Овчинка выделки… стоит?
Современные машины вообще не очень ремонтопригодны – точнее, починить-то их как раз можно, но экономическая целесообразность такого действия будет под большим вопросом. Плотность компоновки, сминаемые зоны в передней и задней частях, преднатяжители и подушки безопасности, «одноразовый интерьер» – все эти факторы отнюдь не способствуют легкому и быстрому восстановлению битого автомобиля.
Вдобавок, в Европе крайне дорог ручной труд – а как ни крути, «жестянка», «рихтовка» и «малярка» требуют рук, причем достаточно квалифицированных. Вот и выходит, что не слишком новый и не особо эксклюзивный автомобиль после сколько-нибудь серьезной аварии восстанавливать нет никакого резона – себе дороже выйдет.
Именно поэтому в странах Западной Европы на кузовном ремонте нередко специализируются эмигранты из восточноевропейских стран, которые не только умеют работать руками, но и согласны на меньшую оплату, чем «чистые» европейцы. Выходцы из Турции, Албании или стран СНГ нередко способны в кустарных условиях «подшаманить» машину, придав ей малыми средствами товарный вид. Конечно, западный покупатель на такой «муляж» вряд ли поведется, но предлагающаяся по сходной цене техника всегда находит своего клиента.
Второй вариант – продажа автомобиля в битом виде. Благодаря единому экономическому пространству в рамках Европейского союза жители многих стран восточной Европы приобретают попавший в ДТП автомобиль и привозят его к себе на родину «под восстановление». Время от времени этот бизнес принимает прямо-таки промышленные масштабы – из стран Прибалтики или Польши в Германию или бывшие страны Бенилюкс тянутся целые караваны автовозов, которые затем должны доставить этот «шрот» поближе к месту ремонта и «ареалу» проживания потенциальных покупателей.
Предприимчивые кустари чинят битые автомобили понятными методами – с помощью органики и палок. Для восстановления формы широко используется полиэфирная шпатлевка – она позволяет вывести относительно ровную поверхность даже там, где её нет в принципе. Проёмы и зазоры выставляются «на глазок».
В ход идут все методы, вплоть до подкладывания гаек и шайб под петли дверей или намеренной деформации элементов крепления для того, чтобы дверь или крыло чисто визуально «встали на место».
У рамного автомобиля нередко после крупного ДТП с донора берут кузов в сборе |
Разумеется, элементы крепления фар, бамперов и других деталей также изобретаются «по месту» и из подручных материалов. Строительные скобы, планки, саморезы, армирующая сетка – «кудесники» готовы использовать что угодно, лишь бы автомобиль выглядел относительно целым.
Даже в случае серьезного ДТП или, что еще хуже, переворота, большинство деталей восстанавливается до последнего.
Конечно, в безвыходной ситуации приходится брать искомую деталь «на разборке», но ведь это стоит денег!
Именно поэтому если машину готовят на продажу (а её именно для этого и покупали за копейки), никто не будет покупать комплектующие, если «родную» «кузовщину» можно отрихтовать, зашпатлевать и даже заклеить.
Наклейка – наивная надежда скрыть повреждение ЛКП. Измочаленный подкрылок при ремонте могут оставить «как есть» |
У «перевертышей» возникает проблема со стойками крыши – как правило, они деформированы и утратили жесткость.
Не беда: даже если донорской детали нет, панель крыши можно «закрыть» все той же шпатлевкой, а сами стойки… правильно, вылепить. Без шуток – толщина «композита» может достигать нескольких сантиметров! Понятно, что толщиномером такая поверхность «биться» не будет в принципе, но ведь покупатели недорогой и не слишком дорогой иномарки обычно не обременены подобным оборудованием, как и не имеют много свободного времени. Взглянув «на глазок», увидеть подобную «лепнину» не всегда можно, ведь скульпторы гаражной лиги своё дело знают.
Думаете, мы нагнетаем? Ничуть – увидеть «адский трэш» можно при покупке не только какого-нибудь «овоща» В-класса, но даже в том случае, если вы «замахнулись» на Его Величество Bentley!
Правда, стоит задуматься, почему он продаётся по цене нового среднеразмерного кроссовера и при этом стоит в одном ряду с «плебейскими» малолитражками.
Проблема на проблеме
В Восточной Европе часто «за копейки» можно приобрести машину, битую сильным градом. Она не утратила своих характеристик, но полностью потеряла товарный вид.
Несмотря на существование так называемой ПДР-технологии, в большинстве случаев «гаражники» не мудрствуют лукаво и просто «перетягивают» горизонтальные поверхности толстым слоем «шпатли». Это плохо по двум причинам – во-первых, она может банально треснуть из-за перепадов температур и неоднородности покрытия, а во-вторых, под шпатлевкой, как правило, вовсю протекает коррозия, о чем незадачливый владелец может узнать лишь тогда, когда крыша или капот уже сгнили напрочь! Ведь иногда бывает так, что достаточно тронуть небольшой пузырь на ЛКП, как обнажается огромная язва – проржавевший практически насквозь металл!
Устранение мелких повреждений в Европе обходится очень дорого. Поэтому многие на них «забивают» |
Это и есть вторая проблема автомобильных кузовов – коррозия. Даже если машина не попадала в серьезные ДТП, она может банально сгнить.
Особенно если кузов не оцинкован, или автомобиль попадал в аварию и был некачественно восстановлен по описанной выше схеме. Конечно, по-хорошему со ржавчиной нужно бороться путем удаления пораженных фрагментов – то есть просто вырезать гнилые куски и вварить ремонтные латки. На практике же так никто не делает – долго, дорого и хлопотно. Гораздо проще выровнять поверхность и просто «залепить» дыры все той же шпатлевкой.
В девяностые годы доходило до смешного: на машинах, пригнанных из Словении, Боснии и других югославских республик, колесные арки и пороги могли быть полностью вылеплены из шпатлевки. Её накладывали на марлю, тряпки, а то и просто газеты.
И горе тому владельцу такой машины, который решил зачистить точечную коррозию или просто обновить покрытие на порогах или крыльях. Бывало, тронешь арку и… проваливаешься в не совсем уже скрытую полость!
Не стоит считать, что в новом веке от подобного «изобразительного искусства» совсем отказались. К примеру, на BMW в кузовах E36/E39 нередко сгнивают пороги.
Чтобы визуально восстановить «статус-кво», на поверхность крепят армирующую основу (мелкую сетку, например), а уже на неё «клеят» имитацию детали. Дальше – дело техники: шлифовка, грунтовка, окраска и полировка. На первый взгляд (а второго в момент покупки просто не будет!) деталь смотрится вполне живой. Ну а потом…
Обычно в аварии страдают не только кузовные детали, но и компоненты систем активной и пассивной безопасности. Большинство автомобилей 10 лет и младше оснащены подушками безопасности – как минимум водительской и пассажирской.
Если автомобиль «затотален», или от него избавился первый владелец, нечистые на руку дельцы могут «забыть» о том, что при ремонте нужно приобрести и установить дорогостоящие подушки безопасности, преднатяжители ремней и другие компоненты. Зачем тратиться? Достаточно заменить (или зашить) стрельнувшую накладку на руле и панели приборов, после чего «погасить» индикатор неисправности системы SRS в комбинации приборов.
А потом незадачливый покупатель удивляется, почему ремни «намертво затянуты» в центральные стойки, а «торпеда» щедро отделана так называемой экокожей. Ответ один – автомобиль наспех и абы как восстановлен после ДТП. Нередко поврежденные детали интерьера (например, дверную обивку) заменяют элементами от такого же автомобиля, но в другой комплектации. При этом может не совпадать по рисунку тканевая обивка или отличаться узор деревянных накладок, а внутренняя «инфраструктура» двери (мотор и механизм подъема стекла, блокировка замков, регулировка зеркал) либо вообще неработоспособны, либо работают чисто формально.
Для придания автомобилю товарного вида его обязательно довольно хорошо красят. Виртуозы малярного дела умудряются даже в абсолютно «нестерильных» с точки зрения профессионального маляра условиях обеспечить поверхности качественный блеск и минимум мусора, а дефекты окраски (потеки, напыл и оплывы, избыточная шагрень и песок) устраняются грубой механической полировкой. Ею же скрываются переходы между «родной» и ремонтной красками.
Конечно, лакокрасочное покрытие, нанесенное в «гаражно-подвальных» условиях, по своему качеству далеко от заводского. Поэтому уже через несколько месяцев краска может изменить оттенок, начать резко выгорать, желтеть, отслаиваться, облезать и просто шелушиться. Особенно характерно это для металлизированных многокомпонентных поверхностей, где база закрывается лаком.
Еще одна проблема – если машину почти полностью «перетянули» шпатлевкой и перекрасили перед продажей, через некоторое время полимерный состав может дать «усадку», и на поверхности появятся каверны, волны и другие неровности. Ну а попытка исправить ситуацию с помощью полировки приведет к тому, что «неродное» покрытие банально отвалится, обнажив то, что продавцы так тщательно скрывали!
Увы, это касается как 15-летних автомобилей, продающихся по цене черного лома, так и относительно дорогих и свежих машин, где соблазн «экономии» особенно велик. Ведь если дельцы смогут придать автомобилю товарный вид при минимальных затратах на восстановление авто после ДТП, вся дельта разницы останется в их кармане.
Как быть?
Как избежать всего, о чем мы рассказали в этом материале-«ужастике»? Очень просто: не гоняться за дешевизной по методу попа из сказки про Балду. Ведь в Европе продаются отличные автомобили – с известной сервисной историей и прозрачным прошлым.
Ну а в случае, если свежепригнанный автомобиль приобретается у нас, нужно смотреть в оба и помнить о том, что в мире есть много идеалистов и романтиков, но еще больше – лгунов и обманщиков. Если вы приобретаете подержанный автомобиль у незнакомого человека или непонятного юрлица где-нибудь в Польше, лучше быть скептиком и пессимистом. И главное, нужно помнить: в этом бизнесе нет филантропов, но полно шарлатанов и авантюристов, которые зарабатывают только на обмане наивного покупателя.
К слову, в последнее время подобным грешат и «родимые» «перекупы», причем в их рядах замечены даже женщины! Поэтому, как говорится, смотрите в оба.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Отличная статья! Все эти ужасы, действительно, реальны... Тем интереснее, регулярно слышать восторженные комментарии обывателей, о какой-нибудь BMW E46 без пробега по нашим дорогам и за малые деньги - дескать, можно же найти хорошее авто не переплачивая! Чем думают, все эти люди, сказать трудно... Пока же очевидно одно - фраза: " Без лоха и жизнь плоха" - еще долго не утратит своей актуальности...
Покупали брату ВАЗ 2107... Мать-перемать!!! Каждая 3-я - битая, притом владелец кричит, что "муха не сидела"... Ага, а лонжерон со сварными швами на не заводских местах. Сплошными швами... Краска, даже если в тон выведена, то по шагрени видно - крашена. Без толщиномера всё понятно даже. Ну и попытки выдать 170 тыс за 70, когда педали затерты, кресла под чехлами в дырах, а руль уже "пористый". Бгг. Но больше всего меня поражают владельцы авто, где были мелкие "бытовые дтп". Ну притерли тебе крыло, обе двери, вмятин не было, только глубокие царапины, ты покрасил борт весь. Ну так и скажи, блин. Нет, до последнего упирается)))
Ну а кому охота в цене терять)
Так ему тыкаешь, что мол вот, вот и вот косяк, видно что крашена. А тебе в ответ: "Да не битая, с завода так покрашена!"