Сравнивать техническое оснащение вооруженных сил Советского Союза и Финляндии в ходе Зимней войны с количественной точки зрения смысла не имеет: Красная армия располагала 2 289 танками, финская — 26. Поэтому мы рассмотрим их технические характеристики, тем более что сражавшиеся по обе стороны фронта машины в той или иной степени являлись "родственниками". И дело тут не только в широком использовании финской стороной трофейных советских танков, но и в том, что наиболее массовые и удачные советские машины были изготовлены с британских "прототипов". Примерно так же, как спустя много лет прототипом Жигулей стал итальянский Фиат. Своих танков Финляндия, кстати, не производила вообще.
Близнецы Vikkers Mk.E и Т-26
В результате врожденной схожести танков обе стороны зачастую принимали чужие машины за свои и наоборот. К примеру, в ходе единственного за всю войну танкового сражения под Хонканиеми (Лебедевка) в феврале 1940 года первоначальный прорыв финских "Виккерсов" был обусловлен тем, что не только советская пехота, но даже танкисты приняли их за однотипные Т-26. Причем ошибка произошла несмотря на то, что у финских (т. е. британского производства) танков башня была смещена относительно корпуса вправо, а у советских — влево.
Изначально Т-26 — это шеститонный "Виккерс" Mk.E, созданный конструкторами британской фирмы "Виккерс-Армстронг". В 1930 году СССР приобрел 15 таких танков с полным комплектом технической документации и лицензией на производство. Производитель предлагал "Модель A" с двумя одноместными пулеметными башнями и "Модель B" с двухместной башней, вооруженной пушкой и пулеметом. Однако советский заказчик закупил только двухбашенные — они в качестве танков сопровождения пехоты особо понравились маршалу Тухачевскому.
Советские специалисты рекомендовали довести с использованием узлов В-6 проектируемый в СССР Т-19, поставив на него двигатель мощностью 100 л.с. ("Виккерс" изначально был оснащен карбюраторным 4-цилиндровым "Армстронг-Сидли Пума" в 80 л.с.). Однако дело решила закупка Польшей крупной партии "Виккерсов": по политическим соображениям танк срочно приняли на вооружение и в Советском Союзе, присвоив ему индекс Т-26.
На фото: танк Т-26
Производство разместили на ленинградском заводе "Большевик" (ранее Путиловский, ныне Кировский). Запуск шел тяжело: у первых танков серии не работали собранные на советских заводах двигатели, листы корпуса были из неброневой стали и крепились на болтах с тем, чтобы в дальнейшем их заменить. При этом стоимость советских танков почти вдвое превышала цену, предлагаемую британской фирмой за готовые машины. Кстати, именно эти проблемы привели впоследствии к созданию простого в изготовлении Т-34.
Модернизация по разрешению
По мере освоения производства Т-26 конструкторы добились у высшего партийного руководства разрешения на его модернизацию. В результате отказались от двух башен, самостоятельно разработав однобашенную конструкцию, усилили броню и рессоры, форсировали до 90-95 л.с. двигатель. Появились огнеметные танки ОТ-26 и "телетанки" ТТ-26, управляемые на расстоянии. Впрочем, и те, и другие по итогам войны с Финляндией были признаны малоэффективными: ОТ-26 в бою не хватало обычного вооружения, а "телетанки" застревали в воронках, теряли управление из-за неустойчивой радиосвязи и, в конце концов, доставались противнику.
На фото: огнеметный танк ОТ-26
Двигатель Т-26 располагался вдоль продольной оси танка, особенностью его было горизонтальное расположение цилиндров. Справа от двигателя в моторном отделении размещался топливный бак на 182 литра. Система охлаждения (центробежный вентилятор) размещалась в кожухе над двигателем. Перед войной на Т-26 начали устанавливать дополнительный бак на 110 литров. Зафиксированы случаи, когда поврежденный во время боя бак просто переключали, и танк оставался на ходу.
На месте не стояли и британские инженеры: в Зимнюю войну однобашенный "Виккерс" вступил также с усиленной бронёй, двигателем 100 л.с. и другими важными доработками. Тем не менее исход танковых боев решила массовость и наличие достаточного количества обученного личного состава. Финны с большим успехом уничтожали танки противника с помощью артиллерии, гранат и "коктейлей Молотова", нежели использовали собственную бронекавалерию.
Дедушка Рено
На вооружении финской армии находилось большое число устаревшей техники, в том числе французский танк времен Первой мировой войны Renault FT-17. Правда, использовали его финны обычно в качестве неподвижной огневой точки. Однотипные с ним советские Т-18 были сняты с вооружения в начале 1930-х годов, на смену им как раз и пришел Т-26. Однако любопытно рассмотреть характеристики дедушки Рено, поскольку это — первый в мире танк классической компоновки (отделение управления — впереди, моторное — сзади, боевое с башней кругового вращения на 360 градусов — в центре).
Разработан был этот танк в 1916-1917 годах под руководством Луи Рено как танк поддержки пехоты, принят на вооружение французской армией в 1917 году. Производился по лицензии в США под названием M-1917 (Ford Two Man), в Италии — Fiat 3000 и в Советской России — "Русский Рено".
У танка была хорошая проходимость, ходовая часть состояла из 9 опорных и 6 поддерживающих катков (по одному борту), направляющего и ведущего колес. Поддерживающие катки были подрессорены спиральной пружиной, подвеска балансирная, с листовыми полуэллиптическими рессорами.
Экипаж танка состоял из двух человек — механика-водителя и командира (он же наводчик и заряжающий). Тип двигателя — четырехцилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения, скорость по шоссе — 20 км/час, запас хода по шоссе — 65 км. Преодолеваемый подъем — до 45 градусов, стенка — до 0,6 м, ров — 1,8 м, брод — 0,7 м.
Танк-крейсер Т-28
Ни Советский Союз, ни Финляндия не смогли закупить перед войной новый танк фирмы "Виккерс" A6, также известный как "Виккерс 16 тонн": за одну такую машину, причем без вооружения, британцы выставили ценник в 16 тыс. фунтов. В результате финны остались без таких машин, а в Советском Союзе был разработан собственный средний трехбашенный танк-крейсер.
Несмотря на отказ британской стороны, новый танк в целом "подражал" A6 да и вес у него был как раз 16 тонн. Двигатель был выбран авиационный М-5 мощностью 400 л.с., уже "откатанный" на танках БТ-2 (в результате это был М-17 мощностью 450-500 л.с.). Военные сразу потребовали поставить дизельный ПГЕ, однако возникли проблемы с его доработкой. В результате у Т-28 запас хода составлял всего 75 часов, после чего требовалась замена двигателя.
Карбюраторов у двигателя было два (каждый — на свою группу цилиндров). Двигатель охлаждался водой, общая емкость радиаторов составляла 100 литров. Два бензобака по 330 литров каждый заправляли топливом Б-70 или КБ-70. Зажигание производилось с помощью магнето, первоначально фирмы "Сцинтилла", затем "Электрозавод".
В конструкции широко использовали узлы находившихся в производстве БТ-2 и Т-26 (например складные фары). Подвеска была разработана как у немецкой фирмы "Крупп". Моторно-трансмиссионное отделение находилось в кормовой части танка, отделение управления было совмещено с боевым. Экипаж состоял из шести человек — механика-водителя, командира (он же стрелок башенного пулемёта и заряжающий), радиста (он же второй заряжающий), наводчика и двух стрелков пулеметных башен.
Использование Т-28 в ходе прорыва легендарной Линии Маннергейма показало, что в случае грамотного применения они показывают весьма неплохие боевые качества. Нарекания вызывала броня, не державшая 37-миллиметровые противотанковые снаряды. В результате после Финской войны бронирование Т-28 было усилено специальными экранами (такой танк получил обозначение Т-28Э). Также была необходима хорошая ремонтная база (в том числе близость завода-изготовителя, всё того же Кировского). К примеру, из 482 Т-28, потерянных 20-й тяжелой танковой бригадой, были восстановлены и вернулось в строй 386 танков — более 80%. По той же схеме их использовали и в годы Великой Отечественной войны на Северо-Западном и Ленинградском фронтах.
Посмотреть все упомянутые в этой статье машины можно в финском танковом музее в Парола, где экспонаты, как импортные, так и трофейные, находятся в прекрасном состоянии (кстати, Т-28 состоял на вооружении финской армии до 1951 года). В России подобной единой экспозиции нет, машины разбросаны по разным военным музеям. И хотя в 1940 году была попытка выставить трофейные финские "Рено" и "Виккерсы" в Ленинграде, экспозиция так и не была пополнена советскими машинами того же периода, да и вообще не сохранилась.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться