The Cab № В96: космическое такси из «Пятого элемента»

Помните чудесные фразы «мультипаспорт», «Бада Бум», «Что происходит, Корбен, милый» и «Где он так научился вести переговоры»? Конечно, помните. Должны помнить. Великолепный фильм «Пятый элемент» ворвался в кинотеатры планеты в 1997-м с яростью метеорита, вызвав всеобщий восторг. Наверное, не нашлось в тот год человека, которого эта картина оставила бы равнодушным (а если таковые и были, то скорее всего, отправились на съедение мангалорам). Остальной народ счастливо угорал со всего: футуристичной атмосферы, здорового юмора, актерской игры. Кино мгновенно разобрали на цитаты, а исполнителей главных ролей еще долгое время отождествляли с персонажами Лилу и Корбеном Далласом. При этом «Пятый элемент» подкинул немало загадок своим поклонникам. Я, например, жутко парился от того, что не знал, какой именно «пепелац» служил Брюсу Уиллису киношным такси. Настало время ответить на этот вопрос…

С чего все началось

Как ни странно, с комиксов. Изобретение рассказов в картинках ошибочно приписывают американцам. На самом деле, они появились в Европе, в веке этак XVI. И хотя их назначением было донесение до безграмотных жителей, городских и сельских, указов и требований высшей власти, графические новеллы прочно вошли в культурную жизнь многих стран. К примеру, во Франции bande dessinée (фр. «рисованная лента») находится на 9 по важности месте среди видов искусств, поддерживаемых государством.

Что и говорить, в Париже, городе, воспитавшим Ренуара, Пикассо и Моне, даже графические новеллы были на два порядка лучше американских комиксов (и по изобразительной части, и по текстовой). Такие художники, как Жан-Клод Мезьер и Жан Жиро еще в 30-х сделали себе имя, выпустив серию историй-вестернов о космических агентах и путешествиях во времени. Книги вроде «Blueberry», «Valerian» и «Metal Hurlant», принадлежавшие их перу, стали эталоном в своем жанре (для коллекционеров найти ранние выпуски этой графики считается теперь огромной удачей). Так была заложена основа культурного феномена, который 20 лет спустя никому не известный режиссер с парижской окраины назовет «Пятый элемент».

Наброски футуристичного Нью-Йорка от мастера авангардной графики, Жан-Клода Мезьера


Пока юный Люк Бессон служит «падаваном» киноискусств на съемочных площадках Голливуда, а в свободное время штудирует любимые комиксы, Мезьер становится участником крупнейшего совместного проекта ГДР и СССР – экранизации фантастического произведения Стругацких «Трудно быть богом» (1985 г.). Мастеру удается побывать на киносъемках в Москве и Узбекистане и сделать ряд концептуальных полотен в качестве декораций. Несмотря на трудности финансирования, полученный опыт стал для Мезьера истинным откровением. Художник не увидел готовой картины (она вышла в 1989-м), но пообещал себе, что если ему еще раз выпадет возможность поучаствовать в съемках фантастики, он ее не упустит. И когда такое предложение поступило Жан-Клоду Мезьеру от Люка Бессона, мастер согласился, не раздумывая.


Поезд метро с вертикальным ходом от Жана Жиро. Художник сделал этот набросок просто так, от скуки, и очень удивился, когда увидел его в фильме


Долгая дорога к мечте

Новеллами Мезьера и Жиро юный Люк зачитывался с детства. Тогда ребенок еще не мечтал о карьере режиссера, но мог увидеть пространство за нарисованными картинками. Ему нравилось представлять, как все эти космолеты будущего пыхтят где-то в сотнях метров над ним, а в соседней кафешке мирно трапезничают гости из далеких галактик. Оказалось, эта история прочно засела у паренька в голове: со временем Бессон даже начеркал сценарий о таксисте по имени Корбен, которому предстояло спасти Землю от Вселенского Зла. И чем старше становился Люк, тем большими подробностями обрастала эта его легенда.


Раритетные модели Peugeot 202, 302, 402 служили матчастью для художников, чьей задачей было создать автомобили будущего. По-моему, эти крошки и сейчас шикарно выглядят. Хотя злопыхатели в 37-м утверждали, что Peugeot слямзили дизайн своих флагманских моделей с Chrysler Airflow (последнее фото в ряду)


В 1977 году в прокат выходит «Новая надежда» – первый фильм знаменитого цикла «Звездные войны». Посмотрев его, Бессон окончательно утвердился в намерении снять собственный космический блокбастер. Но потребовалось еще 15 лет и съемки по меньшей мере четырех кассовых фильмов («Подземка», «Голубая бездна», «Никита», «Леон»), чтобы заслужить доверие кинокомпании Gaumont и получить соответствующий бюджет. Только когда во «французском Голливуде» подписали контракт на $90 млн., Бессон решился обнародовать свой проект, дав ему кодовое название «Zaltman Bleros».

Подготовительные работы начались в 1992-м. Первыми, кого Бессон подключил к процессу, были кумиры его детства – художники Жан-Клод Мезьер и Жан Жиро. В основу сюжета для будущего фильма был положен миф древнегреческого философа Эмпедокла о взаимодействии четырех первичных элементов: земли, воздуха, огня и воды, ответственных за таинство жизни. Угрозу этому гармоническому соединению противопоставили силы вселенского хаоса.


Из всего модельного ряда Peugeot выделялся аэродинамический прототип 402 Andreau F-Top с хвостовым стабилизатором, сконструированный Джином Андрэу в 1936-м. Всего было построено 5 таких прототипов. С их помощью специалистам компании удалось доказать, что обтекаемый кузов автомобиля способен сэкономить до 30% топлива и увеличить предельную скорость на 40%


Цитата: «Что если в другом измерении существует противоположная форма жизни, созданная из темной, отвратительной сущности зла? Энергия жизни, и эта другая, злая форма противоположны друг другу, как огонь и лед. И чем больше жизненной силы мы «производим», тем больше это беспокоит и сердит того, другого…», – Люк Бессон, режиссер.

Чтобы активировать четыре основных элемента, нужен был еще один, способный разрушить энергию зла. В фильме секретом этого оружия владела раса небесных уравнителей мондошаванов (чудаков, похожих на металлические кабачки). Хотя сам Люк Бессон неоднократно заявлял, что пятым элементом он считает непосредственно половой акт (который, как мы знаем, между главными героями все же состоялся).


Эскизы транспорта для городских улиц и их киношное воплощение


Несмотря на серьезную древнюю подоплеку, временем действия фильма является XXIII век, а местом действия Нью-Йорк – столица объединенных государств Земли. Именно за концептуализацию футуристичного города взялся мастер Мезьер. Его главной задачей было убедительно показать повседневную жизнь миллиардов людей (да-да, по мнению Бессона, в будущем земляне расплодятся до 200 млрд.) в таком мегаполисе. Поэтому вместо унылых бетонных массивов художник перенес на экран яркую цветовую гамму современного Манхэттена. Это сработало как нельзя лучше: многоуровневый город словно ожил сам собой!


Экранные персонажи и их рисованные наброски. Практически детальное сходство


Кроме именитых художников-новеллистов над проектом трудилось еще несколько десятков молодых мастеров. Перед каждым стояла особая задача – придумать собственную расу инопланетян. Наиболее убедительными получились Мондошаваны-хранители в золотых скафандрах и оборотни Мангалоры. Согласно сценарной легенде, эти злобные пришельцы объявили войну землянам, а когда оказались наголову разбиты, перешли к шпионажу, партизанщине и охоте за головами. Также на свет появилась и оперная дива Плава Лагуна – сравнивая самые невероятные эскизы друг друга, от океанической русалки до монстра а-ля Чужой, художники определили лучший образ.

«Я потратил около года лишь только на то, чтобы понять – возможно ли реализовать мою мечту, как с технической стороны, так и с финансовой. Одно дело, когда ты просто пишешь в сценарии «15 мангалоров входят в помещение», а совсем другое, когда ты должен воплотить это на экране. Поэтому сначала мы придумывали образ, а затем отдавали готовый рисунок специалистам, которые решали, как нам его делать: будет ли это графика, грим, или же вообще что-то кардинально новое. В конце концов, нам отказали все. Специалисты по графике сказали, что смогут сделать все это не меньше чем за год-два, потому что у них не было необходимых технологий. Поэтому мы и решили заморозить проект на время, чтобы потом сделать все спокойно. Тогда же я начал снимать «Леона»», – Люк Бессон, режиссер.


Редкие фото эпизодов из фильма. Жиро и Мезьер не удержались и сделали рисованную раскадровку, как если бы «Пятый элемент» был комиксом!


Корбен Даллас: из ракетчика в таксисты

Хоть технические средства были на момент съемок несовершенны, Бессон жестко придерживался сценария и редко шел на компромиссы. Он даже был готов прождать год-другой, но снять все так, как было задумано. Однако, стараниями Жана-Клода Мезьера, который изобразил улицы Нью-Йорка с его неизменными желтыми такси так, словно они вот-вот полетят, режиссер сам предложил переквалифицировать главного героя – со временем таксист перевоплотился в сотрудника ракетного завода, но под влиянием Мезьера Бессон вернулся к первоначальной идее. Это приятно удивило художника, и он начал прорисовывать летающее авто более детально.


44 — копия.jpg

Наверное, лучший постер «Пятого элемента»


Своим обликом такси будущего за номером В96 напоминает ретро-автомобили марки Peugeot 30-х годов ХХ века. Та же скошенная радиаторная решетка овальной формы, тот же приплюснутый спереди кузов с низкой крышей и окнами-амбразурами. Мезьер, конечно же, был в курсе, что такие модели, как 202, 302 и 402 были очень популярны в его родном Париже и пользовались спросом не только у публики, но и у муниципальных служб, включая такси. В те годы горбатых купе с оскаленной пастью льва на капоте было немало даже в Нью-Йорке.

– Привет, майор! Это Фигер. Ты пригнал бы свой рыдван на диагностику! Я помню, в скольких переделках мы побывали. Мне ли не знать, как ты летаешь…

– Незачем. Я теперь таксист, а не истребитель. У меня еще 50 кредитов в правах…

Главный герой, Корбен Даллас – один из шоферов будущего. Мучаясь с похмелья, он лениво потягивается в своей цельнометаллической комнатенке, похожей на кокон. Закуривает сигарету, пока кровать автоматически заправляется, зачем-то лезет в пустой холодильник, хотя знает, что похмелиться там нечем. На полке пылятся награды за доблестную службу, но толку от них давно уже нет. Быстро, по-будничному разоружив горе-грабителя джанки, караулившего за дверью, Корбен отправляется в ангар, где его ожидает потрепанная машинка с шашечками на борту. Чтобы поправить здоровье и позавтракать, ему срочно нужен клиент.


Люк Бессон: «Я придумал эту историю, когда был подростком. Тогда я даже не догадывался о том, что в будущем стану режиссером – мне просто нужен был друг, которого у меня не было, так же как братьев, сестер и даже телевизора! Поэтому в 16 лет я взял карандаш, бумагу и начал писать историю о водителе летающего такси в Нью-Йорке XXIII века. Я создал этот мир, чтобы сбежать в него из своего. Вот так все и началось»


Изнутри такси выглядит почти так же, как и 300 лет назад: тесная прокуренная кабина с кучей светящихся кнопок и плюшевыми игральными костями на зеркале. Правда, роль ключа в зажигании выполняет ID-карта, вставив которую в слот, Корбен устало вздыхает – система сообщает ему, что активных кредитов в правах всего 5 единиц. Это значит, что водительская лицензия бывшего истребителя дышит на ладан, что ему хронически не везет, и что плюшевые кости со своей задачей талисмана не справляются. Затем загорается плафон такси, Корбен жмет клавишу «Docking Lock» на приборной панели и разблокирует замок штанги электромагнитного причала. Ворота ангара открываются следом, выпуская в бурлящий машинами городской поток еще одного неудачника.




Вырулив из Южного Бронкса, таксист неспешно правит на Манхеттен. Привычным движением включив бортовые огни, Корбен хмурится – операционка его тачки безнадежно устарела, потому работает медленно и загружается долго. Даже придя в себя, система дает понять, что толку сегодня с нее немного: на табло архаичного монитора не обозначено ни одного вызова. Для «свободной охоты» у Корбена слишком мало кредитов. Но он все равно отправляется на поиски пассажиров, стараясь соблюдать ПДД, ибо знает: чтобы провести вечер сытым и дома, а не на тюремных нарах, манера его вождения сегодня должна быть ювелирной.


Несмотря на субтильную внешность, Лилу-Йовович являлась не только «девушкой с небес», но и отличным воином. Ее драка с мангалорами была даже номинирована на премию MTV. А еще она в совершенстве владела вымышленным языком древней расы мондошаванов, состоявшим всего из 400 слов. Его придумал Люк Бессон, и на съемках они общались друг с другом, как истинные «небожители»


Что было дальше

А дальше с неба в такси Корбена падает симпатичная инопланетянка Лилу, во всех смыслах пробив бедняге крышу. Это был «Большой Бада-Бум!», за которым последовало возмездие в виде копов, полное уничтожение машины Далласа и объявление его самого в розыск. Да вы и сами все знаете…

«Тот факт, что я снял «Пятый элемент» как раз перед появлением всех этих новых спецэффектов, меня очень расстроил. В то время сделать подобную работу было очень непросто. Когда мы снимали этот фильм, перед нами был лишь синий экран, и требовалась бесконечность, чтобы сделать один кадр. Сейчас же вы кладете камеру на плечо и снимаете, а затем добавляете парочку динозавров и космических кораблей. Поэтому я решил для себя, что однажды я все наверстаю и воспользуюсь новыми возможностями, чтобы снять еще один научно-фантастический фильм», – Люк Бессон, режиссер.


Дизайн корабля-курорта «Floston Paradise» был придуман Жиро еще в 1992-м и сразу же утвержден Бессоном. Этот летающий гранд-отель одинаково хорошо смотрелся бы и в космосе, и под водой. В оформлении его интерьеров художники использовали ранние барочные работы Мезьера. Особенно режиссеру нравились высокие панорамные потолки, сквозь которые видно небо



Он не преувеличивал: $80 млн. из бюджета картины были потрачены на одни лишь спецэффекты. Футуристичный город, чья жизнь бьет ключом в 30 метрах над землей, модели космических кораблей, лазерные пушки и взрывы – всего этого удалось добиться в лондонской Pinewood Studio, распахнувшей Бессону свои врата после успеха его драматического боевика «Леон». Режиссер не обошел вниманием и Digital Domain, студию визуальных эффектов Джеймса Кэмерона, участвовавшую в создании лучших кинолент 90-х («Аполлон-13», «Пик Данте», «Титаник», «Армагеддон», «Бойцовский клуб»).


Некоторые летательные аппараты Бессона намного круче тех, что показывали нам в «Звездынх войнах»



Над «Пятым элементом» трудились звезды поистине галактических масштабов, будь то художники, постановщики трюков или гримеры. К примеру, все костюмы для фильма создал авангардный кутюрье Жан-Поль Готье, а композитором выступил бессменный компаньон Люка, Эрик Серра. Подобно шелкопрядам, каждый из этих людей вплетал свой узор в сложносоставное полотно «Пятого элемента», которое, как и Лилу в рекреационной камере, обрело не только плоть, но и душу.

Каждый из статистов и актеров массовки отыграл на 110%. Но фильм был бы не тот, если бы не исполнители главных ролей. Брюс Уиллис, в привычном уже образе «Крепкого орешка», в состоянии легкой небритости, с шельмоватой улыбочкой на губах на этот раз стал спасителем не одного города, а целой галактики. Трогательная Мила Йовович являлась не просто секретным оружием древней расы, но и хрупкой девушкой, одухотворенно лепетавшей что-то на языке небес. Гэри Олдман, воплотивший в себе образ усовершенствованного Адольфа 2.0, выступил главным антагонистом картины: циничным, расчетливым, но невероятно элегантным. После выхода «Пятого элемента» на большие экраны эти герои полюбились зрителями и стали каноничными.


«Мультипаспорт». И спасение земли



«Когда Люк объяснял мне, чего хочет, он уже имел в голове детальный облик того или иного персонажа. Например, Бессон сразу же сказал мне, что Брюc должен выглядеть как герой боевика. Сказать по правде, сделать это оказалось несложно – моя задача состояла в том, чтобы показать его крутым, а он такой и есть! В случае с Гэри Олдманом была совсем другая идея – сделать его персонажа похожим на Гитлера. Я даже предложил Люку сделать ему усики, но, в конце концов, мы сошлись на бородке», – Жан-Поль Готье, французский модельер

Эпилог

Думаю, не будет спойлером заявить, что все закончилось хорошо. «Пятый элемент» заработал в прокате $264 млн., став самым крупным кинопроектом, в котором не участвовали студии Голливуда. Картина собрала вернисаж разнообразных наград за лучшую режиссуру, операторскую работу и художественное оформление, и даже была номинирована на «Оскар». Люк Бессон и Мила Йовович поженились, а у Брюса Уиллиса и Гэри Олдмана в списке их лучших ролей на одну стало больше. И мир, конечно же, снова был спасен. Но не стоит забывать, что причиной возникновения этого великолепного, взрывного, красочного кинокарнавала стала детская мечта рассказать людям хорошую историю.


93.jpg



(Лилу) – Когда видишь, что вы делаете со своей жизнью, зачем спасать ее, Корбен?

(Даллас) – Ты права, права Лилу. Но есть некоторые вещи, прекрасные вещи, которые все-таки стоит спасти. Например, любовь…


Читайте также:



Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
1 комментарий
23.02.2017 15:46
anton_ye

Если бы "Жан-Клод Мезьер и Жан Жиро еще в 30-х сделали себе имя, выпустив серию историй-вестернов о космических агентах и путешествиях во времени", то они бы не дожили до работы с Бессоном. Серия Valerian начала выходить в 1970-м году, а Blueberry в 1965-м (и к космосу отношения не имела). Metal Hurlant - это вообще не книга, а название журнала. В статье еще много подобных фактических ошибок и неточностей.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings