На протяжении очень многих лет снегоход был «просто» снегоходом – аппаратом для передвижения по снегу. Однако с развитием технологий и, главное, маркетинга снегоходное «царство» начало дробиться на классы, подклассы и разновидности. Сейчас разобраться во всех тонкостях модельных линеек того или иного производителя сможет только человек, серьезно посвятивший себя вопросу. Обывателю же приходится опираться на мнение друзей, «диванных экспертов» и советы продавцов-консультантов в салонах. Однако зачастую то, что вам нужно купить, – это совсем не то, что продавцу нужно продать. И вот здесь-то можно крепко «попасть». Ведь даже «просто утилитарный» снегоход сегодня далеко не так прост, как может показаться.
Основа основ
Термином «утилитарный снегоход» сегодня называют прорву настолько разных моделей, что с наскока разобраться во всем многообразии практически невозможно. Однако мы попробуем хоть как-то классифицировать подвиды «утилей».
Базовый утилитарник – пожалуй, наиболее консервативная каста снегоходной техники. К этому виду «утилей» чаще всего предъявляются довольно типичные требования: надежность, простота обслуживания, ремонтопригодность, тяговитость и низкая цена.
Тайга Варяг 500 – простейший и наиболее дешевый из «полноразмерных» снегоходов на сегодняшний день;
Японский «супербюджетник» Yamaha Tough Pro лишен не только системы раздельной смазки, но даже электростартера
Канадец» Ski-Doo Tundra 600 – пожалуй, один из лидеров по цене. Но и оснащен богаче прочих
Эти машины покупают те, кому важнее быть уверенным в том, что снегоход не сломается от слишком активной эксплуатации под серьезными нагрузками, заведется в любой мороз и утащит за собой тяжелые сани. При этом пользователям этого рода техники не так важна максимальная скорость, разгон, комфорт и количество доступных аксессуаров.
Примерно то же касается вопроса надежности и ремонтопригодности. Условия эксплуатации предъявляют гораздо более жесткие требования к технике, чем, допустим, к квадроциклам, автомобилям или мототехнике. Мороз, снежный покров и короткий световой день могут запросто превратить элементарную поломку в трагедию с человеческими жертвами. В глубоком снегу путь, который снегоход проходит за полчаса, пеший путник может преодолевать сутки! Поэтому в конструкции утилей используют наиболее простые и надежные решения с минимальным риском поломки и максимальным шансом починки в полевых условиях, зачастую в ущерб комфорту, удобству и скорости. Клиентура – те люди, кому снегоходы действительно нужны для работы: егеря, оленеводы, газовики, нефтяники, а также не претендующие на социальный статус «любители».
Примитивные органы управления Yamaha Tough Pro – максимальная надежность при минимальной цене
Конечно, в стане рабочих машин для зимы есть машины попроще и посложнее, менее и более мощные, комфортные и аскетичные, однако балом правят наиболее простые и дешевые модели.
Основными признаками утилитарника можно назвать следующие конструктивные особенности:
- двухтактный двигатель, чаще всего воздушного охлаждения, рабочим объемом до 600 см3 (простота, залог надежности плюс низкая цена);
- гусеница имеет длину 3 900 мм (154 дюйма) и ширину 500 (вайдтрак) или 600 (супервайдтрак) миллиметров. Высота грунтозацепа при этом небольшая и редко превышает 30-40 мм;
- в трансмиссии предусмотрен понижающий ряд для буксировки тяжелых саней или движения по глубокому снегу;
- спереди чаще всего используются телескопические стойки, сзади – наиболее простые амортизаторы без релугировок;
- из «комфортных» опций есть только подогрев рукояток руля. В наиболее бюджетных моделях нет даже электрозапуска.
На фото: Американский вариант «рабочей лошадки» – 550 Polaris Widetrak LX
Такие снегоходы зачастую покупают, что называется, «на убой». Выхаживает «варяг», «викинг» или «вайдтрак» сезон-два – и то хорошо, а после этого экономически целесообразнее купить новый снегоход, чем восстанавливать старый. Конечно, речь идет о полноценной эксплуатации, когда снегоход проходит за сезон 20–30 тысяч километров. Некоторые жители Крайнего Севера, например, умудряются за долгую зиму накатать и 40 тысяч километров. «Добивается» снегоход уже летом. Хоть двигатель воздушного охлаждения не требует мороза, но вот трущиеся части подвески от езды по ягелю «умирают». Так «оленные люди» снашивают снегоход меньше чем за год.
Характеристики легких утилитарников:
- Относительная дешевизна;
- Простота конструкции;
- Легкость и низкая стоимость обслуживания;
- Подходит для езды по пересеченной местности, целине, лесу, плохим дорогам;
- Низкий уровень комфорта;
- Высокая шумность;
- Низкая скорость;
- Топливная экономичность.
Четыре такта: когда ресурс важнее массы
На противоположном полюсе стоят машины тяжелого класса. Их главные особенности – четырехтактный двигатель и весьма богатая комплектация. По большому счету, эти «тоже утилитарные» аппараты выполняют прямо противоположные функции относительно машин, описанных выше.
На фото: Типичный тяжелый утилитарник – Lynx 69 Yeti 900 ACE
Тяжелые «утили» в основном покупают не для того, чтобы добираться куда-то в отдаленные места, проезжать много километров по плохим трассам или вовсе без них. Удел тяжелых машин – работа на разного рода объектах, где постоянно нужна подмога тягловой силы, большая мощность и тяга, но нет необходимости ездить по глубокой целине или отправляться в очень дальние пробеги.
На фото: Yamaha Viking Professional на обслуживании олимпийских игр в Сочи
Вспомним, какие снегоходы использовали на олимпиаде в Сочи в 2014 году? Четырехтактные Yamaha Viking Professional. Компания Yamaha стала поставщиком внедорожной техники для игр в Сочи, однако почему из широкого списка моделей выбрали именно эту? Все просто! Четырехтактный двигатель работает заметно тише двухтактника, от него заметно меньше дыма и вони, он быстрее выходит на рабочий режим после простоя (его не нужно долго прогревать). Кроме того, у четырехтактников гораздо выше плавность работы, что важно при перевозке пассажиров, и отличная тяга на низких оборотах, а значит снегоходу проще взбираться на горы и таскать груз – опять же, не воняя выхлопом и не завывая мотором.
На фото: Отечественный тяжеловес Тайга Барс 850
Еще одним ключевым признаком такого аппарата является довольно внушительная масса. Если в глубоком «пухляке», да и просто в лесу это действительно обуза, то на укатанных дорожках – наоборот плюс. Во-первых, тяжелый снегоход имеет более плавный ход, во-вторых, он способен тянуть больший груз, ведь легкая машина будет просто буксовать.
На фото: Lynx 69 Ranger Alpine 1200 4-TEC – снегоход, специально созданный для работы на горнолыжных склонах. Эвакуация, перевозка оборудования, патрулирование – его основная работа
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать резюме всему классу тяжелых утилитарников.
Достоинства
- Высокая мощность и крутящий момент;
- Хорошая топливная экономичность и запас хода;
- Низкий уровень шума;
- «Чистый» и незначительный выхлоп;
- Способность таскать тяжелые нарты и работать на крутых склонах;
- Комфорт пилота и пассажиров.
Недостатки
- Высокая масса;
- Плохая приспособленность к движению по целине (снегоход «тонет»);
- Низкая маневренность;
- Сложность выкапывания застрявшей машины;
- Более высокая стоимость и сложность обслуживания и ремонта.
Очевидно, что брать тяжелый «утиль» для того, чтобы кататься одному и по лесам, – идея далеко не лучшая, а вот если ездить предстоит с санями (с пассажирами или грузом) и по укатанным дорожкам, руслам рек или зимникам, то такой четырехтактный утилитарник – ваш выбор.
На фото: Поставить «на ноги» прилегший на бок тяжелый четырехтактный аппарат – задача непростая даже для здоровых мужиков!
Кстати, зачастую производители используют одни и те же платформы или «будки», как говорят в народе, для, казалось бы, столь разных классов машин. Одна лишь замена двигателя и перенастройка подвески позволяют сделать совершенно разные по характеру и назначению машины.
На первом фото – Stels S800 Росомаха, на втором – Stels 600 Viking. Обе машины построены на одной платформе, однако Росомаха – это тяжелый снегоход с гусеницей шириной 600 мм, а Викинг – утилитарник среднего класса с двухтактным двигателем и 500-мм гусеницей
Разрывая рамки…
На вершине «пирамиды» утилитарных снегоходов стоят машины, уже вышедшие одной лыжей из своего класса. Причем выходят они в разные смежные классы. Кто-то в туризм, кто-то в покатушки по пересеченке, кто-то вообще не поймешь куда. Так или иначе, в них появляются черты рекреационных снегоходов, обладающих излишествами, не нужными сугубо рабочим моделям.
Для начала двигатели. Зачем, спрашивается, утилитарнику сверхмощный двухтактник? Таскать сани, как мы уже выяснили, могут и 500-кубовые двухтактники на пониженной передаче или «большие» четырехтактники. Зачем «утилю» 172 л.с.? Вопрос во многом риторический, но те же финны предлагают такой вариант, да к тому же, на 600-мм гусенице.
На фото: Столь любимый среди отечественных охотников «армеец» Lynx Yeti Army получил в прошлом году самый мощный мотор фирмы – 800-кубовый E-Tec мощностью 172 л.с.
У того же концерна BRP есть и еще более уникальные модели. Например «утиль-переросток» Lynx Xtrim Commander 800 E-Tec. Мало того, что в «будку» утилитарника воткнули все тот же 172-сильный двухтактник от спортивных моделей марки, ему еще и неубиваемую телескопическую подвеску лыж поменяли на хрупкую (но гораздо более продвинутую) рычажную! Получился «утиль» с динамикой ракеты и способностью не только ездить по ровному, но и прыгать трамплины! Плюс «зубастая» гусеница, плюс весьма навороченная задняя подвеска с регулировками обоих амортизаторов, плюс огромный набор дополнительных опций… Вроде бы все хорошо в такой машине, но нужно помнить, что сверхмощность – это не всегда хорошо, и масса такого аппарата все равно будет высока. Хотя в остальном он совместил в себе достоинства и первых, и вторых.
На фото: Lynx Xtrim Commander 800 E-Tec
Экстрим лайт
В то время как концерн BRP выдумывает все новые и новые гибриды, делая из утилитарников «ракеты» со спортивными моторами, легкие «зажигалки» на базе простейших утилей делают многие. Привлекательный дизайн, чуть более продвинутая ходовая часть, немного маркетинга и вуаля – перед нами «входной билет» в мир действительно «борзых» сноумобилей. Такие есть и у BRP и у их американских коллег, из Polaris и даже у нашей «Русской механики». Назвать эти машины утилитарниками в полном смысле уже нельзя. Но утилитарная платформа, на которой они построены, не отпускает их из «рабочего класса». Пожалуй, именно этот класс можно назвать оптимальным для покатушек выходного дня по соотношению цены, простоты и фана, которые они могут подарить.
Polaris 550 Indy Voyageur 144 – уже кроссовер, еще утиль
Ski-Doo Tundra Xtrim 600 E-Tec. Легкий утилитарник, оснащенный «злым» двухтактником
«Экстрим-утиль» по-русски. Тайга Атака 551
Один из наиболее интересных кросс-утилитарников – Arctic Cat Bearcat 570 LX. Пожалуй, самый комфортный из «простецких утилей»
И Буран, предок их…
Говорить об утилитарных снегоходах и не сказать про дедушку Бурана было бы несправедливым. Хотя, конечно, с эволюционной точки зрения он уже не игрок на этом поле. Сорок лет на рынке – это срок серьезный для любой техники и, как ни крути, эволюция уходит вперед. Конечно, двухгусеничная схема имеет свои плюсы, но и минусов у нее достаточно. Не в пользу двух гусениц и одной лыжи говорит главный фактор: от нее отказались поголовно все производители в мире, кроме «Русской механики».
Да, Буран до сих пор производят и продают, причем помногу. Но дело тут не в том, что он хорош. Просто он беспрецедентно дешев и привычен многим представителям старшего поколения. Тем не менее рассматривать Буран как альтернативу современным машинам можно только в случае, если действительно ехать надо, а денег нет. Как аппарат для покатушек «пенсионер» совершенно точно не подходит. Слабый мотор, почти полное отсутствие подвески, низкая надежность и почти полная неуправляемость делают его неконкурентоспособным. Его время безвозвратно ушло.
Главное – не ошибиться
Даже в таком вроде бы простом вопросе, как утилитарные снегоходы, оказалось столько вариантов, что не сразу и разберешься. Подклассы и подвиды настолько многочисленны, а сферы применения столь разнообразны, что купив не то, можно крепко пожалеть и, по сути, выбросить деньги на ветер. Чистокровных утилитарников в модельных линейках фирм остается все меньше, они приобретают функции и свойства соседних классов: «кроссоверов», «туристов», «экспедиционников» и даже кроссовых моделей.
Этот сегмент настолько широк, что о нем стоит говорить отдельно. В следующей части статьи мы поговорим о спортивно-развлекательных снегоходах.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться