«Операция “Ы” и другие приключения Шурика», 1965 г.
Начнем по порядку. В первой же сцене фильма появляется автобус ЛиАЗ 158-В (ЗИЛ-158В), в котором впоследствии и завязалась потасовка из-за сидячего места, которое не хотел уступать Федя (Алексей Макарович Смирнов). Этот автобус выпускался с 1957 года и был основной рабочей машиной пассажирских парков Советского Союза 60-х и 70-х годов.
Почему ЗиЛ-ЛиАЗ? Все просто: дело в том, что в конце 50-х годов автобусное производство из-за сильной загрузки московского Завода имени Лихачева решили перенести в Ликино-Дулево, на ЛиАЗ – так популярный автобус сменил имя. Модификация 158-В была разработана в 1961 году, а все изменения были сугубо техническими: новое сцепление и КПП, а также другая тормозная система.
На фото: ЛиАЗ 158-В (ЗИЛ-158В)
После инцидента в автобусе, в милиции Федю наказали 15-ю сутками работ на стройке, куда его привезли в милицейском ПАЗ 653. Этот автомобиль производился с 1953 по 1958 г. На самом деле, с этим фургоном такой комплектации связаны споры, которые идут и по сей день. Дело в том, что официального выпуска милицейских ПАЗ 653 никогда не было, а сам автомобиль предназначался для скорой помощи.
На фото: ПАЗ 653
В следующей же сцене в кадре появляются три ГАЗ-51 различных модификаций – самосвал, тягач с дополнительной прицепной осью для длинномеров и подъемный кран. В дальнейшем эти грузовики еще неоднократно появятся на экране, развозя по строительной площадке различные стройматериалы. А также тут появился и гусеничный Бульдозер ЧТЗ С-100 (Сталинец). Этот образец появился в 1956 году, и за 8 лет его выпуска с конвейера Челябинского Тракторного Завода сошло 124 416 экземпляров.
На фото: ГАЗ-51
Вторая часть фильма, где Шурик (Александр Демьяненко) встречает прекрасную девушку Лиду (Наталья Селезнева), автомобилями особо не отметилась, а из всей колесной техники, главным героям довелось проехать лишь на трамвае Татра т3 чехословацкого производства, который выпускался с 1960 аж по 1999 год.
На фото: трамвай Татра т3
Кроме техники, развозившей Шурика и Лиду, в картине мелькнули ЗИМ (ГАЗ-12), длиннобазный седан, выпускавшийся с 1949 по 1959 г. и РАФ-10 – микроавтобус Рижской Автобусной Фабрики, производившийся с 1957 по 1959 год. Кстати, этот автомобиль стал первым серийным микроавтобусом, произведенным в СССР.
На фото: РАФ-10, ЗИМ (ГАЗ-12)
В третьей части комедии снова появляются грузовики ГАЗ-51, а великолепная тройка Труса, Балбеса и Бывалого (Вицин, Никулин, Моргунов) разъезжает на инвалидке СМЗ С3А. Эта мотоколяска изготавливалась на Серпуховском мотоциклетном заводе с 1958 по 1970 г., а ее двигателем был ИЖ-49, выдававший всего 8 л.с.
Машинка должна была стать чем-то средним между инвалидной коляской и автомобилем, однако с обеими задачами справлялась очень посредственно и стала не «золотой серединой», а скорее «ни рыбой, ни мясом». Она была довольно тяжелой (425 кг), трудоёмкой и дорогой в изготовлении, из-за чего была совсем не дешевой для инвалидки.
В то же время она была очень медленной (максимальная скорость – 60 км/ч) и имела совершенно плохую проходимость из-за маленьких колес. Плюс к этому, автомобиль имел открытый кузов, из-за чего назвать машинку комфортной язык не поворачивается. Кстати, после выхода фильма на экраны эта коляска получила название «Моргуновка», по фамилии Евгения Александровича Моргунова, сыгравшего Бывалого, который водил эту несуразицу.
На фото: СМЗ С3А
«Кавказская пленница, или новые приключения Шурика», 1966 г.
Итак, первые же кадры картины показывают нам главного героя «за рулем» ослика, бегущего по дороге, где он почти сразу встречает «санитарку» ГАЗ-55. Этот грузовик был построен на базе легендарной «полуторки» ГАЗ-ММ. Автомобиль для медиков выпускался с 1938 по 1950 год, и за 12 лет было выпущено 12 044 санитарных грузовика.
На фото: ГАЗ-55
Вскоре на экране вновь появляется любимая всеми троица – Вицин, Никулин и Моргунов. Они снова в автомобиле без крыши, но на этот раз не в инвалидке С3А, а в великолепном Adler Trumpf. Это довоенный немецкий автомобиль, выпускавшийся с 1932 по 1939 г. Что примечательно, этот кабриолет стал одним из первых серийно выпускаемых переднеприводных автомобилей. Можно предположить, что это один из трофейных экземпляров, привезенных после войны в СССР.
На фото: Adler Trumpf
Конечно, в советской комедии не обошлось и без легендарного ГАЗ-21, а ездил на ней товарищ Саахов, по просьбе которого Нина и была похищена. Также в картине показали ГАЗ-22, в который бригада санитаров грузила Шурика после застолья у прокурора. А в самом конце фильма мелькнул еще один автомобиль, построенный на базе «двадцать первой Волги» – это микроавтобус «Старт», разработанный силами Харьковского автодорожного института совместно с Северодонецкой авторемонтной базой в 1964 году.
На фото: микроавтобус «Старт»
После побега Нины и погони Adler за ГАЗ 55 великолепная троица, лишившаяся своего красного кабриолета, запрыгивает в грузовик Skoda-Liaz 706 RTTN. Этот грузовик, выпускавшийся в Чехословакии с 1957 года, стал очень популярным в СССР благодаря своей надежности и выносливости. Кстати, по какой-то причине именно рефрижераторы, массово закупленные в 1964-м, стали основным типом полуприцепов, движимых этим тягачом. Так что Трус, Балбес и Бывалый попали, можно сказать, в самый классический чешский грузовик своего времени.
На фото: грузовик Skoda-Liaz 706 RTTN
«Бриллиантовая рука», 1968 г.
Начинается картина на улицах заграничного Востока, города Стамбула (на самом деле, в Баку), где появляется Opel Kapitan 1954 года выпуска. Это был европейский флагман GM Opel – седан бизнес-класса, который по популярности в родной Германии уступал лишь «Жуку» и Opel Rekord. Вслед за Опелем Гайдай опять показывает ГАЗ-21. В «Волгу» залетает зонт с нелегально перевозимыми драгоценностями, а следом садится и сам контрабандист Геша (Андрей Миронов). На этой бежевой Волге главные отрицательные герои (Миронов и Папанов), ездят практически весь фильм. Ее выпуск продлился почти 14 лет (1956-1970), и за этот период было выпущено чуть менее 640 тысяч экземпляров. Конкретно в фильме показали автомобиль 3 серии, выпускавшийся с 1962 года, который стал самым популярным и распространенным в СССР.
На фото:Opel Kapitan, ГАЗ-21
Вообще, ГАЗ-21 – это основной автомобиль комедии, и именно на нем «наши люди не ездят в булочную». Кстати, «та самая» машина и по сей день стоит в музее «Мосфильма». Еще на пленку попал ГАЗ-22, который хоть, по сути, и являлся ГАЗ-21 в кузове универсал, но по документам проходил как отдельная модель.
Киношникам нужно было создать атмосферу заграницы, поэтому не обошлось без иномарок. Так в картине появился и американский аналог нашей «Волги» – Chevrolet Two-Ten 2103 1953 года выпуска, который так же, как Опель, проехал по улицам Баку-Стамбула. В этом же эпизоде с поддельными пейзажами крупнейшего турецкого города мелькнула Tatra 603 – чехословацкая легковушка 1956-1975 г. выпуска. Эта машина имела заднее расположение двигателя, за счет чего конструкторы смогли сделать низкую и округлую форму передка, выгодную с точки зрения аэродинамики.
На фото: Tatra 603, Chevrolet Two-Ten 2103
На рыбалку к Белой скале (скала Киселёвка в Туапсе), Миронов и Никулин едут на мотоцикле Jawa 350 Kyvacka . Двухколесные красавцы, выпускавшиеся в Чехословакии, были очень популярны в Советском Союзе. До 1991 года на заводе в городе Тынец-над-Сазавой было выпущено более 1 миллиона мотоциклов различных модификаций, а «трехсот пятидесятку» 1965 года (именно эта модель показана в фильме) собрали в количестве почти в 60 000 экземпляров.
На фото: Jawa 350 Kyvacka
И наконец, в финальной погоне появляется Москвич 408И (экспортный) с четырехфарной решеткой. На мой взгляд – это самое красивое исполнение модели. Разработкой модификации занялись еще в 1959 году, а до конвейеров автомобиль добрался к 1964-му. Кстати, сцена, где Москвич летит, подцепленный вертолетом, повторяет аналогичные кадры из фильма о британском разведчике Джеймсе Бонде «Живешь только дважды» 1967 года. Также отсылкой к бондиане стала и рука главного злодея «Шефа» с сияющим перстнем на ней. Таким образом, исключительно руками, в фильмах про Бонда показывался Эрнст Ставро Блофельд – глава террористической организации СПЕКТР.
На фото: Москвич 408И
Что в итоге?
Советские комедии 60-х и 70-х годов, способные рассмешить даже сегодняшнюю требовательную публику, как и любой фильм, были очень хорошей рекламной площадкой. Современное понятие «продакт плэйсмент» (за использование такого словосочетания тогда меня, наверно, арестовали бы), было знакомо и киношникам того времени. Хотя сложно понять, почему на 21-й Волге ездят как злодеи, так и милиция в фильме «Бриллиантовая рука».
То ли авторы хотели показать, что это автомобиль для всех, то ли хотели, чтобы любимчики публики Миронов и Папанов рекламировали машину своими лицами, то ли в принципе не задумывались над образами водителей.
Зато финал, как мы знаем, расставляет точки над i. В конце фильма главное олицетворение зла появляется хоть и не на иномарке, но зато на экспортном (!) 408-м Москвиче. Так что добрым людям – Волга, злым – Москвич для капстран! Либо инвалидка С3А, в крайнем случае…
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Там, кстати, в "Наваждении", с автобусами чуть сложнее. Сел Шурик в ЗИЛ-158, а драку сняли в другом автобусе, более раннем. Судя по овальным окошкам и рамам - ЗИС-155, хотя могу и ошибаться. Но автобусы сняты разные, это точно.
Ещё добавлю по поводу номера на "моргуновке". Он у них почти везде ББТ (Балбес-Трус-Бывалый), и только один раз они его меняют на номер с одной буквой "Д". Такие номера выдавались дипломатам, что ещё раз доказывает незаурядные троллинговые способности Гайдая).
Автор оказался менее внимательным :)
говоря о киноляпах, можно добавить, что в той самой потасовке было показано, как в окно автобуса вылетает кепка Феди и книга Шурика, а в отделении эти вещи вновь при них. Да и в автобус Шурик заходил после проливного дождя, а в автобусе он как по волшебству высох=)) Так что ЗИС-155 (тот что с овальными окошками) - место мистическое=))
>> "...где он почти сразу встречает «санитарку» ГАЗ-55"Мда... "Уж сколько лет твердили миру", что в кадре - грубый "ремейк". Цитирую "Авторевю":"Кабина и оперение от ГАЗ-АА установлены на шасси ГАЗ-51: это видно по широким шинам, колесам с шестью шпильками (у ГАЗ-АА их было пять) и продольным рессорам спереди (у ГАЗ-АА рессора была поперечной). И кузов сделан кустарно — то ли на каком-нибудь украинском ремзаводе (съемки проходили в Крыму), то ли на автобазе Мосфильма".>> "...но на этот раз не в инвалидке С3А, а в великолепном Adler Trumpf""Великолепном", ёлы-палы! Это уже просто фейспалм. Никулинский Trumph давно передан в Ломаковку и стыдно не знать мнение тамошних реставраторов о его состоянии в фильме: "Машина в изуродованном виде - были отрезаны рамки дверей и верхняя часть кузова, и был приделан самодельный механизм кабриолета".Sic transit gloria mundi, господа редакторы?
Редактор я тут один, не трудитесь размывать свое обращение ;) Автора я оштрафую. А про мирскую славу - это к чему? Просто красивая фраза на латыни для придания веса комментарию?
Можно и в "великолепном", собственно... во-первых, мнение автора и мнение редактора, как и мнение комментаторов могут и не совпадать - каждому свой цвет фломастеров нравится. во-вторых, по сравнению с инвалидкой С3А Adler Trumpf был действительно великолепен - даже в таком весьма измененном кузове.
"Авторевю" - при чем здесь их догадки (!), которые еще и цитируются.? И сколько именно раз миру-то твердили, а?)))
(P.S. - автором данного материала я не являюсь)
На кадре где сняты Пуговкин и Смирнов ну никак не ГАЗ-51. Там либо ЗиС-150, либо ЗиЛ-164. Их внешне можно отличить только по решётке радиатора.
Да, модификации 164-го) А когда в детстве смотрел фильм, путал то с 51-м, то с МАЗ-200))