. Именно эта, обновленная, модель второго поколения выходит сейчас на российский рынок официально.
После недавнего рестайлинга smart получил новые бампер и фальшрадиаторную решетку, в центр которой «переехала» эмблема марки. |
Смарт I выпускался в трех модификациях: fortwo, forfour и roadster. Новый автомобиль имеет только двухместное исполнение fortwo в вариантах с закрытым (coupe) и открытым (cabrio) кузовом.
Двигатели и комплектации smart
Новый smart имеет в линейке пять моторов, из которых российским покупателям предложат на первых порах только два: оба 3-цилиндровые 1,0-литровые бензиновые; 71-сильный атмосферный и 84-сильный турбированный. Коробка передач – только одна: роботизированная «механика». Европейцам доступны также 0,8-литровый турбодизель (54 л. с.), а также литровые бензиновые двигатели мощностью 61 и 102 л. с. (соответственно, в атмосферной и турбо- версиях). Последний – исключительная привилегия «заряженной» модификации от тюнингового ателье Brabus.
Тихоходом оснащенный подобными моторами Смарт не назовешь. Автомобиль с двигателем мощностью 71 л. с. разгоняется с места до «сотни» за 13,7 с, с 84-сильным – за 10,7 с. Что вполне сопоставимо с результатами более крупных четырехместных хэтчбеков класса «А» и вполне достаточно для городской толчеи.
Салон smart fortwo весьма просторен для машинки подобных габаритов. При этом, как отмечают российские владельцы Смартов, не так уж мал и багажник. |
В России smart будет продаваться с кузовом купе в комплектациях pure и passion. В списке стандартного оборудования – ABS, ESP, подушки безопасности, электроусилитель руля, кондиционер, подогрев сидений. Стартовая цена – 640 000 рублей за 71-сильный smart fortwo mhd pure.
Что у конкурентов?
Формально, прямых конкурентов у smart в России нет. Отчасти потому, что другие представители «Большой немецкой тройки» ничего подобного не производят. Впрочем, в России продаются несколько 4-местных сверхкомпактных городских хэтчбеков, среди которых есть модели, которые позиционируются как «игрушки для богатых».
Например, обновленный Fiat 500. Автомобиль стоит на нашем рынке от 552 000 рублей за базовую модель с мотором 1.2 л мощностью 69 л. с. В «базе» — семь подушек безопасности, ABS, кондиционер, электроусилитель руля, электростеклоподъемники, электропривод и подогрев зеркал. За 665 000 руб. можно приобрести 100-сильную версию «пятисотого» в средней комплектации Lounge.
С некоторой натяжкой к конкурентам Смарта можно причислить также четырехдверные хэтчбеки класса «А» в топовых версиях – тот, кто готов выложить 600 тыс. и более за субкомпакт, наверняка будет рассматривать также и их.
Так, весьма популярный в России Kia Picanto с мотором 1.2 л, 85 л. с. и автоматической коробкой передач в самой навороченной комплектации Prestige стоит 589 900 рублей. Такой автомобиль оснащен отделанными кожей рулем и рычагом КПП, семью подушками безопасности, ABS, системой стабилизации (ESC), системой помощи при старте на подъеме, климат-контролем, подогревом рулевого колеса и передних сидений, задними датчиками парковки, системой доступа в салон Smart Key и запуска двигателя кнопкой, CD/MP3-аудиосистемой с USB- и AUX-разъемами, шестью динамиками, Bluetooth и iPod-кабелем.
Когда, где и как можно купить smart в России?
Заказы на автомобили smart в нашей стране начнут принимать с 1 июля нынешнего года. С 31 июля «живые» машины появятся в салонах. Но не в салонах Mercedes-Benz: до конца текущего года Смарты в РФ будут продавать только в офисах прямых продаж марки.
Как рассказали корреспонденту Kolesa.Ru в пресс-службе российского представительства Mercedes, таких офисов пока – лишь два на всю страну, и оба находятся в Москве. Программу продаж машин на более далекую перспективу объявят позже.
Автомобили smart, то и дело мелькающие на дорогах крупных городов России – это машины, купленные владельцами по неофициальным каналам. Спрос на Смарты в нашей стране есть – это подтвердили и в пресс-службе мерседесовского представительства, где отметили, что компания на протяжении нескольких лет наблюдала за нашим рынком, и теперь, «рынок и клиенты готовы к появлению автомобилей smart». Интерес к субкомпактам очевиден, стоит только зайти в Интернет: немало компаний, активно рекламирующихся в Сети, предлагают свои услуги по приобретению таких машин из Германии или на вторичном российском рынке. Активны сервисы, специализирующиеся на smart, а также магазины по заказу запчастей и аксессуаров.
В настоящее время купить smart в нашей стране можно либо таким образом (при помощи фирм-посредников), либо по объявлению в газетах/Интернете. Пригнанные из Германии автомобили стоят, ориентировочно, около 400 000 руб. за smart fortwo 2008-2009 гг. выпуска в комплектации passion с пробегом 30 000 – 50 000 км. В цену включены «растаможка», все расходы по доставке машины, а также услуги фирмы.
Чуть дороже стоят более «свежие» машины, а модели в комплектации попроще зачастую оцениваются менее, чем в 350 000 руб. Автомобили предыдущего поколения, выпущенные в 2000-2001 гг., можно найти примерно за 250 000 руб., но это – как правило, машины с немалым пробегом по России.
Что говорят владельцы smart о своих автомобилях и о выходе марки на российский рынок
Мнения «обитателей» российских Интернет-клубов владельцев smart об объявленных Mercedes ценах разделились. Те, кто на Смартах никогда не ездил, но рассматривает возможность покупки такой машины, сетуют на высокие цены, отмечая, что за 640 000 рублей можно приобрести автомобиль классом, а то и двумя, выше. Те же, кто ездил ранее (или ездит до сих пор) на неофициально ввезенных в РФ машинах, парируют тем, что smart никогда не был дешевым автомобилем, и что для нишевой модели, разработанной к тому же Mercedes-Benz, это не так уж и дорого.
Среди особенностей Смартов предыдущих серий (первого поколения и дорестайлинговой версии второго) их российские владельцы отмечают, прежде всего, вполне «взрослые» затраты на техническое обслуживание автомобилей, при их «игрушечных» размерах.
Кроме того, эти машины бывает затруднительно обслуживать и ремонтировать своими силами: опять-таки, из-за сверхкомпактных габаритов, расположение некоторых узлов и агрегатов весьма и весьма нетрадиционно. Например, для того, чтобы поменять перегоревшую лампу в передней фаре, нужно обладать навыками профессионального автомеханика: далеко не у всех "смартоводов" со стажем получается проделать эту процедуру, не снимая переднюю пластиковую панель.
В качестве плюсов автомобилей smart российские смартоводы выделяют весьма просторный для маленькой двухместной машинки салон, вполне вместительный (опять же – по меркам подобного класса) багажник, хорошую обзорность (некоторые пишут, что она у Смарт – «как у джипа»).
Из минусов отмечают быстрое охлаждение и долгий прогрев салона зимой; большой радиус разворота (несмотря на более, чем скромные габариты); разный размер колес передней и задней оси и редкую размерность резины; значительное ухудшение динамики разгона и топливной экономичности после включения кондиционера, а также немалый расход топлива бензиновых турбомоторов.
Маленькие машины и безопасность
Бытует мнение, что в сверхкомпактных автомобилях, именно из-за их скромных габаритов и массы, в случае аварии водитель и пассажиры имеют больше шансов серьезно пострадать, чем седоки более крупных моделей (скажем, гольф-класса и выше). Ниже мы приводим два видео-ролика с краш-тестов smart: один проводился по стандартной программе EuroNCAP, второй организован британской телепрограммой Fifth Gear.
Вывод таков: все зависит не только от габаритов и массы автомобиля, но и от его конструкции. В современной маленькой машинке с прочной силовой «клеткой» салона и заранее просчитанным зонами деформации кузова можно выжить даже в случае удара о стену или при лобовом столкновении с гораздо более крупным авто…
Краш-тест по программе EuroNCAP. Проводился в 2007 году. Испытывался smart fortwo coupe II поколения. Автомобиль получил 4-звездный рейтинг за защиту взрослых пассажиров.
Эксперты отметили, что силовой каркас кузова при фронтальном ударе на скорости 64,3 км/ч о деформируемый барьер с 40-процентным перекрытием остался неповрежденным, дверь в проеме не заклинило, днище и крыша также не пострадали. Однако есть риск повреждения коленей и бедер водителя и пассажира о детали передней панели.
А это – демонстрация того, как Смарт переносит удар о бетонный блок на скорости… около сотни км/ч! Таких жестких краш-тестов, какой организовали ведущие британской программы Fifth Gear, не проводит, пожалуй, никто в мире! Что удивительно, smart выдержал и такой удар: стойки кузова и днище не покоробило, даже двери спокойно открылись! Так что не стоит огульно называть маленькие машинки "капсулами смерти": современные компакт-кары далеко уехали от ровесницы Перестройки "Оки"...
Для комментирования вам необходимо авторизоваться