Новую Chevrolet Niva, концепт которой показали на ММАС-2014, будут делать в Тольятти, как и нынешнюю. Но родства с АВТОВАЗом уже не будет — собственное производство, без поставок из-за забора, за которым делают Lada! "Нива" окончательно присоединится к семье GM...
Давайте всё-таки проясним для тех, кто не совсем в теме. Та Chevrolet Niva, которая выпускается сейчас, — это изначально ВАЗ-2123, автомобиль, рожденный на АВТОВАЗе и в 2001 году проданный марке Chevrolet вместе с фирменным названием "Нива" (потому-то исконная "Нива" сейчас называется Lada 4x4). Сейчас у совместного производства GM-AVTOVAZ имеется свой собственный сборочный конвейер, но кузова и основные элементы шасси делает Волжский автозавод.
За почти 14 лет у маленькой, но гордой компании GM-AVTOVAZ было много всего: борьба за качество, взлет популярности, кризис нынешней модели, мысли о новом поколении "Нивы", собственном инженерном центре и производстве. И вот кое-что из этих амбициозных планов начинает сбываться.
Сейчас на стройплощадке
Мы на территории ОЭЗ "Тольятти", где ведет строительство дочерняя компания GM-AVTOVAZ — JV Sistems (ООО "Джей Ви Системз"), созданная специально под этот проект (по правилам особой экономической зоны возведением новых объектов должно заниматься отдельное юридическое лицо). Генподрядчик — местный "Автозаводстрой". В отношениях этих двух компаний не всё гладко: темпы строительства отстают от намеченных сроков примерно на полгода.
Иван Пинемасов, и.о. директора ООО "Джей Ви Системз", говорит об этом спокойно — в его задачи как раз входит это отставание сократить. "Нет такой стройки, где не было бы проблем", — говорят коллеги Ивана, улыбчивые люди с обветренными лицами, в касках, оранжевых жилетках и тяжелых ботинках. Человеку непривычному здешняя атмосфера может показаться чуть романтичной, будто сошедшей с кинопленок старых советских фильмов о передовиках-строителях, но униформа и дисциплина здесь — элементы обязательные.
Да и всё остальное организовано по высшим строительным стандартам сегодняшнего дня. Например, весь периметр стройки поделен на зеленую и красную зоны, во вторую без особого разрешения не пускают — слишком опасно. У нас такое разрешение есть, но детали происходящего просматриваются и с солидного расстояния, что называется, "навылет" — многие объекты еще находятся в начальной стадии возведения.
Иван показывает нам схему будущего производственного комплекса. Территория производства — 200 000 квадратных метров. Основная площадь занята двумя большими цехами — штамповки и сварки, между которыми расположен склад комплектующих. Сейчас эти строения частично обшиты стеновыми панелями, внутри уже уложен первый слой бетонного пола, частично завезено оборудование — в частности, огромный пресс весом в 90 тонн. Чтобы поставить такой на рабочее место, не хватит даже "штатного" мостового крана, которую уже завесили под потолок (она выдерживает только 50 тонн), придется подгонять отдельный портовый кран...
Все прессы и прочее тяжелое оборудование устанавливаются в так называемые приямки, которые по факту оказываются огромными ступенчатыми шахтами в полу, как будто ведущими в подземелье. Температура в помещениях пока минусовая, и чтобы продолжить работы, нужно закончить обшивку стен и ввести в эксплуатацию временное отопление. Собственно, на это сейчас и брошены все силы.
Четыре пресса, семь роботов, вспомогательное оборудование — общая масса всех механизмов прессового производства, с учетом 90-тонного пресса-гиганта, составляет порядка 2 000 тонн. Производитель — корейская Huyndai Rotem. Всё это вместе сможет штамповать до 20 кузовных деталей в минуту. Но пока оборудование упаковано и расставлено вдоль стен.
Мы переходим из штамповочного цеха в сварочный — здесь уже видны контуры будущей столовой и офисных помещений на втором этаже, а также фундаментов трех линий сварки. Будущее производство будет выпускать крупные элементы кузова. Официально не называется, какие это именно элементы, но, по некоторым данным, это будет пол с лонжеронами, пороги и стойки кузова, крыша и еще ряд позиций... Более мелкие компоненты проще заказывать на стороне (возможно, даже за границей) и устанавливать в процессе сварки кузова. Площадь смонтированного оборудования для линий сварки составит 11 100 квадратных метров, а проектная мощность — 20 кузовов в час.
Каким будет технологический процесс?
Готовые кузова будут на автовозах отправлять на нынешний конвейер GM-AVTOVAZ — он примерно в 15 километрах от нового технопарка. Там кузов будут окрашивать и отправлять на сборку, в процессе которой его "поженят" с шасси и двигателем. Мотор у новой "Шнивы" — 135-сильный, разработки Peugeot-Citroen. Коробка передач, "раздатка" — всё тоже импортное, в отдельных источниках упоминались, соответственно, индийский и итальянский производители. Впрочем, будущие поставщики трансмиссии уже единожды сменились, и не исключено, что поменяются еще раз ради оптимизации всей схемы.
Будут ли локализованы в России компоненты от иностранных компаний? Ясность в этом вопросе есть только по части двигателя — французы и их российские партнеры уже приняли решение строить в Тольятти отдельный завод двигателей, располагающийся на своей собственной территории, не имеющей ничего общего с нынешними строящимися объектами. А вот элементы трансмиссии, те же раздаточная коробка и КПП, вполне могут "прописаться" на обширных площадях JV Sistems, которые сейчас обозначены на схеме как "резервная территория".
Папа и мама расходятся
Хотя это лишь наши предположения, официальные лица пока не говорят по этому поводу ничего, кроме "площадь заложена под развитие производства". Но предположения становятся еще более вероятными, если вспомнить заявления руководства GM-AVTOVAZ двухгодичной давности, когда новый завод только закладывался. Тогда планировалось создать на новых территориях не только штамповку со сваркой, но и механосборку — как раз с тем расчетом, чтобы полностью "развязаться" с АВТОВАЗом... Так что же, развод, "тумбочка между кроватями" или даже полная независимость от прежнего надежного партнера? Похоже на то! Ведь стратегическим партнером АВТОВАЗа, напомним, стал концерн Renault-Nissan, а не General Motors.
Тем более что планировалось создать, помимо собственных производств, и собственный инженерный центр, а стиль новой модели изначально задумывали создать с нуля. В итоге дизайном "Нивы" занимался чех Ондрей Коромаз, который работает в шанхайской штаб-квартире GM, является гражданином Австралии и ранее работал, в частности с брендом Holden. За стиль будущей "Нивы" мы уже не переживаем, да и новый инженерный центр работает и в 2015 году переедет на новые площади в ОЭЗ "Тольятти".
Когда мы ее увидим?
Сейчас здесь еще гуляет колючий зимний ветер, но Иван Пинемасов и его коллеги все-таки планируют закончить строительство до конца 2015 года. По крайней мере в пресс-службе цель называется именно такая. Впрочем, небольшую "подушку" на GM-AVTOVAZ себе всё же подкладывают — вместо прежней оптимистичной даты начала производства новой "Нивы" на рубеже 2015 и 2016 годов сейчас называется просто 2016 год... Именно так, без уточнений!
Если всё пойдет по плану (нынешнее полугодовое отставание стройки удастся хотя бы отчасти сократить, а авторынок если не начнет расти, то хотя бы стабилизируется), то, как заявляют наши собственные источники на GM-AVTOVAZ, всего за три месяца новое производство может выйти на проектную мощность в 120 000 кузовов в год. Ныне действующий в Тольятти сборочный конвейер вполне реально довести до такого же показателя собранных автомобилей. А это значит, что на рынке автомобилей повышенной проходимости (новая Chevrolet Niva полностью вытеснит нынешнюю, но унаследует идеологию постоянного полного привода и остальные качества настоящего "проходимца") появится новый сильный игрок. Ждем!
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Китайцы уже бы давно построили, а у нас 3.5 человека ходят воздух пинают. А машина меня серьезно заинтересовала. Ждать долго только...
Привет Алик, пишу тебе из 2017 года. Все очень плохо.
Привет, Алик и avel, пишу вам из 2019 г. Скоро пересядем на вЕлики, т.к. денег нет, но мы держимся. Пока еще...
Привет, Алик, avel и 77. Пишу вам из 2020. Вышла новая шевроле нива, только она не шевроле, да и нового в ней почти ничего... да и не до машин нам
Ну да, вот и дождались
Очередной мертворожденный бред